Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Территориальное деление государства




Имеет органы принуждения (армия, полиция, налоговая служба),

Государство издает законы, регламентирующие жизнь общества (право),

Идеологическую программу политической власти.

 

Формы государства: 1. монархия – власть передается по наследству; бывает абсолютная и ограниченная (когда есть парламент, как в Британии); 2. республика (лат. Res publica – общественное дело, государство) – власть является выборной; республика бывает парламентской и президентской.

Политические режимы: 1. демократический. 2. авторитарный; 3. тоталитарный; 4. диктатура.

Исторические типы государства: 1. рабовладельческое; 2. феодальное; 3. капиталистическое; 4. социалистическое.

Сегодня существует и такое деление государств: 1. национальные государства и 2. иммиграционные государства (образованные мигрантами, как США, Австралия, Канада и др.).

Государства с переходным типом экономики (транзитивные общества).

Что характерно государству? – выражение воли экономически господствующего кла сса или всеобщей воли к сосуществованию? Видимо, и то и другое, т.е. государство внутренне противоречиво.

Платон в «Государстве» писал, что искусство справедливой политики – это «искусство приносить друзьям пользу, а врагам причинять вред». То же находим и у Н.Макиавелли, Т.Гоббса, а в ХХ веке у К.Шмидта и др. Для них дихотомия «друг-враг» - главное в политических ориентациях (образ врага как основа политики). Шмидт пишет: политический враг не обязательно морально или эстетически плох, просто он другой, чужой… М.Вебер писал: «государство – монополия легитимного (законного) насилия внутри определенной территории…»

 

Политика начинается там, где существуют конфликты. Конфликт и консенсус – две важнейшие характеристики любой политической системы. Политика призвана найти пути и средства разрешения конфликтов.

 

ПОЛИТИКА: ИДЕОЛОГИЯ И АКСИОЛОГИЯ

Политическая жизнь общества относится к надстройке, ибо политическая жизнь общества, как сфера связанная с осознанием группами своих интересов, невозможна без идеологии (идеологических программ).

Политическая идеология – это система политических идей. Это отражение в сознании политического общественного бытия, которое затем на бытие активно воздействует.

Политические идеологии интегрируют членов одной партии. Идеология всегда пристрастна, так как выражает интересы определенного класса, группы. Она объясняет, обосновывает, оправдывает или отвергает политические реалии. Отсюда, политика –это арена столкновения идеологий.

Наиболее известны такие идеологии как: либерализм, консерватизм, социал-демократизм, марксизм и др.

Деидеологизация невозможна, но политика демократического государства должна стремиться к утверждению плюрализма идейно-политических течений, к терпимости их друг к другу и открытости в отношениях друг к другу.

 

Еще один важный аспект политики и идеологии – это вопрос о соотношении политики и ценностей. (Учение о ценностях – аксиология).

ХХ век пришел к выводу, что критерием прогресса общественной жизни в целом и в отдельных ее сферах может быть только человек, его благополучие. Отсюда, и в политике следует занять антропологическую позицию.

Политика не может быть нейтральной, она сопряжена с выбором, а значит, связана с оценкой, т.е. с понятиями добро и зло, справедливость и несправедливость, свобода и несвобода, равенство и неравенство и т.д. А там, где речь идет о целях, там всегда присутствуют ценности. Поэтому политическая философия (политика) пронизана морально-этическим началом. И тут возникает вопрос о соотношениицелей и средств их достижения.

 

Для Макиавелли главное – благо государства и эта цель оправдывает любые средства. Для Ж.-Ж. Руссо цель – всеобщее благо и, значит, политические средства не могут быть любыми…

 

Итак, средства и цели политической деятельности не должны противоречить друг другу. Политика должна быть моральной, если цель ее – благо человека.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 207; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.029 сек.