Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Представление




 

Представление – это процесс воссоздания конкретного образа предмета или явления, возникающий на основе прошлого опыта (данных ощущений и восприятий) путем его воспроизведения в памяти или воображении.

Физиологической основой представления являются «следы» в коре больших полушарий головного мозга. Они возникли в процессе ощущения и восприятия и создают условия для построения представление.

Функции, которые осуществляет представление разнообразны. Сигнальная функция заключается в том, что в представление отражается не только образ предмета, но и многообразная информация о нем. Представление выполняет и регулирующую функцию благодаря которой происходит отбор нужной для конкретной ситуации представления информации о предмете. Настроечная функция состоит в ориентации деятельности человека на определенный образ предмета.

Среди особенностей представления выделяют: обобщенность, схематичность и осмысленность образов.

Существует несколько классификаций представлений: по видам анализаторов, по степени обобщенности (единичные и общие), по степени участия воли (непроизвольные и произвольные), по продолжительности (оперативные, кратковременные, долговременные).

Представления имеют индивидуальные различия. В зависимости от преобладающего типа представлений выделяют группы людей: зрительного типа, слухового типа, двигательного типа, смешанного типа.

ВООБРАЖЕНИЕ.

 

Воображение – важнейшая составляющая часть каждого этапа творческого процесса: зарождения идеи, стягивания знаний, реализации замысла, проверки и доработки его.

В зависимости от способа активности создания человеком новых образов воображение бывает преднамеренное или непреднамеренное. Исходя из результата воображение можно разделить на воссоздающее (по описанию, изображению) и творческое, на конкретное и абстрактное (идеи).

Для любого воображения характерны: панорамность, т.е. отсутствие границ для воображения, одновременность, т.е. возможность нескольких представлений сразу, фрагментарность, т.е. отсутствие завершенности, детальности воображаемого.

Выделяют несколько техник воображения: комбинирование – сочетание путем подбора данных в опыте элементов в новых комбинациях, Акцентуирование – подчеркивание характерных, существенных, значимых черт, которое преобразует общий облик предмета, типизация – специфическое обобщение на основе выделения одних черт и упрощения или удаления других.

Для каждого человека образ воображения обычно является наглядным образным носителем какого-то более или менее осознанного замысла. В этом заключается его рефлексивность. Поскольку, акцентируя, типизируя, воображение обобщает, выявляя при этом обобщенное значение не в отвлеченном понятии, а в конкретном образе, в воображение естественно заключена тенденция к иносказанию, символу – к слиянию образа и значения, к использованию образа в переносном значении. Чем шире, богаче, разнообразнее опыт человека, тем богаче будет и его воображение. В ситуации неопределенности воображение активизируется. Способность человека мысленно представить себе то, что в прошлом не воспринимал или не совершал, дает ему способность предвидения и подчинения настоящего перспективным целям.

 

МЫШЛЕНИЕ.

 

Человек не только воспринимает окружающий мир, но и хочет его понять. Понять – это значит, проникнуть в суть предметов и явлений, познать самое главное, существенное в них. Понимание обеспечивается наиболее сложным познавательным психическим процессом, который называется мышлением.

Мыслительный процесс осуществляется в разных формах. Основным является понятие – отражение существенных свойств, связей и отношений предметов и явлений, выраженное словом. Другие формы – это суждения, умозаключения и аналогии.

При этом способ мышления может быть либо от частного к общему (индуктивный), либо от общего к частому (дедуктивный).

Мышление – сложная и многосторонняя психическая деятельность, поэтому выделение его видов осуществляется по разным основания. Во-первых, по форме: наглядно-действенное, наглядно-образное, абстрактно-логическое. Во-вторых, по характеру решаемых задач: теоретическое и практическое, научное и художественное. В-третьих, по степени развернутости: дискурсивное (рассудочное) и интуитивное, алгоритмическое и эвристическое. В-четвертых, по степени оригинальности: репродуктивное и продуктивное (творческое). В-пятых, по глубине обобщенности: эмпирическое и теоретическое.

Индивидуальные различия в мыслительной деятельности людей проявляются в разнообразных качествах мышления, таких как самостоятельность, критичность, быстрота. Выделяют также глубину, как умение проникнуть в сущность, понять смысл, используя все операции, пытливость, т. е. способность найти лучшее решение, гибкость, как умение выйти за пределы ситуативных ограничений, отказаться от шаблонов, широта – способность к интеграции различных сведений.

РЕЧЬ.

 

Речевая деятельность человека теснейшим образом связана со всеми сторонами человеческого сознания, поскольку является процессом общения людей посредством языка. При этом в общении происходит взаимодействие людей, состоящее в обмене информацией, на основе общего языка. Единицей языка является слово. Кроме этого выделяют и речевые знаки: звуки, слоги, слова и предложения.

Речь – могучий фактор психического развития человека. Благодаря ей, формируется человеческое сознание, самосознание, происходит перевод всех психических процессов на произвольный уровень, развивается интеллект. Кроме этого, речь является фактором формирования человека как личности. Посредством речи формируется человеческий характер, развиваются эмоции, воспитывается воля. В общений речь выполняет функции коммуникативную (передача информации) и экспрессивную (передача эмоционального состояния). В мышлении - это функции сигнальная, поскольку со словом связано представление о предмете, и обобщающая, т.к. через слово обозначается предмет, действие, состояние и т.д.

Выделяют несколько видов речи. По направленности речь разделяют на внешнюю и внутреннюю. Также речь бывает разной по форме: устная, письменная и аффективная речь (например «Ну, погоди!») По организации различают речь диалогическую и монологическую.

Среди свойств речи выделяют ее содержательность, т.е. объем выраженных мыслей, который зависит от подготовленности говорящего. Понятность речи обусловлена объемом знаний слушателей и обеспечивается отбором материала. Выразительность или эмоциональная насыщенность, достигается интонацией и акцентированием. И, наконец, действенность речи, т.е. способность влиять на мысли, чувства, поведение слушателей, обеспечиваемая учетом их индивидуальных особенностей.

 

ИНТЕЛЛЕКТ.

 

Интеллект – в переводе с латинского intellectus – понимание, познание; intellctum – разум. Это способность оперировать информацией (разные способы переработки информации – когнитивные стили).

Когнитивные стили различаются по четырем характеристикам. Полезависимость, т.е. зависимость суждений человека от авторитетов. Либо поленезависимоть, т.е. самостоятельность и логичность мышления человека. Импульсивность, для которой характерна быстрота приминаемых решений. При этом решения принимаются без обдумывания и, как правило, не имеют вариантов. Или рефлексивность, для которой характерна замедленность в принятии решения, но зато тщательность обдумывания позволяет выработать варианты. Когнитивная простота, заключающаяся в однозначности и полярности суждений человека (хорошо – плохо, черное - белое). И наоборот. Когнитивная сложность, заключающаяся в способности воспринимать сложности и противоречия явлений и предметов. Аналитичность, как детализированность и синтетичность, как целостность и обобщенность.

Развитие взглядов на сущность интеллекта в истории психологии связано с введением показателя IQ. Среднее значение IQ соответствует 100 баллам, самые низкие приближаются к 0, самые высокие – к 200.

У людей «среднего ума» интеллект и творческие способности обычно тесно связаны друг с другом. Среди особенностей творческого мышления выделяют: пластичность (способность предложить множество решений), подвижность (способность рассматривать проблему с разных точек зрения), оригинальность (способность предложить неожиданные, непривычные решения). Все зависит от того, как мы используем возможности для реализации того потенциала, что присущ каждому из нас.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 304; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.