подготовительный (с момента рождения ребенка до 1года). Через 2 недели реб. нач.реагировать на голос говорящего - перестает плакать, прислушивается, когда к нему обращаются. К концу 1 месяца его уже можно успокоить колыбельной. Далее он начинает поворачивать голову в сторону говорящего или следить за ним глазами. Вскоре малыш уже реагирует на интонацию. Около 2 мес. появляется гуление - с 2—3 до 5—7 месяцев. (негромкие певучие звуки или слоги — как правило, это цепочки гласных)
К началу 3-го мес. - лепет (агу-угу, тя-тя, ба-ба и т. п.).- это сочетание звуков, неопределенно артикулируемых. С 5 мес. ребенок слышит звуки, видит у окружающих артикуляционные движения губ и пытается подражать. С 6 мес. ребенок путем подражания произносит отдельные слоги (ма-ма-ма, ба-ба-ба, тя-тя-тя, па-па-па и др.). Ребенок перенимает не только фонемы, но и тон, темп, ритм, мелодику и интонацию. Во втором полугодии малыш воспринимает определенные звукосочетания и связывает их с предметами или действиями (тик-так, дай-дай, бух). Все это запоминание слов и реакция на них. 7 - 9 мес. ребенок начинает повторять за взрослым разнообразные сочетания звуков. С 10 - 11 мес. появляются реакции на сами слова. Важное значение приобретают условия, в которых формируется речь ребенка (правильная речь окружающих, подражание взрослым и др.). К концу первого года жизни появляются первые слова. Преддошкольный (от 1 до 3 лет). Он очень много повторяет за говорящим и сам произносит слова. При этом малыш путает звуки, переставляет их местами, искажает, опускает. Одним и тем же словом или звукосочетанием он может обозначать и предмет, и просьбу, и чувства.
С 1.5 лет понимание словесного объяснения взрослого, усвоения знаний, накопления новых слов. На протяжении 2-го и 3-го годов жизни у ребенка происходит значительное накопление словаря. К 1 году 6 месяцам - 10-15 слов; к концу 2-го - 300 слов, к 3 - около 1000 слов. Значения слов становятся все более определенными.
К началу 3-го начинает формироваться грамматический строй речи. Сначала ребенок выражает свои желания, просьбы одним словом. Потом - примитивными фразами без согласования Далее постепенно появляются элементы согласования и соподчинения слов в предложении. Дети практически овладевают навыками употребления форм единственного и множественного числа имен существительных, времени и лица глаголов, используют некоторые падежные окончания. В это время понимание речи взрослого значительно превосходит произносительные возможности. Дошкольный (от 3 до 7 лет).
У ребенка все более развивается навык слухового контроля за собственным произношением, умение исправлять его в некоторых возможных случаях. (формируется фонематическое восприятие). Быстрое увеличение словарного запаса.(к 4-6 лет 3000-4000 слов). Но часто дети еще неверно понимают или используют слова, например по аналогии с назначением предметов говорят вместо поливать из лейки “леять”, вместо лопатка “копатка” и т.п. У ребенка растет опыт речевого общения и на его основе формируется чувство языка, способность к словотворчеству. Дети 4-гопользуются в речи простыми и сложными предложениями. Наиболее распространенная форма высказываний в этом возрасте - простое распространенное предложение К 4 годам должно быть сформировано фонематическое восприятие. К этому же времени ребенок говорит совсем чисто. К 5 дети относительно свободно пользуются структурой сложносочиненных и сложноподчиненных предложений
Начиная с этого возраста, высказывания детей напоминают короткий рассказ. В пятилетнем возрасте составляют пересказ сказки (рассказа) из 40-50 предложений, что свидетельствует об успехах в овладении одним из трудных видов речи - монологической речью. В этот период значительно улучшается фонематическое восприятие: сначала ребенок начинает дифференцировать гласные и согласные звуки, далее - мягкие и твердые согласные и, наконец, - сонорные, шипящие и свистящие звуки. Контекстная речь появляется сначала при пересказе ребенком сказок, рассказов, затем при описании каких-нибудь событий из его личного опыта, его собственных переживаний, впечатлений. Четвертый этап - школьный (от 7 до 17 лет). Главная особенность развития речи у детей на данном этапе по сравнению с предыдущим - это ее сознательное усвоение. Дети овладевают звуковым анализом, усваивают грамматические правила построения высказываний. Ведущая роль при этом принадлежит новому виду речи - письменной речи. Итак, в школьном возрасте происходит целенаправленная перестройка речи ребенка - от восприятия и различения звуков до осознанного использования всех языковых средств.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2025) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление