Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Правовая культура и правовое воспитание в системе правоохранительных органов




В данном вопросе важно отметить, что правовое воспитание, а также иные правовые категории (правосознание, правовая культура) сотрудников правоохранительных органов и должностных лиц органов власти выделяется в отдельный список по ряду причин. Это: наличие соответствующего объема прав и обязанностей, соприкосновение с различными общественными отношениями, главным образом при их нарушении, повышенные требования профессионального характера, предъявляемые к данной группе и др.

Действия должностных лиц органов власти и сотрудников правоохранительных органов должны в первую очередь подвергаться корректировке, контролю, обогащению новыми правовыми идеями. Содержанием правового воспитания здесь должно являться повышение уровня знаний о государстве и праве, законности, правах и свободах личности. Верно замечено, что объектом активного взаимодействия с правом на данном уровне может и должно быть международное право, современные тенденции мирового права.[35]

Справедливо отмечено, что правовое воспитание существует общее и специальное. [36] Представляется, что последнее должно быть присуще именно в отношении данных категорий: должностных лиц органов власти и сотрудников правоохранительных органов. Это означает настоятельную необходимость в создании специальных научно-исследовательских институтов, социальных программ профессионального характера, направленных на повышение эффективности деятельности в области права государственных органов. В современных условиях возникает потребность в создании внутригосударственных органов, занимающихся данными вопросами, повышение ответственности должностных лиц перед обществом.

Суммируя вышесказанное, важно заметить, что процесс формирования профессиональной правовой культуры и правосознания сотрудников правоохранительных органов, в том числе ОВД, включает в себя следующие элементы:

1. Воспитание у сотрудников ОВД стремления к саморазвитию и самосовершенствованию.

2. Формирование у сотрудников ОВД жизненных целей и моральных идеалов, лежащих в основе программы совершенствования и являющихся мощными побудительными силами и мотивами правоохранительной деятельности.

3. Привитие сотрудникам необходимых нравственных и правовых знаний, выработку у них практических умений и навыков.

4. Воспитание самосознания и способности к объективной моральной оценке сотрудниками своей профессиональной деятельности.

5. Развитие привычек волевого саморегулирования в психологически сложных ситуациях оперативно-служебной деятельности.

6. Активное использование личного примера высоко этического, нравственного поведения руководителя подразделения, являющегося важнейшим побудительным мотивом профессионализации и гуманизации служебной деятельности и одним из основных компонентов модели правовой культуры и правосознания сотрудника правоохранительных органов.

7. Важно учитывать особые формы и методы правового воспитания сотрудников правоохранительных органов, необходимо проведение специального изучения данного процесса, результатов.

Все вышеперечисленные обстоятельства так или иначе затрагивают качество профессиональной деятельности сотрудников правоохранительных органов. Здесь профессиональная деятельность сотрудников во многом сопряжена со специальными условиями в которых данная работа реализуется. Так, например, В.Н. Опарин справедливо отмечает, что «вопросы применения физической силы и специальных средств относятся к числу наиболее острых и сложных для восприятия как общественным сознанием, так и самими сотрудниками органов внутренних дел».[37] Здесь немаловажное значение приобретает значение правовое воспитание. Кроме того, этот механизм повышения уровня правосознания необходим при верной реализации сотрудниками специальных правовых положений, например, Закона РФ от 1991 «О милиции».[38]

 


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В итоге следует заключить, что все рассмотренные категории: правосознание, правовая культура, правовое воспитание – тесным образом взаимосвязаны между собой. Более того, эта взаимосвязь касается и других категорий, таких как правовая активность граждан, правовой порядок, законность, юридическая практика, механизм правового регулирования.

Важно заметить, что качественное состояние и уровень развития рассмотренных категорий являются одним из главнейших показателей развития и эффективности функционирования и таких основополагающих институтов как правовое государство, гражданское общество, демократия, конституционализм.

Наряду с этим в данном процессе человеку отведено главнейшее место. При становлении и развитии правосознания и правовой культуры, важно учитывать человеческий фактор, содержательные аспекты человеческой деятельности. Более того, здесь будет совершенно правильным учитывать российское сознание, менталитет, особенности исторического характера развития тех или иных социально-корпоративных групп населения, общества в целом.

При обращении внимания на правовую культуру, правосознание, правовое воспитание, а также иные правовые категории, относительно специальных групп общества (сотрудники правоохранительных органов, служащие государственных органов и др.) следует находить особый набор приемов и методов, проводить специальную работу в данном направлении со стороны государства.


ЛИТЕРАТУРА

1. Аминов, И. И.Правовое воспитание и правосознание /И. И. Аминов.//Вестник Московского университета МВД России. - 2007. - № 1.

2. Баранов П.П. Профессиональное сознание работников органов внутренних дел./ П.П. Баранов. – М., 1991.

3. Графский, В. Г. Общая теория права П. А. Сорокина. На пути к интегральному (синтезированному) правосознанию / В.Г. Графский // Государство и право. – 2000. – № 1.

4. Грачев, В.С. Правовая культура как субъективный фактор реализации права: Автореф. дис. … к.ю.н. / В.С. Грачев. – СПб, 1996.

5. Егорова, М.С. Доступ граждан к правовой информации как условие развития правосознания и формирования правовой культуры (по материалам международных круглых столов) / М.С. Егорова. // Государство и право. 2001, № 9.

6. Затонский, В. А.Правовой менталитет, правосознание и правовая активность граждан в контексте повышения эффективности российской государственности /В. А. Затонский.//Право и политика. -2007. - № 6.

7. Иванов, А.А. Справочник по теории государства и права. Основные категории и понятия / А.А. Иванов. - Изд-во: Экзамен, 2006.

8. Ильин, И.А. О сущности правосознания / И.А. Ильин. – М., 1993.

9. Козаков В.Н., Монахов В.П. Правосознание: природа, содержание, логика/ В.Н. Козаков, В.П. Монахов // Государство и право. 2002, № 3.

10. Кудрявцев, В.Н. Идеология, культура, нравственность и проблемы преступности / В.Н. Кудрявцев// Духовность. Правопорядок. Преступность: Материалы научно-практической конференции (28 марта 1996 г.). – М.: Академия МВД РФ, 1996.

11. Кузнецов Э.В., игумен Вениамин (Новик). Кризис современного правосознания // Правоведение. – 1994. – № 3.

12. Малюткин, А. В.Правовые мнения, правовые верования, правовые привычки и предрассудки, предубеждения, стереотипы правосознания - как устойчивые элементы правовой психологии /А. В. Малюткин.//Право и государство. -2007. - № 3.

13. Мартышин, О.В. Национальная политическая и правовая культура в контексте глобализации / О.В. Мартышин// Государство и право. 2005. № 4.

14. Матузов, Н.И. Правовой нигилизм и правовой идеализм как две стороны “одной медали”/ Н.И. Матузов // Правоведение. – 1994. – № 2.

15. Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права. / Н.И. Мазутов, А.В. Малько. – М.: Юристъ, 2006.

16. Мустафина, О. Р. (Ольга Рудольфовна), студентка вечернего отделенияПравовая культура: Понятие и структура: Выпускная квалификационная работа /О. Р. Мустафина; Науч. рук. Д. И.Луковская; Рецензент С. В. Волкова; Санкт-Петербургский государственный университет. Юридический факультет. Кафедра теории и истории государства и права. - СПб.,2007.

17. Навальный, С.В. Электорально-правовая культура: вопросы теории и практики: Автореф. дис. … к.ю.н. / С.В. Навальный. – Нижний Новгород, 1999.

18. Нерсесянц, В.С. Национальная идея России во всемирно-историческом прогрессе равенства, свободы и справедливости. Манифест о цивилизме / В.С. Нерсесянц. – М.: Издательство НОРМА, 2000.

19. Окара, А.Н. Правосознание – центральная категория философии права И.А. Ильина / /А.Н. Окара.// Государство и право. – 1999. – № 6.

20. Органы внутренних дел и российское общество: этические и правовые аспекты обучения сотрудников милиции: Учеб. пособие. – Волгоград: Делегация комиссии Европейских сообществ в Российской Федерации; ВЮИ МВД России, 2000.

21. Певцова, Е.А. Формирование правового сознания школьной молодёжи: состояние, проблемы и перспективы / Е.А. Певцова // Государство и право. 2005. № 4.

22. Сачков, В. Н.Профессиональное правосознание - основа правомерного поведения сотрудников милиции /В. Н. Сачков.//Российский следователь. -2007. - № 9.

23. Тепляшин, И.В. Правовая культура и правовая активность сотрудников правоохранительных органов как основной фактор достижения положительного результата в борьбе с преступностью // Актуальные проблемы борьбы с преступностью в Сибирском регионе: Сборник материалов научно-практической конференции. Часть 1. / И.В. Т епляшин – Красноярск: Сибирский юридический институт МВД России, 2001.

24. Фабрика, И. В. Аксиологическая сущность правосознания личности:Теоретический аспект: Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук. Специальность 12.00.01 - Теория и история права и государства; История учений о праве и государстве /И. В. Фабрика; Науч. рук. А. Н. Бабенко. - Челябинск,2007.

25. Хабибулин А.Г., Рахимов Р.А. Государственная идеология: к вопросу о правомерности категории // Государство и право. – 1999. – № 3.

26. Ягофаров, Д.А. Правовая активность личности в профилактике правонарушений: сущность, особенности, стимулирование: Автореф. дис. … к.ю.н. / Д.А. Ягофаров – М., 1991.

 


[1] См.: Макуев Р.Х. Теоретические аспекты эволюции права и личности в канун ХХI века / Личность и право в канун ХХI века: Материалы научно-практической конференции, 29-30 июня 1995 г. – Орел: Высшая школа МВД РФ, 1995. – С. 8; Основы государства и права: Учебное пособие. – Ростов-на-Дону: Изд. «Феникс», 1995. – С. 102.

[2] Макуев Р.Х. Там же. – С.9.

[3] Лукашева Е.А. Социалистическое правосознание и законность. – М.: Юридическая литература, 1973. – С. 290.

[4] Сапун В.А. Теория государства и права в схемах, определениях, комментариях. Учебное пособие. – Владивосток: Дальневосточный университет, 1986. – С. 84.

[5] Аграновская Е.В. Личность и правовая культура // Советское государство и право. – 1981. - № 12. – С. 137.

[6] См., напр.: Шафиров В.М. Реализация права и правовая активность граждан // Актуальные вопросы правоведения на современном этапе: Сборник статей / Отв. ред. В.Ф. Волович. – Томск: Томский университет, 1986. – С. 24; Гойман В.И. Формирование правовой активности личности как составная часть коммунистического воспитания: Монография. – М.: Высшая школа, 1988. – С. 127-145; Навальный С.В. Электорально-правовая культура: вопросы теории и практики: Автореф. дис. … к.ю.н. – Нижний Новгород, 1999. – С. 24.

[7] См.: Фарбер Е.И. Правосознание как форма общественного сознания. – М.: Юридическая литература, 1963. – С. 166.

[8] См.: Мещерякова А.В. Правовая психология курсантов вузов МВД России и факторы ее формирования // Юристъ-Правоведъ. – 2001. – № 1. – С. 8.

[9] См.: Байтин М.И. О принципах и функциях права: новые моменты // Правоведение. – 2000. – № 3. – С. 5.

[10] Яновский Р.Г. Гражданское общество и безопасность России: проблемы и вызовы // Проблемы становления гражданского общества в России: Тезисы докладов и материалы научно-практической конференции (25-26 апреля 1996 г.). – Красноярск: Красноярская ассоциация социологов, Центр исследований, 1996. – С. 35.

[11] Кудрявцев В.Н. Идеология, культура, нравственность и проблемы преступности / Духовность. Правопорядок. Преступность: Материалы научно-практической конференции (28 марта 1996 г.). – М.: Академия МВД РФ, 1996. – С. 57.

[12] См., напр.: Кононенко Б.И. Высокая правовоая культура как необходимое условие построения правового государства / Юбилейный сборник научных трудов Московской академии МВД России. – М.: Московская академия МВД России, 2000. – С. 5-12.

[13] См.: Володин А.Г. Гражданское общество и модернизация в России. (Истоки и современная проблематика) // Политические исследования. – 2000. – № 3. – С. 116.

[14] Мамут Л.С. Народ в правовом государстве. – М.: Издательство НОРМА, 1999. – С. 136.

[15] Землин А.И. Правовая культура современной российской молодежи // Основы государства и права. – 1999. – № 6. – С. 55.

[16] См.: Демин В.В. Проблема совершенствования правовой культуры // Личность и право в канун XXI века: Материалы научно-практической конференции, 29-30 июня 1995 г. – Орёл: Высшая школа МВД РФ, 1995 – С. 66-67.

[17] См.: Копейчиков В.В., Бородин В.В. Роль правовой культуры в формировании социалистического правового государства // Советское государство и право. – 1990. – № 2. – С. 28.

[18] Аграновская Е.В. О понятии и компонентах правовой культуры личности / Право и правотворчество: Вопросы теории. – М., 1982. – С. 82.

[19] См.: Баранов П.П., Денисенко В.В. Правосознание в генезисе административно-деликтных отношений // Юристъ-Правоведъ. – 2001. – № 1. – С. 19.

[20] См.: Кононов А.М. Роль и место органов местного самоуправления в осуществлении охраны общественного порядка (Вопросы теории и практики) // Государство и право. – 1997. – №12. - С.35.

[21] См.: Глебов И.Н. Глобализация права // Юбилейный сборник научных трудов Московской академии МВД России. – М.: Московская академия МВД России, 2000. – С. 14.

[22] См.: Сапун В.А. Теория государства и права в схемах, определениях, комментариях. Учебное пособие. – Владивосток: Дальневосточный университет, 1986. – С. 85.

[23] Шафиров В.М. Правовая активность граждан в развитом социалистическом обществе: Учебное пособие. – Красноярск: Красноярский государственный университет, 1982. – С. 49.

[24] См.: Комаров С.А., Хабибулин А.Г. Правовое социалистическое государство // Правовое государство: проблемы формирования: Сборник статей. – Красноярск: Красноярский университет, 1991. – С. 27.

[25] Глисков А., Садовский М. О социалистических пережитках в преподавании права детям // Правозащитник. – 1998. – № 3. – С. 6.

[26] Там же. – С. 11.

[27] Имеется ввиду, в первую очередь, естественные права.

[28] Гайнер М. Подростки и правовое образование // Правозащитник. – 1998. – № 3. – С. 13.

[29] См.: Профессия социальный педагог // Правозащитник. – 1998. – № 3. – С.108-109.

[30] См.: Антонов В.В. Младшим школьникам о всеобщей декларации прав человека // Основы государства и права. – 2000. – № 6. – С. 61-69; Коношенкова Л.И. Права человека. Разработка интегрированного урока по обществознанию (9 класс) // Основы государства и права. – 2000. – № 6. – С. 70-72 и др.

[31] См.: Правовое воспитание молодежи / Н.И. Козюбра, В.В. Оксамытный, П.М. Рабинович и др. – Киев: Наукова думка, 1985. – С. 126-127.

[32] Козюбра Н.И., Оксамытный В.В. Гойман В.И. Формирование правовой активности личности как составная часть коммунистического воспитания // Советское государство и право. – 1990. – № 2. – С. 146.

[33] Мамут Л.С. Народ в правовом государстве. – М.: Издательство НОРМА, 1999. – С. 136-137.

[34] Шафиров В.М. Правовая активность граждан в развитом социалистическом обществе: Учебное пособие. – Красноярск: Красноярский государственный университет, 1982. – С. 60.

[35] См.: Глебов И.Н. Глобализация права // Юбилейный сборник научных трудов Московской академии МВД России. – М.: Московская академия МВД России, 2000. – С. 14.

[36] См.: Сапун В.А. Теория государства и права в схемах, определениях, комментариях. Учебное пособие. – Владивосток: Дальневосточный университет, 1986. – С. 85.

[37] Опарин В.Н. Применение милицией физической силы и специальных средств: Лекция. – Омск: Юридический институт МВД России, 1996. – С. 3.

[38] См.: Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. – 19991. – № 16. – С. 503.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 1296; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.