Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Ответственность за последствия своих поступков




 

"Когда мы говорим, что несем ответственность
за то, что с нами происходит,
то это просто иной способ сказать,
что мы пожинаем то, что сеем.
Семя и жатва составляют нашу ответственность"
Лиз Бурбо

"Нам не дано предугадать,
как слово наше отзовется"
Федор Тютчев

 

Быть ответственным, считает Лиз Бурбо, означает способность человека отвечать за последствия ВСЕХ своих решений, своих действий, слов и реакций.

 

Адьфрид Лэнгле говорит о связи поступка и ответственности следующее:

"Если я действовал свободно, я не могу переложить свою ответственность и вину на другого. Поступок остается целиком за мной. Он является выражением меня, самостоятельного и реального человека, и тех целей, которым я следую. Я отвечаю за все, что было сделано мной добровольно. Все то, что произошло не без моего участия, создано также и мной. И если прежде я имел отношение к этому, то теперь это имеет отношение ко мне".

Конечно, никто другой не вправе и не в состоянии присвоить себе заслуги, заключающиеся в последствиях поступка человека. Но не всегда последствия поступка могут являться предметом гордости. Как утверждает Лэнгле, "результат любого события, в котором определенную роль играло мое участие, находится между двумя полюсами – моей заслугой и моей виной – но при условии, что я участвую в нем как свободный человек".

Человек всегда пожинает плоды своих поступков - и всегда в зависимости от своей мотивации, то есть, от НАМЕРЕНИЯ, с которым он совершает поступок. В еврейской религиозной традиции имеется понятие "кавана". Кавана представляет собой "направленность мыслей и сердца", вкладывание души в то, что человек делает, психологическое и духовное наполнение его поступка или слова. Так, человек может совершить свой выбор (пусть порой и бессознательно) в пользу зла, если имеет где-то в глубинах своего сердца злые или неискренние намерения. Даже самые благие желания могут содержать в себе толику желания неблаговидного. Эта толика и придает решению и поступку человека долю "злого" намерения. Иными словами, мы ответственны не только за свои поступки, но и за желания! Рассказ У. Джекобса "Обезьянья лапка" красиво иллюстрирует этот факт.

Здесь как раз находится область, в которой сходятся понятия ответственности и ВИНЫ. В случае намеренного неблаговидного поступка человек будет не просто ответствен, но и виновен в его последствиях.

Совсем другое дело - обвинения, предъявляемые человеку (или самообвинения) за негативные последствия некоего поступка, совершенного им не просто в искренней уверенности в том, что он поступает хорошо, но и с искренне добрыми намерениями.

Человек, искренне желающий добра, может совершить поступок и с негативными последствиями, если он недоучел или в силу обстоятельств не мог учесть возможность таких последствий. Он, конечно, будет ответствен за последствия своего поступка, но виновен он не будет.

Конечно, с высоты своего теперешнего опыта, включающего как знание человека о негативных последствиях когда-то совершенного им поступка, так и его текущее понимание того, что хорошо и что плохо, легко судить себя прежнего, не обладающего таким опытом.

Но в нашем прошлом мы всегда другие. Потому и подходить к суждению о наших тогдашних поступках следует с масштабом и критериями, соответствующими нам тогдашним.

Отсутствие злого намерения является критерием отсутствия вины, что все же не освобождает человека от ответственности. В подобных случаях место обвинения может занять возможность обучения на собственном опыте. На основе обратной связи человек может менять свое поведение, реагируя на реакцию окружающего мира и других людей на то, что он делает. Ведь именно реакция нашего окружения показывает нам, каковы последствия того или иного нашего поступка или высказывания.

Человек в состоянии осознать, устраивают ли его последствия собственных поступков и принять решение о том, как ответственно поступать в подобных ситуациях в дальнейшем. Лиз Бурбо считает, что "все, что с нами происходит, делается для того, чтобы помочь нам взять на себя ответственность за собственную жизнь, то есть отвечать за последствия каждого сделанного нами выбора". Честно прислушиваясь к собственному опыту, человек становится мудрее и может свободно и ответственно делать свою жизнь лучше.

Альфрид Лэнгле подчеркивает, что ответственность накрепко связывает человека с его решениями, а значит и с их последствиями, которые могут быть и весьма негативными и постыдными. "Вся проблема в том, что мы не вольны изменить прошлое, и это особенно наглядно показывает нам нашу ограниченность", - пишет Лэнгле. Это, конечно, проблема, но повода для отчаяния нет. И Лэнгле называет основополагающий принцип, лежащий в основе осмысленного и ответственного обращения с любой проблемой: "То, что можно изменить, должно быть преобразовано. Где невозможно что-либо изменить, я могу измениться сам".


***


Другие люди нередко могут обижаться на что-то сказанное или совершенное нами. Лиз Бурбо подчеркивает, что человек не может нести ответственность за чьи бы то ни было эмоции, связанные с совершенным им поступком. Другие люди сами несут ответственность за собственную реакцию на события, которые с ними происходят. А ваш поступок или высказывание как раз и являются для другого человека такими событиями.

Но, несомненно, важно отличать случайно нанесенную другому человеку обиду от намеренного причинения другому человеку боли и страданий. Такой намеренный поступок, нарушающий ПРИНЦИПЫ СПРАВИДЛИВОСТИ, безусловно, является осуществлением выбора в пользу зла. В последнем случае обидчик, безусловно, виновен в том, что другой человек страдает.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 995; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.