КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Предмет информатики. Понятие информации
Основные понятия информатики Задачи 1) В цепи постоянного тока (рис. 1.) напряжением U = 110 В непрерывно в течение одних суток горят лампы H 1 и H 2 мощностью 60 Вт и 40 Вт соответственно. Определить токи ламп, общий ток в цепи, сопротивление нитей накала горящих ламп и стоимость энергии, полученной лампами от сети питания, если стоимость 1 кВт ч электроэнергии равна Х рублей. Рис.1. 2) Для схемы рис. 2. заданы: внутреннее сопротивление источника R вт = 0,1 Ом и сопротивление проводов линии R л = 0,5 Ом. Определить кпд цепи, если напряжение приемника Ucd и сопротивление R н те же, что и в примере 1.
Рис 2. 3) Допустимая плотность тока в нихромовой проволоке нагревательного элемента кипятильника j = 10 A/мм2. Какой ток I можно пропустить по нихромовой проволоке диаметром d = 0,4 мм?
Информатика - это научная дисциплина, занимающаяся изучением законов, методов и способов получения, хранения, преобразования, передачи и использования информации с помощью компьютеров и других технических средств. Информатика стала развиваться с середины XX столетия, когда появились компьютеры (ЭВМ – электронно-вычислительные машины), ориентированные на хранение и преобразование информации. Несмотря на то, что термин информация используется очень долгое время, его строгого научного определения не существует. Вместо него используется понятие об информации. Понятия отличаются от определений тем, что разные дисциплины в разных областях науки и техники вкладывают в него разный смысл, с тем, чтобы оно в наибольшей степени соответствовало предмету и задачам конкретной дисциплины. Само слово информация происходит от латинского informatio - разъяснение, осведомление и его смысл первоначально трактовался как нечто присущее только человеческому сознанию и общению. В наше время среди сотен используемых определений понятия информация наиболее широко используются следующие: · сообщение сведений, осведомление о положении дел, о лицах, фактах, процессах независимо от формы их представления · неопределённость, уменьшаемая в результате получения сообщения · данные как результат организации символов в соответствии с установленными правилами · продукт взаимодействия данных и адекватных им методов Информация может быть дискретной или непрерывной. Дискретная форма существует в виде последовательностей различных символов; непрерывная информация воплощается в непрерывно наблюдаемых процессах. При этом информация может переходить из одного вида в другой. Информатика как наука объединяет в себе ряд научных направлений, исследующих разные стороны информации. Она имеет восемь основных направлений: 1. Теоретическая информатика, использующая методы математики для построения и изучения моделей обработки, передачи и использования информации. Является теоретическим фундаментом для всей информатики. Включает в себя теорию информации, теорию алгоритмов, теорию автоматов. 2. Кибернетика - прикладной информатикой в области создания и использования автоматических и автоматизированных систем управления отдельными объектами или различными сложными системами. 3. Программирование - описание алгоритма решения задачи на языке программирования. 4. Искусственный интеллект - искусственная система, имитирующая решение человеком сложных задач в процессе его жизнедеятельности. 5. Информационные системы - системы обработки данных о какой-либо предметной области со средствами накопления, хранения, обновления, поиска и выдачи данных. 6. Вычислительная техника - а) отрасль техники, предметом которой является разработка и промышленное производство электронно-вычислительных машин (ЭВМ) и периферийного оборудования для автоматизации процессов обработки информации и управления; б) наука о методах и средствах автоматизации обработки информации на основе ЭВМ. 7. Информатика в обществе - наука, изучающая информационные процессы и системы в социальной среде. 8. Информатика в природе - наука, изучающая информационные процессы, протекающие в биологических системах.
1.2. Понятие об информационных процессах, информационных технологиях и информационных системах
Особенность информации заключается в том, что проявляется она только при взаимодействии объектов, причём обмен информации может совершаться только между теми объектами, которые представляют собой организованную структуру – растения, живые существа, устройства. Понятие информации предполагает наличие двух объектов – источника информации и приёмника информации. Сохраняется и передаётся информация с помощью какого-либо материального носителя, который содержит некоторое сообщение, несущее, в свою очередь, определенную информацию. Примерами носителей сообщения могут быть бумага, фото- и магнитная плёнка, диски, флэш-карты и т.д.Сообщение и информация - не одно и тоже. Для одной и той же информации могут существовать различные передающие ее сообщения, например, сообщения на разных языках: "до завтра" и "see you tomorrow" передают одну и ту же информацию. Обратно, одно и то же сообщение может передавать совершенно различную для разных получателей информацию, например, разные читатели из одной и той же газетной статьи черпают совершенно различную информацию, соответствующую кругу их интересов. Информация передаётся от источника к приёмнику в материально-энергетической форме в виде сигналов (электрических, звуковых, световых и т.д.) распространяющихся в некоторой среде. Изменение некоторой физической величины во времени, обеспечивающее передачу сообщения, называется сигналом. Характеристика сигнала, служащая для представления сообщения, называется параметром сигнала. Существуют аналоговые (непрерывные) и дискретные сигналы. Дискретным сигналомназывают сигнал, параметр которого может принимать только конечное число значений, и который существен только в конечном числе моментов времени. Дискретными сообщенияминазывают сообщения, которые могут быть переданы с помощью дискретных сигналов. Сообщение может изучаться на 3 уровнях: 1. Синтаксическом, где рассматриваются внутренние свойства сообщений – отношения между знаками, отражающие структуру данной знаковой системы. 2. Семантическом, где анализируются отношения между знаками и обозначаемыми ими предметами, действиями, качествами, то есть смысловое содержание сообщения. 3. Прагматическом, где рассматриваются отношения между сообщением и получателем, то есть потребительское содержание сообщения, его отношение к получателю. Количественная оценка информации также связана с этими уровнями. На синтаксическом уровне для измерения информации рассматриваются два параметра: - объёмный подход – зависит от количества символов в сообщении - энтропийный подход – связан с тем, что факт получения информации всегда связан с уменьшением разнообразия или неопределённости (энтропии) системы. Исходя из этого количество информации в сообщении определяется как мера уменьшения неопределённости состояния данной системы после получения сообщения. На семантическом уровне количество информации в сообщении зависит от степени изменения тезауруса получателя сообщения. Тезаурус – совокупность сведений, которыми располагает система, запас знаний в виде словаря, отражающего семантические связи между словами и другими смысловыми элементами данного языка. Относительной мерой количества информации служит коэффициент содержательностиС: На прагматическом уровне количество информации определяется полезностью сообщения для достижения поставленной цели – если до получения информации вероятность достижения цели равнялась , а после её получения , то ценность информации определяется как логарифм отношения :
Последовательность действий, выполняемых с информацией, называют информационным процессом. Обработка информации предполагает выполнение некоторой заранее заданной последовательности действий, исходными данными для которого является информация на некотором носителе. Подобно материальным ресурсам, которые для получения конечного продукта подвергают переработке по соответствующей технологии, к информации также можно применить подобное понятие – информационная технология: информационная технология - совокупность средств и методов обработки данных для получения информации о состоянии объекта, процесса, явления. Основными компонентами информационных технологий являются: сбор данных, обработка данных, получение результатной информации и передача её потребителю. Поскольку в настоящее время основным техническим средством переработки информации является персональный компьютер (ПК), используется понятие компьютерная информационная технология - информационная технология, основанная на использовании персональных компьютеров и телекоммуникационных средств. В связи с использованием компьютерной информационной технологии, основанной на применении компьютеров, широко используется понятие информационной системы. Информационная система (ИС) – система, реализующая информационный процесс. Она обеспечивает сбор, хранение, обработку, поиск и выдачу данных, необходимых в процессе принятия решений. Данные – факты, сведения, представленные в формализованном виде, занесённые на носители и допускающие обработку с помощью технических средств. Работа информационных систем заключается в обслуживании двух встречных потоков информации: ввода новой информации и выдача текущей информации по запросам. Главной задачей информационных систем является обслуживание клиентов - пользователей информации. При обращении информации в различных системах можно выделить следующие этапы. На этапе восприятия информации осуществляется целенаправленное извлечение и анализ информации о каком либо объекте (процессе), в результате чего формируется образ объекта, проводится его опознавание и оценка (простейший случай “да-нет”). В качестве технических средств на этом этапе используются различные датчики состояния физических величин (температуры, давления, скорости и т.д.), различного рода оптико-электронные следящие системы. На этапе подготовки информации проводятся такие операции, как нормализация, аналогово-цифровое преобразование, шифрование. Для этого используются различные электронные преобразователи информации. На этапах передачи и хранения информация пересылается либо из одного места в другое, либо от одного момента времени к другому. Здесь используются электромагнитные и оптико-электронные преобразователи информации. На этапе обработки информации выявляются ее общие и существенные взаимозависимости, представляющие интерес. Преобразование информации на этапе обработки (как и на других этапах) осуществляется либо средствами информационной техники, либо человеком. Если процесс обработки формализуем, то он может выполняться техническими средствами, ядром которых является компьютер. Если процесс обработки информации не поддается формализации и требует творческого подхода, обработка информации осуществляется человеком. Этап отображения информации должен предшествовать этапам, связанным с участием человека. Цель этапа отображения - предоставить человеку информацию с помощью устройств, способных воздействовать на его органы чувств. Ядром технических средств, применяемых на этом этапе, также является компьютер. На этапе воздействия информация используется для осуществления необходимого управления. На этом этапе используются устройства трансформации энергии, в основном электрической в механическую (например, электродвигатели).
Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 983; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |