Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Палестинская проблема в 1980-е годы




В 1983 г. руководство ООП и вооруженные отряды ПДС покинули Ливан и, в результате, в середине 1980-х годов случился еще один кризис в развитии ПДС, и прежде всего ООП, который был преодолен только к 1987 г.

Первоначально ООП действительно делала главную, основную ставку в своей деятельности в рамках ПДС именно на исключительное использовании методов насилия в достижении своей цели – создании независимого Палестинского государства, а именно на организацию сопротивления на Западном берегу реки Иордан и в секторе Газа, причем опираясь на крупную по своим масштабам материальную помощь со стороны арабских стран в размере около 1 млрд. долларов в год.

Благодаря этому к концу 1980-х годов ООП, даже несмотря на свое местонахождение вдали от Палестины, удалось создать на оккупированных Израилем арабских землях Палестины довольно разветвленную инфраструктуру и с ее помощью 7 декабря 1987 г. развернуть массовую и хорошо организованную кампанию гражданского неповиновения палестинцев на Западном берегу реки Иордан и в секторе Газа – так называемую «интифаду».

Первая палестинская интифада – восстание палестинцев в период с 1987 по 1991 гг., целью которого было провозглашена борьба против израильской оккупации территорий, завоеванных в 1967 г. Иногда сроком окончания первой интифады называют сентябрь 1993 г., когда были подписаны Соглашения Осло.

Первую палестинскую интифаду иногда также называют «войной камней», поскольку в её начале палестинцы в основном использовали против израильтян камни и самодельное вооружение. Ко времени подписания Соглашений Осло в результате интифады погибли 111 израильтян и более 2000 палестинцев.

В течение нескольких месяцев, предшествовавших началу первой палестинской интифады, произошло множество событий, усиливавших враждебность между палестинцами и израильтянами. Эти инциденты приводили к враждебности между израильтянами и палестинцами и волнениям на всех территориях, которые усиливались с каждым днём и достигли особенно широкого размаха в секторе Газа.

В условиях растущей напряжённости любые слухи распространялись с огромной быстротой. Информация о реальных инцидентах, перемешиваясь с сильно преувеличенными слухами, вызывала дикую панику среди палестинского населения и приводила к уличным стычкам с израильскими полицейскими и солдатами. Именно это сочетание в конце концов и вызвало ту искру, от которой вспыхнуло восстание.

По заявлениям палестинцев, интифада представляла собой протест народа против жестоких израильских репрессий, которые включали убийства без суда и следствия, массовые аресты, сносы зданий, пытки, депортации и т. д.

Кроме роста политического и национального самосознания, началу восстания также способствовали отказ Египта от территориальных претензий на сектор Газа и отказ Иорданской монархии от претензий на Западный берег реки Иордан), увеличившаяся плотность палестинского населения (связанная с традиционно высоким уровнем рождаемости среди бедного населения и ограниченностью земель, выделявшихся в условиях израильской оккупации для нового строительства или сельскохозяйственного производства), а также рост безработицы (в частности, получая доход от работы на израильских территориях, многие палестинцы могли позволить себе обучать своих детей в университетах – но найти работу для палестинца с высшим образованием было крайне сложно).

Некоторые наблюдатели также указывают, что палестинцы чувствовали себя оставленными на произвол судьбы своими арабскими союзниками, в то время как ООП не смогла уничтожить Израиль и создать палестинское государство, как было обещано. В то же время ООП, начиная с 1974 г., эффективно препятствовала израильским попыткам провести выборы на оккупированных территориях, так что, по мнению многих людей, им предстояло прожить всю свою жизнь в качестве второсортных граждан, не имеющих полноты политических прав.

ООП была не единственной организацией, призывавшей палестинцев к насилию: в этот период её конкурентами за влияние в палестинском обществе впервые стали радикальные исламские группировки «Хамас» и «Палестинский исламский джихад».

Восстание пале­стинцев на оккупированных Израилем территориях («интифада») началось с всеобщей 24-часовой забастовки, а последняя в дальнейшем переросла в столкновения, которые стали в массовом порядке происходить между израильскими войсками и палестинцами.

 

Началом первой палестинской интифады принято считать 9 декабря 1987 г. Непосредственно перед этим произошло несколько инцидентов, в результате которых погибли палестинцы и израильтяне. В скором времени беспорядки распространились по всему сектору Газа, а затем перекинулись и на Западный берег реки Иордан. 19 декабря 1987 г. беспорядки дошли до Иерусалима.

Вначале основным методом восставших были нападения подростков из засады на израильских солдат. Пользуясь своим численным преимуществом (в нападениях обычно участвовало по несколько десятков человек), подростки засыпали израильтян градом камней. Вскоре, однако, восставшие взяли на вооружение бутылки с зажигательной смесью, гранаты, огнестрельное оружие, взрывчатку.

В 1988 г. были организованы ненасильственные действия, выражавшиеся в отказе коммерсантов-христиан от уплаты налогов, взимавшихся израильтянами для финансирования органов управления оккупированными территориями. Израильские власти сломили сопротивление высокими штрафами, конфискацией и распродажей оборудования, товаров и даже домашней утвари, изъятой у нарушителей.

В конце концов Израилю удалось подавить выступления палестинцев, тем более что силы палестинцев были несравнимы с хорошо оснащёнными и вооружёнными силами безопасности Израиля. Тем не менее интифада вскрыла многочисленные проблемы, касающиеся методов, применяемых израильской армией в отношении палестинцев, а также привлекла внимание мировой и израильской общественности к проблеме сохраняющейся израильской оккупации палестинских территорий. Интифада привела к расколу в израильском обществе. По мнению некоторых наблюдателей, именно интифада привела к росту израильского «движения мира» и переизбранию Ицхака Рабина премьер-министром Израиля в 1992 г. Завершилась первая палестинская интифада в 1993 г. с подписанием Соглашений Осло и созданием Палестинской автономии в следующем году.

Кстати, именно в годы «интифады» окрепли радикально настроенные среди палестинцев организации «Исламское движение сопротивления – ХАМАС» и «Исламский джихад», которые впоследствии, уже в 1990-е годы, перешли к террору как единственно возможному методу борьбы против Израиля. Цель, которую они перед собой ставят, – создание независимого Палестинского государства исламского толка, а главное – уничтожение Государства Израиль.

С другой стороны, «интифада» всколыхнула массовое сознание и самих палестинцев, а также повлияла на отношение к палестинской проблеме со стороны международного сообщества. В частности, реакция мировой общественности на действия Израиля, пытавшегося путем «кровавого террора» подавить «интифаду», создала в целом благоприятную обстановку для выработки новой линии ООП.

Долгое время ООП не признавала в качестве основы для урегулирования конфликта на Ближнем Востоке резолюцию Генеральной Ассамблеи ООН №181 (II) от 29 ноября 1947 г., однако именно «интифада» стала своеобразным поворотным пунктом в деятельности ООП, чему также способствовала и позиция, занятая ООН. Так, ООН с глубокой озабоченностью реагировала на меры, пред­принимаемые властями Израиля против «интифады».

Фактически с самого начала «интифады» и после принятия Советом Безопасности ООН резолюции №605 от 22 декабря 1987 г. вопросу о том, как обеспечить безопасность и защиту палестинцев на оккупиро­ванных территориях в соответствии с четвертой Женевской конвенцией о защите гражданского населения во время войны от 12 августа 1949 г., уделялось особое внимание.

В своей ре­золюции №605 Совет Безопасности ООН указал, что «глубоко сожалеет по поводу такой политики и практики Израиля, окку­пирующей державы, которые нарушают права человека пале­стинского народа на оккупированных территориях, и, в частно­сти, открытие огня израильской армией, в результате чего были убиты и ранены беззащитные палестинские жители из числа гражданского населения».

