Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

I. Орфоэпические нормы




Акцентологические нормы – это нормы, регулирующие постановку ударения в словах (см. Орфоэпические нормы).

 

Ассимиляция (от лат. assimilatio - уподобление) – артикуляционное уподобление звуков друг другу в потоке речи в пределах слова или словосочетания. Например, если предшествующий звук звонкий, а последующий – глухой, то предшествующий может стать глухим: лодка – ло[т]ка, водовозка – водово[с]ка, или наоборот: сбить – [з]бить, сжечь – [ж]жечь.

 

Диссимиляция (от лат. dissimilatio - расподобление) – противоположна ассимиляции, заключается в расподоблении двух одинаковых или подобных звуков. В русском литературном языке встречается редко, характерна для диалектов, просторечия, детской речи. Например: бо[н]ба вм. бо[м]ба, ко[л]идор вм. ко[р]идор, лабо[л]атория вм. лабо[р]атория.

 

Неподвижное ударение – во всех формах слова ударение остаётся закреплённым за определённым слогом основы: инжене′р – инжене′ры - инжене′ров, инстру′ктор – инстру′кторы - инстру′кторов, шту′рман – шту′рманы - шту′рманов, бухга′лтер – бухга′лтеры – бухга′лтеров, офице′р – офице′ры, ре′ктор – ре′кторы – ре′кторов и т.д.

 

Нефиксированное (свободное) ударение – может падать на любой слог.

Русский язык относится к языкам с нефиксированным ударением: це′рковь, морко′вь, моло′чный, огоро′д. Место ударения в слове в русском языке определяется традицией.

 

Омографы (от греч. homos – одинаковый, grapho – пишу) – слова, одинаковые по написанию, но различающиеся в постановке ударения и имеющие разное лексическое значение: за′мок – замо′к, жа′ркое – жарко′е, ле′дник – ледни′к, острота′ – остро′та. Часто говорящие не различают омографы, допуская при этом серьёзные ошибки. Например, а′тлас (сборник географических карт) – атла′с (блестящая гладкая ткань): Я купила красивый

а′тлас на платье (вм. атла′с); языко′вый (имеющий отношение к языку как органу) – языково′й (имеющий отношение к языку как средству общения): языко′вая специальность, языко′вая группа (вм. языкова′я). В настоящее время среди говорящих наблюдается тенденция разграничения по смыслу сло′ва с нормативным ударением кварта′л (район города, разделённый четырьмя улицами) и ненормативным ква′ртал в значении часть отчётного года. Однако необходимо знать, что и в одном и в другом значении правильно произносить кварта′л, т.к. это не омографы.

 

Омофоны (от греч. homos – одинаковый, phone - голос) – слова, которые совпадают в звучании только в одной или нескольких формах, но различаются написанием: гриб – грипп (гри[п] – гри[п]), пруд – прут (пру[т] – пру[т]), луг – лук (лу[к] – лу[к]).

 

Орфоэпические нормы – это произносительные нормы устной речи (произношение, постановка ударения в слове). Отражены в орфоэпических словарях, словарях ударений (например, существуют специальные словари ударений для работников радио и телевидения), в словарях трудностей русского языка. Нормы, регулирующие постановку ударения в словах, называют ещё акцентологическими (от лат. accentus - ударение). Нормы устной речи в большей степени подвержены изменениям, чем нормы

письменной речи (орфографические, пунктуационные).

 

Орфоэпия (от греч. orfo – правильный, epos – речь) – раздел языкознания, изучающий правильное произношение.

 

Подвижное ударение – в разных формах одного и того слова ударение может быть то на основе, то на окончании: до′м – дома′, гора′ – го′ры – гора′ми, лю′ди – людьми′.

 

Редукция (от лат. reductio – отодвигание назад) – это сокращение длительности или ослабление напряжённости гласного звука, вызванные его безударностью. Например: во′ды (под ударением звучит гласный [о]), вода′ ([о] редуцируется в [а]), водово′з (отдалённый от ударного слога [о] становится практически неразличим). При редукции может происходить полное исчезновение гласного: жа′воронок [жа′вронок], про′волока

[про′волка], су′толока [су′толка]. Редукция характерна для литературного произношения и не характерна для диалектного произношения (окание, акание и др. диалектные фонетические явления).

 

Фиксированное (связанное) ударение – закреплённое за определённым по счёту слогом в слове. Например, в английском, чешском, венгерском языках ударение падает преимущественно на первый слог, в польском – на предпоследний, во французском, турецком – на последний.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 1707; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.