Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 27. Государство и право Украины в переходный период (1917–1929 гг.)

XX в.

Кинематограф

XX в.

XIX в.

XVIII в.

Ф.Шубин – бюсты Павла Петровича, М.Ломоносова, статуя «Екатерина-законодательница»

Э.Фальконе – «Медный всадник»

Классицизм

§ П.Клодт – «Укротители коней» на Аничковом мосту, памятник Николаю I на Исаакиевской площади

§ М.Антокольский – «Иван Грозный», «Пётр I», «Ярослав Мудрый», «Ермак»

§ Б.И.Орловский – памятники Кутузову и Барклаю де Толли (у Казанского собора), фигура ангела на Александрийской колонне

§ И.П.Мартос – памятник Минину и Пожарскому

§ М.Микешин – памятник «Тысячелетие России»

§ А.Опекушин – памятник А.С.Пушкину (М)

 

v Серебряный век

§ П.Трубецкой – скульптурные портреты Л.Толстого, С.Витте, Ф.Шаляпина; памятник Александру III (Пб)

§ А.Голубкина – «Старость», «Идущий человек», «Солдат», «Спящие»

§ С.Коненков – «Самсон, разрывающий цепи», «Лесовик», «Нищая братия», «Камнеборец», «А.П.Чехов»

v 1920-е годы

 

v 1930-е годы

 

v Великая Отечественная война

 

v 1945 – 1953 гг

 

v «Оттепель»

 

v 1964 – 1985 гг

 

v «Перестройка» и «гласность»

 

v 1990-е гг

 


v Серебряный век

ü 1903 г – первые «электротеатры» и «иллюзионы»

ü 1908 г - первая русская игровая картина «Стенька Разин и княжна»

ü 1911 г – полнометражный фильм «Оборона Севастополя»

ü Режиссёр Я.Протазанов

ü Актёры: И.Мозжухин, В.Холодная, А.Коонен и др.

v 1920-е годы

ü

v 1930-е годы

 

v Великая Отечественная война

 

v 1945 – 1953 гг

 

v «Оттепель»

 

v 1964 – 1985 гг

 

v «Перестройка» и «гласность»

 

v 1990-е гг

Задание 1. Основные критерии политики «военного коммунизма».