После этого Совет Безопасности ООН принял еще четыре резолюции, конкретно посвященные вопросу о депортации палестинцев с оккупированной территории. В резо­люциях №607 от 5 января 1988 г., №608 от 14 января 1988 г., №636 от 6 июля 1989 г., №641 от 30 авгу­ста 1989 г. он призвал Израиль воздерживаться от депор­тации палестинских гражданских лиц и обеспечить безопасное и немедленное возвращение на оккупированные территории уже депортированных лиц.

В марте 1988 г. в Страсбурге Европарламент принял резолюцию, осуждающую действия Израиля на Западном берегу реки Иордан и в секторе Газа, а в целях их пресечения были предприняты конкретные шаги – принято решение заморозить ратификацию трех экономических соглашений, ранее подписанных между Израилем и ЕЭС. Они были ратифицированы только в октябре 1988 г. Эти санкции вынудили Израиль снять все ограничения на свободный экспорт сельскохозяйственной продукции с оккупированных территорий в Западную Европу.

Кроме того, Европарламент призвал тогда к созыву Международной конференции по Ближнему Востоку, подтвердив тем самым стремление Европейского сообщества играть определенную роль в рамках процесса ближневосточного урегулирования.

В сентябре 1988 г. глава ООП Я. Арафат был приглашен на заседание Европарламента: так, страны-члены ЕЭС предприняли очередную попытку возглавить процесс ближневосточного урегулирования, причем вновь активность проявила в первую очередь Франция, которая, в частности, выступила инициатором проведения встречи между министрами иностранных дел стран-членов ЕЭС с главой ООП Я. Арафатом.

Тем временем, спустя почти год после начала «интифады», вслед за разрывом Иорданией 31 июля 1988 г. всех юридических и административных связей с Западным берегом реки Иордан, в результате чего эта территория наряду с сектором Газа превращалась фактически в ничейную, произошло значительное в истории ПДС событие. 15 ноября 1988 г. в Алжире на XIX внеочередной сессии Национального совета Палестины было провозглашено незави­симое Палестинское государство.

В частности, была принята Декларация не­зависимости Государства Палестина, в которой было записано следующее: «Национальный совет Палестины провозглашает во имя Аллаха и от имени народа Палестины создание Государства Палестина на нашей земле» в соответствии с нормами международного права, включая ре­золюцию Генеральной Ассамблеи ООН №181 (II) от 29 ноября 1947 г., в которой предусматривался раздел Палестины на арабское и еврейское государства.

При этом под Государством Палестина имелась в виду территория Западного берега реки Иордан (5879 кв. км) и сектора Газа (378 кв. км). Столицей его был объявлен Восточный Иерусалим.

Исполком ООП под председательством Я. Арафата был уполномочен выполнять функции «Временного палестинского правительства», а в марте 1989 г. Я. Арафат был назначен президентом Палестинского государства, но уже 2 апреля 1989 г. Центральный комитет Палестинского национального совета – руководящего органа ООП – избрал Я. Арафата президентом самопровозглашённого Государства Палестина.

Вскоре около 100 государств мира признали Палестинское государство, а Исполком ООП – в качестве «его правительства в изгнании».

Наряду с этим был принят еще один основополагающий документ – Политическое коммюнике, в котором подтвержда­лась решимость Национального совета Палестины достичь всеобъемлющего политического урегулирования вопроса о Палестине в рамках Устава и резо­люций Организации Объединенных Наций. Одновременно ООП признала в качестве основы для урегулирования конфликта с Израилем ре­золюцию Генеральной Ассамблеи ООН №181 (II) от 29 ноября 1947 г. и резолюции Совета Безопасности ООН №№ 242 и 338, а также – что тогда являлось особенно важным – осудила терроризм.

Все это фактически и зафиксировало произошедшие к этому моменту изменения в подходе ООП к противоположной стороне, т.е. к Государству Израиль, т.к. ООП указанными выше двумя документами фактичес­ки признала Государство Израиль и его право на существование.

13 декабря 1988 г., сразу же после про­веденной в Алжире XIX внеочередной сессии Нацио­нального совета Палестины, в Женеве состоялось заседание Генеральной Ассамблеи ООН, на котором глава ООП Я. Арафат четко все это подтвер­дил, признав «право всех сторон, связанных с ближневосточ­ным конфликтом, на существование в условиях мира и безопа­сности» в соответствии с резолюцией Совета Безопасности ООН №242.

