Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Учебных планов, учебников и методических пособий




Содержание учебного предмета биологии, принципы отбора

Содержание, структура школьных программ и учебников, анализ

1. Содержание учебного предмета биологии, основные принципы отбора

2. Содержание школьного курса биологии: анализ программ, учебных планов, учебников и методических пособий

3. Дидактические принципы доступности, системности, последовательности в преподавании биологии

4. Внутрипредметные и межпредметные связи биологии; интегрированные уроки

Содержание учебного предмета биологии – это отобранный из научной информации по биологии наиболее ценный в образовательном и воспитательном отношении учебный материал для школьного предмета согласно установленному в методике пониманию его структуры.

Учебный предмет – одно из главных средств реализации содержания образования.

Отбор учебного материала – одна из наиболее важных задач методики обучения биологии, она решается при активном участии учителей и ученых.

Основные принципы отбора содержания учебного материала:

1.Главный принцип– это соответствие всех элементов содержания общим целям современного образования (это ожидаемые результаты, которые стремится достичь общество, государство).

2. Содержание биологического образования для средней школы тесно связано с развитием биологической науки. Главное внимание сосредоточено на фундаментальных основах науки, установившихся фактах, теориях и закономерностях живой природы.

3. Содержание школьной биологии включает понятия, термины, закономерности, законы живой материи, области их применения, которые должен знать каждый независимо от специальности.

4. Все эти знания в учебном предмете средней школы выстраиваются в стройную систему знаний. На этих основах школьный предмет должен формировать научное миропонимание, эмоционально-ценностные отношения к живому миру, развивать экологическую культуру личности.

5. Школьный предмет по биологии включает также материалы по овладению различными методами биологических исследований (наблюдение, описание и пр.) и разными способами учебной деятельности (сравнивать, доказывать, объяснять и пр.). Это система общеучебных и предметных умений и навыков, которые должны быть усвоены в процессе изучения биологии.

Развитие биологического образования школьников происходит в соответствии с общенациональными задачами развития образования:

1) внедрения личностно-ориентированных и информационных педагогических технологий; 2) создания здоровьесберегающей среды; 3) использования развивающего потенциала предмета.

2. Содержание школьного курса биологии: анализ программ,

В соответствии с единым типовым учебным планом, обучение биологии в общеобразовательных учреждениях осуществляется на II ступени общего среднего образования (6–9 классы), III ступени общего среднего образования (10–11 классы) в 11-летней общеобразовательной школе, а также на уровнях профессионально-технического и среднего специального образования.

Цели учебного предмета «Биология» определяют содержаниеи структурушкольного биологического образования, которое осуществляетсяпри изучении систематических курсов: Биология (Введение в биологию) – 6 класс; Биология (Бактерии. Протисты. Грибы. Лишайники. Растения) – 7 класс; Биология (Животные) – 8 класс; Биология (Человек и его здоровье) – 9 класс; Биология (Общая биология) – 10, 11 классы.

Содержательными линиями учебного предмета «Биология» являются: живой организм; многообразие и эволюция живой природы; биологические знания в жизни человека.

Содержание каждой учебной дисциплины конкретизируется в образовательных программах, учебниках и учебных пособиях.

Основными нормативными документами для учебного процесса являются учебная программа, о бразовательный стандарт.

В структуре Учебной программы выделяют 3 элемента:

1) Пояснительную записку. Ее основное назначение состоит в том, чтобы раскрыть цель и задачи учебного предмета, обосновать отбор содержания учебного материала и логику последовательности его расположения.

2) Содержательную часть. Она включает перечень тем изучаемого материала и вопросов в рамках каждой темы, рекомендации по количеству времени на каждую тему, распределение их по годам обучения.

3) Методический аппарат программы. Он предусматривает перечень обязательных демонстраций, лабораторных работ, практических работ, экскурсий, основные требования к результатам обучения (к знаниям и умениям учащихся). Сюда же относят указания на использование межпредметных связей, критерии оценки знаний и умений учащихся, списки рекомендуемой литературы и оборудования.

Таким образом, программа реализует две основные функции:

1) фиксирует содержание образования на уровне учебного предмета;

2) служит определенным нормативом для деятельности учителя.

Программа конкретизируется в учебниках. Они выступают основным источником знаний и организации самостоятельной работы учащихся и одним из важнейших средств обучения. Все остальные средства обучения должны быть связаны с учебником, разъяснять и развивать идеи учебника.

Структура учебника включает в себя: 1) текст (как главный компонент); 2) нетекстовые вспомогательные компоненты (иллюстрации, задания и другие компоненты).

Полный перечень структурных компонентов может включать только глава учебника, но не параграф. Поэтому именно она должна рассматриваться и анализироваться как единое целое.

В учебниках в той или иной мере отражается методика преподавания учебных предметов. В них приводятся материалы и инструкции для самостоятельных работ, наблюдений и опытов, задания и вопросы для проверки знаний, упражнения для закрепления знаний и умений.

Значительным дополнением к учебникам являются различного рода учебные пособия: хрестоматии, сборники задач и упражнений, тетради с печатной основой, словари, справочники, книги для внеклассного чтения и т.д.

На основе анализа существующих нормативных требований Министерства образования, программ, учебных и дидактических пособий, и опыта педагогической деятельности, учителя разрабатывают перспективные (годовые, тематические) и поурочные планы.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 896; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.