Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Принцип обеспечения подозреваемому и обвиняемому права на защиту. Данный принцип отражен в ряде положений Конституции РФ




Данный принцип отражен в ряде положений Конституции РФ. В широком подходе речь идет о государственных гарантиях защиты прав и свобод человека и гражданина и устанавливается, что каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом (ст. 45). Конституция специально выделяет право граждан на защиту, когда это связано с правосудием. В соответствии со ст. 48 Конституции каждый задержанный, заключенный под стражу, обвиняемый в совершении преступления, имеет право на получение квалифицированной юридической помощи.

Уголовно-процессуальное законодательство конкретизирует содержание конституционной нормы применительно к перечню, в ней приводимому.

Подозреваемым признается лицо, задержанное по подозрению в совершении преступления, а также лицо, к которому применена мера пресечения до предъявления обвинения. Подозреваемый, в отношении которого избрана мера пресечения в виде ареста, может находиться под стражей не более 10 дней, после чего ему либо должно быть предъявлено обвинение, либо изменена мера пресечения.

Обвиняемый – лицо, в отношении которого в установленном порядке вынесено постановление о привлечении в качестве обвиняемого. В случае, если он арестован, закон устанавливает возможные сроки его содержания под стражей и порядок их продления. Если избрана иная мера пресечения, то до окончания расследования и передачи дела в суд.

Подсудимым именуется обвиняемый, в отношении которого дело принято к производству судом. В зависимости от характера вынесенного судом решения (приговора) подсудимый именуется осужденным или оправданным.

В целом содержание рассматриваемого принципа находит выражение во всей совокупности прав подозреваемого, обвиняемого и подсудимого, которыми они наделены для своей защиты.

Важная сторона обеспечения права на защиту – оказание квалифицированной юридической помощи в уголовном судопроизводстве. Право пригласить защитника возникает с момента задержания, предъявления обвинения, ареста или при передаче дела в суд.

В качестве защитника в уголовный процесс, кроме адвоката, судом могут быть допущены также представители профсоюзных и иных общественных организаций по делам членов этих организаций, а также иные лица в случаях, предусмотренных законом (родители, попечители). Если в ситуациях, предусмотренных законом, защитник не приглашен самим обвиняемым или по его поручению, следователь, прокурор или суд обязаны обеспечить участие адвоката в деле.

Таким образом, реализация принципа обеспечения права на защиту базируется на следующих основных положениях:

  • наделение подозреваемых, обвиняемых, подсудимых правом самим эффективно защищать свои интересы на предварительных и судебных стадиях уголовного процесса;
  • широкие возможности использовать квалифицированную юридическую помощь в случаях задержания, ареста, предъявления обвинения и передачи дела в суд;
  • обязанности суда в рамках использования предписанных законом процедур судопроизводства оказывать необходимое содействие участникам процесса в реализации конституционного права на защиту.

18. Судебная система РФ: понятие и основы построения.

Суды Российской Федерации (Конституционный Суд Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации) наряду с Президентом Российской Федерации, Федеральным Собранием (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительством Российской Федерации, в соответствии с частью 1 статьи 11 Конституции Российской Федерации, осуществляют государственную власть в Российской Федерации; а согласно пункту «г» статьи 71 Конституции Российской Федерации к ведению Российской Федерации отнесено также установление, в частности, системы федеральных органов судебной власти, порядка их образования и деятельности.
Создание в Российской Федерации высших судов судебной системы закреплено в главе 7 Конституции - «Судебная система», где указаны общие полномочия и определено место в судебной иерархии Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. Сама судебная система Российской Федерации устанавливается Конституцией Российской Федерации и федеральным конституционным законом. Такой федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации» был принят 31 декабря 1996 года.
В соответствии со статьей 4 Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации» в Российской Федерации действуют федеральные суды, конституционные (уставные) суды и мировые судьи субъектов Российской Федерации. К федеральным судам в Российской Федерации относятся:
Конституционный Суд Российской Федерации;
Верховный Суд Российской Федерации, верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения (Москвы и Санкт-Петербурга), суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные и специализированные суды, составляющие систему федеральных судов общей юрисдикции;
Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, федеральные арбитражные суды округов (арбитражные кассационные суды), арбитражные апелляционные суды, арбитражные суды субъектов Российской Федерации, составляющие систему федеральных арбитражных судов.
К судам субъектов Российской Федерации относятся: конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации, мировые судьи, являющиеся судами общей юрисдикции субъектов Российской Федерации.
Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации» закрепляет, таким образом, единство судебной системы Российской Федерации:
Конституция Российской Федерации и федеральный конституционный закон устанавливают твердый порядок создания и упразднения судов.
Это означает, что ни один суд, входящий в судебную систему Российской Федерации, не может быть учрежден каким-либо иным правовым актом, кроме федерального конституционного закона. Это также означает, что не могут создавать особые судебные системы и субъекты Российской Федерации, поскольку это привело бы к нарушению единства судебной системы в Российской Федерации.
Особо следует подчеркнуть, что ч. 3 статьи 118 Конституции Российской Федерации установлен запрет на создание в Российской Федерации чрезвычайных судов. Это означает, что ни при каких даже самых экстремальных условиях (военное или чрезвычайное положение и др.) не могут появиться какие-либо временные псевдосуды или трибуналы, выпадающие из конституционно обусловленной судебной системы и действующие без процессуальных гарантий, присущих демократическому правосудию в Российской Федерации. При этом следует иметь в виду, что такими судами не являются существующие ныне военные суды, которые составляют часть судебной системы Российской Федерации и рассматривающие дела о преступлениях военнослужащих.
Таким образом, судебная система Российской Федерации представляет собой совокупность действующих в Российской Федерации судебных органов, образованных в установленном Конституцией Российской Федерации порядке, осуществляющих функции судебной власти, объединенных общностью задач, основ построения и организации деятельности с учетом федеративного, национально-государственного и административно-территориального устройства Российской Федерации.
Характерным признаком системы судов общей компетенции (юрисдикции) и арбитражных судов является инстанционная (процессуальная) зависимость между судами различных звеньев внутри каждой подсистемы, а также между структурными подразделениями одних и тех же судов.
Под судебной инстанцией понимается судебный орган в целом или его подразделение, выполняющее определенную функцию при отправлении правосудия. Судебные инстанции различаются кругом процессуальных полномочий на рассмотрение дела по существу и на пересмотр его в порядке осуществления контрольного судопроизводства. По действующему законодательству в Российской Федерации все суды по своей компетенции делятся: 1) на суды первой инстанции, имеющие право рассматривать дело по существу; 2) суды второй инстанции, рассматривающие кассационные жалобы и представления на приговоры и решения нижестоящих судов, не вступившие в законную силу.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 328; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.