В свою очередь, Генеральная Ассамблея ООН выразила беспрецедентную поддержку созыву предложенной мирной конференции. В резолюции №43/176 Гене­ральной Ассамблеи ООН, принятой 138 голосами против 2 при 2 воз­державшихся, содержался призыв к созыву Международной мир­ной конференции по Ближнему Востоку под эгидой Организа­ции Объединенных Наций с участием всех сторон в конфликте, включая Организацию освобождения Палестины, на равноправ­ной основе, и пяти постоянных членов, на основе резолюций Совета Безопасности ООН №№ 242 и 338 и с учетом законных национальных прав палестинского народа, в первую очередь права на самоопределение.

Реакция Израиля на провозглашение независимого Палестинского государства являлась резко негативной. ООП квалифицировалась в Израиле как «террористическая организация», контакты с которой, согласно принятому 5 августа 1986 г. израильским Кнессетом закону, рассматривались как «уголовное преступление».

По-иному, учитывая новую ситуацию, сложившуюся на Ближнем Востоке, стали действовать США.

Первоначально, когда было провозглашено независимое Палестинское государство, США встретили это событие достаточно резко. Более того, тогда главе ООП Я. Арафату было отказано в выдаче визы для участия в работе XLIII сессии Генеральной Ассамблеи ООН, в связи с чем она была перенесена в Женеву. Однако спустя всего один месяц позиции США поменялась в корне.

Так, 14 декабря 1988 г. президент США Р. Рейган дал указа­ние «начать диалог с ООП по существу». Для этого ООП надо было отказаться от терроризма, а также признать право Государ­ства Израиль на существование, что и было сделано в следую­щем 1989 г. В частности, 2 мая 1989 г., находясь во Франции, где он совершал официальный визит, глава ООП Я. Арафат заявил, что некоторые статьи Палестинской национальной хартии (1968 г.) «устарели».

На этом фоне в 1989 г. было внесено несколько предложений относительно урегулирования палестино-израильского конфликта, которые исходили соответственно от Израиля, Египта, а также США.

Так, 14 мая 1989 г. появился так называемый «план Шамира», автором которого явился тогдашний премьер-министр Израиля И. Шамир: Израиль предпринял мирную инициативу, которая включала проведение на территориях Западного берега реки Иордан и сектора Газа выборов с участием проживающих там палестинцев.

В июне 1989 г. к поискам компромисса активно подключился президент Египта Х. Мубарак, который предложил прин­ципы в связи с мирным процессом и возможными в результате этого выборами на оккупированной палестинской территории.

В свою очередь, 6 декабря 1989 г. государственный секретарь США Дж. Бейкер в ответ на «план Шамира» изложил свой план – так называемый «план Бейкера», который со­держал четыре принципа развития мирного процесса на Ближ­нем Востоке, основанных на резолюциях Совета Безопасности ООН №№ 242 и 338, в которых не признавались ни осуществ­ление Израилем постоянного контроля над Западным берегом реки Иордан и сектором Газа, ни независимое палестинское территориаль­ное образование. В частности, Дж. Бейкер предложил провести на Западном берегу реки Иордан и в секторе Газа выборы, что, однако, встретило возражение со стороны главы ООП Я. Арафата.

Фактически, оценив положение на Ближнем Востоке, США тогда выдвинули идею «поэтапного» мирного урегулирования на Ближнем Востоке – сближение позиций «шаг за шагом». В качестве первого шага участникам конфликта и прежде всего Государству Израиль и палестинцам предлагалось в принципе отказаться от политики конфронтации и принять конкретные меры по формированию благоприятного для достижения компромисса климата на Ближнем Востоке. Первая из них – это взаимное признание друг друга. Кроме того, как тогда считали США, компромисс должен быть достигнут на основе принципа «Мир в обмен на землю», который был в целом поддержан международным сообществом.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-07; Просмотров: 379; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.022 сек.