КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Система составляющих элементов управленческого процесса с позиций экономики и кибернетики
Тема 2. Управление в экономике как процесс. Законы, принципы и функции управления 1. Составляющие элементы управленческого процесса. 2. Система элементов управленческого процесса с позиций экономики и кибернетики. 3. Система законов, принципов, целей, задач, методов и функций управления. 4. Принципы менеджмента. 5. Функции менеджмента. 6. Условия эффективного взаимодействия субъекта и объекта управления. Управленческий труд есть особый вид конкретного труда, как и свыше 30-ти тысяч других профессий. Поэтому, как всякий вид конкретного труда, он характеризуется особыми, присущими только ему моментами: а) целью труда, б) предметом труда, в) средствами труда, г) операциями труда, д) результатом, продуктом труда. Рассмотрим специфику этих моментов. Целью управленческого труда (а) является подчинение работников экономическим и социальным целям собственника условий и результатов труда или руководителю, действующему от имени и в интересах собственника. Предметом управленческого труда (б) и результатом управленческого труда (д) является информация (сведения о ком-либо или о чем-либо). Если в первом случае она «сырая» и не может ещё использоваться в управленческом решении, то управленец, воздействуя на «сырую» информацию определенными операциями труда и средствами труда, создает управленческое решение как результат, продукт труда, который уже может использоваться в управлении. Средства управленческого труда (в) это все то, что способствует точности и быстроте проведения нужных операций с информацией, начиная органами человека и заканчивая компьютерами и прочей офисной техникой. Управленческий труд – это умственный труд, который человек осуществляет в виде нервно-психических усилий. Поэтому важнейшими характеристиками управленческого труда являются такие операции (г) как слушание, чтение, наблюдение, восприятие, внимание, запоминание, представление, мышление, эмоции, воображение (последнюю операцию называют Джомолунгмой интеллекта) и др. В совместной форме организации труда, в отличие от индивидуальной формы, во внешнем управлении всегда присутствуют две стороны: управляющий и управляемый. Тех, кто управляет, для достижения своей поставленной цели, принято называть субъектами управления. Те, кем управляют, и то, чем управляют, называются объектами, предметами управления. Субъекты управления — это люди, в функции и задачи которых входит осуществление внешнего управления, то есть организаторы, руководители, начальники. При официальном характере управления его субъект организационно и юридически оформляется в виде определённой должности или совокупности должностей, которые образуют подразделение управления. Объектами управления могут быть как работники, коллективы, действующие согласно предписаниям, выданным субъектом управления, так и любые экономические объекты, подвергающиеся изменениям по воле субъекта управления, распоряжающегося этими объектами. Когда субъект сам управляет своими действиями в индивидуальной форме организации труда, то есть субъект и объект представлены одним лицом, то такой процесс называют самоуправление. Во всех процессах управления, независимо от их природы (социальные, экономические, биологические, технические и др.) имеются следующие общие элементы: 1. цель управленческого труда; 2. предмет управленческого труда как «сырая» для управления информация; 3. средства, орудия управленческого труда; 4. операции управленческого труда; 5. управляющие воздействия как готовый к управлению информационный продукт; 6. субъект управления; 7. объект управления; 8. контроль со стороны субъекта управления за качеством выполнения управляющих воздействий объектом управления; 9. внешнее управление; 10. самоуправление. От характеристики отдельных общих элементов управленческого процесса, данной выше, рассмотрим далее эти общие элементы как систему. В XX веке сформировалась наука, изучающая общие законы управления вне зависимости от того, где и по отношению к каким объектам имеет место управление. Эта наука получила название «кибернетика». Часть кибернетики, изучающая процессы управления в экономике, называется «экономическая кибернетика». Кибернетика исходит из единой схемы управления, характерной для всех её форм и видов (рис. 1).
Рис. 1. Единая схема управления Согласно этой схеме субъект управления, исходя из своих целей, вырабатывает управляющее воздействие в виде команд, сигналов, которые по прямой связи передает объекту управления. Объект управления, воспринимая управляющее воздействие, изменяет свои действия в соответствии с переданным ему управляющим сигналом. О том, что объект принял и отработал команду, отреагировал на управляющее воздействие, субъект управления узнает, получая информацию по обратной, контрольной связи. В зависимости от содержания контрольной информации субъект вырабатывает новые управляющие воздействия либо признает переданный ранее сигнал достаточно выполненным. В последнем случае субъект определенное время дает возможность объекту развиваться в указанном направлении. Канал обратной связи может быть зрительным, звуковым, в виде докладов, сообщений, письменных отчетов, в общем, в любой, форме, воспринимаемой субъектом управления. Для педагога это контроль знаний учащихся, для начальника — отчет исполнителя и результат работы. Обратная, контрольная связь — это инструмент контроля со стороны субъекта управления за поведением объекта управления. В экономике в качестве субъектов управления выступают хозяйственные руководители, многочисленные органы управления. Объекты управления — это предприятия, трудовые коллективы, работники, факторы производства в виде орудий и предметов труда, природные ресурсы, научно-технический и информационный потенциал. Управляющие воздействия субъектов труда представляются в формах законов, указов, планов, программ, постановлений, нормативов, рекомендаций, инструкций, материальных и финансовых стимулов, моральных воздействий. Обратные связи — это результаты контрольных наблюдений со стороны субъекта управления, статистическая и текущая отчетность, бухгалтерская документация. Характерная особенность управления экономическими объектами состоит в том, что система управления носит иерархический характер. Вследствие этого субъект управления в экономике является одновременно объектом управления со стороны субъектов более высокого уровня. Кто является субъектами и объектами управления, каковы управляющие воздействия и обратные связи, зависит от рассматриваемого уровня хозяйственной системы. В последней принято выделять пять основных уровней: 1) экономика личности и семьи (домохозяйство), 2) экономика предприятия (микроуровень), 3) экономика отрасли или региона (мезоуровень), 4) экономика государства, страны (макроуровень), 5)мировая экономика (мегауровень). Соответственно, различают и пять уровней управления экономикой. В нашем курсе «Менеджмент» главное внимание будет уделено управлению организацией (предприятием).
Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 293; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |