Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Проблема свободы и ответственности




  1. Индивид, индивидуальность, личность. Ролевая и сущностные характеристики личности
  2. Типология личности
  3. Личность и общество. Исторические взаимотипы отношений. Феномен отчуждения
  4. Конформизм – типы и причины. Личность и толпа. Массы
  5. Свобода и ответственность

 

Когда говорят индивид, этим хотят подчеркунть факто существования отдщельноо представителя социальной группы, либо конкретного ощетсвА, либо человеческого рода. Это один из. Это самое богатое по объему определние человека и самое бедное по содержанию. В нем не фиксируются особенные свойства человека. Человек всегжа формируется эпохой, типом культуры, обзеством, в котором он живет, социальной группой к которой принадлежит, неповторимыми условиями микросреды, которая приобретает индивидуальные особенности и своим собственным развитием и уровнем самосознания. В этом смысле можно обнаружить сзодства и различия между индивидами. Различия выражаются в природных задатках и способнсотях, псизических свойствах, в особенностях памяти, воображения, темперамента, характера, во всем многообразии облика и жизнедеятельности человека. Индивидуальную окраску имее т и содержание осзнания, взгляды, убеждения. Различны и способы бытия человека в мире, внутренний мир, манеры поведения и общения. Это своеобразие, самобытность, особенное, отличающее одного человека от других врыажено понятием индивилдуальность, которое проявляется и на биологическом и на психическом и на социальном уровне.

Обычно к понятию индивидлуальность применяются эпитеты – яркая, оригинальная, творческая. Чем больше элементов творества, тем выше уровень индивидуальности. Когда говорят о личности, то обычно имеет ввиду социальные качества человека, т.е. те качества, котоыре человек приобретает во взаимоотношении с обществом.

Личность – это человек, обладающий особой, униклаьной структурой сознания,, которая выражается в особой учтойчивости его поведения.

Личность – это свое лицо, своя позиция. Личностью человек не рождается, а становится в процессе социализации, в процессе развития своей индивидуальности, в данной конкретноисторчиеской обстановке. При условии – если нет врожденных дефектов головного мозга или заболеваний, препядствующих этому. Личность может умереть в еще жиовм человеке, всвязи с тяжелыми псизическими расстройтвами или в следствии алкоголизма, наркомании. В этом случае происходит процесс деградации личности. Деградация личности происходит и тогла, когда инливил оказывается полностью подинен другой воел или его действия в деталях запрограммированы, так что е остается метса свобоже выбора и действия. Социализация учит человека быть в обществе, в согласии с ним, но жесткая система социализации несет в себе реальную угрозу деперсонализации личности. Трагедия неродившейся личности, связана с тем, что процессы социализации ставят препядствия становления индивида в качестве индивидуальности. Они загоняют его в строго ограниченные рамки дозволенного. Это то, с чем так рьяно боролся Нитше, но парадокс в том, что огромная масса людей не хотят быть линостями, растворяясь в массе, такой человек доволен жизнью и судьбой. В настоящее время ясуществуют 2 основные концепции дчинсоти – личность – ка функциональная(ролевая) характеристика лчиност и и личность, как ее сущностная хзарактеристика. Только в деятельности индивид выступает и самоутверждается, как личность, иначе он остается вещью в себе. Сам человек, может думать о себе все, что угодно, строить любые иллюзии, но то, чем он является в действительности, обнаруживается только в деле. У каждого человека, есть набор установленных обществом можелей поведения, которыми определяется тот способ дейтсивя, которого от него ждут. Эти модели поведения называют социальными ролями.

Социальная роль – форма проявления жизненных установок лчинсоти, в определнны остоятельствах. Роль учителя, врача, президента, отца, сына. В исполеннии этих ролей и заключена социальная индвиидуальность человека. Таке роли человек выполняет в семье, коллективе, в межполовых отношениях. Все эти типы отношений разлины и в них по разному проявляется индивидуальность человека. Отношения индвила к выполняесым роям изьирательна. Одни роли, неотлелимы от собственного я, другие вопсринмиадтся, как более внешние искусственные. Внтурненее отношение к ролям может быть свободным и заинтересованным, а может быть и формальным. Человек с яркой индивидуальностью, творческая личность, серьезно относится к своим основным социальным ролям. Серьезно принимаемая роль вподразумевает и ответсвенность, связанную с ней и целый комплекс обязанностей. Чем лучше он осознает свою роль, тем лучше проявляется его собственное я. При формальном отнощшении к рли, человек одевает маску, как средство защиты о твнешнего мира. В жтом случае нарушается коммуникации между людьми, поведение становистя неподлинным, лицемерным. На поверхность выхордит ложное Я, а истинное скрывается. Маска – это защитный фасад, котоырй помогает прсипособиться к социальнйо ситуации или роли, способ угадить понравится окружающим, происзвести соответсвующее впечателние, путем сокрытия своего подлинного лица. Но если образ поведения символизируемый маской становится утсойчивым, повтоярющимся, диность не может уклонится от его осознания. Поэтому члеовк вынужден либо реализовать в поведении то, что считает своим подлинным я, откаазвшийсь от маски, либо признать маску – подлинным лицом. В этом сучае происходит раздвоение лчиности и обезличивание человека. Многие филсоофы, психологи, псиатели отмечают, что утравчивается индивидуальность людей, трудно отделить маску, от лица, поведение стереотипно, утрачена свзяь, со своим внутренним миром, широко распространено неподлинное поведение. Сокрытие своего подлинного я может привести к его полной утрате. Функциональная ролевая характеристика личнсоти не позволяет раскрыть внутренний глубиннымй мир человека, фиксируя толкьо внешнее его поведение, которое не всегда врыажает сущность человека.

Сущностная характеристика личнсоти. В отечественной литературе псиали об идеале, гаромничном, всестороннее развитой личности, имея в виду духзовное богатсвто, моральную частоту, физическое совершенство. Против такого идеала нечего возразитьб. эТо отвлеченная умозрительная схема. Релаьный человек есть и будет стольже гаромниен, сколько и дезаграмоничен. Душевные подъемы сменяются спадом и откровенным срывом, озарение - твореским тупиком. Достижения идут рядом с ошмбками и неудачами, человек это разворачивающийся проект, который только в прцоессе развитяи и самосовершенствования становится дчиностью. Это прцоесс, требующий постяонной душевной работы. Яром линости выступает ценностно-сировозренческе установки, которые складываются в прцоессе воспитания ти жтзненого опыта индивида. Без мировоззрения нет личности.

Лчность – это прежде всего человек облажающий внутренней свободой и чувтсвом ответсвенност иперед собой и ругими людьмим, это и автономность, независимость от мнения окружающих и осбтоятельств. Это самостоятельный воыбор свое линии поведения. Это означает, что самоврыажение личности, осуществляется только в свободном творчестве, т.е. лчиность, совбода и творчество – это в некоторйо степени эквивалентные понятия. Духовное становление личности предполагает поиск социально нарвственных жизненных идеальов, врыбаотки жизненной позиции и соотнесение этих идеалов и жизеннной позциии с реальной жизнью, с повседенвностью, переосмысления своего отношения к конкретным сторонам социальнйо организации к окружающего мира. Только в этом случае личность становистя стоящей на некотором возвышении по отношению к миру поседневности. Она сознательно рпотивопоставляет себя вязкой трясине повседневных забот и нужд, не позволяя втянуть себяв это болото и увзянуть в нем. Николай Бердяев заметил, что личность это боль. Без боли нет личносии. Боль это за других людей, за и бедственное, безправное положение, это открытое осуждение осциальной несправедливости в обществе, аморализма и цинизма правивителей. Это вегда человек, критически настроенный к социальнйо действительнсоти. Существующихз отноений между людьми рьшества, в том числе культуры и человека. Человек сражается не за свое собственное благополучие, а во имя торжества высших общечеловеческиз, гсоударственных идеалов и ценностей. Но отдельная личнсоть, как бы она была не талантлива и исполенна пафоса борьбы за определнные благородные цели далеко не всегда окарзывается правой. Она может заблуждаться с точки выбоар целей и с точки зреняи выбора средств, для их достижения. Поэтому критика олжа быть направлена не только в овсне, но и на самого себя, с точки зеняия своих принципов жизни и отношений между людьми. Линость обладает такими нравственным кчесвтами и принципами, котоыре ей не назвязаны, а свободно выбраны. Это принципы, по котоырм она живет и оценивает других. Они соблюдаются независимо от меняющихся желаний, пристрастий и обстоятельств. В этом цельность личности. Нет ничего более чуждого индивидуальной независимости, чем беответсвенность. Нет ничего более пагубного, для целостности личности, чем безпринципность. Эти нравственные принципы, духовные опоры, созраняют человека в самые сожные или тяжелые для него времена.

Личность это и способность на поступок. Линия жизни, определятеся чередой поступков и человек вынужден вноь и вновь осуществять себя, пытаться состояться в поступке. Как говориал Саарт «Жизнь это ежедневное наполнение, растянувшегося во времени существования сущностью на данный отдельный момент». Ничего заданного в жизни человека нет. Единственное неизбежное заданное, в его жизни это рождение и смерть. Насколько будут удалены эти точки друг от друга и какой линией они будут соединены., решает сам человек, причемс расстояние от рождения до смерти нсоит не только временный характер. Если преставить поступок лоевка, как один шаг его жизненного пути то данное растоние будет завитсеть от тог, насколько часто действя человека являись поступком, выраженим или созиданием себя, т.эе. от того соклько шагов он сделала. От этого завитит, с чем человек прийдет к конечному пункту своего назначения. В противном слуае огялнувшись назад единственне, что он увидит свего, это абсвурность его рождения, заброшенность в жизнь, а остальное все чужие пути, следование за кем т оили за чем то, словом иллюзия, путсота.» Причем такая же картина будет представтаь перед взором, ненашедшего себя человека кадый ра, кгда он будет оказываться в экстримльныз условиях. Критчиесикх услоаиях, трубующих образения по вопросам бытия. В еэ то требует развитяи способнсоти самомознания рефлексию самооценку. Самосознание и самооценка образуют тот основной стержень ичности, вокруг которого складывается его униклаьность.

Личность это основная характеристика человека, оценивающася в обществе по совокупности оппределенныз социальных качеств и по качеству исполенния основных социальныхз ролей.

 

Сущностная хзарактеристик лчинсоти. Здесь важно понять, что быть личностью это не фактическое определение человека, т.е. это не озанчает что «\то лчинстть, а это нет», а формулирвока основной хадачи, котоаря состоит в том, чтобы превраитится в личность.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 498; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.