Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Принципы формирования интегрального интеллекта




1. Принцип гетерогенности - неоднородность по творческому потенциалу и характерам членов команды.

Неоднородность может быть различной. Иногда она рождает бесконечные конфликты, иногда дает эффект взаимоусиления и гармонии творческих потенциалов.

Типы творческих индивидуальностей:

Пионер (проблемщик) – способный:

· раньше других увидеть проблему и сформулировать ее;

· мыслить проблемно, т. е. во всем искать противоречия.

Энциклопедист – способный быстро находить аналоги рассматриваемой проблеме в различных отраслях знаний. Это позволяет:

· делать сравнительный анализ,

· определять парадигмы решения проблемы,

· строить гипотезы,

· формировать нетрадиционные подходы,

· мотивировать научную полемику.

Генератор идей(концептолог) – способный:

· выдвигать идеи,

· конструировать концепцию,

· объединять различные виды исследовательской деятельности.

Энтузиаст - заряжает других оптимизмом и уверенностью в успехе.

Скептик("зануда"):

· всегда сомневается в успехе,

· охлаждает пыл в непродуманных действиях,

· может оградить от авантюрных действий.

Прогнозист – егофункции:

· предвидеть последствия,

· определять тенденции,

· просчитывать различные варианты.

Информатор:

· собирает и классифицирует информацию,

· оберегает от повторения пройденного,

· способствует поиску новых полей поиска решения проблемы.

Эстет, ищущий изящные идеи и решения. Его главными критериями является красота, гармония. Конечно, "красота" не научное понятие, но оно и не так далеко от науки, как это иногда кажется. Удачная идея или мысль всегда красива, она доставляет эстетическое удовольствие. (Антонов: «Некрасивый самолет не полетит»).

Психолог создает психологическую атмосферу для эффективной исследовательской деятельности.

Независимый - любит работать индивидуально и самостоятельно. Изучает чужие идеи, но ищет свои.

Переводчик это человек, способный в силу своей квалификации, опыта, особенностей мышления, образования просто, доходчиво и предельно верно объяснить проблему специалистам разных областей знаний.

Разработчик, склонный доводить результаты исследований до завершения.

Есть английская пословица: " Дьявол кроется в мелочах и деталях ". Действительно, иногда детали могут разрушить всю концепцию. Именно разработчикам приходится иметь дело с деталями.

Реализатор - "привязывает" результаты исследований к конкретным условиям и добивается их практического применения.

Перечисленные типы личностей в коллективном интеллекте не обязательно должны выступать в виде отдельного человека по каждому из этих типов (да и людей в чистом виде принадлежащих к определенному типу в реальной жизни не существует).

Эта типология может рассматриваться как комплекс функций, из которых складывается коллективный интеллект.

2. Принцип деятельной совместимости - исследователи должны быть способны работать вместе даже с не импонирующими им людьми.

Совместимость людей может по-разному проявляться в различной обстановке (отдых, работа и т.д.).

Совместимость часто определяется:

· характером работы,

· условиями работы,

· особенностями группы.

В этом случае, может быть, правильнее было бы говорить не о совместимости как таковой, а о срабатываемости, которая является следствием умения человека управлять собой, своими отношениями с людьми ради определенных целей. Это и является деятельной совместимостью.

Она определяется не только чертами характера, но и:

· опытом,

· этикой,

· культурой,

· воспитанием,

· организационной обстановкой,

· мотивированием взаимопонимания, доброжелательства, терпимости.

3. Принцип рационального сочетания формальной и неформальной организации деятельности. В творческих группах часто большую роль играет неформальная организация. Она:

· дает необходимую раскованность в проявлении способностей,

· рождает атмосферу доверия и доброжелательства,

· позволяет гибко реагировать на изменения и новые идеи.

4. Принцип перманентности - непрерывность и ритмичность ведения исследовательской деятельности. Это принцип жизненной силы коллективного интеллекта. Он включает также и необходимую ротацию исследователей и исследований.

5. Принцип имитации. – способность воспроизводить подход и мышление других членов группы.

Организационно-технологические принципы деятельности интегрального интеллекта

1. Принцип научного равенства значимость, ценность, истинность и практическая применимость идей должны оцениваться независимо от того, кем и при каких обстоятельствах они высказаны (без учета возраста, должности, звания, научной степени и пр.).

2. Принцип консультативности. В совместной исследовательской деятельности необходим свободный выбор консультантов и консультации.

3. Принцип творческой активности - предоставление каждому права на самостоятельную творческую деятельность.

4. Принцип организации ресурсов - их распределение и сочетание по назначению, структуре, величине и времени.

5. Принцип конструктивной критичности. возможна и полезна критика идей, способствующая:

· поиску новых аргументов,

· уточнению формулировок,

· грамотной коррекции позиции,

· обогащению поиска.

Но недопустима критика:

· амбициозная,

· бездоказательная,

· не идей а человека,

· убивающая инициативу и энтузиазм.

6. Принцип сочетания локального и общего обсуждения проблем - гармония индивидуальности и коллективности.

7. Принцип мысленного экспериментированияпо ошибочным, абсурдным, сомнительным вариантам решений. Ошибки и фантастические варианты иногда являются импульсом к поиску и определению рациональных решений.

8. Принцип минимального контроля. Контроль необходим лишь для своевременных корректировок исследования и для обратной связи. Но недопустим контроль являющийся сдерживающим фактором творческой деятельности.

9. Принцип формирования психологического комфорта исследования - формирование атмосферы творческой работы, раскачивания мысли, снятия психологических ограничений, мотивирования поиска, самостоятельности.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 952; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.