Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Интенсивные методы конца XX-го – начала XXI века




Эмоционально-смысловой метод разработан И.Ю. Шехтером (1973), который рассматривал опору на смыслообразование, возникающее в процессе ролевой игры, в качестве основного пути овладения речевым общением. Так как целью коммуникации считается обмен мыслями, то путь овладения речевым общением автор видит в опоре на смыслообразование и на специально стимулируемое эмоциональное соучастие обучаемого в процессе игровой деятельности.

На базе метода были разработаны три этапа обучения языку, каждый из которых является этапом в процессе формирования и развития смыслопорождения.

В задачу первого этапа входит развитие речи в типичных ситуациях общения. Грамматика при этом не изучается. К концу этапа учащиеся могут читать учебные тексты, построенные на лексическом минимуме в объеме 1200-1400 единиц.

Второй этап обеспечивает переход к деловому общению в условиях монологического высказывания. При этом изучаются грамматика, основы перевода, формируются навыки письменной речи. Работа проходит преимущественно в форме деловых игр и решения проблемных ситуаций на материале общенаучных и специальных текстов.

Наконец, в рамках третьего этапа происходит дальнейшее развитие речи на текстах по специальности.

И.Ю. Шехтер разработал приемы обучения и создал серию учебных пособий для занятий иностранными языками. Трехцикловое обучение удачно реализует поэтапность решения задач ин­тенсивного обучения – от элементарных навыков и умений в сфере повседневного общения до речевых умений в профессио­нально ориентированной деятельности. В то же время собствен­но методические проблемы, лежащие в основе метода, в специ­альной литературе рассмотрены недостаточно подробно.

Интенсивный метод обучения устной речи взрослых определяется также как «цикловой-межцикловой метод». Основы этого метода были разработаны в Тбилисском университете в 1970-е гг. под руководством Л.Ш. Гегечкори. В методе использованы элементы суггестопе­дии, а его характерной особенностью является последовательное чередование в процессе занятий циклов устной речи (речевая подготовка) и межциклового обучения (языковая подготовка). Введение межциклового этапа, используемого для овладения языковыми средствами, является отличительной особенностью в сравнении с другими интенсивными методами. В качестве мето­дических приемов, используемых в ходе межциклового обуче­ния, рекомендуются: а) упражнения типа «drill», выполняемые под руководством преподавателя; б) самостоятельная работа в лингафонном кабинете. Метод можно рассматривать как попыт­ку синтеза суггестопедического и сознательно-практического ме­тодов в обучении иностранным языкам.

Ускоренный курс обучения языку методом по­гружения разработан под руководством А.С. Плесневич в 1970-е гг. и предназначен для обучения анг­лийскому языку научных работников в течение 10-дневного кур­са. Курс предусматривает интенсивные занятия с использовани­ем элементов суггестопедии и психических процессов, проте­кающих на уровне подсознания. Курс рассчитан на лиц, имею­щих подготовку по языку в объеме неязыкового вуза, и служит средством подготовки научных работников к общению со своими зарубежными коллегами в условиях профессиональной деятель­ности.

Суггестокибернетический интегральный метод разработан В.В. Петрусинским в 1980-е гг. Основу метода составляет суггестивное управле­ние процессом обучения с использованием технических средств. Учебный материал предъявляется большими порциями для цело­стного восприятия во время сеанса, который повторяется в разные дни занятий. Метод позволяет автоматизировать лексику и грамматические модели для начального этапа за ограниченный отрезок времени. Система обучения напоминает курс «погружения», но сфера его применения шире в результате отсутствия преподавателя, которому отводится роль лишь организатора учебного процесса и контролера за работой группы.

Ритмопедия принадлежит к методам, обеспечивающим интенсификацию процесса запоминания на основе создания благоприятных условий для работы механизмов памяти. Метод был разработан в Кишиневском университете и внедрен на занятиях по иностранным языкам в ряде вузов.
Ритмопедия представляет собой методику ввода иноязычной
информации, ее закрепления и активизации с использованием
ритмостимулирования в процессе группового общения. Ритмостимуляция понимается разработчиками метода как воздействие на биоритмику человека монотонными низкочастотными импульсами звука, света, цвета через слуховые, зрительные и тактильные (осязательные) анализаторы. Это способствует созданию благоприятных условий для работы механизмов памяти и долговременного хранения учебного материала в объеме, превышающем в 2-3 раза существующие нормы.

 

Экспериментально доказано, что запоминание вводимого материала в виде фраз составляет в среднем 85%. Отсроченная проверка (через 1,5 года) показала прочность хранения информации. Ритмопедия рекомендуется при необходимости ввода большого объема информации, требующей произвольного запоминания.

Гипнопедия (обучение во время сна) была популярной в 1960-70-х гг. Сущность ее заключается в том, что обучаемому предлагается во время сна (на стадии засыпания) прослушать материал, вводимый с помощью магнитофонной записи. Предполагается, что в период бодрствования учащийся будет в состоянии узнать прослушанные во время сна единицы речи и повторить их в устной форме. Таким образом, гипнопедия предусматривает формирование навыков опознавания и воспроизведения единиц речи, введенных в процессе восприятия гипнопедической про­граммы.

Научные исследования в области гипнопедии, однако, не дали однозначных результатов. Противоречия исследователей каса­лись, прежде всего, проблемы сна. По мнению ряда ученых, сле­дует сначала доказать безвредность гипнопедии и отсутствие не­желательных психологических последствий в результате ее ис­пользования.

Некоторые авторы относят гипнопедический метод к числу пассивных, считая, что обучение без обратной связи не может быть эффективным. Как показали экспериментальные наблюде­ния, при изучении иностранного языка с помощью гипнопедии время на запоминание лексических единиц сокращается в не­сколько раз. Это обстоятельство и привлекает в первую очередь сторонников метода.

В наши дни гипнопедия рассматривается как один из возмож­ных способов обучения, который может применяться наряду с другими при наличии специальных пособий и соответствующей внушаемости учащихся (что устанавливается в результате специ­ального тестирования). Использование гипнопедии в широких масштабах в настоящее время вряд ли целесообразно, однако ра­зумное включение элементов гипнопедии в систему интенсивно­го обучения вполне обоснованно.

Релаксопедия - комплекс дидактических приемов, предусматривающих использование в учебных целях релаксации, т.е. психического и физического расслабления, вызываемого внушением (Шварц, 1971). Эксперименты, проведенные сугге­стопедической лабораторией Пермского педагогического ин­ститута, показали, что в состоянии релаксации учащиеся могут усвоить значительный объем информации за единицу времени, при этом происходит активизация мыслительной деятельно­сти. По мнению ряда исследователей, релаксопедия не являет­ся средством, заменяющим традиционные методы обучения, однако она может служить одним из приемов интенсификации занятий.

«Экспресс-метод» разработан И. Давыдовой в 1990-е гг. и благодаря большой рекламе вызвал интерес в пер­вую очередь у желающих овладеть иностранным языком быстро и с наименьшей затратой сил. Для этого им предлагалось про­слушивать в магнитозаписи специально подобранные тексты из: сферы бытового общения. Каждая кассета рассчитана на 60 – 90 мин звучания. Особенность метода заключается в наличии в текстах особых звуковых сигналов, названных sublimental messages, т.е. фраз, воспринимаемых на подсознательном уровне благодаря высокой скорости их подачи, что делает звуковые сигналы не различимыми на сознательном уровне. Информация, записанная на столь высокой скорости, улавливается на уровне подсознания и, по мнению автора метода, прочно сохраняется в памяти.

Эксперты считают, что курс И. Давыдовой рассчитан на детей определенного психического склада – внушаемых, податливых. Чтобы получить эффект от занятий, необходимо много и напряженно работать, что большинство обучающихся не способны выдержать. Поэтому многие учащиеся быстро устают и бросают заниматься. Явление же гипермнезии, возникающее в результате использования специальных звуковых сигналов, воздействующих на подсознание, не получило пока достаточно убедительного подтверждения.

«Интелл-метод» был разработан в начале 1980-х гг. в Академии наук СССР на основании использования эффекта гипермнезии (сверхзапоминания), при котором информацияусваивается в объеме, превосходящем существующие нормы. Метод был показан на Московской международной выставке видеокибернетических средств изучения иностранных языков «Эксполингва-86», а в 1987 г. Институт высшей нервной деятельности дал заключение о безопасности и эффективности метода при обучении как школьников, так и взрослых.

В основе метода лежит так называемый эффект 25-го кадра, суть которого заключается в следующем. Как известно, инфор­мация с экранателевизора воспринимается на сознательном уровне при скорости ее подачи не более 24 кадров. Если ско­рость предъявления информации выше, то она будет восприни­маться не на сознательном, а на подсознательном уровне. При этом информация обрабатывается центрами головного мозга, минуя наше сознание. Это открытие первоначально использова­лось в телевизионной рекламе и, согласно закону о средствах массовой информации в России, было запрещено. В преподава­нии же иностранных языков эффект 25-го кадра нашел примене­ние в качестве источника повышения резервов головного мозга, что ранее использовалось в методе обучения Г. Лозанова.

Считается, что информация, предъявляемая в субсенсорном
режиме восприятия, усваивается человеком в параметрах значительно превышающих норму. Известно, что при традиционномобучении учащийся за один урок может усвоить до 20 новых слов. Ученые связывают эффект сверхзапоминания с тем, что у человека 97% психической деятельности протекает на уровне подсознания и только 3% - на сознательном уровне. Эта идея и эффект сверхзапоминания были реали­зованы в программе обучения иностранным, языкам и технике быстрого чтения - «Интелл».

Урок с использованием этого метода, рассчитанный на про­смотр видеотекстов, протекает следующим образом. Первые 15 мин учащиеся смотрят на экран, где мелькают пары слов с пе­реводом со скоростью 25 кадров/с (этап «вижу»). На следующем этапе («вижу и слышу») слова подаются в обычном скоростном режиме, характерном для среднего темпа речи носителей языка в озвученном варианте. На третьем этапе («работаю») учащиеся видят слова на экране и переводят их. Считается, что после 60-70 часов работы словарный запас увеличивается до 7000 ино­язычных слов и выражений. При этом они прочно сохраняются в памяти. В результате занятий память и внимание человека уве­личиваются в 10-12 раз, а скорость чтения - в 3-5 раз.

В настоящее время в России созданы курсы для обучения по англий­скому, немецкому, финскому и другим языкам.

Результаты независимой экспертизы, проведенной в Совре­менном гуманитарном университете и опубликованные в сбор­нике «Телекоммуникационные технологии обучения» показали, что на стандартном кинооборудовании, используемом в быту и кинопрокате, создать эффект 25-го кадра весьма затруднительно. Это касается также видеотехники и пер­сональных компьютеров. Эксперты считают, что в настоящее время обсуждать возможность восприятия информации на суб­сенсорном уровне можно только в теоретическом плане. Практи­ческая же реализация идеи затруднена из-за технических воз­можностей современной аппаратуры.

Психотерапевтический метод обуче­ния – это интенсивный метод обучения иностранным языкам, разра­ботанный И.М. Румянцевой на основе сугге­стопедической теории интенсивного обучения Г. Лозанова и предусматривающий использование на занятиях групповой психоте­рапии в форме психологических тренингов. Под психотерапией автор подразумевает особый вид межличностного взаимодействия, в процессе которого учащимся оказывается профессиональная помощь психологическими средствами при решении возникающих у них проблем и затруднений психологи­ческого характера, связанных с овладением и использованием изучаемого языка. Такая помощь оказывается необходимой при работе с труднообучаемыми людьми, сомневающимися в возможности овладеть языком в силу разных причин. Термин «групповая психотерапия», введенный в научный оборот американским психологом и психотерапевтом Я.П. Морено (1910), нашел применение в виде библиотерапии (благотворное воздействие книги в форме обсуждения прочитанного с целью положительного влияния на читателя), трудотерапии (использовалась А.С. Макаренко в системе обучения и воспитания), музыкотерапии, природотерапии, в «школе радости» В.А. Сухомлннского. Психотерапевтические приемы обучения на занятиях по иностранному языку нашли применение в суггестопедии Г. Лозанова (использование внушения), гипнопедии (обучение во время сна, релаксопедии (техника релаксационной разгрузки во время занятий), а также в интенсивных методах обучения Г. Китайгородской, И. Шехтера и др. В психотерапевтическом методе обучения, по утверждению ее разработчика, впервые система обучения языку полностью положена на групповую психотерапевтическую основу с использованием психотерапевтического тренинга, а не только на ее суггестологическую часть, что имеет место в некоторых других интенсивных методах, и в чем И. Румянцева видит новизну предлагаемого метода обучения.

В качестве источника и способа применения групповой психотерапии на занятиях предлагается разработанный автором интенсивный лингвопсихологический тренинг (ИЛПТ), представляющий собой комплекс упражнений и технологий их использования в учебном процессе.

В число рекомендуемых для занятий тренингов входят следую­щие: 1) ролевые тренинги (предусматривают моделирование жизненных ситуаций, имеющих для участников обучения глубо­кий личностный смысл, 2) тренинги общения (направлены на приобретение знаний и формирование на их основе речевых на­выков и умений); 3) тренинги сензитивности (развивают способ­ности «предсказывать» мысли и чувства другого человека и про­гнозировать его поведение); 4 ) тренинги перцептивности (на­правлены на развитие способности адекватного познания себя и других в общении); 5) тренинги ассертивности (направлены на повышение чувства уверенности в себе) и др. К числу рекомен­дуемых для работы тренингов относятся также музыкотерапия (использование музыки в качестве психотерапевтического сред­ства), хореотерапия (терапия танцем), арт-терапия (терапия сред­ствами искусства). Все перечисленные тренинги интегрируются в единый комплекс, при ведущей роли иностранного языка как основы применения любого тренинга.

Метод обучения опирается на ряд принципов, три из которых считаются ведущими и бази­рующимися на суггестопедическом понимании процесса обуче­ния в интерпретации Г. Лозанова: а) «принцип радости и нена­пряженности» (обучение протекает в располагающей к занятиям атмосфере и не осложняется каким-либо напряжением; б) «прин­цип единства сознательного и подсознательного в обучении» (предполагается опора как на сознательный, так и бессознатель­ные источники восприятия и усвоения материала; в) «принцип суггестивного взаимодействия» (предусматривается получение преподавателем в ходе занятий информации об усвоении учащи­мися материала). Считая перечисленные принципы важными, но недостаточными для повышения эффективности обучения в рам­ках метода, автор дает описание еще 13 принципов, положенных в основу метода (таких как принципы активности, интенсивно­сти, интегративности, междисциплинарного взаимодействия и др.).

Перечисленные принципы обучения определяют рекомендуемую систему обучения, базирующуюся на двух правилах обучения взрослых, разработанных Г. Лозановым и широко используемых в интенсивных методах.

Правило первое: занятия организуются в последовательности: «понимание-говорение – чтение - письмо», означающее, что сначала необходимо научить понимать иноязычную речь на слух, затем говорить и лишь после этого читать и писать. Тем самым обу­чающийся проходит на иностранном языке путь овладения ре­бенком родным языком. (Заметим, что эта идея еще до Г. Лозанова получила психологическое обоснование в работах сторон­ников прямого метода).

Правило второе: «синтез-анализ-синтез», означающее, что взрослый человек, как и ребенок, сначала учится воспринимать иноязычную речь в потоке речи, затем начинает ее анализировать и вновь «складывать» в единое целое, (Это правило обучения наиболее убедительно реализовано в работах Г. Китайгород­ской).

В соответствии с перечисленными правилами и принци­пами обучения система занятий по названному методу включает три этапа: 1) активный сеанс (однократное прочтение преподава­телем текста, вводящего учащихся в новую ситуацию общения и «погружающая» их на уровне слухового восприятия в иноязыч­ную речь; 2) активная разработка материала на уровне говорения с помощью тренингов; 3)закрепление материала в ходе выполне­ния домашнего задания (слушание текста с музыкальным сопро­вождением).

На основе концепции метода был разработан курс английского языка для взрослых, рассчитанный на 100 академических часов (три вечерних занятия в неделю в тече­ние 7 недель). В результате обучения обеспечивалось общение на иностранном языке в пределах пройденных тем и ситуаций на основе нормативной грамматики и в объеме 3-5 тыс. лексиче­ских единиц. Этот мет обучения оказывается наиболее целесообразным в работе со взрослыми, испытывающими затруднения в овладении иностранным языком и нуждающимися в психотерапевтической и психологической коррекции, которые были использованы в качестве основы обучения.

Обзор современных интенсивных методов позволяет утверждать, что в настоящее время наметились 2 основных повышения эффективности обучения языку: один за счет использования технических средств и современных технологий, другой – за счет активизации резервов личности обучаемого.

Скорее всего развитие интенсивных методов в ближайшем будущем пойдет по линии органичного включения в систему обучения технических средств и активизации психологических возможностей личности обучающегося в качестве источника повышения эффективности занятий по языку.

Методы обучения будут избираться в зависимости от потребностей учащихся в языке и их психологических особенностей. Значительно возрастет роль мультимедийных средств, Интерне­та электронной почты, которые окажут значительное влияние на обучения в целом и выбор методов в частности.

Обучение будет направлено на овладение общением на изучаемом языке и изучение культуры народов других стран, что обеспечивает возможность взаимопонимания между людьми.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 3272; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.