Виды учебной деятельности и трудоемкость
(в часах)
Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра)
Форма промежуточной аттестации (по семестрам)
Лекции
Практические занятия
СРС
Консультации
1.
Общая физическая подготовка:
• Обучение и совершенствование двигательных действий, развитие основных физических качеств.
1-6
-
-
-
Участие в практ. занятиях–1-5, тестирование–1, 6.
2.
Легкая атлетика:
• Обучение технике бега на спринтерские, средние и длинные дистанции.
7-12
-
-
-
Участие в практ. занятиях–7-11, тестирование–12.
3.
Оздоровительная гимнастика:
• Комплексы физических упражнений, направленные на профилактику заболеваний.
13-15
-
-
-
Участие в практ. занятиях–13-15.
Итого за 1 семестр
-
-
Зачет
4.
Общая физическая подготовка:
• Комплексы общеразвивающих и специальных упражнений.
1,2
-
-
-
Участие в практ. занятиях–1-2, тестирование–20.
5.
Вариативная часть:
• Коньки;
• Зимний футбол.
3-10
-
-
-
Участие в практ. занятиях–3-10.
6.
Спортивные игры:
• Баскетбол.
11-14
-
-
-
Участие в практ. занятиях–11-14.
Продолжение табл. 10
7.
Оздоровительная гимнастика:
• Комплексы физических упражнений, направленные на профилактику заболеваний.
15-16
-
-
-
Участие в практ. занятиях–15-16.
8.
Легкая атлетика:
• Совершенствование техники бега на спринтерские, средние и длинные дистанции.
17-20
-
-
-
Участие в практ. занятиях–17-19, тестирование–20.
Итого за 2 семестр
-
-
Зачет
Всего за 1 курс
-
-
№ п/п
Разделы учебной дисциплины
Семестр
Неделя семестра
Виды учебной деятельности и трудоемкость
(в часах)
Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра)
Форма промежуточной аттестации (по семестрам)
Лекции
Практические занятия
СРС
Консультации
9.
Общая физическая подготовка:
• Совершенствование двигательных действий, развитие основных физических качеств.
1-5
-
-
-
Участие в практ. занятиях–1-5, тестирование–1, 5.
10.
Легкая атлетика:
• Совершенствование техники бега на спринтерские, средние и длинные дистанции.
6-10
-
-
-
Участие в практ. занятиях–6-10, тестирование–10.
11.
Оздоровительная гимнастика:
• Комплексы физических упражнений, направленные на оптимизацию психофизического
11-12
-
-
-
Участие в практ. занятиях–11-12.
Продолжение табл. 10
здоровья студентов средствами физической культуры.
12.
Спортивные игры:
• Футбол.
13-15
-
-
-
Участие в практ. занятиях–13-15.
Итого за 3 семестр
-
-
Зачет
13.
Общая физическая подготовка:
• Комплексы специальных упражнений, направленных на развитие основных физических качеств.
1,2
-
-
-
Участие в практ. занятиях–1-2, тестирование–2.
14.
Вариативная часть:
• Коньки;
• Зимний футбол.
3-10
-
-
-
Участие в практ. занятиях–3-10.
15.
Спортивные игры:
• Волейбол.
11-14
-
-
-
Участие в практ. занятиях–11-14.
16.
Оздоровительная гимнастика:
• Комплексы физических упражнений, направленные на оптимизацию психофизического здоровья студентов средствами физической культуры.
15-16
-
-
-
Участие в практ. занятиях–15-16.
17.
Легкая атлетика:
• Совершенствование техники бега на спринтерские, средние и длинные дистанции.
• Совершенствование техники прыжка в длину с места.
17-20
-
-
-
Участие в практ. занятиях–17-19, тестирование–20.
Итого за 4 семестр
-
-
Зачет
Всего за 2 курс
-
-
Продолжение табл. 10
№
Разделы учебной дисциплины
Семестр
Неделя семестра
Виды учебной деятельности и трудоемкость
(в часах)
Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра)
Форма промежуточной аттестации (по семестрам)
Лекции
Практические занятия
СРС
Консультации
18.
Общая физическая подготовка:
• Совершенствование двигательных действий, развитие основных физических качеств.
1-5
-
-
-
Участие в практ. занятиях–1-5, тестирование–1, 5.
19.
Легкая атлетика:
• Совершенствование техники эстафетного бега и бега по пересеченной местности.
6-10
-
-
-
Участие в практ. занятиях–6-10, тестирование–10.
20.
Оздоровительная гимнастика:
• Комплексы физических упражнений, направленные на оптимизацию психофизического здоровья студентов средствами физической культуры.
Оздоровительная гимнастика:
• Комплексы физических упражнений, направленные на оптимизацию психофизического здоровья студентов средствами физической культуры.
2, 4, 6, 8, 10, 12, 14, 16, 18, 20
-
-
-
Участие в практ. занятиях–2-20.
Продолжение табл. 10
23.
Физическая культура в общекультурной и профессиональной подготовке студентов.
1, 3
-
-
-
Изучение и конспектирование учебной литературы; экспресс-опрос
24.
Социально-биологические основы физической культуры.
5, 7
-
-
-
Изучение и конспектирование учебной литературы; экспресс-опрос
25.
Основы здорового образа жизни студента. Физическая культура и обеспечение здоровья.
9, 11
-
-
-
Изучение и конспектирование учебной литературы; экспресс-опрос
26.
Психофизиологические основы учебного труда и интеллектуальной деятельности. Средства физической культуры в регулировании работоспособности.
13, 15
-
-
-
Изучение и конспектирование учебной литературы; экспресс-опрос
27.
Общая физическая и специальная подготовка в системе физического воспитания.
17, 19
-
-
-
Изучение и конспектирование учебной литературы; экспресс-опрос
28.
Спорт. Индивидуальный выбор видов спорта или систем физических упражнений.
21, 23
-
-
-
Изучение и конспектирование учебной литературы; экспресс-опрос
29.
Основы методики самостоятельных занятий физическими упражнениями.
25, 27
-
-
-
Изучение и конспектирование учебной литературы; экспресс-опрос
30.
Самоконтроль учащихся, занимающихся физическими упражнениями и спортом.
29, 31
-
-
-
Изучение и конспектирование учебной литературы; экспресс-опрос
Изучение и конспектирование учебной литературы; экспресс-опрос
Окончание табл. 10
32.
Физическая культура в профессиональной деятельности специалиста.
37, 39
-
-
-
Изучение и конспектирование учебной литературы; экспресс-опрос
Итого за 6 семестр
-
-
экзамен/дифференцированный зачет
Всего за 3 курс
-
-
4.3. Содержание дисциплины
Теоретический материал программы предусматривает овладение студентами системой научно-практических и специальных знаний и компетенций, необходимых для понимания природных и социальных процессов функционирования физической культуры общества и личности, умения их адаптивного, творческого использования для личностного и профессионального развития, самосовершенствования, организации здорового образа жизни при выполнении учебной, профессиональной и социокультурной деятельности. Тематический план и содержание теоретического раздела дисциплины «Физическая культура» представлены в таблице 11.
Тематический план и содержание теоретического раздела
Таблица 11
№
Содержание учебного материала
Объем часов
Физическая культура в общекультурной и профессиональной подготовке студентов
Физическая культура и спорт как социальные феномены общества. Современное состояние физической культуры и спорта. Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации». Физическая культура личности. Сущность физической культуры в различных сферах жизни. Ценности физической культуры. Физическая культура как учебная дисциплина высшего профессионального образования и важная составляющая целостного развития личности. Ценностные ориентации и отношение студентов к физической культуре и спорту Основные положения организации физического воспитания в высшем учебном заведении.
Продолжение табл. 11
Социально-биологические основы физической культуры
Организм человека как единая саморазвивающаяся и саморегулирующаяся биологическая система. Воздействие природных и социально-экологических факторов на организм и жизнедеятельность человека. Средства физической культуры и спорта в управлении совершенствованием функциональных возможностей организма в целях обеспечения умственной и физической деятельности. Физиологические механизмы и закономерности совершенствования отдельных систем организма под воздействием направленной физической тренировки. Двигательная функция и повышение устойчивости организма человека к различным условиям внешней среды.
Основы здорового образа жизни студента. Физическая культура и обеспечение здоровья
Здоровье человека как ценность и факторы, его определяющие. Взаимосвязь общей культуры студента и его образа жизни. Структура жизнедеятельности студентов и ее отражение в образе жизни. Здоровый образ жизни и его составляющие. Личное отношение к здоровью как условие формирования здорового образа жизни. Основные требования к организации здорового образа жизни. Физическое воспитание и самосовершенствование в здоровом образе жизни. Критерии эффективности здорового образа жизни.
Психофизиологические основы учебного труда и интеллектуальной деятельности. Средства физической культуры в регулировании работоспособности
Психофизиологическая характеристика интеллектуальной деятельности и учебного труда студента. Динамика работоспособности студентов в учебном году и факторы, ее определяющие. Особенности психофизического состояния студентов в период экзаменационной сессии, критерии нервно-эмоционального и психофизического утомления. Особенности использования средств физической культуры для оптимизации работоспособности, профилактики нервно-эмоционального и психофизического утомления студентов, повышения эффективности учебного труда.
Общая физическая и специальная подготовка в системе физического воспитания
Методические принципы физического воспитания. Методы физического воспитания. Основы обучения движениям. Основы совершенствования физических качеств. Формирование психических качеств в процессе физического воспитания.
Общая физическая подготовка, ее цели и задачи. Специальная физическая подготовка, ее цели и задачи. Структура подготовленности спортсмена. Зоны и интенсивность физических нагрузок. Значение
Продолжение табл. 11
мышечной релаксации. Возможность и условия коррекции физического развития, телосложения, двигательной и функциональной подготовленности средствами физической культуры и спорта в студенческом возрасте. Формы занятий физическими упражнениями. Учебно-тренировочные занятия как основная форма обучения физическим упражнениям. Структура и направленность учебно-тренировочного занятия.
Спорт. Индивидуальный выбор видов спорта или систем физических упражнений
Массовый спорт и спорт высших достижений, их цели и задачи. Спортивная классификация. Студенческий спорт. Особенности организации и планирования спортивной подготовки в вузе. Спортивные соревнования как средство и метод общей физической, профессионально-прикладной, спортивной подготовки студентов. Система спортивных студенческих соревнований. Спортивные общественные студенческие организации. Олимпийские игры и универсиады. Современные популярные системы физических упражнений. Мотивация и обоснование индивидуального выбора студентом вида спорта или системы физических упражнений для регулярных занятий. Краткая психофизиологическая характеристика основных групп видов спорта и систем физических упражнений.. Характеристика особенностей воздействия избранного вида спорта (системы физических упражнений) на физическое развитие и подготовленность, психические качества и свойства личности
Основы методики самостоятельных занятий физическими упражнениями
Мотивация и целенаправленность самостоятельных занятий. Формы и содержание самостоятельных занятий. Организация самостоятельных занятий физическими упражнениями различной направленности. Характер содержания занятий в зависимости от возраста. Особенности самостоятельных занятий для женщин. Планирование и управление самостоятельными занятиями. Границы интенсивности нагрузок в условиях самостоятельных занятий у лиц различного возраста. Взаимосвязь между интенсивностью нагрузок и уровнем физической подготовленности. Гигиена самостоятельных занятий. Самоконтроль за эффективностью самостоятельных занятий. Участие в спортивных соревнованиях.
Самоконтроль учащихся, занимающихся физическими упражнениями и спортом.
Диагностика и самодиагностика состояния организма при регулярных занятиях физическими упражнениями и спортом. Врачебный контроль, его содержание. Педагогический контроль, его содержание.
Окончание табл. 11
Самоконтроль, его основные методы и показатели, дневник самоконтроля. Использование методов стандартов, антропометрических индексов, номограмм функциональных проб, упражнений-тестов для оценки физического развития, телосложения, функционального состояния организма, физической подготовленности. Коррекция содержания и методики занятий физическими упражнениями и спортом по результатам показателей контроля.
Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов.
Личная и социально-экономическая необходимость специальной психофизической подготовки человека к труду. Определение понятия «профессионально-прикладная физическая подготовка» (ППФП), ее цели, задачи, средства. Место ППФП в системе физического воспитания студентов. Факторы, определяющие конкретное содержание ППФП. Методика подбора средств ППФП. Организация, формы и средства ППФП студентов в вузе. Контроль за эффективностью профессионально-прикладной физической подготовленности студентов.
Физическая культура в профессиональной деятельности специалиста
Производственная физическая культура. Производственная гимнастика. Особенности выбора форм, методов и средств физической культуры и спорта в рабочее и свободное время специалистов. Профилактика профессиональных заболеваний и травматизма средствами физической культуры. Дополнительные средства повышения общей и профессиональной работоспособности. Влияние индивидуальных особенностей, географо-климатических условий и других факторов на содержание физической культуры специалистов, работающих на производстве. Роль будущих специалистов по внедрению физической культуры в производственном коллективе.
ВСЕГО
Практический материал программы направлен на повышение уровня функциональных и двигательных способностей, формирование здоровьесберегающих компетенций, овладение методами и средствами оздоровительно-физкультурной деятельности, приобретение личного опыта направленного использования средств физической культуры и спорта.
Практический раздел программы реализуется в ходе методико-практических и учебно-тренировочных занятий, а также спортивно-массовых мероприятий.
Методико-практические занятия направлены на овладение студентами основными методами формирования необходимых учебных, профессиональных и жизненных знаний средствами физической культуры. При проведении методико-практических занятий преподавателям кафедры рекомендуется придерживаться следующей примерной схемой:
• в соответствии с планируемой темой занятия преподаватель заблаговременно выдает студентам задание по ознакомлению с рекомендуемой литературой и необходимые указания по ее освоению;
• преподаватель кратко объясняет методы обучения и при необходимости показывает соответствующие приемы, способы выполнения физических упражнений, двигательных действий для достижения необходимых результатов по изучаемой методике;
• студенты практически при взаимоконтроле воспроизводят тематические задания под наблюдением преподавателя;
• под руководством преподавателя обсуждаются и анализируются итоги выполнения задания.
Учебно-тренировочные занятия направлены на обеспечение необходимой двигательной активности, достижение и поддержание оптимального уровня физической подготовленности, сохранение и восстановление работоспособности организма, профилактику умственного и физического утомления, формирование здорового образа жизни. Данный вид занятий базируется на теоретических знаниях и методических умениях с применением средств физической культуры.
Для проведения практических занятий студенты распределяются по учебным отделениям:
• основное – для студентов основной и подготовительной медицинских групп;
• специальное медицинское – для студентов специальной медицинской группы.
Врачебный контроль проводится до начала учебных занятий по физической культуре. Распределение по учебным группам проводится в начале учебного года с учетом пола, состояния здоровья, физической подготовленности. Студенты, не прошедшие медицинское обследование, к практическим учебным занятиям по дисциплине «Физическая культура» не допускаются.
Практические занятия по физической культуре в группах основного учебного отделения направлены на всестороннее физическое развитие; приобретение необходимых знаний и умений для выполнения двигательных действий, воспитание основных физических качеств; формирование общекультурных и профессиональных компетенций, приобщение к здоровому образу жизни.
Учебный процесс в группах специального отделения направлен на укрепление здоровья студентов, оптимизацию психофизического развития, приобретение знаний и умений использования средств физической культуры в профилактике заболеваний.
Самостоятельная работа студента
• Самостоятельная работа во время основных аудиторных занятий:
– подготовка к практическим занятиям и лекциям (работа с научной и учебно-методической литературой);
– подготовка и написание реферативных работ;
• Самостоятельная работа под контролем преподавателя в форме плановых консультаций, творческих контактов, зачетов;
• Внеаудиторная самостоятельная работа при выполнении заданий творческого характера:
– научно-исследовательская деятельность, написание тезисов и научных статей, выступления на конференциях;
– участие в спортивно-массовых и физкультурно-оздоровительных мероприятиях;
– большие формы самостоятельных занятий (походы выходного дня, самостоятельные тренировочные занятия и т.д.).
5. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
В преподавании дисциплины «Физическая культура» используются следующие формы:
• практические занятия (методико-практические, учебно-тренировочные) и лекции, в рамках которых применяются ролевые игры, решаются ситуационные задачи;
• самостоятельная работа студентов, включающая усвоение теоретического материала; подготовку к текущему контролю знаний и к промежуточным аттестациям; выполнение творческих заданий; написание рефератов, тезисов и статей;
• НИРС (занятия студентов в научно-исследовательском студенческом обществе, участие в конференциях, олимпиадах);
• рейтинговая технология контроля учебной деятельности студентов для обеспечения их ритмичной работы в течение семестра (табл. 15, 16);
• консультирование студентов по вопросам здоровьесберегающих технологий.
6. ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ, ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ИТОГАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ И УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ
Формы контроля усвоения студентами содержания дисциплины «Физическая культура»:
• функциональное тестирование;
• текущий и итоговый контроль успеваемости;
• рейтинговая система оценки.
6.1. Функциональное тестирование
В качестве требований к «входным» знаниям, умениям и готовностям обучающихся, необходимых при освоении дисциплины «Физическая культура» предполагаются функциональные пробы, включающие в себя:
• Модифицированную пробу Ромберга;
• Пробу с задержкой дыхания на вдохе (Штанге);
• Тест Руфье.
Модифицированная проба Ромберга. Исследование функционального состояния ЦНС (центральной нервной системы). Проба Ромберга выявляет нарушение равновесия в положении стоя (статическая координация), что является информативным показателем для оценки функционального состояния ЦНС (табл. 12). Исходное положение: стойка на одной ноге, вторая нога подошвенной поверхностью касается коленного сустава опорной ноги, руки вытянуты вперед, пальцы раздвинуты, глаза закрыты. Засекается время, в течение которого испытуемый сохраняет равновесие, при отсутствии пошатывания тела, тремора рук или век.
Таблица 12
Время удержания равновесия (сек.)
Функциональное состояние
ЦНС системы
Баллы
Больше 16
отличное
11 – 15
хорошее
6 – 10
удовлетворительное
3 – 5
неудовлетворительное
слабое
Проба с задержкой дыхания на вдохе (Штанге). Исследование функционального состояния дыхательной системы (табл. 13). Определяется время задержки дыхания на вдохе: исследуемые, находясь в положении сидя, делают глубокий вдох (не максимальный) и задерживают дыхание. По секундомеру регистрируется время задержки дыхания у каждого студента.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2025) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление