КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Структура программного обеспечения ПК
Соната Фуга Сюита Сюита — циклическая музыкальная форма, состоящая из нескольких контрастных частей. Слово это произошло от французского suite — последовательность. Первые в истории многочастные инструментальные произведения возникли из танцев. Поначалу под такую музыку только танцевали, но со временем поняли, что ее можно только слушать. Причем это может доставить не меньшее удовольствие, чем танцы. Форма сюиты возникла в XVI в. как объединение медленного танца паваны и быстрого — гальярды. Такие сюиты писали для самых различных инструментов. Но уже к началу XVIII в. сложилась форма так называемой старинной сюиты, состоящей из четырех танцев: аллеманда, куранта, сарабанда и жига. Эти танцы объединялись по принципу контраста: после медленного, плавного шел подвижный, прыжковый. Аллеманда — серьезная и неторопливая. Как придворный танец она появилась в Англии, Франции, Нидерландах из приветственных сигналов трубы, звучавших при встречах высоких особ — князей, графов и герцогов. Под ее приветственные звуки двигалось торжественное шествие придворных, поэтому она напоминала марш. Вот и в сюите аллеманда торжественно открывала произведение. Куранта — французский танец (courante — бегущая, текущая). Это тоже придворный танец, но быстрый, со сложными, затейливыми фигурами и такой же музыкой. Сарабанда (от испанского zarabanda). Мы знаем ее как медленный, величественный танец, иногда даже скорбного характера. Но Сервантес описывал ее как резвый, озорной, темпераментный танец, который сопровождали звуки барабана и кастаньет. Став придворным танцем, сарабанда превратилась в медленное шествие. Жига (от английского jig) — старинный танец английских моряков — быстрый, веселый, непринужденный. Его музыка напоминает журчание ручья, и также беспрерывно льется. Со временем в сюиту стали включать и другие танцы — менуэт, гавот, бурре или ригодон. Из глубины веков дошли до нас их названия. Когда-то их исполняли на балах, но все они народного происхождения. Правда, попадая во дворцы, танцы сильно изменялись. И это естественно, ведь на сами движения танца, а, следовательно, и на музыку, влияет и место, где танец танцуют (сравните, деревенская лужайка или дворец), и кто его исполняет (крестьяне или знать), и даже костюмы танцующих (тяжелые, шитые золотом и драгоценностями платья знати или скромная одежда крестьян и горожан). В XVI в. многие балы открывались четырехдольной паваной. Ее название произошло от латинского слова павлин. Действительно, движения танцующих напоминали плавный ход гордого павлина. За ней следовала более быстрая трехдольная гальярда (в переводе с итальянского — веселая) с подпрыгивающим ритмом. Гавот вошел в моду где-то в 1660 году. Кстати, он был любимейшим танцем почти полтора столетия. Его и сегодня с увлечением отплясывают в некоторых районах Франции. Этот сельский танец, появившись в бальных залах, приобрел некоторую манерность, но музыка его сохранила живость темпа, четкость ритма. Этот танец привлекал многих композиторов XVII и XVIII вв. К ритму гавота обращались и композиторы века двадцатого. Ярким примером этому служат прекрасные гавоты С. Прокофьева, а особенно его гавот из «Классической симфонии». Из французской провинции Овернь пришел на балы танец бурре. На родине его танцевали дровосеки, обутые в деревянные сабо. Танцевали весело, с притопываниями, как будто утаптывая хворост (слово это в переводе с французского означает «связка хвороста»). Так же популярен был в прошлом подвижный и веселый прованский двудольный танец ригодон. В конце XVII в. во Франции появился, а затем распространился по всей Европе шотландский танец экосез. На родине его танцевали под аккомпанемент волынки, умеренно и серьезно. В Европе он переродился в быстрый и веселый двудольный танец. Экосез был известен и в России во времена Петра I. Он не только входил в сюиту, но стал очень популярен в XIX в. Ритм экосеза использовали в своем творчестве многие композиторы, в том числе Бетховен, Шуберт, Шопен. Говоря о старинных танцах, нужно обязательно выделить менуэт. В XVIII в. он стал настоящим «королем танцев». Родился менуэт во французской провинции Пуату. Слово это произошло от французских слов «па меню» — мелкий шаг. Его действительно танцевали в трехдольном ритме мелкими шагами. Но если в народе его танцевали более подвижно, переселившись в бальные залы, менуэт превратился в умеренный чопорный танец. И это естественно. Представьте, как были одеты танцующие. Дамы в широких платьях с кринолинами, в оборках и драгоценностях. Мужчины в камзолах и туфлях, украшенных драгоценными камнями. Партнеры замирали в поклонах и приседаниях, принимая изысканные, грациозные позы. Менуэт был очень популярен. Впоследствии его стали вводить в классические симфонии и сонаты, он занял прочное место в балетной музыке вплоть до XX в. Иногда в сюите появлялись и нетанцевальные пьесы — прелюдии, арии, рондо, фуги. Старинные сюиты писали многие композиторы. Наиболее известны сюиты Баха и Генделя.
Такие произведения писали и для отдельных инструментов, типа клавесина, лютни, и для небольших оркестровых составов. Прошел еще один век, и появились сюиты совсем другого типа. В одних из них преобладали нетанцевальные пьесы разных форм и настроений, написанные в разных тональностях. Широко известны оркестровые сюиты П.И. Чайковского, сюиты для двух фортепиано С. В. Рахманинова. Другие носят программный характер, например, «Картинки с выставки» М. Мусоргского. Большой популярностью пользуются сюиты из оперных отрывков (музыкальные картинки «Три чуда» из оперы Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане»), балетных номеров (из «Золушки» или «Ромео и Джульетта» Прокофьева), музыки к драматическим спектаклям («Пер Гюнт» Грига), из киномузыки («Овод» Шостаковича) и т. д. Фуга — одна из вершин полифонической (от греческого poli — много, phone — голос, звук) музыки. Этим словом, ведущим свое происхождение от латинского fuga — бег, бегство, называют многоголосное произведение, построенное по очень строгим законам. В зависимости от количества голосов фуга может быть двух-, трех-, четырех- и более голосной. Чаще всего в основе фуги лежит одна хорошо запоминающаяся, яркая тема. Но в музыке встречаются фуги с двумя или даже тремя темами. Тогда они называются двойными или тройными. Но сколько бы в фуге ни было голосов или тем, основным принципом ее строения является имитация. Что же это такое? Латинское слово imitation означает подражание. Имитировать — значит подражать. В полифонии — это особый прием развития. Имитация — повторение мелодии в другом голосе. Обычно фуга начинается одноголосно. Затем мелодия, исполненная первым голосом, перемещается в другой, причем звучит от другого звука. Далее с той же мелодией вступает третий голос и т. д. Получается, что каждый голос как бы подражает первому, имитирует его. Этот прием лежит в основе не только фуги, но и других полифонических форм — инвенции, канона. Фуга как высшая форма полифонической музыки сформировалась в творчестве И.С. Баха и Г.Ф. Генделя. По строению фуга делится на три части: экспозиция, где тема проводится по всем голосам. При каждом проведении темы ей сопутствует мелодия в другом голосе, называемая противосложением. В фуге есть участки, где тема отсутствует. Это — интермедии, которые располагаются между проведениями темы. Они оживляют течение фуги, создают непрерывные переходы между ее разделами. Во второй части фуги, называемой разработкой, тема подвергается развитию, проходя тоже попеременно по разным голосам. Этот раздел отличается разнообразием и свободой строения. В нем чаще появляются интермедии, используются канон и другие приемы полифонического развития. В завершающем разделе — репризе — обычно утверждается главная тональность. Реприза короче других частей, в ней часто происходит ускорение музыкального развития. Один из его приемов — стретта — своеобразная имитация, в которой каждое последующее проведение темы вступает раньше, чем она заканчивается в другом голосе. К репризе примыкает кода, подводящая итог развития фуги. Чаще всего фуга составляла небольшой цикл с предшествующей ей пьесой. Это могла быть фантазия, вариации или хорал. Но особенно популярны были циклы «Прелюдия и фуга». Такие циклы писал И.С. Бах.
Его перу принадлежат 48 прелюдий и фуг, объединенных в два тома «Хорошо темперированного клавира». В ХХ в. эту традицию продолжили русские композиторы Д. Шостакович, Р. Щедрин, немецкий композитор П. Хиндемит. Фуга может быть не только самостоятельным произведением. Она может являться частью крупного произведения. Построения, основанные на имитации и напоминающие фугу, могут входить в симфонию, ораторию, кантату, реквием. Тогда такие построения называются фугато. Если высшей формой полифонической музыки является фуга, высшая форма гомофонии — соната. Слово «соната» происходит от итальянского sonare — играть на каком-либо инструменте. В принципе, соната — это музыкальный жанр, крупное произведение, рисующее в контрастных образах нашу жизнь, мысли, переживания людей. Если сравнить этот жанр с литературой, то ее можно сравнить с романом, где действуют различные персонажи, «герои» с разными судьбами, несхожими характерами, чувствами. В сонате тоже есть разные «герои» — темы, которые взаимодействуют друг с другом, а иногда вступают в конфликт. Слово «соната» в разные времена имело неодинаковое значение. Сейчас мы так называем «классический» тип сонаты, который сложился в творчестве великих венских мастеров Гайдна и Моцарта. Но за сто лет до этого появилась так называемая старинная соната. В ней еще не было определенного количества частей, строгого порядка их следования, но уже наметились три наиболее яркие образные сферы, контрастно оттеняющие друг друга — предшественники будущих трех частей классической сонаты. Первая часть — быстрая, живая, вторая — неторопливая или медленная, третья — обычно самая быстрая, перекликающаяся по характеру с первой. Наибольшей напряженностью и остротой отличается первая часть сонаты. И именно в ней сложилась особая форма, получившая название сонатной. Вся композиция делится на три раздела, и это очень похоже на развитие пьесы в драматическом театре. Сначала композитор как бы знакомит нас с действующими лицами — темами. Этот раздел называется «Экспозиция» — «изложение, показ». Тем бывает не меньше двух. Первую называют главной, вторую — побочной. Они как бы взаимодействуют между собой — характером, тональностью. Между ними может располагаться связующая партия. Итак, мы познакомились с «героями», произошла завязка драмы. Дальше начинается ее развитие. Второй раздел сонатной формы называется разработка. Этот раздел наиболее конфликтный, наименее устойчивый. Темы в нем могут звучать не целиком, из них выделяются отдельные мотивы, фразы. Здесь нет определенного порядка в чередовании тем. Поэтому они переплетаются, сталкиваются, видоизменяются, борются друг с другом. Это ощущение движения, динамичности, неустойчивости, борьбы в конце разработки достигает кульминации, и мы ждем, когда же наступит равновесие и придет покой. Они наступают в третьем разделе сонатной формы — репризе. Здесь повторяются основные темы, но с изменениями, вызванными событиями разработки. Так же как в жизни, пройдя развитие, темы могут несколько изменить свой характер, они могут стать ближе друг другу или, наоборот, стать контрастнее. Все музыкальные темы в репризе звучат в основной тональности. Завершает первую часть сонаты кода, в которой используют фрагменты наиболее важных тем. Она утверждает победившую главную тональность.
Вторая часть классической сонаты обычно пишется в медленном темпе. Она воплощает неторопливое движение мысли, очень часто — это философские размышления автора. Или воспевает красоту человеческих чувств, рисует возвышенный пейзаж. Финал сонаты выдержан обычно в быстром, даже стремительном темпе. Это — итог всего развития цикла. А итог бывает разным — жизнеутверждающим или даже трагическим. Сонатная форма характерна больше для первых, быстрых частей сонатного цикла. Поэтому ее и называют — сонатное allegro. Примеров этой формы множество. Форма сонатного allegro играет важную роль в симфонии — сочинении для оркестра, состоящим, как правило, из нескольких частей. В нашем понимании это слово вошло в обиход в 70-е годы XVIII в. Но само оно очень древнее. «Симфония» по-гречески означает «созвучие». В античной Греции так называли пение хора в унисон или любое гармоническое, благозвучное сочетание звуков. Новая жизнь этого слова началась в эпоху Возрождения. Но теперь в него вкладывали новый смысл. Так называли вступление к многоголосным вокальным произведениям — мадригалам, канцонам. Когда появилась опера, вступление к ней тоже стали называть симфонией (название «увертюра» появилось позже). И вот в XVIII в. она начала свое самостоятельное существование. Классический вид симфония обрела в творчестве Гайдна и Моцарта. Как же она строится? Обычно в симфонии четыре части. Вместе они образуют сонатно-симфонический цикл. Такое строение позволяет композитору выразить самые разные чувства и настроения, создать музыкально обобщенный образ эпохи. Первая часть симфонии — энергичная, действенная, в быстром темпе. Чаще всего она является в цикле главенствующей. Именно ее обычно пишут в форме сонатного allegro, дающей возможность сопоставить контрастные образы. Эти образы потом развиваются, изменяются и в результате приобретают новый характер, новые черты. Поэтому первая часть симфонии отличается многоплановостью и богатством. Вторая часть обычно медленная. Это лирическая или созерцательная передышка после бурных событий первой части. Но бывают и отступления. Например, в «Героической симфонии» Бетховена вторая часть — траурный марш. Третья часть симфонии в творчестве Гайдна и Моцарта — чаще всего менуэт. Бетховен заменил его скерцо — музыкой стремительного, живого характера, нередко с юмористической окраской. Завершает симфонию финал. Он тоже пишется в быстром темпе, но внутренне не так контрастен, как первая часть. Если смысл первой части заключается в том, чтобы показать конфликт образов, драматическое действие, то задача финала — подведение итогов. Поэтому не случайным является то, что финалы часто пишут в форме рондо, в которой постоянно возвращается одна и та же тема, то есть утверждается главная музыкальная мысль.
Таблица № 1 Виды музыкальных форм: (классическая и романтическая музыка XVIII–XIX веков)
[1] Гомофония — это главенство одного, ведущего мелодического голоса, в то время как все остальные, складываясь в аккорды — гармонию, служат ему поддержкой и сопровождением. Совокупность программ, предназначенная для решения задач на ПК, называется программным обеспечением. Состав программного обеспечения ПК называют программной конфигурацией.
Программное обеспечение, можно условно разделить на три категории: · Системное ПО - это совокупность программ общего пользования не связанная с конкретным применением ПК и выполняющая различные функции. Например: проверку работоспособности устройств компьютера, управление ресурсами компьютера, планирование и управление задачами, рациональное размещение и хранение информации, выдачу справочной информации о компьютере, управления вводом-выводом и т.д. · Прикладное ПО, обеспечивающее выполнение необходимых пользователям работ на ПК: редактирование текстовых документов, создание рисунков или картинок, обработка информационных массивов и т.д. · Инструментальное ПО (системы программирования), обеспечивающее разработку новых программ для компьютера на языке программирования.
Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 634; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |