Диагностика коммуникативного контроля (М. Шнайдер)
Методика предназначена для изучения уровня коммуникативного контроля. Согласно М. Шнайдеру, люди с высоким коммуникативным контролем постоянно следят за собой, хорошо осведомлены, где и как себя вести. Управляют своими эмоциональными проявлениями. Вместе с тем они испытывают значительные трудности в спонтанности самовыражения, не любят непрогнозируемых ситуаций. Люди с низким коммуникативным контролем непосредственны и открыты, но могут восприниматься окружающими как излишне прямолинейные и навязчивые.
Внимательно прочитайте 10 высказываний, отражающих реакции на некоторые ситуации общения. Каждое из них оцените как верное (В) или неверное (Н) применительно к себе, поставив рядом с каждым пунктом соответствующую букву.
Мне кажется трудным подражать другим людям.
Я смог бы свалять дурака, чтобы привлечь внимание окружающих.
Из меня мог бы выйти неплохой актер.
Другим людям иногда кажется, что мои переживания более глубоки, чем это есть на самом деле.
В компании я редко оказываюсь в центре внимания.
В различных ситуациях в общении с другими людьми я часто веду себя по-разному.
Я могу отстаивать только то, в чем искренне убежден.
Чтобы преуспеть в делах и в отношениях с людьми, я часто бываю именно таким, каким меня ожидают видеть.
Я могу быть дружелюбным с людьми, которых не выношу.
Я не всегда такой, каким кажусь.
По 1 баллу начисляется на ответ «Н» на вопросы 1, 5, 7 и за ответ «В» на все остальные вопросы.
Подсчитывается сумма баллов.
0-3 балла – низкий коммуникативный контроль; высокая импульсивность в общении, открытость, раскованность, поведение мало подвержено изменениям в зависимости от ситуации общения и не всегда соотносится с поведением других людей.
4-6 баллов – средний коммуникативный контроль; в общении непосредственен, искренне относится к другим. Но сдержан в эмоциональных проявлениях, соотносит свои реакции с поведением окружающих людей.
7-10 баллов – высокий коммуникативный контроль; постоянно следит за собой, управляет выражением своих эмоций.
Диагностика коммуникативного контроля (М. Шнайдер) / Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. – М., 2002. C.120-121.
http://detovoditel.ucoz.ru/blog/test_5_kommunikativnye_i_organizatorskie_sposobnosti_kos/2012-06-18-211
Коммуникативные и организаторские способности (КОС)
Инструкция: Вам предлагается ответить на 40 вопросов. Имейте в виду, что вопросы короткие и не могут содержать всех необходимых подробностей. Поэтому представьте себе типичные ситуации и не задумывайтесь над деталя- ми. Не следует тратить много времени на обдумывание, отвечайте быстро. Возможно, на некоторые вопросы вам будет трудно ответить. Тогда постарай- тесь дать тот ответ, который вы считаете предпочтительным. При ответе на лю- бой из этих вопросов обращайте внимание на его первые слова. Ваш ответ дол- жен быть точно согласован с ними. Отвечая на вопросы, не стремитесь произвести заведомо приятное впечатление. Важен не конкретный ответ, а суммарный балл по серии вопросов. Итак, если ваш ответ на вопрос положителен (вы согласны), то около номера вопроса поставьте «да»; если ваш ответ отрицательный (вы не согласны) - поставьте «нет».
1. Много ли у вас друзей, с которыми вы постоянно общаетесь? 2. Часто ли удается склонить большинство своих товарищей к принятию ими вашего мнения? 3. Долго ли вас беспокоит чувство обиды, причиненное вам кем-то из ваших товарищей? 4. Всегда ли вам трудно ориентироваться в создавшейся критической ситуа- ции? 5. Есть ли у вас стремление к установлению новых знакомств с разными людьми? 6. Нравиться ли вам заниматься общественной работой? 7. Верно ли, что вам приятнее и проще проводить время с книгами или за ка- кими-либо другими занятиями, чем с людьми? 8. Если возникли какие-то помехи в осуществлении ваших намерений, то лег- ко ли вы отступаете от них? 9. Легко ли вы устанавливаете контакты с людьми, которые значительно старше вас по возрасту? 10. Любите ли вы придумывать и организовывать со своими товарищами раз- личные игры и развлечения? 11. Трудно ли вам включиться в новую для вас компанию? 12. Часто ли вы откладываете на другие дни те дела, которые нужно бы было выполнить сегодня? 13. Легко ли вам удается устанавливать контакты с незнакомыми людьми? 14. Стремитесь ли вы добиваться, чтобы ваши товарищи действовали в соот- ветствии с вашим мнением? 15. Трудно ли вы осваиваетесь в новом коллективе? 16. Верно ли, что у вас не бывает конфликтов с товарищами из-за невыполне- ния ими своих обещаний, обязанностей, обязательств? 17. Стремитесь ли вы при удобном случае познакомиться и побеседовать с но- вым человеком? 18. Часто ли в решении важных дел вы принимаете инициативу на себя? 19. Раздражают ли вас окружающие люди и хочется ли вам побыть одному? 20. Правда ли, что вы обычно плохо ориентируетесь в незнакомой для вас об- становке? 21. Нравится ли вам постоянно находиться среди людей? 22. Возникает ли у вас раздражение, если вам не удается закончить начатое дело? 23. Испытываете ли вы чувство затруднения, неудобства или стеснения, если приходится проявить инициативу, чтобы познакомиться с новым челове- ком? 24. Правда ли, что вы утомляетесь от частого общения с товарищами? 25. Любите ли вы участвовать в коллективных играх? 26. Часто ли вы проявляете инициативу при решении вопросов, затрагиваю- щих интересы ваших товарищей? 27. Правда ли, что вы чувствуете себя неуверенно среди малознакомых для вас людей? 28. Верно ли, что вы редко стремитесь к доказательству своей правоты? 29. Полагаете ли вы, что вам не доставляет особого труда внести оживление в малознакомую для вас компанию? 30. Принимали ли вы участие в общественной работе в школе? 31. Стремитесь ли вы ограничить круг своих знакомых небольшим количест- вом людей? 32. Верно ли, что вы не стремитесь отстаивать свое мнение или решение, если оно не было сразу принято вашими товарищами? 33. Чувствуете ли вы себя непринужденно, попав в незнакомую для вас ком- панию? 34. Охотно ли вы приступаете к организации различных мероприятий для сво- их товарищей? 35. Правда ли, что вы не чувствуете себя достаточно уверенным и спокойным, когда приходится говорить что-либо большой группе людей? 36. Часто ли вы опаздываете на деловые встречи, свидания? 37. Верно ли, что у вас много друзей? 38. Часто ли вы оказываетесь в центре внимания у своих товарищей? 39. Часто ли вы смущаетесь, чувствуете неловкость при общении с малозна- комыми людьми? 40. Правда ли, что вы не очень уверенно чувствуете себя в окружении боль- шой группы своих товарищей? Обработка результатов Для того чтобы узнать свои коммуникативные способности, воспользуй- тесь «ключом»: поставьте себе по 1 баллу за каждый ответ «да» на 1, 5, 9, 13, 17, 21, 25, 29, 33, 37 вопросы и за каждый ответ «нет» на 3, 7, И, 15, 19, 23, 27, 31, 35, 39 вопросы. Коэффициент коммуникативности (Кк) определяют по фор- муле: Кк = т/20, где т — количество совпавших с «ключом» ответов. Если Кк соответствует: от 0,10 до 0,45 — низкий уровень; от 0,46 до 0,55 — уровень ниже среднего; от 0,56 до 0,65 — средний уровень; от 0,66 до 0,75 — высокий уровень; от 0,76 до 1,00 — очень высокий уровень. Коммуникативные способности - это способности личности, обеспечи- вающие эффективность ее общения и психологическую совместимость в со- вместной деятельности. Низкие - человек малообщительный, испытывает трудности и определен- ные неудобства в установлении контактов с людьми. Нцже среднего - человек не стремится к общению, чувствует себя ско- ванно в незнакомом коллективе, круг своих знакомых ограничивает, не стре- мится отстаивать свое мнение и трудно переживает обиды. Средние - человек общительный, разговорчивый (особенно в кругу зна- комых людей), круг знакомств не ограничивает. Высокие - человек общительный, не теряется в новой обстановке, быстро находит друзей, в общении проявляет инициативу, стремится расширить круг своих знакомых. Очень высокие - человек очень общительный, испытывает потребность в общении, активно вовлекается в события, происходящие вокруг него. Вносит оживление в компании, легко заводит новые знакомства, стремясь к расшире- нию круга своих друзей. Для подсчета организаторских способностей воспользуйтесь следующим «ключом»: поставьте себе по 1 баллу за каждый ответ «да» на 2, 6, 10, 14, 18, 22, 26, 30, 34, 38 вопросы и за каждый ответ «нет» на 4, 8, 12, 16, 20, 24, 28, 32, 36, 40 вопросы. Коэффициент организаторских способностей (К0) определяют по формуле: К0 = т/20, где т - количество ответов, совпавших с «ключом». Если К0 соответствует: от 0,20 до 0,55 — низкий уровень; от 0,56 до 0,65 — уровень ниже среднего; от 0,66 до 0,70 — средний уровень; от 0,71 до 0,80 — высокий уровень; от 0,81 до 1,00 — очень высокий уровень. Организаторские способности - это способность человека организовы- вать себя и других. Низкие — человек не умеет себя организовать, отсутствует внутренняя собранность. В общественной жизни инициативы не проявляет. Ниже среднего — человек избегает принятия самостоятельного решения, проявление инициативы в общественной жизни занижено. Средние - в экстремальных ситуациях человек может организовать себя и убедить коллег в принятии какого-либо решения. Высокие - человек все делает согласно внутренним устремлениям. В трудной ситуации способен принимать самостоятельные решения. Очень высокие - испытывает потребность в организаторской деятельно- сти. Принимает самостоятельные решения, отстаивает свое мнение и добивает- ся, чтобы оно было принято другими. Методика КОС позволяет определить наличие уровня коммуникативных и организаторских способностей на данный период. При наличии целеустрем- ленности и надлежащих условий деятельности данные склонности могут развиваться. Источник: Якушева С.Д. «Основы педагогического мастерства» для преподавателей и студентов вузов и колледжей. Учебное пособие. Оренбург: РИК ГОУ ОГУ, 2004. 230 с.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление