КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Социометрическая карточка
Описание ситуации Ситуация: Поведение личности в группах ТЕМА: Формальные и неформальные группы Вопросы для обсуждения: 1. Охарактеризуйте три типа формальных групп. В чем их отличие друг от друга? 2. Существует ли определенное распределение ролей и определен ли статус каждого входящего в неформальную группу? 3. В чем состоят основные различия формальных и неформальных групп? 4. Охарактеризуйте две разновидности неформальных групп. 5. Повышение эффективности групп. 6. Разбор ситуаций. Контрольные вопросы 1. В чем состоит назначение формальных групп? 2. Каковы способы эффективного взаимодействия формальных и неформальных групп?
Анализ отношений в коллективе и изучение процессов взаимодействия руководителя с подчиненными могут осуществляться на основе социометрических измерений, которые позволяют дать количественные и качественные оценки человеческих отношений, имеющих место в группе на основе взаимных симпатий и антипатий. Полученные результаты руководитель может использовать для зализа социально-психологического климата в группе, проведения деловой оценки кадров управления и разрешения социально-психологических конфликтов в группе. К методикам, в основе которых лежат проводимые социометрические измерения, относится методика Дж. Морено, позволяющая определить степень сплоченности группы, установить имеющие место симпатии — антипатии между членами группы, выявить очаги неформальной сплоченности или разобщенности в группе. Исходными данными для проведения расчетов являются результаты социометрического опроса, при котором каждому опрашиваемому вручается социометрическая анкета (или карточка). Социометрическая карточка начинается с обращения, в котором объясняются цели опроса, его смысл и формулируется просьба об участии в опросе. Далее четко излагается информация о правилах заполнения карточки. |В зависимости от целей (в нашем примере цель состоит в анализе социально-психологического климата в группе) в социометрической точке перед каждым членом группы ставится вопрос: “С кем бы хотели (не хотели) работать вместе?” Отвечая на вопрос, каждый участник определяет свое отношение к другим членам группы. Участники опроса фиксируют свои ответы в социометрической карточке (табл. 4), которая заполняется каждым членом группы индивидуально и не подлежит оглашению. Таблица 4
«+» - положительный выбор (желание вместе работать); «-» - отрицательный выбор (нежелание вместе работать); «0» - безразличный выбор. Результаты опроса заносятся в групповую матрицу (табл. 5), которая позволяет наглядно представить первичную информацию и упростить математическую обработку собранных данных. Социометрическая матрица представляет собой таблицу, в которой по строкам помещены ответы каждого из опрошенных членов группы: «+» означает предпочтение (положительный выбор), «-» — отвергается (отрицательный выбор), «0»— фиксирует отсутствие выбора.
Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 440; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |