КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Общая характеристика и оценка состояния правового регулирования в области стандартизации
Место закона в системе действующего законодательства Место Закона в системе действующего законодательства определяется его предметом, указанным в пункте «р» статьи 71 Конституции РФ и находящемся в ведении Российской Федерации. С учетом регулируемых вопросов Закон следует отнести к сфере административного законодательства. Закон должен рассматриваться как основополагающий акт в регулируемой сфере, все другие акты не должны противоречить его положениям. В Законе должно быть определены законодательные и нормативные правовые акты, которые потребуется привести в соответствие с его положениями. Учитывая, что предметная область Закона охватывает более широкий спектр правоотношений и объектов регулирования, чем ФЗ «О техническом регулировании», необходимо внесение в него соответствующих изменений. После признания в 2003 году утратившим силу Закона РФ «О стандартизации» полноценное правовое регулирование в данной сфере практически отсутствует. Национальная система стандартизации является базой, на которую опирается не только система технического регулирования, но и системы регламентации промышленной безопасности, ядерной и радиационной безопасности, экологической безопасности (правовой основой которых являются ФЗ «О промышленной безопасности», ФЗ «Об использовании атомной энергии», ФЗ «Об охране окружающей среды»), система административного и муниципального управления, система поддержки государственной социально-экономической политики, включающая развитие качества и конкурентоспособности продукции, работ и услуг, управление социальной сферой, охрану труда и здоровья, сбережение ресурсов, системы управления отраслями экономики, системы обеспечения обороноспособности и мобилизационной готовности Российской Федерации. Более двухсот федеральных законов, более семисот постановлений Правительства Российской Федерации и целый ряд нормативных правовых актов опираются на национальную систему стандартизации и документы по стандартизации. Эффективное функционирование национальной системы стандартизации в РФ возможно только в случае её соответствия запросам экономики на адекватной правовой основе. Этого невозможно достичь в рамках системы технического регулирования, поскольку сфера функционирования национальной системы стандартизации намного шире, чем предусмотрено в рамках ФЗ «О техническом регулировании». Национальная система стандартизации и система технического регулирования отличаются между собой по сфере регулирования, целям, принципам, степени и формам участия государства, перечню документов и порядку их разработки, составу и роли участников, механизмам функционирования, международной деятельности. Включение в систему технического регулирования национальной системы стандартизации приводит к недостаткам функционирования обеих систем. Необходимо их раздельное функционирование с условием подчиненности документов по стандартизации в области технического регулирования требованиям технических регламентов. В ФЗ «О техническом регулировании» положения, регламентирующие отношения в области стандартизации, имеют бессистемный, фрагментарный характер. Цели и принципы стандартизации механически и не в полном объеме заимствованы из утратившего силу закона «О стандартизации», без учета возможностей стандартизации в новых условиях функционирования экономики и социальной сферы, международной интеграции. Не учтена необходимость обеспечения преемственности в сфере стандартизации, определение, область действия и статус стандартов ограничены целями и предметом Соглашения ВТО по техническим барьерам в торговле. В результате, в действующем законодательстве оказались неурегулированными следующие вопросы: цели и принципы стандартизации, отличающиеся от целей и принципов технического регулирования; роль стандартизации как ключевого фактора поддержки государственной социально-экономической политики и эффективного инструмента обеспечения конкурентоспособности экономики; механизмы государственной политики в сфере стандартизации, привлечения органов государственной власти к работам по стандартизации, обеспечения координации этих работ; механизмы частно-государственного партнерства в сфере стандартизации; применения и соблюдения документов по стандартизации, в том числе, в сферах, не подпадающих под действие ФЗ «О техническом регулировании»: в области охраны труда, экологии, социальных отношений и др.; функции технических комитетов по стандартизации как ключевого звена национальной системы стандартизации, обеспечивающего баланс интересов всех заинтересованных сторон; стандартизация в сфере обороноспособности, национальной (промышленной, экономической и др.) безопасности, в том числе функционирование системы стандартизации оборонной продукции, являющейся подсистемой национальной системы стандартизации; применение межгосударственных, отраслевых стандартов, предварительных стандартов, технических условий, других документов по стандартизации, широко применяемых в хозяйственной деятельности, в том числе на международном уровне; Справочно: основную часть документации, по которой производятся вооружение и военная техника составляет существующий фонд отраслевых нормативных документов (более 33 тысяч документов). Около 18500 российских национальных стандартов (80% всего фонда) приняты путем введения в действие на территории России межгосударственных стандартов, разработанных для стран СНГ. Около 80% продукции в стране выпускается по техническим условиям, а их общее число составляет несколько сотен тысяч документов. информационное обеспечение стандартизации с учетом международного сотрудничества, издание и распространение документов по стандартизации; участие предприятий и организаций в работах по стандартизации; рассмотрение работ по стандартизации в качестве одного из видов научно-технической деятельности; участие Российской Федерации в работах по межгосударственной (региональной) стандартизации, осуществляемой в соответствии с Соглашением Правительств стран СНГ от 1992 г. «О проведении согласованной политики в области стандартизации, метрологии и сертификации»; участие Российской Федерации в деятельности международных организаций и систем стандартизации (ИСО, МЭК, МСЭ, Кодекс Алиментариус, ЕЭК ООН и т.д.). Соответствующие акты Правительства РФ предусматривают только финансирование ежегодных взносов в эти организации и системы. Эффективное функционирование национальной системы стандартизации возможно только при наличии соответствующей нормативной правовой базы для её деятельности, которой призван стать Федеральный закон «О стандартизации».
Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 349; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |