Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Изменения

Тема 9. СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ И СОЦИАЛЬНЫЕ

1. Социальное пространство и социальное время

2. Социальные процессы и социальные изменения. Социальные движения

3. Социальные революции и социальные реформы. Концепция социального прогресса

4. Мировая система и процессы глобализации. Место России в мировом сообществе

 

I

Социология изначально формировалась как попытка разгадать «смысл» истории и выявить законы и направленность социальных изменений. Уже основоположники научной социологии О. Конт и Г. Спенсер ставили себе целью понять способы и формы изменения человеческого общества. Таким образом, вопрос о том, почему, как и в каком направлении происходят изменения в обществе является одним из основных вопросов в социологии.

Любые социальные процессы, ведущие к социальным изменениям, протекают в конкретно-историческом пространственно-временном континууме. Социальное пространство и время – категории, характеризующие социальное бытие как процесс сосуществования сменяющих друг друга поколений людей, как условие взаимосвязанности людей и непрерывности их повседневной жизни.

Социальное пространство – это человеческое бытие в виде общественных отношений, социальных институтов, различных видов коммуникаций и т.п. Человечество в отличие от животных сразу же начало формировать особую пространственную сферу своей жизнедеятельности – изготавливать орудия, строить жилища, одомашнивать диких зверей, т.е. создавать «вторую природу». Локализация, структурирование пространства выступает у людей как результат освоения ими природы, а также дифференциации их деятельности (разделения труда).

Вся история человечества демонстрирует постоянные изменения социального пространства. Эти изменения детерминируются как природными, так и социальными факторами. Так, древнеегипетская культура в основе своего мировоззрения имела горизонталь, древнегреческая – объемность (уравновешенность пространственных характеристик), средневековая – вертикаль (готический стиль обращенности, вытянутости к Богу), эпоха Возрождения – глубину (впервые была разработана линейная перспектива в живописи). В Античности практически не было современного видения пространства, там был topos (место), в котором совершались все события. В Средние века пространство представляло собой область Богоприсутствия.

В Новое время изменяется характер пространственно-временного континуума – главной доминантой становится уже не пространство, а время, что отразило убыстрение хода истории. Пространство становится абстрактным и однородным, т.е. перестает быть связанным жестким образом с определенными социальными событиями. Причем пространство и время мыслятся отдельно друг от друга. С XIX в. пространство-время снова берется в единстве, в виде континуума, т.е. происходит возврат к древней идее «хронотопа».

Понятия пространства и времени широко применяются в исследованиях статики и динамики общества. Так, например, для изображения социального пространства используют декартову систему координат (см.: Кравченко А.И. Социология. Общий курс. – М., 2000. – С. 182-193 и др.).

Здесь социальное пространство – это совокупность точек на воображаемом континууме, вертикальной и горизонтальной осями которого выступают социальная стратификация и социальный состав населения.

Социальные отношения между людьми будут разными в зависимости от того, на какую ось проектировать их социальный статус. Например, богатый и бедный являются соседями. Как «соседи», они ничем не отличаются друг от друга (горизонтальная ось), а как «богатый» и «бедный» (вертикальная ось), они отстоят друг от друга далеко.

Подобная схематика позволяет наглядно представить социальную структуру общества.

Кроме социально-пространственных характеристик социальной жизни в целом, выделяют также различные «пространства» внутри каждой из сфер общественной жизни. Например, политическое пространство наделяется тремя измерениями:

1) политическое пространство как предпосылка политической организации общества (размеры государства и т.п.);

2) политическое пространство как цель политических процессов (например, геополитика рассматривает территориально-политическое пространство государства как цель конфликтного взаимодействия соперников-государств: сильные государства охотятся за жизненным пространством и полезными ископаемыми других стран);

3) политическое пространство как условие формирования и осуществления политических решений (среда протекания политических процессов).

Время – форма возникновения, становления, течения, разрушения в мире. Объективное (физическое) время измеряется отрезками пути небесных тел. Субъективное (социальное) время отличается от него и основано на осознании (оценке и т.п.) времени. Осознание времени зависит от содержания переживаний.

Социальное время – характеризует (фиксирует) устойчивость социальных форм в виде их воспроизводимости. По изменениям социального времени (как и социального пространства) можно судить об очередных социальных трансформациях. Социальное время есть внутреннее качество социального бытия и является мерой изменчивости общественных процессов. П. Штомпка пишет: «Время является не только универсальным измерением социального изменения, но и его основой, конституирующим его фактором». Таким образом, с одной стороны, время есть аспект социальных изменений, а с другой – социальные изменения есть аспект времени. Отсюда одна из главных проблем: чем измеряется социальное время? Здесь два аспекта: 1) время – это то, что надо измерить – «время эпохи», «время революции» и т.п.; 2) время – это то, с помощью чего измеряют события, время как единица отсчета.

Характерные черты социального времени:

1. Необратимость. Необратимость в социально-исторических процессах проявляется как различение между прошлым, настоящим и будущим. В любом языке существуют клише: «жизнь утекает», «жизнь проходит» и т.п. Считается, что представление о необратимости временного потока (различение прошлого, настоящего и будущего) связано с изобретением письма: прошлое только тогда «позади» (а не в настоящем или будущем), когда записано, зафиксировано, определено.

Только таким образом и будущее может быть спроектировано и спланировано.

2. Продолжительность. Даже «молниеносные» социальные события имеют определенный временной интервал.

3. Последовательность. Все социальные процессы имеют этапы, периоды, стадии и т.д. При этом любое событие встроено в другое социальное событие или в природные циклические явления, что позволяет измерять социальные события.

4. Вездесущность, всепроникаемость. Так как все подвержено изменению, то нет вневременных социальных процессов.

5. Относительность. В отличие от физического времени социальное время антропоцентрично и социоцентрично, т.е. социоконструируемо.

Время зависит от индивида, от взаимосвязей внутри больших социальных групп, от социальной структуры общества и т.д. Так, на индивидуальном уровне все люди отличаются друг от друга «чувством времени». В одних состояниях время «мчится», «бежит» (любовное свидание), в других случаях время «тянется» и даже «стоит» (в очередях, болезнях и т.д.).

Таким образом, в отличие от физического времени социальное время уже на индивидуальном уровне не имеет одномерной шкалы измерения. На социопсихологическом уровне в определенные эпохи существует свой вид времени (циклическое или линейное). У каждой социальной общности также свое уникальное восприятие и понимание времени. Так, у финансистов «время – деньги», а у артистов время носит иной характер. В разные эпохи и у разных народов были разные ценностные ориентации: теории «золотого века» или подразделение на сакральное и профанное время ориентируются на прошлое, тогда как западноевропейская цивилизация с момента возникновения христианства (провиденциализм) ориентируется на будущее. Также можно отметить разницу в интерпретации будущего: деятельное отношение к будущему (как то, что надо конструировать) и пассивно-адаптационное отношение к будущему (как то, к чему надо приспосабливаться).

В истории счета социального времени можно выделить три этапа:

1) Зависимость от физического времени, подчинение природным стихиям (ориентация на день-ночь, смену времен года, разливы рек и т.д.).

Данное восприятие времени характерно для традиционных обществ.

2) Зависимость времени от социальных событий. Здесь уже в качестве причин выступают не природные циклы, а социальные (ежегодные инициации, празднества, олимпиады и т.п.). В жизни любого индивида каждое уникальное событие отмечает начало временной шкалы: «отцовство» носит пожизненный характер, а «президентство» или учеба в вузе имеют вполне определенный срок.

3) Относительная независимость времени как от природы, так и от социума.

Выделяют следующие общественные функции социального времени:

1) Синхронизация активности – синхронизация одновременных действий, корреляция и координация индивидуальных действий с действиями других людей (начало учебных занятий, обеденный перерыв и т.п.). Здесь уместно употребление слова «одновременно».

2) Социальная координация – вследствие разделения труда возникает необходимость координировать последовательность действий совокупной деятельности. Здесь уместно употреблять слова «со временем», «каждый в свое время» и т.п.

3) Соотнесение последовательности различных стадий, процессов и т.д. Например, выращивание хлеба, пятилетнее обучение и т.п. имеют соотнесение последовательности различных действий по сезонам работ или курсам обучения. Здесь – «всему свое время».

4) Фиксация событий – определение места и времени данного события в пространственно-временном измерении (расписание движения поездов и т.п.). Здесь – «вовремя», «не вовремя», «своевременно» и т.п.

5) Количественное измерение событий (время как единица измерения событий) – соотнесение однокачественных событий для их ранжирования по количеству (в количественном измерении). Например, определение коэффициента интеллектуальности на разных ступенях развития человека, определение времени пробега дистанции спортсменом и т.д.

6) Качественная дифференциация событий – выделение профанного и сакрального времени, «святых» дней (пятница, суббота, воскресенье), рабочих и выходных дней. Здесь – «безвременье», «остановись, мгновенье, ты прекрасно» и т.п.).

Наиболее часто виды и формы социального времени выделяют по ступеням развития общества при сравнении традиционных и современных обществ и т.п. В первобытную эпоху господствует циклическое время, в соответствии с которым происходит бесконечный круговорот событий в природе и обществе. Природные явления диктовали человеку представления о времени. Социальное время полностью копировало циклы смены года, движения планет и было жестко привязано к определенному времени года. «Круг» выступает как пространственное выражение времени. Современность осмысливалась как воспроизведение прошлых порядков. Неизменность социального пространства-времени трактовалась как соответствие жизни предков и закон жизни. Люди не замечали социальных изменений.

По мере того как история приобретала быстроту своего развития и люди начали замечать происходящие изменения, модель социального движения по кругу меняется на три альтернативные модели социального времени: линейное (есть начало и конец); линейное восходящее (человечество неуклонно прогрессирует); линейное нисходящее время (человечество деградирует от мифического «золотого века»). Появляются представления о «стреле времени». Характерно, что так называемое «историческое время» охватывает приблизительно 6 тыс. лет, что как раз совпадает с переходом от первобытного общества к цивилизации. Одно из первых линейных представлений о времени привнесло христианское мировоззрение. Здесь уже есть начало (творение мира и человека), конец (второе пришествие Христа и Страшный суд) и время между началом и концом (человеческая история от Адама и Евы). С появлением христианства временной цикл развернулся в линию, а вектор ожиданий развернулся в будущее. Будущее – один из трех (наряду с настоящим и прошлым) модусов времени, концептуальное содержание которого осмысливается через его отношение к вечности универсума и к историческому становлению социальной жизни и жизни индивида.

«Стрела времени», как модельное представление социального времени, включает в себя следующие характеристики:

1) «стрела» представляется как бесконечная линия, исходящая, как правило, из прошлого через настоящее в будущее (эту стрелу можно помыслить и в обратном порядке: из будущего или из настоящего, однако эти взгляды являются не общераспространенными);

2) время рассматривается как необратимая последовательность: все приходит и уходит в этом мире (временн о е – вр е менное, т.е. преходящее);

3) «стрела времени», как модель, имеет свою структуру (прошлое, настоящее, будущее);

Таким образом, социальное время существует в неразрывном единстве с социальным пространством (социальный хронотоп). Социальное пространство и социальное время развиваются в единстве, но неравномерно. Например, в первобытном обществе господствует пространство, а в Новое время на первое место в их взаимосвязи выдвигается время (как отражение убыстряющегося хода истории).

Пространство теряет многие свои социальные характеристики и становится абстрактным, а в механике И. Ньютона даже отделяется от времени. В применении к социальному пространству-времени можно говорить о «социальной материи» (социальные институты, социальные организации, социальные связи и т.п.), «социальном движении» (эволюция

и революции и т.д.), «социальном пространстве» (социальная структура общества, взаимосвязь природы и общества и т.п.).

II

В истории социологии выработана специальная терминология для анализа и описания механизмов преобразования общества (социальный процесс, социальная динамика, социальные изменения, общественный прогресс и т.д.).

Социальный процесс (лат. – продвижение) – это последовательная смена состояний, стадий развития социальных систем, социальных явлений. Под социальным процессом также понимают совокупность последовательных действий для достижения какого-либо результата.

Например, учебный процесс представляет собой последовательную смену отдельных видов учебных занятий: лекция – самостоятельная работа –

семинарское занятие – индивидуальное собеседование. Результатом этого процесса является та или иная степень усвоения темы обучающимися.

Структура социального процесса включает в себя следующие элементы:

1) субъект социального действия (личность, социальная группа, социальная организация);

2) объект социального действия (социальное явление, на которое направлено социальное действие);

3 ) условия протекания социального действия (социальный процесс характеризуется не только воздействием субъекта на объект, но и характером социальной среды);

4) само целенаправленное социальное действие;

5) результат социального действия (изменения в социальном объекте в результате воздействия на него субъекта).

Социальные процессы многообразны. Существует множество классификаций социальных процессов по различным основаниям:

1) по сфере проявления – экономические, политические, экологические и т.д.;

2) по механизму возникновения – стихийные, сознательные, естественно-исторические;

3) по степени управляемости – управляемые, слабо управляемые, неуправляемые;

4) по функциям объекта социального воздействия – функциональные и дисфункциональные;

5) по направленности качественного состояния социального объекта – прогрессивные, регрессивные, нейтральные;

6) по интенсивности качественных изменений объекта – эволюционные и революционные.

Социальные изменения – результаты социальных процессов, при которых становятся заметными различия между прошлым и нынешним состоянием какого-либо социального объекта. В истории социологии было множество попыток выявить общие причины социальных изменений.

Историческое развитие связывалось с технологическим развитием, социальным конфликтом, интеграцией, адаптацией, воздействием идей, вмешательством божественных сил и т.д. Каждая из теорий акцентировала внимание на каком-либо одном факторе социальных изменений, однако системный подход требует рассмотрения всей совокупности детерминант и выделения главных на данный момент времени, так как любые социальные изменения происходят в конкретно-историческом пространственно- временном континууме.

Источники социальных изменений. При раскрытии «механизмов» преобразования общества необходимо ответить на вопрос, что и как движет историей. Социальными факторами изменений выступают природная среда, рост народонаселения, конфликты из-за ресурсов и ценностей и т.д. Например, О. Конт считал главным фактором развития общества прогресс знания. Г. Спенсер видел сущность эволюции в усложнении общества, в усилении его внутренней дифференциации. У Э. Дюркгейма переход от механической солидарности, основанной на неразвитости и сходстве индивидов, к органической солидарности осуществляется на основе разделения труда и социальной дифференциации. У других ученых в качестве движущих сил развития общества выступают иные социальные явления: поколения (Х. Ортега-и-Гассет), творческие элиты (Г. Моска и В. Парето), выдающиеся личности (субъективная школа в русской социологии) и т.д. В марксизме движущей силой развития общества признается классовая борьба, которая является следствием антагонизма классов и выражением несоответствия производственных отношений уровню и характеру производительных сил.

В каждый исторический период у людей есть материальные и духовные потребности, которые надо постоянно удовлетворять. Эти потребности и интересы постоянно изменяются (растет народонаселение, возвышаются потребности и т.п.). Действует закон возвышения потребностей: добившись удовлетворения первичных, витальных потребностей, человек переходит к удовлетворению познавательных, духовных потребностей и интересов. Причем в этом процессе центр тяжести в жизни человека перемещается в духовную область (животное живет, чтобы есть, а человек ест, чтобы жить). В настоящее время для удовлетворения постоянно растущих потребностей человечеству приходится все больше трудиться, переходя от одной формы деятельности к другой (сельское хозяйство – машинное производство – НТР). В постиндустриальном обществе основной сферой жизнедеятельности людей становится информационная сфера, информация и наука признаются главным источником развития.

Социальная динамика – совокупность процессов функционирования, изменения и развития общества и его социальных структур, ведущих к их обновлению. Выделяют несколько типов социальной динамики – линейный (эволюционный), циклический, спиралевидный.

1) Линейный тип социальных изменений. Эволюция (от лат. развертывание) – процессы изменения, протекающие в живой и неживой природе, а также в социальных системах; в широком смысле – синоним развития. Эволюция может вести к усложнению, дифференциации, повышению уровня организации системы. В узком смысле в понятие эволюции включают лишь постепенные количественные изменения (в этом случае понятие эволюции противопоставляется понятию революции как качественному развитию).

Эволюционный подход к анализу общества применяется до сих пор. Так, Т. Парсонс разработал теорию «эволюционных изменений», в которой эволюция рассматривается как процесс структурно-функциональной дифференциации общества. Дифференциация общества признается важнейшим критерием его эволюции. По мнению Р. Белла, «эволюцию следует определить как процесс возрастания дифференциации и усложнения организации, который обеспечивает организму, социальной системе или любому иному рассматриваемому образованию большую способность приспособления к среде, что в известном смысле делает их более автономными по отношению к своему окружению, чем были их менее сложные предки».

2) Циклический тип социальных изменений. Если эволюционные теории описывают историю как процесс, поделенный на ступенчатые уровни, характеризующиеся определенной направленностью, то теоретики циклизма придерживаются концепции расцвета и неизбежного заката отдельных цивилизаций. Они не стремятся расположить общества в определенном порядке на линейной исторической шкале. Вместо этого они сравнивают общества, пытаясь найти сходства в стадиях их роста и упадка.

Если эволюционисты в целом придерживаются оптимистического взгляда на человечество, полагая, что оно непрерывно развивается, то теоретики циклизма – пессимистического, предрекая гибель любой цивилизации.

Немецкий теоретик О. Шпенглер (1880-1936) в работе «Закат Европы» (1923) утверждал, что культура проходит те же этапы развития и упадка, что и человек в своей жизни: возникновение, зрелость, закат, смерть. На основании изучения восьми типов культур он заявил, что каждая культура существует около 1000 лет. С его точки зрения, западная культура зародилась около 900 г. и потому ее закат близок. Английский историк и социолог А. Тойнби (1889-1975) тоже пытался обосновать закономерности развития цивилизаций и установить принцип, который лежит в основе их смены. А. Тойнби утверждал, что цивилизация возникает в ответ на какой- то «вызов». Таким вызовом может стать воздействие природных сил (суровый климат) или человеческих факторов (воинственные соседи).

Цивилизация развивается и достигает расцвета, когда противодействующие ей факторы не слишком суровы и когда творческое меньшинство (образованная элита) способно дать адекватный отпор неблагоприятным факторам. Н.Я. Данилевский (1822-1885) в работе «Россия и Европа. Взгляд на культурные и политические отношения славянского мира к германо-романскому» (1869) развивает вариант теории исторического круговорота. Основной, реальной и самодовлеющей единицей истории выступает обособленный локальный «культурно- исторический» тип, «цивилизация». Подобно биологическим организмам, эти типы находятся в непрерывной борьбе с внешней средой и друг с другом. При этом они одинаково проходят стадии зарождения, возмужания, дряхления и гибели.

