Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Особенности развития социологии в России




Становление и эволюция социологии России были обусловлены особенностями самой России, порожденными уникальностью ее географического положения между Западом и Востоком, масштабностью, обычаями, традициями, и пр.[23]

Социология пришла в Россию в 60-х годах 19 века из Франции, с трудами Огюста Конта. Его принцип позитивизма, а так же идеи других западных социологов дали начало социологии в России. Первым в России трудами Конта заинтересовался В. Майков.

Общество было заинтересовано в познании социальных процессов, социальной реальности в России. Накопилось большое количество социологического и демографического материала, требующего обработки, но теоретическая база для его анализа, методы, отсутствовали. Д. Милютин, Г. Вырубов, Е. В. Де-Роберти, объявили себя позитивистами уже в 1850-е годы. Д. И. Писарев опубликовал «Исторические идеи Огюста Конта» в журнале «Русское слово» в 1866 году.

В развитии отечественной социологии выделяют два этапа: дореволюционный и послереволюционный (рубеж 1917 г.). Второй этап, как правило, подразделяют на два периода: 20—60-е гг. и 70– 80-е гг. XX в., хотя почти каждое десятилетие имело свои особенности.

Первый этап характеризуется богатством социологической мысли, разнообразием теорий и концепций развития общества и человека.

В дореволюционной социологии сосуществовали пять основных направлений: политически ориентированная социология, общая и историческая социология, юридическая, психологическая и систематическая социологии. Теоретическая социология конца XIX в. испытала на себе влияние идей К. Маркса, но оно не было всеобъемлющим.

Социология в России развивалась как наука и как учебная дисциплина. По своему уровню в это время она не уступала западной.

Второй этап развития отечественной социологии сложен и неоднороден. Первое десятилетие (1918–1928 гг.) было временем признания социологии новой властью и периодом ее определенного подъема:: осуществлялась институализация науки. Создавались кафедры социологии в Петроградском и Ярославском университетах, открыты Социологический институт (1919 г.) и первый в России факультет общественных наук с социологическим отделением в университете Петрограда (1920 г.). Была введена научная степень по социологии, стала издаваться обширная социологическая литература. Своеобразие социологии этих лет заключалось в еще сохраняющемся авторитете немарксистской социологии и в то же время в усилении марксистского направления и ожесточенных дискуссий в нем по поводу соотношения социологии и исторического материализма. В эти годы изучаются проблемы рабочего класса и крестьянства, города и деревни, народонаселения и миграции, проводятся эмпирические исследования, получившие международное признание.

В 1930-е гг. социология была объявлена буржуазной лженаукой и запрещена. Фундаментальные и прикладные исследования были прекращены до начала 1960-х гг. Социология была одной из первых наук, ставших жертвой сталинского режима. Возрождение социологических исследований началось с наступлением «хрущевской оттепели», да и то под прикрытием экономической и философской наук.

В 1970—1980-е гг. отношение к отечественной социологии было противоречивым. С одной стороны, она получила полупризнание, с другой – всячески тормозилась, оказавшись в прямой зависимости от партийных решений. Но организационное становление социологии продолжалось. К концу данного периода административно-бюрократическое вмешательство в социологию стало усиливаться, причем механизмы были почти те же, что и в 30-е гг. XIX в.

Теоретическая социология вновь отрицалась, снизилось количество и качество исследований.

До революции 1917 года, развитие социологии в России прошло несколько стадий, на которых выделялись специфические направления.

Географический детерминизм. Основной представитель - Лев Ильич Мечников. Его наиболее важная работа «Цивилизация и великие исторические реки» (1889). Он придерживается линейной эволюционной концепции, в которой причинным является географический фактор, фактор воды. Он говорит о том, что природа определяет ход истории.

Общество способно к солидарности в условиях освоения природы. Мечников выделяет три эпохи в ходе истории: речную, морскую, океаническую. Другими направлениями социологической мысли были Органицизм. П. Ф. Лилленфельд-Тоаль, А. И. Стронин, нонцепция культурно-исторических типов. Н. Я. Данилевский, народничество.

Два направления народничества: анархизм, возглавляемый М. А. Бакуниным и П. А. Кропоткиным и бланкистское направление, возглавляемое П. Н. Ткачевым.

· Субъективная школа в российской социологии. П. Лавров, Н. К. Михайловский.

· Психологическое направление. Н. И. Кореев, Е. В. Де Роберти

· Классический позитивизм. М. М. Ковалевский (1850-1916). Антипозитивистская реакция. Начало 1980-х - 1900 год. В. В. Соловьев, Чичрин, И. А. Бердяев.

1) Ортодоксальная методология, занимающееся проблемами социологической методологии. К нему относились А. С. Лаппо-Данилевский, Б. А. Кистяковский,

2) Философский иррационализм. В. М. Хвостов, П. И. Новгородцев

3) Индивидуальный психологизм. Л. И. Петражицкий. Е. В. Де Роберти ввел термин «неопозитивизм».

Заключение

Социология - наука о законах становления, функционирования, развития общества в целом, социальных отношений и социальных общества, механизмах взаимосвязей и взаимодействия между этими общностями, а так же между общностями и личностями.

Становление социологии права чаще всего связывают с именами Э.Дюркгейма и М.Вебера. Надо иметь в виду, что эти классики социологии являются авторами достаточно развёрнутых и сравнительно целостных социолого-правовых концепций, что отнюдь не умаляет значения идей и положений других исследователей, их «младших» коллег по научному цеху,

изучавших право с позиций социологии.

Черты классического этапа формирования социологии права составляют: наличие преемственности в понимании права как особого социального феномена с предыдущим этапом формирования правопознания в социологии; то, что Э.Дюркгейм и М.Вебер, как классики правовой социологии, рассматривали социологию права важной частью социологической теории; выделение общего и особенного в подходах Э.Дюркгейма и М.Вебера в изучении права.

Предмет изучения - стороны, связи, отношения объекта, которые изучаются данной наукой. Предмет социологии – система существенных свойств и законов, характеризующих бытие объекта социологии, его внутреннюю определенность, т. е. способ существования и механизм проявления и функционирования социальных явлений, социальных процессов и отношений.

Объект науки - то, на что направленно изучение (внешняя часть реальности). Объектом социологического познания является общество.

Объекты изучения социологии: общество как целостная социальная реальность, социальные организации, социальные институты, социальные взаимодействия, социальные явления, социальные процессы, социальные отношения, социальные общности, социальные субъекты.

Предмет социологии - социальные закономерности.

Функции социологии: теоретико-познавательная (накопление и систематизация знаний), описательная, прогностическая (составление прогнозов), преобразовательная (использование социологического знания в различных областях социальной практики), мировоззренческая, идеологическая.

Целью изучения социологии есть не только получение системных знаний об обществе, закономерностях и тенденциях его развития, социальную структуру, причины социальных кризисов, а и поощрение к поиску новых социально стоимостных ценностей, адекватного оценивания состояния общества, путей его улучшения, к воспитанию научного мировоззрения и национального сознания.

Социология является фундаментальной наукой, призванной формировать мировоззренческую, методологическую и идеологическую культуру. Она является наукой, которая должна обеспечивать осведомленность населения, органов государственной власти и управление об общественной жизни, с помощью средств массовой информации формировать общественную мысль. Западные ученые часто уровнем развития социологической образованности измеряют уровень развития демократии в стране.

Реформировать общество нельзя без социологического обеспечения и обоснование решений, которые их принимает государственная власть, без предыдущего изучения их социальной обусловленности, без прогнозирования возможных следствий и моделирование их оптимальных вариантов.

Несмотря на большое количество толкований предмета социологии, все они сводятся к тому, что социология изучает социальную действительность (главным субъектом которой является человек), для того чтобы лучше понять социальные связи и взаимодействия, социальные отношения.

Список литературы

1. Батурин В.К.Социология: учебник/ под ред. В.К. Батурина. Издательство: Юнити-Дана, 2012 г. - 487 стр.

2. Социология. Волков Ю.Г., Добреньков В.И., Нечипуренко В.Н., Попов А.В. 2-е изд., испр. и доп. - М.: Гардарики, 2003. - 512 с.

3. Дюркгейм. Э. О разделении общественного труда. Метод социологии. М. 1990. С. 413

4. Социология: Учебник для вузов / В.Н. Лавриненко, Н.А. Нартов, O.A. Шабанова, Г.С. Лукашова; Под ред. проф. В.Н. Лавриненко. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. - 407 с.

5. Социология: Словарь-справочник/ Под. ред. Осипова Г.В. - М.: 1991- 1991. Т. 1-4.

6. Монография. Глазырин В.А. Социология права в Западной Европе: от А.Токвиля до М.Вебера. - Екатеринбург: Изд-во УрГЮА, 2003. – 160 с.

7. Тощенко Ж.Т. Социология: учебник/ Ж.Т.Тощенко. М.: Юнити-Дана, 2012 г. -607 стр.

8. Горелов А.А.Основы социологии и политологии: учебное пособие/ А.А.Горелов. – М.: ФЛИНТА; МПСИ, 2008 г.

9. Мягков А.Ю. Социология: Основы общей теории: учебное пособие/ под ред. А.Ю. Мягкова. М.: ФЛИНТА; МПСИ, 2011 г.

10. Немировский В.Г. История социологии: учебное пособие для студентов вузов при изучении цикла социогуманитарных дисциплин/ В.Г.Немировский. – М.: ВЛАДОС, 2005 г. - 319 стр.

11. Павленок П.Д. Социология: учебное пособие / П.Д.Павленок, Л.И.Савинов, Г.Т. Журавлев. Издательство: Дашков и К, 2010 г. -265с.

12. Симонова О.А. История социологии ХХ века: избранные темы: учебное пособие/ О.А.Симонова. - М.: Логос, 2008 г.

13. Шафранов-Куцев Г.Ф. Социология: курс лекций: учебное пособие/ Г.Ф.Шафранов-Куцев. М.: Логос, 2011 г.

14. Robertson, R. Globalization: Social theory and global culture / R. Robertson. –London: SAGE Publications., 1992.

15. О. Конт. Курс позитивной философии. Режим доступа: http://www.sociology.mephi.ru/docs/sociologia/html/kont_positive_philosophy.html

16. Ядов В.А. Социологическое исследование: методология, программа, методы. Режим доступа: http://socioline.ru/pages/yadov-va-sotsiologicheskoe-issledovanie-metodologiya-programmametody

17. Огюст Конт, позитивизм и социология. Режим доступа: http://www.molsp.phys.spbu.ru/~domav/ContKomarova.htm

 

 


[1] Шафранов-Куцев Г.Ф. Социология: курс лекций: учебное пособие/ Г.Ф.Шафранов-Куцев. М.: Логос, 2011 г. с.9

[2] Батурин В.К.Социология: учебник/ под ред. В.К. Батурина.М.: Юнити-Дана, 2012 г. - с.8

[3] Robertson, R. Globalization: Social theory and global culture / R. Robertson. –London: SAGE Publications., 1992.

[4] Немировский В.Г. История социологии: учебное пособие для студентов вузов при изучении цикла социогуманитарных дисциплин/ В.Г.Немировский. – М.: ВЛАДОС, 2005 г. - с.7

[5] Тощенко Ж.Т. Социология: учебник/ Ж.Т.Тощенко. М.: Юнити-Дана, 2012 г. -607 стр.

[6] Мягков А.Ю. Социология: Основы общей теории: учебное пособие/ под ред. А.Ю. Мягкова. М.: ФЛИНТА; МПСИ, 2011 г. с.5-6

[7] Монография. Глазырин В.А. Социология права в Западной Европе: от А.Токвиля до М.Вебера. - Екатеринбург: Изд-во УрГЮА, 2003. – с.18

[8] Симонова О.А. История социологии ХХ века: избранные темы: учебное пособие/ О.А.Симонова. - М.: Логос, 2008 г.

[9] Ядов В.А. Социологическое исследование: методология, программа, методы. Режим доступа: http://socioline.ru/pages/yadov-va-sotsiologicheskoe-issledovanie-metodologiya-programmametody

[10] Осипова Г.В Социология: Словарь-справочник/ Под. ред. Осипова Г.В. - М.: 1991- 1991. Т. 1-4.

[11] Горелов А.А.Основы социологии и политологии: учебное пособие/ А.А.Горелов. – М.: ФЛИНТА; МПСИ, 2008 г. с.16

[12] Павленок П.Д. Социология: учебное пособие / П.Д.Павленок, Л.И.Савинов, Г.Т. Журавлев. Издательство: Дашков и К, 2010 г. -с.8

[13] Социология: Учебник для вузов / В.Н. Лавриненко, Н.А. Нартов, O.A. Шабанова, Г.С. Лукашова; Под ред. проф. В.Н. Лавриненко. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. - с. 12

[14] Социология. Волков Ю.Г., Добреньков В.И., Нечипуренко В.Н., Попов А.В. Скачать: 2-е изд., испр. и доп. - М.: Гардарики, 2003. – с.20

[15] Немировский В.Г. История социологии: учебное пособие для студентов вузов при изучении цикла социогуманитарных дисциплин/ В.Г.Немировский. – М.: ВЛАДОС, 2005 г. - с.14-16

[16] О. Конт. Курс позитивной философии. Режим доступа:

http://www.sociology.mephi.ru/docs/sociologia/html/kont_positive_philosophy.html

[17] Огюст Конт, позитивизм и социология. Режим доступа: http://www.molsp.phys.spbu.ru/~domav/ContKomarova.htm

[18] Немировский В.Г. История социологии: учебное пособие для студентов вузов при изучении цикла социогуманитарных дисциплин/ В.Г.Немировский. – М.: ВЛАДОС, 2005 г. - с.18

[19] Дюркгейм. Э. О разделении общественного труда. Метод социологии. М. 1990. С. 413

[20] Немировский В.Г. История социологии: учебное пособие для студентов вузов при изучении цикла социогуманитарных дисциплин/ В.Г.Немировский. – М.: ВЛАДОС, 2005 г. - с.22-25

[21] Социология: Словарь-справочник/ Под. ред. Осипова Г.В. - М.: 1991- 1991. Т. 1-4.

[22] Павленок П.Д. Социология: учебное пособие / П.Д.Павленок, Л.И.Савинов, Г.Т. Журавлев. Издательство: Дашков и К, 2010 г. -с.16-18

[23] Шафранов-Куцев Г.Ф. Социология: курс лекций: учебное пособие/ Г.Ф.Шафранов-Куцев. М.: Логос, 2011 г.с.45-47




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 385; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.043 сек.