Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Природа лидерства




Феномен лидерства коренится в самой природе человека и общества. Явления, во многом схожие с лидерством и на­зываемые «протолидерством», встреча­ются в среде животных, ведущих коллективный, стадный образ жизни, например в стадах обезьян или оленей, в волчьих стаях и т.д. Здесь всегда выделяется наиболее сильная, достаточно ум­ная, упорная и решительная особь — вожак, руководящий стадом (стаей) в соответствии с его неписаными законами, которые дик­туются взаимоотношениями со средой и являются биологически запрограммированными.

Лидерство основывается на определенных потребностях слож­но организованных систем. К ним относится прежде всего потреб­ность в самоорганизации, упорядочении поведения отдельных эле­ментов системы в целях обеспечения ее жизненной и функцио­нальной способности. Такая упорядоченность достигается благодаря вертикальному (управление — подчинение) и горизонтальному (разделение тру­да и кооперация) распределению функций и ролей, и прежде все­го выделению управленческой функции и осуществляющих ее структур, которые для своей эффективности обычно требуют иерар­хической, пирамидальной организации. Вершиной такой управ­ленческой пирамиды и выступает лидер (протолидер).

Четкость выделения лидирующих позиций зависит от типа об­щности, составляющей систему, и ее взаимоотношений с окру­жающей средой. В системах, характеризующихся низкой групповой интеграцией и высокой степенью автономии и свободы различ­ных элементов и уровней организации, функции лидера выраже­ны слабо. По мере же усиления потребностей системы, самих лю­дей в сложно организованных коллективных действиях и осозна­ния этих потребностей в форме коллективных целей необходимость выделения функций лидера и его структурного обособ­ления повышаются.

В малых группах, основанных на непосредственных контактах их членов, институциализация лидирующих позиций может не происходить. Здесь на первый план выдвигаются индивидуальные качества личности, ее способность объединить группу, повести ее за собой. В крупных же объединениях, эффективность коллектив­ных действий которых требует четкой функционально-ролевой дифференциации и специализации, а также оперативности управ­ления и жесткости подчинения, институциализация и формализа­ция (официальное закрепление) лидирующих позиций, наделе­ние их сравнительно большими властными полномочиями обяза­тельны.

Именно к такому типу объединений относится современное производство. В нем преследуются определенные, достаточно ста­бильные цели, реализация которых требует слаженности действий многих людей, их координации и регулирования на основе разде­ления труда. В силу этого в трудовых организациях обязательна ин­ституциализация лидерства, его преобразование в руководство, которое, опираясь на властные позиции, выходит на передний план управления.

Анализ природы лидерства показывает, что оно проистекает из определенных потребностей людей и их объединений) которые и при­званы удовлетворять лидеры.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 368; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.