Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

РПА Минюста России 1 страница




Разработан на основе учебно - методического комплекса

Административное право

Административное право

учебно-методический КОМПЛЕКС

 

Казань

 

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«РОССИЙСКАЯ ПРАВОВАЯ АКАДЕМИЯ

МИНИСТЕРСТВА ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

КАЗАНСКИЙ ФИЛИАЛ

 

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

 

Казань

кафедры государственно-правовых дисциплин

Авторы:

Б.В. Россинский – доктор юридических наук, профессор,

заведующий кафедрой административного и финансового права

РПА Минюста России

В.П. Уманская – кандидат юридических наук,

доцент кафедры административного и финансового права

РПА Минюста России

Рецензенты:

Н.И. Побежимова - кандидат юридических наук, доктор философских наук,

заведующая кафедрой административного и финансового права

Российского государственного торгово-экономического университета

Н.Г. Гончарова – кандидат юридических наук, доцент

кафедры административного и финансового права

РПА Минюста России

 

Учебно-методический комплекс (УМК) по учебной дисциплине «Административное право» подготовлен на основе требований Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 030900.62 «Юриспруденция».

УМК включает в себя рабочую программу учебной дисциплины и материалы, устанавливающие содержание и порядок проведения промежуточной аттестации. Рассчитан на студентов юридического факультета Российской правовой академии Министерства юстиции Российской Федерации, обучающихся по программе подготовки специалиста.

Учебно-методический комплекс обсужден и одобрен

кафедрой государственно-правовых дисциплин

Казанского юридического института (филиал)

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

 

Рабочая программа учебной дисциплины «Административное право» -это учебно-методическое пособие, определяющее требования к содержанию и уровню подготовки студентов, руководство их самостоятельной работой, виды учебных занятий и формы контроля по данной дисциплине.

Рабочая программа включает в себя:

- целевую установку;

- содержание учебной дисциплины;

- учебно-методическое обеспечение дисциплины;

- требования к уровню освоения программы и формы промежуточного контроля.

 

 

ЦЕЛЕВАЯ УСТАНОВКА

 

Целью изучения дисциплины «Административное право» является усвоение комплекса теоретических знаний об основных понятиях и закономерностях, организационно-правовых основах государственного управления во всех сферах общественной жизни, а также выработка практических навыков и умений применительно к деятельности исполнительной власти.

При изучении дисциплины решаются следующие задачи:

- обеспечение усвоения студентами понятий, категорий и институтов государственного управления;

- формирование у студентов представлений об административно-правовых нормах и отношениях, субъектах административного права, административном принуждении и административной ответственности, основах административно-правовой организации управления экономикой, социально-культурной и административно-политической сферами;

- выработка у студентов навыков пользования нормативными правовыми актами, регулирующими отношения, образующие предмет административного права.

Дисциплина «Административное право» является основополагающей для дисциплин общепрофессионального цикла и базовой — для дисциплин государственно-правовой специализации.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Распределение учебного материала по разделам и темам Раздел I. Сущность и основные черты

административного права

Тема 1. Управление, государственное управление, исполнительная власть

Общее понятие управления. Субъекты и объекты управления. Обратные связи. Социальное управление. Субъекты и объекты социального управления. Государственное управление. Исполнительная власть. Особенности исполнительной власти. Принципы исполнительной власти. Исполнительная и распорядительная деятельность. Место исполнительной власти в системе разделения властей. Соотношение понятий исполнительной власти и государственного управления. Понимание государственного управления в узком и широком смысле. Система органов, осуществляющих исполнительную и распорядительную деятельность.

 

Тема 2. Понятие, предмет, методы и система административного права

Понятие административного права. Предмет административного права. Методы административного права. Суть императивного метода в административном праве. Соотношение методов административного права с методами иных отраслей права. Система отрасли административного права.

Общая и особенная части административного права. Роль и место административного права в правовой системе России.

 

Тема 3. Административно-правовые нормы

Понятие административно-правовой нормы. Структура административно-правовой нормы. Особенности административно-правовых норм. Виды административно-правовых норм. Способы реализации (формы реализации) административно-правовых норм. Источники административного права и их виды. Действие административно-правовых норм во времени.

 

Тема 4. Административно-правовые отношения

Понятие административно-правового отношения. Структура административно-правового отношения. Субъекты административно-правового отношения. Объекты административно-правового отношения. Содержание административно-правового отношения. Основания возникновения, изменения, прекращения административно-правовых отношений. Особенности административно-правовых отношений. Виды административно-правовых отношений.

 

 

Раздел П. Субъекты административного права

Тема 5. Физические лица как субъекты административного права

Понятие субъектов административного права. Административно-правовой статус человека и гражданина. Административная правосубъектность личности. Административная правоспособность личности. Административная дееспособность личности. Административно-правовой статус граждан Российской Федерации. Административно-правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства. Специальные административно-правовые статусы физических лиц. Субъекты административной опеки. Беженцы. Вынужденные переселенцы. Понятие и виды обращений граждан. Обжалование гражданами действий и решений органов и должностных лиц, нарушивших их права и свободы. Административное и судебное обжалование.

Тема 6. Органы исполнительной власти как субъекты административного права

Понятие органа исполнительной власти. Административно-правовой статус органа исполнительной власти и его содержание. Компетенция органа исполнительной власти. Основания классификации органов исполнительной власти. Виды органов исполнительной власти в зависимости от характера их компетенции. Организационно-правовые формы и названия органов исполнительной власти. Единоначальные и коллегиальные органы исполнительной власти. Федеральные органы исполнительной власти. Система и структура федеральных органов исполнительной власти. Территориальные органы федеральных органов исполнительной власти. Административно-правовой статус Правительства РФ. Состав и порядок формирования Правительства РФ. Полномочия Правительства РФ. Организация деятельности Правительства РФ. Полномочия Президента РФ по руководству органами исполнительной власти. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Исполнительно-распорядительные органы муниципальных образований.

 

Тема 7. Государственные служащие как субъекты административного права

Государственная служба Российской Федерации. Система государственной службы. Федеральная государственная служба и государственная служба субъектов Российской Федерации. Государственная гражданская служба. Должности гражданской службы. Классные чины гражданской службы. Правовое положение гражданского служащего. Служебный контракт. Прохождение гражданской службы. Государственные гарантии на гражданской службе. Поощрения и награждения, служебная дисциплина на гражданской службе. Военная служба. Призыв граждан на военную службу. Поступление граждан на военную службу по контракту. Прохождение военной службы. Правоохранительная служба.

Тема 8. Государственные и негосударственные организации как субъекты административного права

Понятие и виды организаций. Предприятия как субъекты административного права. Административно-правовой статус учреждений. Общественные объединения как субъекты административного права. Религиозные объединения как субъекты административного права.

 

 

Раздел III. Административно-правовые формы и методы

реализации исполнительной власти. законность и дисциплина в сфере исполнительной власти

Тема 9. Административно-правовые формы реализации исполнительной власти

Понятие и виды административно-правовых форм реализации исполнительной власти. Понятие и признаки правовых актов управления. Виды правовых актов управления. Нормативные правовые акты управления. Индивидуальные (ненормативные) правовые акты управления. Виды нормативных актов управления, издаваемых федеральными органами исполнительной власти. Порядок принятия и государственной регистрации правовых актов управления, их опубликование и вступление в силу. Требования, предъявляемые к правовым актам управления. Отмена и приостановление действия правовых актов управления. Административные соглашения (договоры) как новая правовая форма реализации исполнительной власти.

 

Тема 10. Административно-правовые методы реализации исполнительной власти

Понятие административно-правовых методов реализации исполнительной власти. Виды административно-правовых методов реализации исполнительной власти. Содержание административно-правовых методов реализации исполнительной власти. Содержание методов административного принуждения. Сущность и виды административно-предупредительных мер. Сущность и виды мер административного пресечения.

 

Тема 11. Законность и дисциплина в сфере исполнительной власти

Понятие законности и дисциплины в сфере исполнительной власти. Способы обеспечения законности в деятельности органов исполнительной власти. Механизмы предотвращения коррупции. Контроль как способ обеспечения законности в деятельности органов исполнительной власти. Государственный контроль за деятельностью органов исполнительной власти. Виды государственного контроля. Надзор как способ обеспечения законности в деятельности органов исполнительной власти. Понятие, содержание и особенности административного надзора. Виды административного надзора. Государственные органы, осуществляющие административный надзор. Понятие, цели, задачи и предмет прокурорского надзора за обеспечением режима законности в деятельности органов исполнительной власти. Правовые формы прокурорского реагирования на нарушения законности.

 

 

Раздел IV. Административная ответственность

и административный процесс

 

Тема 12. Административная ответственность и административное правонарушение

Понятие и основные черты административной ответственности. Понятие и признаки административного правонарушения. Состав административного правонарушения. Признаки состава административного правонарушения. Субъект административного правонарушения. Субъективная сторона состава административного правонарушения. Вина как обязательный признак состава административного правонарушения. Формы вины субъекта административного правонарушения. Критерии совершения умышленного административного правонарушения. Прямой и косвенный умысел. Критерии совершения неосторожного административного правонарушения.

Самонадеянность и небрежность. Факультативные признаки субъективной стороны состава административного правонарушения. Объект как элемент состава административного правонарушения. Объективная сторона состава административного правонарушения. Материальные и формальные составы административного правонарушения. Обязательные признаки объективной стороны материальных и формальных составов административных правонарушений. Факультативные признаки объективной стороны состава административного правонарушения. Особенности административной ответственности юридических лиц.

 

 

Тема 13. Административные наказания

Цели административного наказания. Система административных наказаний. Предупреждение. Административный штраф. Возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения. Конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения. Лишение специального права, предоставленного физическому лицу. Административный арест. Административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранных граждан или лиц без гражданства. Дисквалификация. Административное приостановление деятельности. Общие правила и сроки назначения административного наказания.

 

Тема. 14. Административный процесс и производство по делам об административных правонарушениях

Понятие и принципы административного процесса. Судьи, органы и должностные лица, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях. Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав как субъекты административной юрисдикции. Органы внутренних дел как субъекты административной юрисдикции. Полномочия судей по рассмотрению дел об административных правонарушениях. Проблемы совершенствования компетенции судов по рассмотрению дел об административных правонарушениях. Участники производства по делам об административных правонарушениях, их права и обязанности. Доказательства по делам об административных правонарушениях. Меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении. Возбуждение дела об административном правонарушении. Рассмотрение дела об административном правонарушении. Постановления и определения по делам об административных правонарушениях. Пересмотр постановлений и решений по делам об административных правонарушениях. Исполнение постановлений по делам об административных правонарушениях.

 

 

Раздел V. Основы административно-правовой организации

управления экономикой, социально-культурной и административно-политической сферами

 

Тема 15. Основы организации управления и развитие системы функций, методов и форм управления в современных условиях

Особенности государственного управления в современных условиях. Организационные основы управления органов исполнительной власти. Развитие системы функций, методов и форм управления в современных условиях. Назначение и методы государственного регулирования. Создание нормативных условий и поддержка деятельности граждан и юридических лиц. Установление функционально-правовых режимов в отраслях и сферах. Государственная регистрация юридических лиц и граждан, их юридических действий и правовых актов. Лицензирование. Техническое регулирование. Виды технических регламентов. Стандартизация. Подтверждение соответствия. Добровольная и обязательная сертификация. Аттестация. Аккредитация.

 

Тема 16. Организация управления в экономической сфере

Органы управления экономическим развитием страны. Государственное регулирование экономического развития и торговли. Система органов, подведомственных Министерству экономического развития Российской Федерации. Административно-правовой статус Министерства экономического развития Российской Федерации. Административно-правовой статус Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии. Таможенная политика в Российской Федерации. Административно-правовой статус Федеральной таможенной службы. Системы органов управления отдельными отраслями экономики.

 

Тема 17. Организация управления в социально-культурной сфере

Понятие и значение социально-культурной сферы жизни общества. Государственное управление в социально-культурной сфере. Органы управления в отраслях социально-культурной сферы. Административно-правовой статус Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации. Система органов, подведомственных Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации. Административно-правовой статус Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития. Система органов, подведомственных Министерству культуры Российской Федерации. Система органов, подведомственных Министерству образования и науки Российской Федерации.

 

Тема 18. Организация управления в административно-политической сфере.

Понятие административно-политической сферы, ее структура и значение в жизни общества. Организация управления обороной. Система органов, подведомственных Министерству обороны Российской Федерации. Организация управления в сфере безопасности. Административно-правовой статус Федеральной службы безопасности Российской Федерации. Организация управления в области внутренних дел. Управление миграционной политикой. Организация управления в области юстиции. Административно-правовой статус Министерства юстиции Российской Федерации. Система органов, подведомственных Министерству юстиции Российской Федерации. Административно-правовой статус Федеральной службы исполнения наказаний. Административно-правовой статус Федеральной службы судебных приставов. Организация управления в области иностранных дел. Органы Министерства иностранных дел Российской Федерации за рубежом.

 

Тема 19. Организация управления в особых условиях

 

Разделы и темы дисциплины Количество часов
Всего Лекции Семинары (практи­ческие занятия) Самосто­ятельная работа
         
3-й семестр
Раздел I. Сущность и основные черты административного права        
Тема 1. Управление, государственное управление, исполнительная власть        
Тема 2. Понятие, предмет, методы и система административного права        
Тема 3. Административно-правовые нормы        
Тема 4. Административно-правовые отношения     -  
Раздел П. Субъекты административного права        
Тема 5. Физические лица как субъекты административного права        
Тема 6. Органы исполнительной власти как субъекты административного права        
Тема 7. Государственные служащие как субъекты административного права        
Тема 8. Государственные и негосударственные организации как субъекты административного права     -  

 

Распределение часов дисциплины по разделам, темам и видам занятий Тематический план учебной дисциплины для очной формы обучения (по учебному плану 2008 г.)

Понятие и признаки специальных административно-правовых режимов. Виды специальных административно-правовых режимов. Режим особого положения. Организация управления в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера. Режим чрезвычайного положения. Организация управления при введении чрезвычайного положения. Режим военного положения. Организация управления при введении военного положения.

Раздел III. Административно-правовые формы и методы реализации исполнительной власти. Законность и дисциплина в сфере исполнительной власти        
Тема 9. Административно-правовые формы реализации исполнительной власти        
Тема 10. Административно-правовые методы реализации исполнительной власти        
Тема 11. Законность и дисциплина в сфере исполнительной власти     -  
Раздел IV. Административная ответственность и административный процесс        
Тема 12. Административная ответственность и административное правонарушение        
Тема 13. Административные наказания        
Тема. 14. Административный процесс и производство по делам об административных правонарушениях        
Раздел V. Основы административно-правовой организации управления экономикой, социально-культурной и административно-политической сферами        
Тема 15. Основы организации управления и развитие системы функций, методов и форм управления в современных условиях        
Тема 16. Организация управления в экономической сфере     -  
Тема 17. Организация управления в социально-культурной сфере     -  
Тема 18. Организация управления в административно-политической сфере        
Тема 19. Организация управления в особых условиях     -  
Экзамен        
Итого в семестре        
Всего по дисциплине        

 

 

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

 

 

Методические рекомендации для преподавателя

 

Дисциплина «Административное право» является основополагающей для дисциплин общепрофессионального цикла. Она преподается студентам, имеющим лишь базовые знания в области государства и права и не обладающим познаниями в области государственного управления.

Курс состоит из 19 тем, объединенных в пять разделов. Темы изучаются студентами на лекциях, семинарских занятиях и в процессе самостоятельной работы.

На лекциях преподаватель излагает и разъясняет основные понятия темы, связанные с ней теоретические и практические проблемы, дает рекомендации к самостоятельной работе. Обязанность студентов - внимательно слушать и конспектировать лекционный материал; в конспекте рекомендуется оставлять поля для последующей самостоятельной работы над темой.

Во время лекций необходимо обратить особое внимание на доступность материала и темп его изложения (возможность конспектирования), дать рекомендации по организации самостоятельной работы и обеспечить контроль усвоения пройденного материала.

В ходе семинара преподаватель должен четко формулировать цель занятия и основные проблемные вопросы. Семинары обеспечивают: контроль за подготовкой студентов; закрепление изученного материала; развитие умений и навыков подготовки докладов, сообщений; приобретение опыта устных публичных выступлений, ведения дискуссии, аргументации и защиты выдвигаемых положений.

На семинарах рекомендуется заслушивать доклады студентов, после чего необходимо подчеркнуть положительные аспекты их работы, обратить внимание на имеющиеся неточности (ошибки), дать рекомендации по подготовке к следующим докладам. Рефераты, предполагающие анализ публикаций по отдельным вопросам семинара, рекомендуется заслушивать в середине занятия. При подведении итогов обсуждения намеченных вопросов преподаватель оценивает каждого выступавшего студента, выделяя наиболее активных.

В целях контроля уровня подготовленности студентов и привития им навыков краткого письменного изложения своих мыслей по предложенной тематике преподаватель в ходе семинарских занятий может проводить контрольные работы.

Семинар включает в себя также элементы собеседования. Преподаватель должен осуществлять индивидуальный контроль работы студентов, давать соответствующие рекомендации, в случае необходимости помочь студенту составить индивидуальный план работы по изучению данной дисциплины.

 

 

Методические указания для студентов

Основными видами аудиторной работы студента при изучении дисциплины «Административное право» являются лекции и семинары. Студент не имеет права пропускать занятия без уважительных причин, в противном случае он может быть не допущен к экзамену.

В ходе лекции студент должен внимательно слушать и конспектировать материал. В конспекте рекомендуется оставлять поля для последующей самостоятельной работы над темой.

Завершают изучение наиболее важных тем или разделов учебной дисциплины семинарские занятия, которые могут принести пользу только при условии тщательной и систематической подготовки к ним. Студенты должны продумать круг вопросов, подлежащих обсуждению, сделать выписки из необходимых нормативных актов, законспектировать по теме семинара основные положения работ из числа рекомендованной литературы, составить тезисы своих выступлений. Ответы студентов на семинарах не должны быть формальными, их необходимо юридически мотивировать со ссылками на соответствующие правовые нормы. Следует указывать конкретные нарушения правовых требований, а также формулировать юридически правильные решения. Студенты должны точно называть нормативные акты и органы, их издавшие, дату издания, а также указывать те статьи, в которых содержатся правовые нормы, относящиеся к рассматриваемому вопросу.

По согласованию с преподавателем или его заданию студенты могут готовить рефераты по отдельным темам дисциплины.

В процессе подготовки к семинару студент может воспользоваться консультациями преподавателя. Примерные темы докладов, рефератов и вопросов для обсуждения приведены в настоящих методических указаниях.

Семинары могут проводиться и в форме учебных конференций, которые включают в себя выступления студентов с докладами по отдельным политико-правовым темам. Основу докладов составляет, как правило, содержание подготовленных студентами рефератов. Желательно предварительно представить текст доклада преподавателю для ознакомления.

Качество учебной работы студентов преподаватель может оценивать, выставляя текущие оценки в рабочий журнал. Студент имеет право ознакомиться с выставленными ему оценками.

Необходимо помнить, что большинство вопросов по дисциплине «Административное право» выносится на итоговую государственную аттестацию. Опыт показывает, что наибольшее число неверных (неполных) ответов допускается студентами по темам: «Органы исполнительной власти как субъекты административного права», «Административно-правовые формы и методы реализации исполнительной власти», «Административная ответственность и административное правонарушение», «Административный процесс и производство по делам об административных правонарушениях». Студентам нужно уделить особое внимание изучению материалов этих тем.

Важным видом учебной деятельности студента при изучении дисциплины «Административное право» является самостоятельная работа, которая предшествует семинару. Учебно-методической базой для самостоятельной подготовки студентов к семинарам должны служить конспекты лекций, учебники, пособия, нормативные акты, а также рекомендуемая преподавателем специальная научная литература. Главная задача занятий состоит в развитии у студентов способности самостоятельно осмысливать важнейшие категории института правовых актов исполнительной власти.

Самостоятельная работа должна носить творческий и планомерный характер. Нельзя надеяться только на тот материал, который был озвучен на лекциях и семинарских занятиях, необходимо закрепить его и расширить в ходе самостоятельной работы. Наибольший эффект достигается при самостоятельном предварительном изучении материала следующей лекции.

Самостоятельную работу по изучению дисциплины «Административное право» целесообразно начинать с изучения установленных требований к знаниям, умениям и навыкам, ознакомления с разделами и темами дисциплины в порядке, предусмотренном учебной программой. Получив представление об основном содержании раздела, темы, необходимо изучить материал по учебнику и нормативным источникам, придерживаясь рекомендаций преподавателя.

Затем полезно ознакомиться с первоисточниками (или извлечениями из них), то есть работами выдающихся правоведов. При желании или по рекомендации преподавателя можно составить их краткий конспект.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 303; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.087 сек.