Содержание/источники  
В экономической сфере Огосударствления промышленности Огосударствления промышленности производилось в форме национализации. Национализация касалась не только крупных, но и средних и мелких предприятий. Осуществить ее единственным актом оказалось невозможным (как невозможно в наши дни сразу осуществить приватизацию). Появилось понятие «красногвардейской атаки на капитал», суть которого заключалась в «переваривании» управленческими органами государства отчужденных у владельцев предприятий. Социализация земли и национализация банков, железных дорог, морского и речного транспорта начались еще в конце 1917, в мае 1918 состоялась национализация сахарной промышленности и заводов транспортного машиностроения, в июне 1918 - нефтяной, промышленности и крупных предприятий всех других отраслей. С лета 1919 ускоренными темпами национализировались средние предприятия, а с 29 октября 1920 - все мелкие предприятия. Органы управления не успевали «переваривать» предприятия, вследствие чего они останавливались. Национализация не уничтожила отчужденности рабочей силы от средств производства, но ликвидировала хозяина-собственника. Новый хозяин в лице государственного органа не имел материального интереса, был безликим к абстрактности и неспособным ежедневно заниматься конкретным производством. Появилась объективная потребность в разработке критериев и нормативов, которые можно было бы приложить ко всем управляемым объектов одновременно. Налаживание учета огромной массы натуральных показателей, разработка смет, планов и отчетов, организация пооперационного контроля и проверка всегда завышаемых заявок требовали огромной армии учетчиков и контролеров такого количества честных специалистов не было, да не могло быть.  
В финансовой сфере Производилась политика натурализации зарплаты, то есть предоставление трудящимся продовольствия и предметов широкого потребления бесплатно или по твердым ценам вместо всей или части зарплаты. Такое мероприятие был вызван параличом денежного обращения, нулификацию денег, острой нехваткой товаров широкого потребления и низкой оплатой труда. Тенденция к повышению натур, части оплаты труда росла и в кон. 1920 достигла почти 100%. 15 июля 1920 появился декрет российского Совнаркома «О расчетные операции», действие которого немедленно распространилась на территорию Украины. Провозглашалось, что все учреждения, предприятия и организации, не требующие каких-либо изделий, материалов или продуктов, обязаны для получения их обращаться в соответствующие распределительные советские учреждения. Покупка на свободном рыночные запрещалась. Расчеты между учреждениями и предприятиями могли осуществляться только в безналичной форме. В декабре 1920 года развернулась непосредственная подготовка к отмене денежного обращения. Было подготовлено проект замены денег «электродами» (трудовыми единицами). Накануне запланированного отмены денег (которое так и не произошло), 4 декабря 1920 Ленин подписал «Декрет о бесплатном отпуске продовольственных продуктов и предметов широкого потребления»
В социальной сфере Внеэкономическое принуждение Происходило закрепление рабочих и служащих за предприятиями и учреждениями. Сначала она охватывала военную промышленность, с ноября 1918 - железной дороги, а впоследствии - все другие отрасли. Рабочие многих предприятий переводились на положение военнослужащих. Устанавливались обязательные средние нормы производства. Самовольное оставление предприятия приравнивалось к дезертирству и каралось по законам войн. времени. За работу в гражданских учреждениях в принудительном порядке привлекались красноармейцы или все трудоспособное взрослое население в порядке трудовой повинности. В производстве, организованном по-коммунистически, нельзя было обойтись без трудовой повинности. Рабочие за работу получали натуральный паек и фактически превратились в подневольный рабочую силу. Принудительность труда вытекала из самой идеи полностью лишенного рыночных рычагов планового хозяйства. Нежелание рабочего работать там и тогда, где и когда это было необходимо, вызвало со стороны государства острую реакцию. Власть воспринимала его как контрреволюционное выступление. Появилось понятие «дезертир трудового фронта». При Совете Обороны (с апреля 1920 года - Совете Труда и Обороны) был создан Главный комитет по осуществлению трудовой повинности (Головкомтруд) с сетью местных учреждений. Система распределения и продовольственная программа Шагом в направлении коренной реорганизации производственных отношений в духе коммунистической доктрины был декрет «Об организации снабжения населения всеми продуктами и предметами личного потребления и домашнего хозяйства» от 21 ноября 1918. Декрет возлагал на наркомат продовольствия обязанности по заготовке и распределению среди населения всего того, что оно приобретало ранее через торговлю. Руководствуясь логикой декрета, заготовители начали накладывать на крестьян обязательные задания, раскладывая их по дворам, селах, волостях и уездах. В этих условиях стала неизбежной появление продразверстки (в украинском языке существует и российский заменитель: продразверстка). Декрет Совнаркома о приношении и фуражную раскладку появился 11 января 1919. Сначала продроз-верстка охватывала лишь хлеб и фураж, впоследствии распространилась на картофель и мясо, а 1920 - на все продовольствие. Раскладка не была налогом, так как не привязывалась к объему продукции в определенном процентные. Величина ее определялась двумя факторами: потребностями государства в продовольствии и способностью наркомпрода и его военизированных подразделений изымать продукцию у крестьян. То есть, продразверстка была реквизицией. В городах была введена система «пайков», которые распределялись по «классовому принципу»: больше - высшим чиновникам аппарата, почти ничего - так называемым «нетрудовых элементов» и членам их семей. Таким образом, сфера торговли сужалась, она все больше превращалась в незаконную, с точки зрения власти, деятельность. Сначала карточная система распространилась на хлеб, сахар, соль, спички, мыло, керосин, впоследствии - на молоко и молокопродукты, табак, обувь и т.д. Следует указать, что система распределения продовольствия была крайне неэффективной, влечезна работа по учету и раздачи пайков не была, да не могла быть, сделана в полном объеме при отсутствии отлаженной системы и специалистов. Вследствие этого значительная часть, а порой и большинство, продовольствия просто не распределялось и лежало в городах на скаладах, хотя одновременно населения страдало от недостатка пищи. Частная торговля запрещалась, были национализированы частные торговые заведения, оптовых складов, торг фирм. На практике этот запрет нарушалась и приводило к взлету спекуляции. Производилась политика натурализации зарплаты, то есть предоставление трудящимся продовольствия и предметов широкого потребления бесплатно или по твердым ценам вместо всей или части зарплаты. Такое мероприятие был вызван параличом денежного обращения, нулификацию денег, острой нехваткой товаров широкого потребления и низкой оплатой труда. Тенденция к повышению натур, части оплаты труда росла и в кон. 1920 достигла почти 100%. 15 июля 1920 появился декрет российского Совнаркома «О расчетные операции», действие которого немедленно распространилась на территорию Украины. Провозглашалось, что все учреждения, предприятия и организации, не требующие каких-либо изделий, материалов или продуктов, обязаны для получения их обращаться в соответствующие распределительные советские учреждения. Покупка на свободном рыночные запрещалась. Расчеты между учреждениями и предприятиями могли осуществляться только в безналичной форме. В декабре 1920 года развернулась непосредственная подготовка к отмене денежного обращения. Было подготовлено проект замены денег «электродами» (трудовыми единицами). Накануне запланированного отмены денег (которое так и не произошло), 4 декабря 1920 Ленин подписал «Декрет о бесплатном отпуске продовольственных продуктов и предметов широкого потребления».

Задание 2. О сновные критерии НЭПа.

Содержание/источники  
В экономической сфере Цель: Предотвратить дальнейшее усугубление разрухи, выйти из кризиса и восстановить хозяйство. Экономический механизм в период НЭПа базировался на рыночных принципах. Товарно-денежные отношения, которые ранее пытались изгнать из производства и обмена, в 1920-е годы проникли во все поры хозяйственного организма, стали главным связующим звеном между его отдельными частями. Всего за 5 лет, с 1921 по 1926 г., индекс промышленного производства увеличился более чем в 3 раза; сельскохозяйственное производство возросло в 2 раза и превысило на 18% уровень 1913 г. Но и после завершения восстановительного периода рост экономики продолжался быстрыми темпами: в 1927 и 1928 гг. прирост промышленного производства составил 13 и 19% соответственно. В целом же за период 1921-1928 гг. Среднегодовой темп прироста национального дохода составил 18%. Самым важным итогом НЭПа стало то, что впечатляющие хозяйственные успехи были достигнуты на основе принципиально новых, неизвестных дотоле истории общественных отношений. В промышленности ключевые позиции занимали государственные тресты, в кредитно-финансовой сфере - государственные и кооперативные банки, в сельском хозяйстве - мелкие крестьянские хозяйства, охваченные простейшими видами кооперации. Совершенно новыми оказались в условиях нэпа и экономические функции государства; коренным образом изменились цели, принципы и методы правительственной экономической политики. Если ранее центр прямо устанавливал в приказном порядке натуральные, технологические пропорции воспроизводства, то теперь он перешел к регулированию цен, пытаясь косвенными, экономическими методами обеспечить сбалансированный рост. Государство оказывало нажим на производителей, заставляло их изыскивать внутренние резервы увеличения прибыли, мобилизовывать усилия на повышение эффективности производства, которое только и могло теперь обеспечить рост прибыли. Прослушать На латинице  
В финансовой сфере Взамен обесценившихся и фактически уже отвергнутых оборотом совзнаков в 1922 г. был начат выпуск новой денежной единицы - червонцев, имевших золотое содержание и курс в золоте (1 червонец = 10 дореволюционным золотым рублям = 7.74 г чистого золота). В 1924 г. быстро вытеснялись червонцами совзнаки вообще прекратили печатать и изъяли из обращения; в том же году был сбалансирован бюджет и запрещено использование денежной эмиссии для покрытия расходов государства; были выпущены новые казначейские билеты - рубли (10 рублей = 1 червонцу). На валютном рынке как внутри страны, так и за рубежом червонцы свободно обменивались на золото и основные иностранные валюты по довоенному курсу царского рубля (1 американский доллар = 1.94 рубля). Возродилась кредитная система. В 1921 г. был воссоздан Госбанк СССР, начавший кредитование промышленности и торговли на коммерческой основе. В 1922-1925 гг был создан целый ряд специализированных банков: акционерные, в которых пайщиками были Госбанк, синдикаты, кооперативы, частные и даже одно время иностранные, для кредитования отдельных отраслей хозяйства и районов страны; кооперативные - для кредитования потребительской кооперации; организованы на паях общества сельскохозяйственного кредита, запертые на республиканские и центральный сельскохозяйственные банки; общества взаимного кредита - для кредитования частной промышленности и торговли; сберегательные кассы - для мобилизации денежных накоплений населения. На 1 октября 1923 в стране действовало 17 самостоятельных банков, а доля Госбанка в общих кредитных вложениях всей банковской системы составляла 2 / 3. К 1 октября 1926 число банков возросло до 61, а доля Госбанка в кредитовании народного хозяйства снизилась до 48%.
В социальной сфере Цель: Обеспечить благоприятные условия для построения социалистического общества, не дожидаясь мировой революции. Декретом ВЦИК от 23 марта 1921, принятым на основании решений X съезда РКП (б), продразверстка была отменена и заменена продналогом, который был примерно вдвое ниже. Столь значительное послабление дало определенный стимул к развитию производства уставшему от войны крестьянству. Ленин сам указывал, что уступки крестьянству были подчинены только одной цели - борьбе за власть: «Мы открыто, честно, без всякого обмана, крестьянам заявляем: для того, чтобы удержать дорогу к социализму, мы вам, товарищи крестьяне, сделаем ряд уступок, но только в таких-то пределах и в такой-то мере и, конечно, сами судить - какая это мера и какие пределы»(Полное Собрание Сочинений, т. 42 с 192). Введение продналога не стало единичным мероприятием. X съезд провозгласил Новую экономическую политику. Ее суть - допущение рыночных отношений. НЭП рассматривался как временная политика, направленная на создание условий для социализма. Временная, но не кратковременная. Сам Ленин подчеркивал, что «НЭП - это всерьез и надолго!" Таким образом, он соглашался с меньшевиками в том, что Россия на тот момент не была готова к социализму, но для создания предпосылок социализма вовсе не считал нужным отдавать власть буржуазии.

Задание 3. Охарактеризуйте полномочия государственных органов

Содержание/источники Порядок формирования (избрания), полномочия
Всеукраинский съезд советов Был высшим органом власти. Работал сессионно. В перерывах между съездами его функции должен выполнять Центральный исполнительный комитет (ЦИК)
ВУЦИК Начало формы Формировался по партийному признаку, поскольку большевики вынуждены были в то время мириться с существующей многопартийностью. Свою работу ЦИК проводил через отделы: агитационный, хозяйственный, связи, военный.
Президиум ВУЦИК ЦИК из своего состава избирал Президиум, компетенция которой ограничивалась организацией работы его пленумов.
СНК УССР Высший орган исполнительной власти (правительство) Украинской советской социалистической республики в 1919-1946 годах, предшественник Совета Министров УССР. Первое советское правительство В Украине первое советское правительство (на подобие правительства УНР) назывался Народным секретариатом, а второй создан 28 ноября 1918 под названием «Временный Рабоче-Крестьянский Правительство Украины». С этим названием он действовал до января 1919, когда он переименован в «Совет Народных Комиссаров Украины», по российскому образцу - РНК. Второй советское правительство Недолгое время в 1919-1920 РНК УССР была ликвидирована, а ее обязанности исполнял Всеукраинский Революционный Комитет. Согласно ст. 16 конституции УССР 1919 совнарком СССР мог рассматривать все дела законодательства и управления страной, но решать только те из них, которые были переданы ему ВУЦИК на основе общего или специального полномочия. Конституция УССР 1919 не называла количества народных комиссаров и не определяла их функций. Ряд отраслям управления в УССР руководствовался соответствующими наркоматами РСФСР (военная дела, внешняя торговля, почта и телеграф, транспорт и т.д.), имевшие при наркомате УССР представителей. Эти оправы передано в ведение наркоматов РСФСР специальными соглашениями 1919-1921 между УССР и РСФСР.

Тема 28. Государство и право Украины в переходный период (1917–1929 гг.). Задание 1. Охарактеризуйте порядок формирования, структуру и полномочия.

Содержание/источники  
Верховного суда УССР  
Окружного суда  
Народного суда  
Товарищеского суда  

Задание 2. Брак и семья по кодексу 1926 г.

Содержание/источники  
Основные черты брака Наличие между мужчиной и женщиной таких фактических отношений, как совместное сожительство, ведение при этом сожительстве общего хозяйства, взаимная материальная поддержка, совместное воспитание детей (ст. 12). Регистрация брака рассматривалась в качестве бесспорного доказательства наличия брака. Брачные отношения рассматривались как нечто производное от трудового союза двух лиц разного пола, двух «соработников», объединивших свои усилия в деле материального обеспечения собственного существования и существования воспроизводимого ими потомства.
Права и обязанности мужа Права и обязанности супруги При регистрации брака супруги могут сделать заявление своем желании носить общую фамилию мужа или жены, или остаться при своих добрачных фамилиях Оба супруга пользуются полной свободой выбора занятий и профессии. Порядок ведения общего хозяйства устанавливается по взаимному соглашению супругов. Перемена места жительства одним из супругов не создает для другого супруга обязанности следовать за ним.Супруги могут вступать между собой во все дозволенные законом имущественно - договорные отношения. Соглашения между супругами, направленные к умалению имущественных прав жены или мужа, недействительны и необязательны как для третьих лиц, так и для супругов, которым предоставляется в любой момент от исполнения их отказаться.
Правовое положение детей Взаимные права детей и родителей основываются на кровном происхождении. Дети, родители которых не состоят в браке, пользуются одинаковыми правами с детьми, родившимися от лиц, состоящих в браке. Изменение гражданства одного из супругов, состоящих гражданами Р.С.Ф.С.Р. и проживающих на территории Союза С.С.Р., не оказывает влияния на гражданство их детей. Гражданство детей в том случае, когда один из родителей, состоящих гражданами Р.С.Ф.С.Р., но проживающих вне территории Союза С.С.Р., выйдет из гражданства Р.С.Ф.С.Р., определяется соглашением родителей.Соглашение родителей о принадлежности детей к той или иной религии никакого юридического значения не имеет.Родители обязаны заботиться о несовершеннолетних детях, в частности об их воспитании и подготовлении к общественно - полезной деятельности.Родители обязаны доставлять содержание несовершеннолетним детям, а также нуждающимся нетрудоспособным детям. Защита интересов несовершеннолетних детей - личных и имущественных - лежит на родителях, которые являются представителями детей на суде и в других учреждениях.
Условия заключения брака Для регистрации брака требуется: а) взаимное согласие зарегистрировать брак, б) достижение брачного возраста и в) представление документов, указанных в ст. 132 настоящего Кодекса. 5. Брачный возраст устанавливается в восемнадцать лет. 6. Не подлежат регистрации браки: а) между лицами, из которых хотя бы одно состоит уже в другом зарегистрированном или незарегистрированном браке, б) между лицами, из которых хотя бы одно признано в установленном законом порядке слабоумным или душевнобольным, в) между родственниками по прямой восходящей или нисходящей линии, а также между полнородными и не полнородными братьями и сестрами.
Порядок наследования имущества В конечном итоге наследственное право выглядело таким образом: наследование было возможно как по закону, так и по завещанию; действовало правило об определенной свободе завещательных распоряжений (но с ограничением круга наследников по завещанию требованием соблюдения условий их выбора, а также обязательной долей). Наследниками по закону могли быть три очереди родственников: 1 — дети (в том числе усыновленные), жена, нетрудоспособные родители; 2 — трудоспособные родители; 3 — братья и сестры умершего. Каждая предыдущая очередь отстраняла от наследования последующую. Внуки и правнуки наследовали по праву представления (ст. 418 ГК). Завещание должно было быть подписано завещателем, а если он был неграмотным — рукоприкладчиком. Несоблюдение нотариальной формы влекло недействительность завещания. Для принятия наследства предоставлялся срок в 6 месяцев. Если же за это время наследство не была принято или все наследники отказались от наследства, то наследственное имущество переходило в собственность государства, как выморочное (ст. 433). При этом государство по долгам наследодателя отвечало лишь в пределах действительной стоимости наследственного имущества.

Задание 3. Обязательства по гражданскому кодексу 1922 г.

Содержание/источники  
Понятие договора соответствии со ст. 130 договор признавался заключенным, если стороны пришли к соглашению по всем существенным его условиям. Существенными признавались — предмет договора, цена, срок, а также все те условия, «в отношении которых по предшествующему заявлению одной из сторон может быть достигнуто соглашение». Подробно определялся порядок заключения договоров и момент возникновения договорных обязательств. В качестве средств обеспечения договорных обязательств были названы неустойка (ст.ст. 141, 142) и задаток (ст. 143). Обращает на себя внимание подобие этого решения тому, что имело место в Немецком гражданском кодексе: нормы о залоге — это «Вещное право», задаток и неустойка — Обязательственное право» (общие положения обязательственного права), поручительство названо среди отдельных видов договоров. Аналогичным является и содержание соответствующих норм (с поправкой на «конспективность» Гражданского кодекса УССР).
Гарантия выполнения договора Для защиты права собственности предполагался виндикаци-онный иск. Возможно было также требование устранения всяких нарушений права собственности, хотя бы они и не были связаны с лишением владения. При этом было установлено важное исключение из общего правила: бывшие собственники, имущество которых было экспроприировано на основе «революционного права» или вообще перешло во владение трудящихся до 24 августа 1922 г., не имели права требовать возвращения этого имущества (примечание к ст. 59). Таким образом, независимо от наличия правовых основ лишения имущества в первые годы советской власти, бывшие собственники не имели шансов возвратить его. Вместе с тем для защиты права государственной собственности применялась ничем не ограниченная виндикация (ст. 60). Интересно, что неограниченная виндикация (для ограниченного круга субъектов) обосновывалась сентенцией критикуемого римского права — «где я (собственник) нахожу свою вещь, там я ее винди-цирую (отбираю)».
Роль государства в обязательственных отношениях Поскольку вскоре потребность Советского государства в хозяйственных обществах отпала вообще, нормы, посвященные им, уже представляли даже не теоретический, а скорее — исторический интерес. Некоторое значение сохранили лишь акционерные общества. Однако, действовали они на основе не норм Гражданского кодекса, а в соответствии с Положением об акционерных обществах от 17 августа 1927 г. Могли создаваться только государственными организациями, учреждениями или предприятиями и применялись, в основном, для деятельности за границей, «в странах народной демократии».
Виды договоров Среди отдельных видов договоров названы: имущественный наем, купля-продажа, мена, заем, подряд, поручительство, поручение (сюда же отнесены нормы о доверенности), комиссия (нормы о ней включены были в Гражданский кодекс специальным законом от 16 октября 1925 г.), товарищество, страхование.

Задание 4. Виды преступлений и наказания по уголовному кодексу 1922 г..

