Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Культура Вавилона: продолжение традиций




Первые правовые кодексы в мире

 

Заслуживает внимания то, что шумерами были для всех сфер жизни. Четко сформулированные шумерские легли в основу законодательства цивилизаций М.

Первый царь-реформатор в истории человечества, поборник справедливости Урукагина «восстановил свободу». Через 300 лет сын основателя третьей династии Ура — царь Шульга составил свод законов. Этими законами он установил справедливость, искоренил беззаконие: «сирота не становился жертвой богача, вдова – жертвой сильного». Следует отметить, что законы Шульги отличались от законов царя Хаммурапи. Шумеры не применяли (и не знали) принципа талиона — «око за око, зуб за зуб». В ту далекую эпоху существовало более гуманное, справедливое право.

 

Талион (лат. талио) — возмездие, мера наказания, определяемая в соответствии с причиненным вредом.

 

Многие достижения культуры Шумера были ассимилированы и творчески переработаны другими народами. Например, бог Думузи — бог умирающей и воскресающей природы — напоминает египетского Осириca, а Инана напоминают жену Осириса Изиду. Идея библейского «райского сада» пришла из Месопотамии, поскольку в Библии ясно указывается, что реки, текущие в библейском раю, находятся в районе реки Евфрата.

К северу от Шумера находилось Аккадское царство, племена ко­сого были семитами, и хотя они говорили на ином языке, по образужизни были близки шумерам. Царь Аккада Саргон был талантливым полководцем и государственным деятелем. Саргон впервые в мировой истории создал постоянное войско численностью 5400 че­ловек. Он объединил всю Месопотамию в единую великую империю и расширил границы далеко за территорию Персидского залива. По­коренные аккадцами народы находились на более высоком уровне развития. Шумеро-Аккадское государство просуществовало около 200 лет.

 

В первой половине 2 тыс. до н. э. произошло новое объединение всех государств Месопотамии вокруг Вавилона. Начиная с этого времени в течение почти 2 тыс. лет Вавилон оставался экономическим и куль­турным центром всего Древнего мира.

Слово «Вавилон» («Бабили») переводится как «Врата бога». Вели­чественный Вавилон располагался на берегах реки Евфрат. Впервые Вавилон достиг своего могущества при царе Хаммурапи (1792-1750 гг. до н. э.). Им были завоеваны Шумер, Аккад и Ассирия. При Хаммура­пи и его преемниках Вавилон вступил в отношения с Египтом.

Хаммурапи являлся мудрым правителем и дипломатом. Он забо­тился о законах, порядке и процветании своего государства. Хаммура­пи создал первую в истории цивилизации законодательную систему, образцом для которой послужил, несомненно, свод законов шумерского царя Шульги. Кодекс Хаммурапи является прекрасным примером даль­нейшего развития права. Текст законов носил «синтетический» харак­тер, устанавливая одновременно и правила, и ответственность за их нарушение. Цель этого правового кодекса состояла в том, «дабы силь­ный не притеснял слабого, дабы сироте и вдове оказана была справед­ливость...». Свод законов Хаммурапи состоял из 282 законов, в кото­рых много внимания уделялось наказаниям за различные проступки и преступления.

Для законов царя характерно широкое применение смертной казни за самые различные виды преступления — от присвоения чужого имущества до прелюбодеяния. За некоторые особо тяжкие, с точки зрения законодателя, преступления законы Хаммурапи назначали квалифицированные виды смертной казни: сожжение за инцест с матерью, сажание на кол жены за соучастие в убийстве мужа. В отдельных случаях устанавливались наказания по принципу талиона «око за око, зуб за зуб, человек за человека» (очевидно, что принцип талиона являлся отправной точкой библейских заповедей) либо денежная компенсация. Сюда же были включены требования: «не лги», «не лжесвидетельствуй», «не кради», которые мы также встречаем в Библии. Как видим, основы библейских заповедей формировались за многие сотни лет до создания самой Библии.

Кодекс Хаммурапи представлял собой плод огромной работы по сбору и систематизации правовых норм, впоследствии он был выбит клинописью на каменном столбе — стеле.

 

Стела — каменный столб или плита с высеченными на ней текстами или изображениями.

 

При этом в Вавилонии было развито долговое рабство и ростовщичество. Силой закона Хаммурапи пытался сдерживать эти процессы, но законы, как и в более поздние времена, выполнялись не всегда. Имущественная зависимость приводила к тому продавали своих детей. Этот «товар» был прибыльным, хотя в моральном отношении подобная торговля уже и в те времена была, конечно,весьма сомнительной. Существовала поговорка (дошедшая до наших дней): «Сильный человек живет своими руками, а слабый – ценой своих детей». То есть такая «торговля» обществом не одобрялось, но это не мешало ей процветать.

Вавилоняне чтили старых месопотамских богов, но верховным богом пантеона был Мардук. Наряду с культом богов было распространено и почитание демонов добра и зла. Самыми страшными были представители «Злой семерки», им противопоставлялись «7 мудрецов» — полезных и добрых демонов. Этот культ лег в основу современной семидневной недели. Ежегодно в Вавилоне происходил 11-дневный новогодний праздник в день весеннего равноденствия (когда боги на год определяли судьбы города и горожан) с бесчисленными молебнами и процессиями. Из уст в уста передавались мифы о том, как Mapдук создал мир и его сын Набу явился людям.

Жречество в Вавилонии было достаточно развито. В храме бога Солнца Шамаша были даже жрицы-затворницы, прототипы христианских монахинь. Для культуры с мощным жречеством характерен высокий уровень развития науки. Культ небесных светил был исключительно важным в Вавилонии. Внимание к звездам и планетам способствовало быстрому развитию астрономии и математики. Вавилонские астрономы впервые в истории человечества высчитали законы обращения Солнца, Луны и повторяемость затмений. Вавилонские названия созвездий Единорог, Близнецы, Скорпион сохранились до наших дней. В целом вавилоняне значительно опередили в астрономичес­ких наблюдениях египтян. Математика, как и у шумеров, основывалась на шестидесятеричном счете. Отсюда произошли наши 60 минут в часе и 360° в окружности. Вавилонские математики стали основоположниками алгебры (они могли решать уравнения с тремя неизвестными).

Следует отметить, что интересы жителей Месопотамии в большей мере были сосредоточены на реальной действительности. Вавилонские жрецы не обещали благ и радостей в царстве мертвых, но в случае послушания обещали их при жизни. В вавилонском искусстве почти нет изображения погребальных сцен. В целом религия, искусство и идеология Древнего Вавилона были более реалистичны, чем культура древнего Египта того же периода.

Важнейшими центрами культурной и хозяйственной жизни в Месопотамии были храмы. Они строились так, чтобы продемонстрировать могущество своего божества. Их классической формой была высокая ступенчатая башня — зиккурат, опоясанная выступающими террасами и создающая впечатление нескольких башен, уменьшающихся в объеме уступ за уступом. Таких уступов могло быть от четырех до семи. Зиккураты были выкрашены с цветовыми переходами: от более темного внизу — к более светлому вверху; террасы, как правило, озеленены. Самым известным в истории зиккуратом можно считать храм бога Мардука в Вавилоне — знаменитую Вавилонскую башню, о строительстве которой как о Вавилонском столпотворении говорится в Библии.

В целом архитектурное искусство Вавилона дошло до нас в меньшей мере, чем Египта. Это вполне объяснимо: территория Месопотамии была бедна камнем, и основным строительным материалом являлся кирпич, высушенный на солнце. Непрочный строительный материал диктовал тяжеловесные прямоугольные формы архитектуры с массив­ными стенами. Кроме этого встречались такие элементы архитектуры, как купола, арки, сводчатые потолки. Искусствоведы высказывают точку зрения, что эти формы впоследствии легли в основу строитель­ного искусства Древнего Рима, а затем и средневековой Европы.

Следует отметить и тот факт, что древние цивилизации дали миру не только архитектурные формы, законы и нравственные правила, но как видим, они во многом явились источником библейской мифологии. В частности, миф о всемирном потопе впервые упоминается в по­эме о Гильгамеше — герое месопотамского эпоса. Этот эпос на несколь­ко столетий старше эпоса Гомера. Поэма дошла до нас на вавилонском языке, но была шумерского происхождения. Поэма была переведена вавилонянами и ассирийцами — наследниками шумеров.

В поэме рассказывается, что жителю города Шурупака (который распо­лагался на берегу Евфрата) Утнапиштиму во сне явился бог Эа с пре­дупреждением о потопе. Бог велел ему соорудить ковчег, погрузить туда близких, имущество, животных. Затем шесть дней шел ливень, уничто­живший все живое. А на седьмой день ливень прекратился, и все спасен­ные высадились на землю. В основе повествования могли лежать реаль­ные события. В бассейне рек Тигра и Евфрата случались наводнения общей площадью от 150 до 650 км2. Для мирных жителей это вполне могло создать иллюзию всемирного потопа. Легенде о всемирном пото­пе свыше 5 тыс. лет.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 454; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.