3) Спиралевидный тип социальных изменений. Спиралевидная модель учитывает как эволюционные, так и революционные изменения, происходящие в обществе. Наиболее известным учением, представляющим спиралевидную модель развития общества, является марксизм. В марксизме история представлена как последовательная смена общественно-экономических формаций, своеобразных ступеней развития общества. В материалистической диалектике история человечества хотя и берется в единстве эволюционных и революционных моментов, однако преимущество отдается революциям. В марксизме основной формой преобразования общества признается практика, которая существует в виде материального производства, социальных революций и т.п.

Разновидностью социальных процессов являются социальные движения – «совокупность коллективных действий, направленных наподдержку социальных изменений или поддержку сопротивлениясоциальным изменениям в обществе или в социальной группе» (Р. Тернер).

Среди социальных движений выделяют следующие типы:

1) революционные движения – неожиданное, стремительное, насильственное изменение социальной структуры общества. С точки зрения Л. Эдварса и К. Бринтона, наиболее типичными стадиями революционных движений являются: накопление неудовлетворенности и беспокойства, неспособность интеллектуалов дать объяснение существа проблем, появление социального мифа, побуждающего к действию, революционный взрыв, правление умеренных, экстремизм, террор, возврат к спокойному установлению власти;

2) движения реформ – попытки изменить отдельные стороны общественной жизни без радикальной трансформации общества (например, аболиционизм как движение за отмену какого-либо закона, экологическое движение и т.п.);

3) утопические движения – попытки создания новых социальных порядков, которые далеко опережают свое время и включают неадекватные действительности действия;

4) движения сопротивления – сопротивление излишне революционным социальным изменениям как положительного, так и отрицательного характера;

5) экспрессивные движения – модификация поведения в социальной среде без модификации самой среды (движения хиппи, рокеров и т.п.).

В качестве разновидностей социальных движений выступают – религиозные, молодежные, эмигрантские, феминистские и многие другие движения.

Социальные движения возникают только в определенных ситуациях.

Можно выделить несколько социальных ситуаций (условий, предпосылок), которые благоприятствуют возникновению и развертыванию социальных движений: социальная дезорганизация (аномия, отчуждение), социальная неудовлетворенность (социальная несправедливость, статусная

неопределенность и т.п.) и др.

 

III

В истории социологии были представлены самые разные механизмы (модели, формы) преобразования общества. Например, Г. Тард сформулировал закон подражания, в соответствии с которым именно «подражание» является основным механизмом социальных трансформаций. Однако наиболее употребляемыми терминами для описания механизмов преобразования общества являются понятия «революция» и «реформа» («эволюция»).

Революция (от лат. – поворот, переворот) – глубокое качественное изменение в развитии каких-либо явлений природы, общества или познания (геологическая революция, промышленная революция, НТР, культурная революция и т.п.). Революция означает перерыв постепенности, качественный скачок в развитии. Революция отличается от эволюции (постепенного развития какого-либо процесса), а также от реформ. Наиболее широко понятие революции применяется для характеристики общественного развития.

Социальная революция – способ перехода от исторически изжившей себя эпохи к более прогрессивной; коренной качественный переворот во всей социальной структуре общества. Вопрос о роли революций в общественном развитии является предметом острой идеологической борьбы. Многие представители «социологии революции» утверждают, что революция как форма социального развития неэффективна и бесплодна, связана с колоссальными издержками и во всех отношениях уступает эволюционным формам развития. Представители марксизма, наоборот, называют социальные революции «локомотивом истории». Они настаивают на том, что только в революционные эпохи совершается общественный прогресс. Таким образом, в марксизме всемерно подчеркивается прогрессивная роль социальных революций:

1) социальные революции разрешают многочисленные противоречия, медленно накапливающиеся в период эволюционного развития, открывают больший простор для прогресса производительных сил и общества в целом;

2) приводят к революционизирующемуся освобождению сил народа, поднимают народные массы на новую ступень активности и развития;

3) освобождают личность, стимулируют ее духовное и нравственное развитие, увеличивают степень ее свободы;

4) отбрасывают устаревшее, сохраняют из старого все прогрессивное, тем самым социальные революции являются прочной основой для успешного поступательного развития общества.

В реальных процессах развития эволюция и революция одинаково являются необходимыми компонентами и образуют противоречивое единство. При описании социальной революции выделяются две наиболее характерные черты:

1) социальная революция как перерыв постепенности, как качественный переход к следующей ступени развития, как проявление творчества масс и революционных элит (марксистское учение о социальной революции как качественном скачке при переходе общества на более высокую ступень развития);

2) социальная революция как быстрые и масштабные преобразования в обществе (здесь революция противопоставляется реформам).

В социальной жизни к понятиям эволюции и революции добавляется термин «реформа».

Реформа (от лат. – преобразование) – изменение, переустройство какой-либо стороны общественной жизни, которая не уничтожает основ существующей социальной структуры. С формальной точки зрения, под реформой подразумевается нововведение любого содержания, однако на практике под реформой обычно понимается прогрессивное преобразование.

Социальный (общественный) прогресс. Большинство социологических теорий XIX века испытали на себе влияние концепции социального прогресса. Представления о том, что изменения в мире происходят в определенном направлении, возникли еще в глубокой древности. При этом прогресс противопоставлялся регрессу – в том смысле, что прогрессивное движение характеризуется как переход от низшего к высшему, от простого к сложному, от менее совершенного к более совершенному. Были предприняты попытки найти лежащие в основе прогресса законы эволюции. Г. Спенсер и другие сторонники социального дарвинизма рассматривали социальную эволюцию в качестве аналогии биологической эволюции. При этом эволюция трактовалась как однонаправленный переход общества от однородных и простых структур ко все более разнообразным и взаимозависимым. Основными законами развития общества считались дарвиновские «борьба за существование» и «выживание наиболее приспособленных». Эти законы природы уподоблялись законам свободной конкуренции.

Итак, социальный прогресс означает восхождение к более сложным формам общественной жизни. В применении к обсуждаемой теме это означает нарастание прогрессивных социальных изменений: улучшение условий жизни, развитие науки, техники и образования, появление большего количества прав и свобод и т.д. Однако в отношении многих социальных явлений трудно говорить о прогрессе, так как развитие некоторых феноменов общественной жизни носит нелинейный характер.

Например, в рамках искусства, религии и некоторых других социальных явлений высшие образцы развития были созданы уже несколько столетий или даже тысячелетий назад. Вместе с тем, в отношении таких явлений, как техника, технология и т.д. можно вполне однозначно говорить как о постоянно прогрессирующих явлениях. Поэтому о социальном прогрессе говорят как о триединстве нескольких тенденций (прогрессивность, регрессивность, движение по кругу). Все зависит от того, какая из этих тенденций (в применении к конкретному социальному явлению) преобладает.

Оценка прогрессивности или регрессивности того или иного явления должна основываться на объективных показателях. Отсюда встает вопрос о критериях прогресса. Например, в марксизме в качестве общеисторического критерия прогрессивного развития человечества был взят уровень развития производительных сил и характер производственных отношений. В технократических теориях уровень развития общества измеряется по критерию развития техники и технологий. В ряде других социальных учений в качестве критериев выступают уровень развития мышления человека, нравственности в обществе, религиозности и т.д.

В социологии для характеристики развития общества используется несколько распространенных понятий.

Модернизация. Существует несколько определений модернизации: дихотомическое (модернизация как переход от одного состояния общества – традиционного – к другому – индустриальному), историческое (описание процессов, посредством которых осуществляется модернизация: трансформации, революции и т.д.), инструментальное (модернизация как трансформация инструментов и способов освоения и контроля над окружающей природной и социальной средой), ментальное (определение через ментальный сдвиг – особое состояние рассудка, которое характеризуется верой в прогресс, склонностью к экономическому росту, готовностью адаптироваться к изменениям), цивилизационное (цивилизация как modernity, т.е. модернизация как распространение данной цивилизации).

В качестве элементов модернизации выделяют следующие процессы: индустриализация, урбанизация, бюрократизация, строительство нации, коммерциализация, профессионализация, секуляризация, распространение грамотности и средств массовой информации, рост социальной и профессиональной мобильности и т.д.

Модернизация выступает прежде всего как индустриализация общества. Исторически возникновение современных обществ тесносвязано с зарождением промышленности. Все характеристики,связываемые с понятием современности (модерна), могут быть соотнесеныс индустриальным типом общества. Модернизация – это непрерывный ибесконечный процесс. Она может совершаться в течение столетий, а можетпроисходить ускоренно. Так как развитие различных обществ отличаетсянерегулярностью и неравномерностью, то всегда существуют развитые иотстающие регионы. При модернизации и индустриализации происходитзаметная трансформация соответствующих обществ (трансформируютсятипы и характер входящих в них социальных групп и т.д.). Так, припереходе к буржуазному обществу прежняя сословная организацияобщества уступила свое место социально-классовой структуре, а ранее –кровнородственные первобытные общины сменились кастами и рабством.

Бюрократизация – становление иерархической социальной структуры для управления организациями на принципах рациональности, квалификации, эффективности и обезличенности.

Урбанизация – процесс перемещения сельского населения в города и сопутствующая этому концентрация экономической активности, административных и политических институтов, коммуникационных сетей на урбанизированных территориях. Урбанизация тесно связана со снижением доли аграрного сектора и широким распространением индустрии.

В истории социологии сложилось несколько типологий исторического развития общества:

а) двухзвенная: от доцивилизационной к цивилизационной форме общежития;

б) трехзвенная: аграрное общество – индустриальное общество –постиндустриальное общество;

в) четырехзвенная: аграрное общество – индустриальное общество – постиндустриальное общество – информационное (сетевое) общество;

г) пятизвенная (марксистская типология): первобытнообщинное общество – рабовладельческое общество – феодальное общество – буржуазное общество – коммунистическое общество. Пятизвенная типология основывается на учении об общественно-экономической формации. Общественно-экономическая формация – это совокупность производственных отношений, детерминируемых уровнем развития производительных сил и детерминирующих надстроечные явления.

Все эти типологии имеют общую черту – они признают неуклонный и прогрессивный характер развития общества от одной ступени к другой. Обычно анализ эволюции обществ начинают с характеристики общества охотников и собирателей, где главную ячейку социальной организации составляли род и семья. Общества охотников и собирателей были невелики (до полусотни человек) и вели кочевой образ жизни, передвигаясь с места на место по мере сокращения запасов пищи на данной территории. Эти общества носили эгалитарный характер, здесь не было социально-классовой стратификации, государства, права и т.д.

Скотоводческие и огороднические общества возникли около 10-12 тыс. лет назад как два направления прогрессивного развития и преодоления прошлого состояния. Одомашнивание животных и растений можно назвать первой социальной революцией. Начали появляться излишки продовольствия, что позволило социальным группам прийти к общественному разделению труда, которое стимулировало торговлю, а значит, и накопление богатства. Все это явилось предпосылкой возникновения социального неравенства в обществе.

Аграрные общества появились примерно 5-6 тыс. лет назад, когда произошла вторая социальная революция, связанная с изобретением плуга.

Эти общества базировались на экстенсивном земледелии с использованием тягловых животных. Излишки сельскохозяйственной продукции стали настолько большими, что привели к интенсивному росту социального неравенства. Концентрация ресурсов и власти повлекли за собой появление государства и права.

Иногда аграрное общество называют традиционным, имея в виду общество докапиталистическое, доиндустриальное. По К. Сен-Симону, для такого общества характерны следующие черты: аграрный уклад, малоподвижная социальная структура, традиция как основной способ социальной регуляции и т.д. Традиционные общества в истории имеют разную социально-классовую структуру. Они могут быть малодифференцированными, сословными, классовыми и т.п., но все основываются на сходных отношениях собственности (нет неделимой частной собственности), в них нет свободы личности. Иногда традиционное общество обозначается как доиндустриальное, тогда выстраивается трехчленная модель развития общества: доиндустриальное, индустриальное и постиндустриальное общество (Д. Белл, А. Турен и др.).

Индустриальные общества появились в результате третьей социальной революции (промышленной), которая началась с изобретения и применения парового двигателя. Новый источник энергии (1765 г. – первое применение парового двигателя) привел к замене грубой силы человека или животного силой машины. Началась индустриализация и урбанизация.

Для индустриального общества характерны такие черты, как развитое промышленное производство, гибкая социальная структура, социальная мобильность, демократия и др.

Постиндустриальные общества возникают в конце XX в. на базе информационной революции. Новые информационные и телекоммуникационные технологии становятся технологической базой новой структуры производства и услуг. Отрасли сервиса (просвещение, здравоохранение, управление, научные исследования и т.д.) становятся главенствующими по сравнению с сельским хозяйством и промышленным производством.

Данная типология обществ перекликается с другими типологиями, однако в ней ударение делается на тенденциях развития современного общества. В доиндустриальном обществе господствует сельское хозяйство, церковь и армия. В индустриальном обществе господствует промышленность, фирмы и корпорации. В постиндустриальном обществе главной сферой производства становится производство знания. Здесь в наличии информационная основа общества, новая элита (технократия).

Главное место начинают занимать университеты. Собственность как

критерий социальной стратификации теряет свое значение и уступает место знанию и образованию. Происходит переход от товаропроизводящей экономики к экономике обслуживающей (превосходство сферы услуг над сферой производства). Например, в царской России сельское хозяйство занимало 97%, а в современной Швеции оно составляет всего 7%.

Изменяется социальный состав и социальная структура общества: классовое деление уступает место профессиональной, поколенческой и другим формам стратификации. Вводится планирование и контроль над техническими изменениями. Широко развиваются социальные технологии.

Основное социальное противоречие в таких обществах не между трудом и капиталом, а между знанием и некомпетентностью.

Существует также деление обществ на «закрытые» и «открытые» (классификация К. Поппера). Данное разделение обществ проводится посоотношению социального контроля и свободы индивида. «Закрытоеобщество» – это догматическое, авторитарное, застывшее общество.

«Открытое общество» – это демократическое, плюралистическое, легко изменяющееся общество. Для него характерен индивидуализм и критицизм.

 

IV

Понятие «общество» употребляется в узком и широком значении. В своем широком значении общество понимается как мировое сообщество, мировая система, человечество как целое. Представление о глобальном, общепланетарном единстве всех людей существовало не всегда. В массовом порядке чувство единства всех людей на земле складывается только в XX в. Рубежным событием, ознаменовавшим осознание человечеством самого себя в качестве самостоятельного субъекта, следует считать создание в 1945 г. Организации Объединенных Наций (ООН). В настоящее время действует множество других всемирных международных организаций, распространяются континентальные объединения (Европейское сообщество и др.), формируются коалиции правящих групп («Большая семерка» и др.).

Считается, что в конце XX в. главной тенденцией в развитии мировой цивилизации становится глобализация (интернационализация, стремление к единообразию). Глобализация – исторический процесс сближения народов и государств, между которыми постепенно стираются экономические, политические и культурные границы. Свидетельством этого процесса могут служить следующие явления: по всему миру расходятся одни и те же потребительские товары, средства массовой информации способствуют тому, что миллионы людей обсуждают одни и те же события и т.д. Особенно заметными эти процессы стали с возникновением и распространением новых информационных и телекоммуникационных технологий. Так, интернет (Всемирная паутина, Сеть сетей) не признает никаких границ, способен объединить всех и каждого.

Глобализация – это прежде всего расширение рыночной экономики в мировом масштабе, а также глобализация финансового капитала, свободно циркулирующего по всему миру. Главными действующими лицами современной мировой экономики являются транснациональные корпорации (ТНК). Их глобальная деятельность осуществляется практически без контроля со стороны какого-либо отдельного государства.

В своем взаимодействии ТНК координируют и контролируют экономическую деятельность в мировом масштабе. Деятельность международных экономических организаций типа Международного валютного фонда (МВФ) и др. во многом определяют мировое экономическое развитие.

Глобализация носит противоречивый характер. Особенно это заметно в сфере культуры. Локальные культуры в настоящее время испытывают кризис в силу мирового распространения стратегии потребительства, всемирного распространения массовой коммуникации и т.д. Таким образом, массовое общество и массовая культура становятся базой совершающейся глобализации. Происходящая глобализация в определенной степени нивелирует значение национального и регионального своеобразия, что приводит к движению сопротивления глобалистской идеологии и практики, к распространению мирового антиглобалистского движения.

Мировая социологическая мысль пытается осмыслить происходящий процесс. Например, теория мировой системы (всемирной зависимости) рассматривает социальное развитие в контексте международного разделения труда. И. Валлерстайн выделяет три элемента современного мирового сообщества:

1) центр – доминирующие в мировой экономике и мировой политике страны, эксплуатирующие другие социально-экономические системы;

2) периферия – регионы, которые снабжают центр сырьевыми материалами и подвергаются эксплуатации со стороны центра;

3) полупериферия – регионы, относящиеся как к эксплуатирующим, так и к эксплуатируемым секторам мировой экономики. Согласно этой теории,

страны центра, экспортирующие сырьевые материалы из стран «третьего» мира, подрывают перспективы развития молодых государств, ибо подобная мировая специализация уродует экономику развивающихся стран и обесточивает ее из-за неравноправного обмена.

Другая модель развития современного мира была развернута в концепции «столкновения цивилизаций» (С. Хантингтон). В ней речь идет о семи-восьми основных современных цивилизациях мира. Шесть держав – США, Европа, Китай, Япония, Россия и Индия – принадлежат к пяти разным цивилизациям. Кроме них, в мире существует группа исламских государств. По мнению С. Хантингтона, в таком мире региональная политика имеет, в основном, этнические характеристики, а глобальная – осуществляется на уровне отношений между цивилизациями.

С его точки зрения, самые крупные и опасные конфликты будут возникать не между богатыми и бедными странами, а между народами, принадлежащими к разным культурам. При этом межцивилизационный конфликт может разворачиваться на микроуровне (между соседними государствами, представляющими различные цивилизации) и на макроуровне (между ведущими государствами и их коалициями, относящимися к разным цивилизациям).

Социальные изменения в современном российском обществе обусловлены внешними и внутренними факторами. К внешним факторам можно отнести следующие: изменилась расстановка мировых сил на международной арене; в начале 1990-х гг. прекратила существование мировая система социализма (противостояние двух мировых систем закончилось); изменилось геополитическое и военно-стратегическое положение России. К внутренним факторам относятся: стратегические и тактические ошибки реформаторов; невыгодные стартовые позиции развития России; самобытность российского народа и т.д. Указанные внешние и внутренние факторы предопределили особенности социальных реформ в России.

Контрольные вопросы и проблемные задания

1. Чем отличаются социальное пространство и социальное время от физического пространства и времени? Раскройте функции социального времени.

2. Дайте понятие, опишите структуру и приведите классификации социальных процессов.

3. Охарактеризуйте основные источники и главные результаты социальных изменений.

4. Сравните социальную революцию и социальные реформы, выделите общие и особенные черты.

5. С помощью понятийного аппарата данной лекции подробно опишите трансформационные процессы в Российской Федерации за последние 10 лет (доклад на 15-20 минут).

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Дыхательная гимнастика Стрельниковой | Основные причины травматизма во время занятий физической культурой
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 459; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.