Содержание/источники  
Понятие преступления «всякое общественно опасное действие или бездействие, угрожающее основам советского строя и правопорядку, установленному рабоче-крестьянской властью на переходный к коммунистическому строю период времени»
Классификация преступлений · Государственные преступления (контрреволюционные преступления и преступления против порядка управления); · Должностные преступления; · Преступления, связанные с нарушением отделения церкви от государства; · Хозяйственные преступления; · Преступления против жизни, здоровья, свободы и достоинства личности; · Имущественные преступления; · Воинские преступления.
Виды наказаний · Изгнание из пределов СССР на срок или бессрочно; · Лишение свободы от строгой изоляции или без таковой; · Принудительные работы без содержания под стражей; · Условное осуждение; · Конфискация имущества – полная или частичная; · Штраф; · Поражение прав; · Увольнение от должности; · Общественное порицание; · Возложение обязанности загладить вред.
Влияние социального статуса потерпевшего и тяжестью наказания  

Задание 5. Суд и судебный процесс по кодексу 1922 г.

Содержание/источники  
Судебные институты  
Должностные лица в судебной системе  
Условия возбуждения процесса  
Права сторон  
Процессуальный порядок и гарантии  

Задание 6. Раскройте содержание понятий: закон, декрет, указ, кодекс, кодификация.


Тема 29. Государство и право Украины в период сталинской командно-административной системы (1930–1939 г.).

Задание 1. Охарактеризуйте полномочия государственных органов по конституции 1937 г.

Содержание/источники Порядок формирования (избрания), полномочия
Верховная Рада Статья 20. Высшим органом государственной власти СССР является Верховный Совет УССР. Статья 21. Верховная Рада УССР избирается гражданами СССР по избирательным округам на срок 4 года по нормам: 1 депутат на 100.000 населения. Статья 22. Верховная Рада УССР осуществляет все права, которые зависят УССР согласно статьям 13 и 19 Конституции УССР, поскольку они не относятся, в силу Конституции, в компетенцию подотчетных Верховному Совету УССР органов УССР: Президиума Верховного Совета РСФСР, Совета Народных Комиссаров УССР и Народного Комиссариатов УССР. Статья 23. Верховная Рада УССР является единственным законодательным органом СССР. Статья 24. Закон считается утвержденным, если он принят Верховным Советом УССР простым большинством голосов. Статья 25. Законы, принятые Верховным Советом УССР, публикуются за подписями председателя и секретаря Президиума Верховного Совета УССР. Статья 26. Верховный Совет УССР избирает председателя Верховного Совета УССР и двух его заместителей. Статья 27. Председатель Верховного Совета УССР руководит заседаниями Верховного Совета УССР и ведает его внутренним распорядком. Статья 28. Верховный Совет УССР избирает Президиум Верховного Совета УССР в составе: председателя Президиума Верховного Совета УССР, двух заместителей, секретаря Президиума и 15 членов Президиума Верховного Совета УССР.
Президиум Верховной Рады Статья ЗО. Президиум Верховного Совета УССР: А) созывает сессии Верховного Совета УССР; Б) дает толкование законов СССР, издает указы; В) производит всенародный опрос (референдум); Г) отменяет постановления и распоряжения Совета Народных Комиссаров УССР, Совета Народных Комиссаров Молдавской АССР, а также постановления и распоряжения областных Советов депутатов трудящихся, в случае их несоответствия закону; Д) в период между сессиями Верховного Совета УССР по представлению председателя Совета Народных Комиссаров УССР освобождает от должности и назначает отдельных Народных Комиссаров УССР с последующим внесением на утверждение Верховного Совета УССР; Е) предоставляет права гражданства РСФСР; Е) присваивает почетные звания УССР 1 удостаивает наград; Ж) осуществляет право помилования граждан, осужденных судебными органами УССР. Статья 31. Сессии Верховного Совета УССР созываются Президиумом Верховного Совета УССР дважды в год. Внеочередные сессии созываются Президиумом Верховного Совета УССР по ее усмотрению или по требованию одной трети депутатов Верховной Рады.
СНК Статья 39. Высшим исполнительным и распорядительным органом государственной власти СССР является Совет Народных Комиссаров УССР. Статья 40. Совет Народных Комиссаров УССР ответственен перед Верховным Советом УССР и ему подотчетен, а в период между сессиями Верховного Совета УССР - перед Президиумом Верховного Совета РСФСР, которому подотчетен. Статья 41. Совет Народных Комиссаров УССР издает постановления и распоряжения на основе и во исполнение законов СССР и УССР, постановлений и распоряжений Совета Народных Комиссаров СССР и проверяет их исполнение. Статья 42. Постановления и распоряжения Совета Народных Комиссаров УССР обязательные к исполнению на всей территории УССР. Статья 43. Совет Народных Комиссаров УССР: А) объединяет и направляет работу Народных Комиссариатов УССР и других подведомственных ему хозяйственных и культурных учреждений; объединяет и проверяет работу уполномоченных общесоюзных Народных Комиссариатов; Б) принимает меры по осуществлению народнохозяйственного плана; В) принимает меры по осуществлению государственного и местного бюджета УССР; Г) принимает меры по обеспечению общественного порядка, защите интересов государства и охране прав граждан; Д) направляет и проверяет работу Совета Народных Комиссаров Молдавской АССР, руководит и проверяет работу исполнительных комитетов областных Советов депутатов трудящихся; Е) образует, в случае необходимости, специальные комитеты и Главные Управления при Совете Народных Комиссаров УССР по делам госпдарського и культурного строительства. Статья 44. Совет Народных Комиссаров УССР имеет право приостанавливать постановления и распоряжения Совета Народных Комиссаров Молдавской АССР, решения и постановления областных Советов депутатов трудящихся и отменять постановления и распоряжения исполнительных комитетов областных Советов депутатов трудящихся. Совет Народных Комиссаров УССР имеет право отменять приказы и инструкции Народных Комиссаров УССР. Статья 45. Совет Народных Комиссаров СССР образуется Верховным Советом УССР в составе: Председателя Совета Народных Комиссаров УССР; Заместителей председателя Совета Народных Комиссаров УССР; 'Председателя Государственной плановой комиссии УССР; Народных Комиссаров УССР: Пищевой промышленности; Легкой промышленности; Лесной промышленности; Земледелия; Зерновых и животноводческих совхозов; Финансов; Внутренней торговли Внутренних дел; Юстиции; Здравоохранения; Просвещения; Местной промышленности; Коммунального хозяйства; Социального обеспечения; Уполномоченного Комитета заготовок СССР; Начальника Управления по делам искусств; Уполномоченных общесоюзных Народных Комиссариатов. Статья 46. Народные Комиссары СССР руководят отраслями государственного управления, относящихся к компетенции СССР. Статья 47. Народные Комиссариаты УССР являются или союзно-республиканскими или республиканскими. Статья 48. К союзно-республиканский народный комиссариат СССР принадлежат Народные Комиссариаты УССР: Пищевой промышленности; Легкой промышленности; Лесной промышленности; Земледелия; Зерновых и животноводческих совхозов; Финансов; Внутренней торговли; Внутренних дел; Юстиции; Здравоохранения. Статья 49. К республиканским Народных Комиссариатов принадлежат Народные Комиссариаты УССР: Просвещения; Местной промышленности; Коммунального хозяйства; Социального обеспечения. Статья 50. Народные Комиссары СССР издают в пределах компетенции соответствующих Народных Комиссариатов приказы и инструкции на основании и во исполнение законов СССР и УССР, постановлений и распоряжений Совета-Народных Комиссаров СССР и Совета Народных Комиссаров УССР, приказов и инструкций союзно-республиканских Народных Комиссариатов СССР и проверяют их исполнение. Статья 51. Союзно-республиканский народный комиссариат СССР руководят порученными им отраслями государственного управления УССР, подчиняясь как Совету Народных Комиссаров УССР, так и соответствующему союзно-республиканский народный комиссариат СССР. Статья 52. Республиканские Народные Комиссариаты УССР руководят порученными им отраслями государственного управления, подчиняясь непосредственно Совету Народных Комиссаров УССР. Статья 53. Правительство УССР или Народный Комиссар СССР, к которому обращен запрос депутата Верховного Совета УССР, обязаны не более чем в трехдневный срок дать устный или писаную ответ в Верховной Раде УССР.

Задание 2. Раскройте содержание понятий:

командно-административная система - термин, введённый Г. Х. Поповым для обозначения способа организации общественных отношений, для которого характерны: жесткий централизм хозяйственной жизни на базе государственной собственности; использование внеэкономических, идеологических методов управления; господство партийно-государственной бюрократии при отсутствии реальной свободы и подлинной демократии. Термин появился в период перестройки и быстро стал популярным. Его впервые применил Г. Х. Попов в своей статье «С точки зрения экономиста» («Наука и жизнь» № 4 / 1987). В ней он исследовал состояние и развитие плановой экономики СССР на основе анализа романа Александра Бека «Новое назначение»

главкизм -система управления советской промышленностью в период "военного коммунизма", характеризовавшаяся максимальной централизацией (в 1920 насчитывалось до 50 главков: Главнефть, Главцемент, Главодежда, Главмука и т. д.). Предприятия сдавали свою продукцию централизованно и бесплатно и в таком же порядке обеспечивались оборудованием, сырьем, топливом и продовольствием.

плановая экономика -Экономика страны, в которой на государственном уровне проводится директивное планирование всех основных форм экономической деятельности, использования и распределения ресурсов.

