Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Пути и способы сохранения мотивации учащейся молодежи




Методы мотивации и повышения уровня познавательной активности учащихся и студентов

 

Интерес во всех его видах и на всех этапах развития характеризуется: положительной эмоцией по отношению к деятельности; наличием познавательной стороны этой эмоции; наличием непосредственного мотива, идущего от самой деятельности [28].

В процессе обучения важно обеспечивать возникновение положительных эмоций по отношению к учебной деятельности, к ее содержанию, формам и методам осуществления. Эмоциональное состояние всегда связано с переживанием душевного волнения: отклика, сочувствия, радости, гнева, удивления. Именно поэтому к процессам внимания, запоминания, осмысливания в таком состоянии подключаются глубокие внутренние переживания личности, которые делают эти процессы интенсивно протекающими и от того более эффективными в смысле достигаемых целей.

Одним из приемов, водящих в метод эмоционального стимулирования учения – прием создания на уроке ситуаций занимательности – введение в учебный процесс занимательных примеров, опытов, парадоксальных фактов.

В роли приема, входящего в методы формирования интересов к учению, выступают и занимательные аналогии например, при рассмотрении подъемной силы крыла самолета проводятся аналогии с формой крыльев птицы, стрекозы [13].

Эмоциональные переживания вызывают путем применения приема удивления. Необычность приводимого факта, парадоксальность опыта, демонстрируемого на уроке, грандиозность цифр – все это неизменно вызывает глубокие эмоциональные переживания у студентов.

Одним из приемов стимулирования является сопоставление научных и житейских толкований отдельных природных явлений [15].

К методам стимулирования и мотивации учения относятся создание ситуации познавательного спора. Спор вызывает повышенный интерес к теме. Некоторые педагоги умело используют этот метод активизации учения. Они, во-первых, используют исторические факты борьбы различных научных точек зрения по той или иной проблеме. Включение студентов в ситуации научных споров не только углубляют их знания по соответствующим вопросам, но и невольно приковывает их внимание к теме, а на этой основе вызывает новый прилив интереса к учению.

Учебные дискуссии преподаватели создают и в момент изучения обычных учебных вопросов на любом уроке. Для этого специально предлагается обучающимся высказать свои мнения о причинах того или иного явления, обосновать ту или иную точку зрения.

Создание ситуаций успеха в учении. Одним из действенных приемов стимулирования интереса к учению является создание в учебном процессе ситуаций успеха у студентов, испытывающих определенные затруднения в учебе. Известно, что без переживания радости успеха невозможно по- настоящему рассчитывать на дальнейшие успехи в преодолении учебных затруднений. Ситуации успеха создаются и путем дифференциации помощи студентам в выполнении учебных заданий одной и той же сложности. Ситуации успеха организуются учителем и путем поощрения промежуточных действий студентов, то есть путем специального подбадривания его на новые усилия [20].

К основным источникам интересов к учебной деятельности можно так же отнести создание ситуации новизны, актуальности, приближения содержания к самым важным открытиям в науке, технике, к достижениям современной культуры, искусства, литературы. Также выделяются такие виды учебной мотивации, как позитивная и негативная познавательная мотивация, связанная с осознанием негативных последствий, которые могут возникнуть в связи с выполнением или невыполнением определенного действия [17].

Ряд исследователей в составе учебной мотивации выделяют познавательные мотивы, связанные с содержанием учебной деятельности и процессом ее выполнения, а также социальные мотивы, связанные с различными социальными отношениями учащегося к другим людям Среди познавательных мотивов выделяют широкие познавательные мотивы и учебно-познавательные мотивы, а также мотивы самообразования. К социальным мотивам относят широкие социальные мотивы – стремление быть полезным обществу, узкие социальные (позиционные) мотивы – стремление занять определенную позицию в социуме, заслужить авторитет, а также мотивы социального сотрудничества – стремление к осознанию, анализу способов и форм своего сотрудничества с окружающими, к постоянному совершенствованию этих форм. Необходимо присутствие обоих составляющих (познавательных и социальных мотивов) для того, чтобы учебная деятельность была эффективной [24].

Содержание учебного материала усваивается учащимися в процессе учебной деятельности. От того какова эта деятельность, из каких частей (отдельных учебных действий) она состоит, как эти части между собой соотносятся, т. е. какова структура учебной деятельности – от всего этого во многом зависит результат обучения, его развивающая и воспитывающая роль. Успешность учебной деятельности зависит также от того, на что она направлена, какие цели осуществляют учащиеся при этом, направлены ли эти цели на овладение учебным материалом как самостоятельной целью, или же учебная деятельность служит для них лишь средством для достижения целей, не связанных с содержанием обучения. Отношение учащихся к собственной деятельности определяется в значительной степени тем, как учитель организует их учебную деятельность, какова ее структура и характер [12].

Отношение обучаемого к учению даёт первичное представление о преобладании и действии тех или иных мотивов учения. Выделяют несколько ступеней включённости обучаемого в процесс учения:

1. отрицательное отношение;

2. безразличное (или нейтральное);

3. положительное – I (аморфное, нерасчленённое);

4. положительное – 2 (познавательное, инициативное, осознанное);

5. положительное – 3 (личностное, ответственное, действенное).

Отрицательное отношение к учению: бедность и узость мотивов, слабая заинтересованность в успехах, нацеленность на оценку, неумение ставить цели, преодолевать трудности, нежели учиться, отрицательное отношение к образовательным учреждениям, к преподавателям.

Безразличное отношение к учению: характеристики те же, подразумевается наличие способностей и возможностей при изменении ориентации достигнуть положительных результатов; способный, но ленивый учащийся.

Положительное отношение к учению: постепенное нарастание мотивации от неустойчивой до глубоко осознанной, а поэтому особенно действенной; наивысший уровень характеризуется устойчивостью мотивов, их иерархией, умением ставить перспективные цели, предвидеть последствия своей учебной деятельности и поведения, преодолевать препятствия на пути достижения цели.

В учебной деятельности наблюдается поиск нестандартных способов решения учебных задач, гибкость и мобильность способов действий, переход к творческой деятельности, увеличение доли самообразования [29].

Изучение каждого самостоятельного этапа или темы учебной программы должно состоять из следующих трех основных этапов: мотивационного, операционально-познавательного и рефлексивно-оценочного.

Мотивационный этап.

На данном этапе ученики должны осознать, почему и для чего им нужно изучить данный раздел программы. Что именно им придется изучить и освоить, какова основная учебная задача предстоящей работы. Мотивационный этап обычно состоит из следующих учебных действий:

1) Создание учебно-проблемной ситуации, вводящих учащихся в предмет изучения предстоящей темы (раздела) программы. Учебно-проблемная ситуация может быть создана преподавателем разными приемами:

а) постановкой перед учащимися задачи, решение которой возможно лишь на основе изучения данной темы;

б) беседой (рассказом) педагога о теоретической и практической значимости предстоящей темы (раздела) программы;

в) рассказом педагога о том, как решалась проблема в истории науки.

2) Формулировка основной учебной задачи. Обсуждение основного противоречия (проблемы) в созданной учебно-проблемной ситуации завершается формулированием основной учебной задачи, которая должна быть решена в процессе изучения данной темы (раздела) программы. Формулировка основной учебной задачи обычно производится преподавателем как итог обсуждения проблемной ситуации. Учебная задача показывает учащимся тот ориентир, на который они должны направлять свою деятельность в процессе изучения данной темы. Тем самым учебная задача создает основу для постановки каждым учащимся перед собой определенных целей, направленных на изучение учебного материала.

3) Самоконтроль и самооценка возможностей предстоящей деятельности по изучению данной темы. После того как основная учебная задача сформулирована, понята и принята учащимися, намечают и обсуждают план предстоящей работы. Педагог сообщает время, опущенное на изучение темы, сообщает, что нужно знать и уметь для изучения темы, что у учащихся наличествует, а что требует пополнения. Завершается обсуждение тем, что отдельные учащиеся дают самооценку своим возможностям по изучению темы, указывают, какой материал они повторят, и что еще сделают для подготовки к предстоящим урокам.

Операционально-познавательный этап.

На этом этапе учащиеся усваивают содержание темы (раздела) программы и овладевают учебными действиями и операциями, входящими в его содержание. Роль данного этапа в становлении мотивации учебной деятельности зависит главным образом от того, будет ли ясна учащимся необходимость всего содержания и отдельных его частей, всех учебных действий и операций для решения основной учебной задачи, поставленной на мотивационном этапе.

В осознании учащимися содержания темы призвано помочь моделирование. Оно должно вступать и как средство наглядного представления объектов и закономерностей (всеобщих отношений) изучаемого материала, и как средство наглядно-действенного представления тех действий и операций, которые нужно выполнить и освоить учащимся для выявления этих объектов и закономерностей, а также для решения широкого круга задач, основанных на этих закономерностях.

Рефлексивно-оценочный этап.

Этот этап итоговый в процессе изучения темы, когда учащиеся учатся рефлексировать (анализировать) собственную учебную деятельность, оценивать ее, сопоставляя результаты деятельности с поставленными основными и частными учебными задачами (целями). Качественное проведение этого этапа имеет огромное значение в становлении мотивации учебной деятельности.

Работу по подведению итогов изучения пройденного раздела (темы) необходимо организовать так, чтобы учащиеся смогли испытать чувство эмоционального удовлетворения от сделанного, радость победы над преодоленными трудностям, счастье познания нового, интересного. Тем самым будет формироваться у учащихся ориентация на переживание таких чувств в будущем, что приведет к возникновению потребности в творчестве, познании, в упорной самостоятельной учебе, т. е. к появлению положительной устойчивой мотивации учебной деятельности.

Организация этого этапа должна быть проведена так, чтобы учащиеся смогли обозреть пройденный ими путь познания, выделить в нем наиболее значимые вехи и дороги, оценить их с точки зрения будущих задач обучения целесообразно использовать не один и тот же постоянный прием подведения итогов, например устный опрос и контрольную работу, а разнообразные методы и приемы, дающие возможность проявить учащимся самостоятельность и инициативу [26].

Отношение обучающегося к учению преподавателя характеризуется активностью. Активность (учения, освоения содержания и др.) определяет степень (интенсивность, прочность) "соприкосновения" обучаемого с предметом его деятельности.

В структуре активности выделяют следующие компоненты:

1. готовность выполнять учебные задания,

2. стремление к самостоятельной деятельности,

3. сознательность выполнения заданий,

4. систематичность обучения,

5. стремление повысить свой личный уровень и другие.

С активностью непосредственно сопряжена ещё одна сторона мотивации учения – самостоятельность (деятельность, осуществляемая учащимся без прямой помощи других лиц). Познавательная активность и самостоятельность неотделимы: более активные – более самостоятельные, недостаточная активность лишает самостоятельности учащихся [23].

Управление активностью учащихся традиционно называют активизацией. Активизация – это постоянно текущий процесс побуждения к энергичному, целенаправленному учению, преодоление пассивной и стереотипной деятельности, спада и застоя в умственной работе. Главная цель активизации – формирование активности обучаемых, повышение качества учебно-воспитательного процесса. Пути активизации, используемые в педагогической практике, включают разнообразные формы, методы, средства обучения, их сочетания, которые в возникших ситуациях стимулируют активность и самостоятельность обучаемых.

Наибольший эффект активизации достигается в таких ситуациях, в которых обучаемые должны: отстаивать свое мнение; принимать участи в дискуссиях и обсуждениях; ставить вопросы своим коллегам и преподавателям; рецензировать ответы своих коллег; оценивать ответы и письменные работы своих коллег; заниматься обучением отстающих; объяснять непонятное и трудное для усвоения более слабым учащимся; находить несколько вариантов возможного решения познавательной задачи (проблемы); создавать ситуации самопроверки, анализа собственных познавательных и практических действий.

Все новые технологии самостоятельного обучения предполагают повышение активности обучаемых: истина, добытая путём собственного напряжения усилий, имеет огромную познавательную ценность. Большие возможности на этом пути открывает внедрение в учебный процесс интерактивных учебных пособий нового поколения. Они вынуждают обучаемых постоянно отвечать на вопросы, поддерживать обратную связь, взаимодействовать со специализированными компьютерными программами, мультимедийными обучающими системами, использовать текущий тестовый контроль. Режим обучения с помощью этих средств вызывает даже чрезмерное напряжение сенсорных органов и умственных сил обучаемых [16].

Различные формы коллективной деятельности учащихся играют значительную роль в становлении мотивации учения, что объясняется несколькими обстоятельствами.

Большое значение имеет включение всех учащихся в активную учебную работу, ибо только в процессе деятельности может формироваться нужная мотивация. Когда ученик, работая коллективно в группе учащихся, находясь в тесном общении с ними, наблюдает, какой большой интерес вызывает его деятельность у товарищей, какую ценность представляет для них эта работа, то он сам начинает ее ценить, начинает понимать, что учебная работа может представлять значимость сама по себе. А это способствует включению ученика в активную учебную работу, которая постепенно становиться его потребностью и приобретает для него признаваемую им ценность, что приводит к мотивации учения [21].

Для формирования устойчивой положительной мотивации учебной деятельности очень важно, чтобы каждый ученик почувствовал себя субъектом учебно-воспитательного процесса. Этому может способствовать личностно-ролевая форма организации учебного процесса. При данной форме организации каждый ученик выполняет определенную роль в процессе обучения. Это способствует становлению мотивации этой деятельности, которая приобретает для студентов признаваемую ценность.

Таким образом, различные формы коллективной деятельности дают возможность дифференцировать эту деятельность для разных категорий учащихся, дифференцировать задания так, чтобы сделать их посильными для каждого студента. Это также важно для становления мотивации учения.

Для формирования положительной устойчивой мотивации учебной деятельности важно, чтобы главным образом в оценке работы учащегося был качественный анализ этой работы, подчеркивание всех положительных моментов, продвижений в освоении учебного материала и выявление причин имеющихся недостатков, а не только их констатация. Этот качественный анализ должен направляться на формирование у учащихся адекватной самооценки работы, ее рефлексии [19].

 

Педагогический подход к решению сохранения познавательного интереса должен состоять в том, чтобы:

1. обнажать в педагогическом процессе объективные возможности интересных сторон, явлений окружающей жизни;

2. возбуждать и постоянно поддерживать у учащихся состояние активной заинтересованности (а не равнодушия) окружающими явлениями, моральными, эстетическими, научными ценностями;

3. всей системой обучения и воспитания целенаправленно формировать интерес как ценное свойство личности, содействующие ее творческой активности, ее целостному развитию.

Некоторые способы и формы организации обучения, которые работают на сохранения устойчивого интереса к познанию, и как следствие на самоопределение и развитие личности учащегося:

1. Необходимо развивать любознательность. Огромную роль в достижении этого успеха играет подбор специальных заданий, которые позволяют детям проявлять инициативу и творческий подход, воображение, фантазию, мечту.

2. В сохранении познавательной мотивации огромное значение имеет занимательность материала. Занимательность создает заинтересованность, а от степени заинтересованности часто зависит и характер внимания студента на занятии, его активность. Развитие заинтересованности – это постепенный переход от работы по образцам (воспроизведение) к более сложной, требующей применения умений и навыков пользования словарями, справочниками и, наконец, к самостоятельному творчеству, требующему проявления воображения.

3. Разработка системы творческих аудиторных и домашних заданий, рассчитанных на кратковременное или долговременное выполнение.

4. Использовать на уроке свой практический опыт, приводить примеры из жизни.

5. Использовать наглядный материал [31].

Педагогические правила стимулирования учения

1. Опирайтесь на желание

Главный вопрос для педагога – чего хочет учащийся. Нужно раз и навсегда понять – важно не только то, чего мы сами желаем, но и то, чего хочет учащийся. Не пытайтесь его ломать и переделывать: он не виноват в своих желаниях. Вспомните о природосообразности. Смена направленности устремлений необходима лишь в том случае, если они не совпадают с педагогическими целями.

2. Используйте идентификацию

Заставляйте ваших учащихся страстно чего-то пожелать, пусть это будет даже желание, которое не совсем согласуется с вашими педагогическими намерениями. Главное, чтобы они возникли, и вы смогли бы опереться на них. Подталкивайте ваших питомцев к нормальным человеческим желаниям, оформляйте их смутные стремления в прагматические потребности. Тогда можно будет подобрать конкретные и определённые стимулы для мобилизации усилий.

3. Учитывайте интересы и склонности

Нет учащихся, ни чем не интересующихся. Не смотря на известную аксиому педагоги так и не научились учитывать интересы учащихся. Существуют познавательные (учебные) интересы и другие второстепенные интересы (к успеху, деньгам, сексу, красивой жизни и др.), а также природные склонности и врождённая любознательность. Именно широта интересов характеризует развивающегося человека: он должен всё попробовать, ощутить, проверить на себе. Есть множество способов обратить второстепенные интересы в мощный стимул воспитания, учения и самосовершенствования. Один из них опирается на склонность учащихся к яркому образу, красивой форме. Интеллект идет на поводу эмоциональных переживаний, связанных с непосредственными побуждениями. Учащийся ищет и находит оправдания для выбора более привлекательного поведения. В трудных случаях идите от формы к содержанию, от эмоций к логике – тогда у вас появится больше шансов заинтересовать учащихся своими целями. Говорите о том, что интересует ваших учащихся, с этого начинайте. Проявляйте уважение к их увлечениям, мнениям, оценкам. Пусть большую часть времени говорят ваши учащиеся. Не бойтесь признать свою недостаточную осведомлённость в некоторых вопросах, пусть обучаемые выступят вашим «учителем». Помните: ваша цель переориентировать интересы учащихся на воспитание и дидактические цели. Д. Карнеги сообщает, что среднего человека больше всего интересует его собственное имя, чем все другие имена, во всём мире вместе взятые. Используйте это в качестве стимула и у вас увеличатся шансы заинтересовать их своей персоной, своим предметом.

4. Используйте намерения

Намерение возникает на основе потребности. Находите возможность помочь учащимся в осуществлении их намерений. Дело в том, что часть намерений возникает под влиянием ситуационных мотивов и учащиеся не задумываются – хватит ли у них сил, ЗУН, времени, чтобы осуществить задуманное. В жизни такие случаи встречаются довольно часто. Не упрекайте его за невыполненное обещание. Лучше ободрите и помогите принять реальное, выполнимое намерение, а если намерение сложное и требует длительных усилии, то научите учащегося, как постепенно приблизиться к его осуществлению.

5. Поощряйте желание добиться признания

Всем людям свойственно желание быть признанным. Многие учатся не ради знаний, а ради признания (престижа). Их подгоняет высокий уровень притязаний. Не следует пренебрегать этим стимулом, если он укоренился в сознании учащегося и оказывает благоприятный эффект на учебный процесс. Как заразить этим желанием учащихся, страдающих заниженной самооценкой? Здесь приходится апеллировать к самым разным эмоционально-волевым сферам и находить нестандартные решения. Например, помогите учащемуся «убить своих врагов» (слабости, страхи, переживания, тревожность и др.). Ваша задача – помочь учащемуся обрести уверенность в себе. Лишь после этого он сможет самостоятельно вступить в «битву со своими врагами». Большинство учащихся (75%) ждут вашего одобрения, сочувствия, а не новых замечаний, дисциплинарных требований.

6. Показывайте последствия совершаемых поступков

Наши учащиеся не научены становиться на точку зрения другого человека, представлять себе его переживания. Не научены они оценивать и последствия совершаемых действий, поступков. Если педагог вовремя, эмоционально и убедительно раскроет глаза своих питомцев, он получит дополнительный и весомый стимул для изменения поведения в лучшую сторону.

7. Признавайте достоинства

Вызывайте у учащегося энтузиазм и развивайте всё, что есть лучшего в человеке с помощью признания его достоинств. Если этого требуют обстоятельства, то не останавливайтесь и перед лестью. Ведь лесть – это значит говорить человеку именно то, что он сам о себе думает. Пойдите на этот безобидный обман, он может вызвать у вашего питомца прилив новых сил. Лучше, конечно, если вы способны искренне оценивать достижения учащихся, признать их достоинства. Но у педагогов обычно так много подопечных, что найти единственные и нефальшивые слова для каждого бывает очень не просто. Актерствуйте. Многие исследования подтвердили неизменную эффективность признания достоинств, потенциальных возможностей учащихся. Люди очень любят, когда превозносятся их достоинства. Д. Kapнeги замечал вceгдa предпочтительнее хвалить, чем ругать. Поэтому не скупитесь на комплементы, признавайте достоинства (даже несуществующие), авансируйте положительные сдвиги. Тогда у вашего воспитанника будет больше возможностей стать таким каким вы хотите его видеть. Д. Kapнeги призывал дать другому то, что вы хотите получить от него. Особенно избегайте придираться по мелочам. Не критикуйте. Будьте предусмотрительны. Искренне старайтесь понять своего питомца, смотрите на вещи его глазами.

8. Одобряйте успехи

Слова и жесты одобрения следует адресовать не только лучшим учащимся, но и всем тем, кто проявляет старание в учебной работе. Разумная и одобрительная оценка педагога производит мощную метаморфозу со слабоуспевающими учащимися. Исследования показывают, что основным мотивом творчества является стремление человека к улучшению результатов деятельности. В нём находит проявление одна из фундаментальных социальных потребностей человека – потребность в успехе, в достижениях. Она характеризуется как постоянное соревнование человека с самим собой, в стремлении превзойти ранее достигнутый уровень исполнения, сделать что-то лучше, оригинально решить возникшую проблему. Стремление к успеху порой затмевает остальные желания человека, превращаясь в навязчивую идею. Педагогам следует отказаться от некоторых стереотипов, искажающих значение личного успеха.

Идя к учащимся педагог должен понимать: если эмоциональное значение поощрения за успех будет сильнее эмоционального значения наказания за неудачу, то постепенно происходит формирование и усиление стремления к успеху. Если же наказание за неудачу более значимо эмоционально, чем поощрение за успех, то постепенно формируется желание избегать неудачи.

9. Сделайте работу привлекательной

Педагог должен сделать трудную, малопривлекательную работу, учебную деятельность интересной и желанной для учащихся. Для этого используют стимулирование позволением выполнить малопривлекательную работу. Работа, полученная в награду, и воспринимается как награда. Ведь не может быть, чтобы награждали тем, что «наградой» не является. Сделать работу привлекательной помогут вам и ошибки учащихся, точнее ваше отношение к ним. Извлекайте максимум стимулов из ошибок учащихся:

- «Прекрасная ошибка!»,

- «Неслучайная ошибка!»,

- «Ошибка, которая ведёт к истине!»,

- «Спасибо, твоё мнение не совсем правильное, но даёт пищу для размышлений».

Всячески подчеркивайте точность и тонкость наблюдений учащихся. Действуйте так, чтобы ошибка казалась легко исправимой, чтобы то, на что вы побуждаете учащихся, казалось им нетрудным.

10. Говорите иногда «надо»

Хотя этот стимул использовался чрезмерно, но его возможности ещё не исчерпаны. Обязательно придавайте ему личную направленность. Учащийся должен испытывать удовлетворение от того, что, преодолевая трудности, поступил как подобает. Кроме того, он должен быть рад и горд, что дело сделано. Это обязательные дополнения к «надо».

11. Используйте ситуацию (Ловите момент)

Дело в том, что стимулы часто подбрасывает сама жизнь, развитие событий. Эти неожиданные, спонтанные, случайные стимулы ничуть не хуже тех, которые долго разрабатываются и тщательно планируются. Нужно лишь суметь заметить их, оценить возможности, быстро сориентироваться и обратить на пользу делу. Целесообразно использовать прием «запрета» на выполнение работы, страстно желая в душе, чтобы она была выполнена быстро и качественно. К умению использовать ситуацию можно отнести и приём управления качеством работы. Чтобы повысить качество, "тормозите" желание на наивысшей точке, сдерживайте порыв, добиваясь особенно тщательного выполнения дел и формируя на этом немало положительных качеств. Учтите, что действие его интенсивность и результативность являются следствием настроения. Это обязывает педагога внимательно следить за его колебаниями.

12. Дайте обучаемому шанс

Д. Карнеги: писал «Скажите кому-либо, что у него нет способности к чему-то и что он делает всё совершенно неправильно, и вы лишите его почти всяких стимулов для самосовершенствования. Но примените противоположный метод: будьте щедры в своём поощрении; создайте впечатление, что в стоящей перед вашим собеседником задаче нет ничего трудного; дайте ему понять, что вы верите в его способность справиться с ней, что у него имеется необходимое для этого внутреннее чутьё, – и он всю ночь до рассвета будет практиковаться, чтобы добиться успеха» [25].

Формируя познавательные интересы у учащихся, надо иметь в виду, что они не могут охватывать всех учебных предметов. Интересы носят избирательный характер, и один учащийся, как правило, может заниматься с настоящим увлечением лишь по одному-двум предметам. Значит, необходимо индивидуализировать методы поддержания познавательной мотивацию к изучению предмета [27].

Но для обеспечения надежного усвоения материала и сохранения познавательного интереса на занятии необходимо учитывать, не только занимательность материала, но и закономерности изменений умственной работоспособности.

Работоспособность характеризуется с точки зрения ее динамики, в которой выделяется несколько периодов. Указанная динамика проявляется на уровне пары, дня, недели и учебного года, что необходимо учитывать при планировании занятий в учебных заведениях.

В течение занятия:

1. Первые 10 – 15 минут происходит врабатывание – работоспособность не устойчива, эффективность не высока

2. Следующие 45 минут – оптимум, период самой высокой работоспособности.

3. Третий период предутомление, когда происходит компенсаторная перестройка – учащийся ещё может работать качественно, но уже ценой значительного напряжения. Пора передохнуть, отвлечься. (На паре это может быть физкультминутка). Обычно после этого работоспособность вновь немного повышается и наступает следующий период.(5 минут)

4. Четвертый период – небольшой подъем работоспособности, которые обеспечивают на уроке еще 20 минут эффективной работы.

5. Пятый период – утомление последние 5-10 минут.

Динамика работоспособности в течение учебного дня:

Первый пара – врабатывание, вторая – оптимум, с третьей начинается снижение работоспособности, которое резко усиливается к четвертой паре. Наступает утомление, которое исчезает при смене деятельности или в процессе отдыха, желательно активного, с изменением двигательной активности.

Изменение работоспособности в течение недели:

1. понедельник – врабатывание;

2. вторник, среда – оптимум, наиболее высокая и устойчивая работоспособность;

3. четверг – спад работоспособности;

4.пятница – работоспособность чуть повышается, но первоначального уровня не достигает;

5.суббота – работоспособность снижена и неустойчива [3].

Основные рекомендации для сохранения познавательного интереса состоят в следующем:

1. Каждый день умственная активность должна сменяться двигательной активностью на свежем воздухе. Двигательная активность – самый эффективный способ предупреждения и своевременного снятия утомления.

2. Начало занятия, учебного дня, недели и года должно быть по возможности облегченным.

3. Непродолжительная по времени гимнастика до занятий оказывает в то же время большое оздоровительное влияние, повышает тонус центральной нервной системы, помогает быстрее войти в работу, а значит, и сократить период врабатывания. Физкультминутки на парах помогают снять неблагоприятные сдвиги в ряде функциональных систем. Очень важно вводить в физкультпаузы упражнения для мелких мышц пальцев руки. Это тоже повышает работоспособность.

4. Наиболее сложный учебный материал, более интенсивные учебные нагрузки, проверочные и контрольные работы целесообразно проводить в середине учебного дня, недели, года.

5. Обеспечить оптимальный уровень активности учащихся также можно с помощью использование заданий и форм работы, которые пробуждают у учащихся чувство ответственности, возникающее как следствие высокой личностной мотивационной значимости задания, возможности принятия самостоятельных решений. (работа в группе, в паре).

6. Приемы, основанные на прерывании монотонии: например, замена слуховой информации на зрительную и наоборот; введение в занятие элементов группового обучения.

7. Выполнение правила соразмерности требований учебной задачи и возможностей учащегося (дифференциация учебных заданий) [22].

 

Выводы по 2-й главе

 

Содержание учебного материала усваивается учащимися в процессе учебной деятельности. От того какова эта деятельность, из каких частей (отдельных учебных действий) она состоит, как эти части между собой соотносятся, т. е. какова структура учебной деятельности – от всего этого во многом зависит результат обучения, его развивающая и воспитывающая роль. Успешность учебной деятельности зависит также от того, на что она направлена, какие цели осуществляют учащиеся при этом, направлены ли эти цели на овладение учебным материалом как самостоятельной целью, или же учебная деятельность служит для них лишь средством для достижения целей, не связанных с содержанием обучения. Отношение учащихся к собственной деятельности определяется в значительной степени тем, как педагог организует их учебную деятельность, какова ее структура и характер.

Изучение каждого самостоятельного этапа или темы учебной программы должно состоять из следующих трех основных этапов: мотивационного, операционально-познавательного и рефлексивно-оценочного.

Формируя познавательные интересы у учащихся, надо иметь в виду, что они не могут охватывать всех учебных предметов. Интересы носят избирательный характер, и один учащийся, как правило, может заниматься с настоящим увлечением лишь по одному-двум предметам. Значит, необходимо индивидуализировать методы поддержания познавательной мотивацию к изучению предмета.

Но для обеспечения надежного усвоения материала и сохранения познавательного интереса на занятии необходимо учитывать, не только занимательность материала, но и закономерности изменений умственной работоспособности.

Работоспособность характеризуется с точки зрения ее динамики, в которой выделяется несколько периодов. Указанная динамика проявляется на уровне пары, дня, недели и учебного года, что необходимо учитывать при планировании занятий в учебных заведениях.

 


Глава 3. Степень влияния определенных методов мотивации на обучающихся согласно мнению учащихся, студентов и преподавателей высшего колледжа




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 1900; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.086 сек.