лишенец -гражданин РСФСР, СССР, в 1918—1936 лишенный избирательных прав согласно Конституции РСФСР.

трудодень -ера затрат труда колхозников в общественном хозяйстве и их долевого участия в распределяемых доходах, применявшаяся в колхозах до 1966; специфическая экономическая категория, порожденная конкретно-историческими условиями развития колхозного производства.

Тема 30. Государство и право Украины в период сталинской командно-административной системы (1930–1939 г.).

Задание 1. Суд и судебный процесс в период деформации права.

Содержание/источники  
Судебные институты  
Должностные лица в судебной системе  
Условия возбуждения процесса  
Права сторон  
Процессуальный порядок и гарантии  

Задание 2. Раскройте содержание понятий:

Особое совещание - («Особое совещание при Коллегии ГПУ», позже — «Особое совещание при Коллегии ОГПУ», «Особое Совещание при НКВД СССР», «Особое Совещание при МГБ СССР»; ОСО) в СССР в 1922—1953 годы — внесудебный орган, имевший полномочия рассматривать уголовные дела по обвинениям в деяниях, угрожающих советскому строю (контрреволюционная пропаганда и агитация, измена Родине, дезертирство в военное время, вредительство и т. д.), и выносить приговоры по результатам расследования, а также пересматривать решения Военной коллегии Верховного суда СССР. Особое совещание имело право выносить приговоры о тюремном заключении, ссылке или высылке обвиняемых, а также о применении других мер наказания. В 1941-45 годах могло приговаривать к смертной казни. ОСО не следует путать с «Особыми тройками НКВД».

Судебная тройка - орган внесудебного вынесения приговоров, существовавший в СССР в 1935—1938 годах, обычно на уровне области. Состоял из начальника областного управления НКВД, секретаря обкома и прокурора.

ЧСИР - Член семьи изменника Родины (ЧСИР, в ряде законодательных актов также члены семей изменников родине) — формулировка ст. 58-8 УК РСФСР 1926 года, Закона СССР «О членах семьи изменников Родины» от 30 марта 1935 года и ряда иных советских нормативных актов. Данный термин ведёт свое начало из ст. 58 УК РСФСР редакции 1926 года, который предусматривал наказание не только для совершившего преступление, но и по отношению к членам его семьи. В случае побега за границу военнослужащего совершеннолетние члены семьи изменника Родины, проживающие совместно с ним либо его иждивенцы лишались избирательных прав и подлежали ссылке в отдаленные районы Сибири сроком на пять лет. В случае, если члены семьи либо иждивенцы знали о подготавливаемом побеге, но не уведомили власти, они лишались свободы на срок от пяти до десяти лет с конфискацией имущества.

Репрессии - карательная мера, наказание, применяемые государственными органами, государством.

Политические репрессии, согласно Закону РФ «О реабилитации жертв политических репрессий» от 18.10.1991 № 1761-1 — это меры принуждения, применяемые исходя из политических мотивов, такие как лишения жизни и свободы, помещение на принудительное лечение в психиатрические учреждения, высылка, ссылка, лишение гражданства, привлечения к принудительному труду, лишение или ограничение прав и свобод лиц, которые были признаны социально опасными или неблагонадежными по классовым, социальным, национальным, религиозным или иным признакам.

«враг народа» - термин римского права, предполагавший объявление лица вне закона и подлежащим безусловному уничтожению (и в этом смысле как бы приравнивающий его к вражескому солдату, воюющему с республикой с оружием в руках).

В новое время получил широкое распространение во времена Французской революции для обозначения противников режима и для обоснования массового террора. С той же целью, что и во Франции, термин использовался во времена сталинских репрессий. Необходимость усиления борьбы с «врагами народа» обосновывалась сталинским тезисом о том, что по мере строительства коммунизма происходит не ослабление, а обострение классовой борьбы; возникают новые классовые враги: контрреволюционеры, вредители, шпионы, диверсанты, врачи-убийцы и т. д. Наказание им определяла 58-я статья Уголовного Кодекса РСФСР. Аналогичные статьи были и в уголовных кодексах других союзных республик.

поражение в правах - уголовное наказание, предусматривающее лишение осуждённого определённых личных, гражданских и политических прав. Поражение в правах может иметь различный объём, вплоть до признания осуждённого «юридически мёртвым», т.е. лишения его вообще всех прав. В современных правовых системах поражение в правах достаточно часто бывает связано с лишением осуждённого трудовых прав и прав, предоставленных по специальному полномочию: например, УК РФ предусмотрен запрет занимать определённые должности или заниматься определённой деятельностью.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Скульптура. Церковь Фёдора Стратилата (Новгород) | Расцвет городской культуры
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 305; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.043 сек.