Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие здоровья человека




Валеология-предмет изучения, содержание дисциплины

Под редакцией В. /С.Вилюнаса, Ю. Б. Гиппенрейтер

Тексты

Зав. редакцией Г. С. Ливанова Редактор Г. П. Баркова Художник Е. А. Михельсон Художественный редактор //. Ю. Калмыкова

Технические редакторы 3. С. Кондрашова, Е. Д. Захарова

Корректоры М. И. Эльмус. И. Л. Демин

Тематический план 1984 г. № 42 ИБ № 1598

Сдано в набор 26.07.83.

Подписано к печати 21.02.84.

Л-78767. Формат 60x90'/i6' Бумага тип. № 3.

Гарнитура литературная. Офсетная печать.

Усл. печ. л. 18,0. Уч.-изд. л. 20,2.

Тираж 87000 экз. Заказ 1355

Цена в обложке —! р. 30 к., в переплете № 5 —

1 р. 40 к. Изд. № 2188.

Ордена «Знак Почета» Издательство Московского университета

103009, Москва, ул. Герцена, 5/7. Отпечатано с диапозитивов 12 ЦТ МО в Москов­ской типографии № 6 Союзполиграфпрома, Москва, 109088, Южнопортовая ул.. 24.

 

 

 

В начале 80-х годов нашего столетия отечественный ученый, доктор медицинских наук И. И. Брехман ввел термин "валеология".

Под валеологией (от лат. valeo - быть здоровым, здравствовать) подразумевалась наука о профилактически-оздоровительных основах медицины, путях и методах сохранения и укрепления здоровья.

Появившись как интегральное образование, рожденное на стыке медицины, биологии, гигиены, физической культуры и психологии, экологии, диетики и других наук о человеке, его организме, внутреннем мире и жизненной среде, валеология с 1987 года выступает содружественной медицине наукой.

90-е годы отмечены становлением и дальнейшим развитием валеологии как системы знаний о здоровье здорового человека.

Валеология - наука о генетических и физиологических резервах организма, обеспечивающих устойчивость физического, биологического, психологического, социокультурного развития и сохранения здоровья человека в условиях влияния на него меняющихся факторов внешней и внутренней среды.

Предметом валеологии является здоровье человека как категория качества жизни, обусловленная физиологическими механизмами, умением адаптироваться к условиям среды, способность к самоорганизации, саморазвитию и самосохранению. Объектом валеологии выступает относительно здоровый человек или человек, находящийся в состоянии предболезни.

Совместно с профилактической медициной валеология вносит свой вклад в решение одной из глобальных проблем современности - сохранения и укрепления здоровья человека.

В основе валеологии, в отличие от профилактической медицины, гигиены и санологии, лежит представление о динамических резервах отдельных систем и организма человека в целом.

Основными задачами валеологии как науки является

• прогнозирование функционального состояния организма и его коррекция,

• разработка механизмов компенсации нарушений резервов физиологических систем,

• определение методов и средств развития и сохранения здоровья.

Потребность в здоровье носит всеобщий характер, она присуща и отдельному индивиду, и обществу в целом. Состояние здоровья сказывается на всех сферах жизни людей. Оно обуславливает высокий потенциал физической, психической и умственной дееспособности человека и служит залогом его полноценной жизни. Здоровье населения оказывает огромное влияние на динамику экономического развития общества, выступает и как мерило его социально-этической зрелости, уровня заботы государства о здоровье своих граждан. Это все накладывает на личность определенную ответственность по отношению к своему здоровью, к здоровью потомства и тех, кому она может и должна помочь (престарелым, инвалидам и др.).

Внимание к собственному здоровью, способность обеспечить индивидуальную профилактику его нарушений, здоровый образ жизни служат показателями общей культуры человека.

Развитие валеологии позволило выявить одну из новых сфер человеческого сознания и бытия - валеологическую культуру, включающую в себя:

• знание индивидом генетических, физических и психологических возможностей систем своего организма;

• знание и умение применять методы и средства контроля, сохранения своего психофизиологического статуса, укрепления здоровья;

 

• умение распространять валеологические знания на социальную среду своего окружения.

Формирование валеологической культуры - сложный, многоступенчатый и многогранный процесс, охватывающий систему государственного образования в стране, семью, специализированные и досуговые учреждения и организации.

В целом можно сказать, что валеология - это наука, в основе которой лежит здоровье человека, живущего в сложном и постоянно меняющемся мире, где он подвергается воздействию огромного количества параметров окружающей биосоциальной среды, наука, которая позволит человеку через систему определенного объема знаний, умений и навыков своевременно проводить индивидуальную профилактику здоровья, сохранять и укреплять общий его потенциал.

 

 

2 Понятие «здоровый образ жизни»

Образ жизни это система устойчивых взглядов, потребностей человека, выражающихся в его повседневном поведении, сложившаяся в процессе жизни и достижения поставленных целей на различные проблемы, в том числе и на проблемы здоровья и долголетия.

Здоровый образ жизни (ЗОЖ) это устойчивый стереотип поведения человека, направленный на сохранение и укрепление здоровья, продление жизни. Это поведение человека, которое отражает определенную жизненную позицию, направлено на сохранение и укрепление здоровья и основано на выполнении норм, правил и требований личной и общей гигиены.

Понятие ЗОЖ включает все положительные стороны деятельности людей (соответствующие 10 заповедям): удовлетворенность трудом, активная жизненная позиция, социальный оптимизм, высокая физическая активность, устроенность быта, отсутствие вредных привычек, высокая медицинская активность и т.д.

Выделяют основные формы деятельности: трудовую (производственную), познавательную, деятельность в быту, медицинскую активность.

Каждый вид деятельности имеет свои показатели.

К показателям производственно-трудовой деятельности относятся: степень удовлетворенности, уровень профессионального мастерства, занимаемая должность, отношения в коллективе, инициативность и т.д.

Показателями деятельности в быту являются: жилищно-бытовые условия, наличие бытовой техники, время, затрачиваемое на домашние обязанности, отношения между супругами, число детей и т.д.

К показателям медицинской активности относятся: санитарная грамотность, гигиенические привычки, отношение к медосмотрам, выполнение медицинских рекомендаций, рациональность питания, физическая активность, отсутствие вредных привычек, своевременность обращений за медицинской помощью.

Понятия, тесно связанные с понятием образа жизни.

Условия жизни — условия, определяющие образ жизни. Они могут быть материальными и нематериальными (труд, быт, семейные отношения, образование, питание и т.д.).

Качество жизни — качество тех условий, в которых осуществляется повседневная жизнедеятельность людей (качество жилищных условий, питания, образования, медицинской помощи).

 

 

Уровень жизни (уровень благосостояния) отражает количественные показатели условий жизни. Уровень жизни определяется размером валового продукта, национальным доходом, реальными доходами населения, обеспеченностью жильем, медицинской помощью, показателями здоровья населения.

Уклад жизни — сложившийся устойчивый стереотип поведения, порядок жизни, регламент труда, быта, общественной жизни, в рамках которых проходит жизнедеятельность людей.

Стиль жизни — индивидуальные особенности поведения в повседневной жизни.

Задача работника любой отрасли социальной сферы в конечном итоге состоит в помощи человеку восстановить или улучшить взаимодействие между ним и обществом для улучшения его качества жизни.

 

Понятие «Здоровье человека», на первый взгляд, представляется простым и ясным. Здоровый человек вообще не задумывается над смыслом этого состояния. Не случайно Ф.Энгельс в своё время сделал очень простое определение здоровья: «Здоровье – это то, о чём мы вспоминаем, когда его нет».

 

На самом деле – это одна из важнейших категорий человеческого бытия. Известный отечественный патофизиолог академик И.В.Давыдовский писал, что установить чёткую грань между здоровьем и болезнью невозможно. Поэтому при медицинских заключениях самым расхожим определением является «практически здоров».

Здоровье и болезнь человека представляют собой производные окружающей среды. Здоровье нельзя рассматривать как нечто независимое, автономное. Оно является результатом социальных и природных факторов, следствием преломления окружающей среды в биологическом субстрате организма.

Для научных разработок и практического использования эта категория (здоровье) должна иметь более чёткое определение. И таких определений предложено много.

Е.Гольдсмит (1980г.): «Здоровье – такое состояние, которое даёт возможность сохранять здоровье, т.е. длительно сохраняющаяся способность к восстановлению после химических, физических, инфекционных, психологических и социальных воздействий».

И.И.Брехман (1990г.): «Здоровье – способность сохранять, соответственно возрасту, устойчивость в условиях резких изменений количественных и качественных параметров триединого потока – сенсорной, вербальной и структурной информации».

А.Я.Иванюшкин (1982г.) предлагает три уровня ценностного смысла «здоровья» и «болезни»:

1) биологический – изначальное здоровье – это:

· совершенство саморегуляции организма;

· гармония физиологических процессов;

· максимум адаптации, как следствие.

2) социальный – это:

· мера социальной активности;

· деятельное отношение к миру.

3) личностный, психологический – здоровье есть не отсутствие болезни, а скорее отрицание её в смысле преодоления, т.к. здоровье – не только состояние организма, но и «стратегия жизни человека».

И, наконец, определение всемирной организации здравоохранения (ВОЗ): «Здоровье – это полное физическое, психическое и социальное благополучие, а не только отсутствие болезни, т.е. это физическая, социальная, психологическая гармония человека, доброжелательные отношения с людьми, природой и самим собой».

 

Подытоживая, следует отметить совсем понятные вещи: здоровье человека – одна из предпосылок счастья и его полноценной жизни. Не случайно на вопрос о том, что является более ценным для человека – богатство или слава, один из древних философов ответил: «Ни богатство, ни слава ещё не делают человека счастливым. Здоровый нищий счастливее богатого короля».

 

Что касается взаимоотношений двух состояний – здоровья и болезни, то следует отметить, что здоровье это закономерность, природная заданность. Человек рождается здоровым в результате генетической запрограммированности. Болезнь же – это частность, нарушение закономерности, природной гармонии. Изначальное природное свойство всего живого на планете Земля (генетическая запрограммированность здоровья) не следует путать с нарушениями в генетическом коде, связанными с искусственным воздействием антропогенов, обладающих мутагенным действием, поражающим структуру ДНК (носителя наследственности) даже при условии, что Природа спрятала этот аппарат в самую глубину (ядро) клетки. За прошедшие десятилетия, через которые прошли 44000 поколений предков человека (из них 16000 поколений людей – «Homo Sapiens») наследственный код человека не пострадал так значительно, как это произошло за один XX век. Не случайно эксперты ВОЗ провозгласили экологическое неблагополучие (денатурация Биосферы) второй проблемой Земли после ядерной войны: и то, и другое может привести к гибели всего живого на Земле – разница только во времени.

 

Следует отметить, что и здоровый человек не может приспособиться к любым изменениям среды обитания, несмотря на 8 – 10-ти кратный запас прочности его приспособительных (адаптационных) механизмов. Адаптация имеет свои пределы. Видимо, этим можно объяснить тот факт, что у современного человека произошло нарушение заданной природной устойчивости (изначального здоровья) и он стал производить на свет больных или даже уродливых детей. Не случайно также, что большая половина людей находится в так называемом «третьем состоянии», т.е. неполном здоровье, когда между здоровьем и болезнью «…располагается целая гамма промежуточных состояний, указывающих на особые формы приспособления, близкие то к здоровью, то к заболеванию и всё же не являющиеся ни тем, ни другим». (И.И.Брехман, 1990г.). Понятие нормы, как и совпадающее с ним понятие здоровья, до сего времени продолжает оставаться предметом острой дискуссии. Наиболее гибкое понятие нормы предложено В.П.Петленко: «Норма есть биологический оптимум живой системы…этот интервал «оптимального функционирования живой системы» имеет подвижные границы, в рамках которых сохраняется связь со средой, а также согласованность всех функций организма. Нормальная система – это всегда оптимально функционирующая система».

 

Для оценки состояния нормы или здоровья обычно принято пользоваться различными показателями: антропометрическими, физиологическими, биохимическими. Они обычно оцениваются как некие средние или среднестатические величины, варьирующие в достаточно широких пределах.

 

По данным статистики, представленным экспертом ВОЗ академиком Ю.П.Лисициным на VII Всероссийском симпозиуме «Эколого-физиологические проблемы адаптации» (Москва, 1994г.), в нашей стране в последние годы сложилась крайне неблагоприятная ситуация, позволяющая говорить об «обвале общественного здоровья», если рассматривать общество как социальный организм:

 

· возрастание общей смертности, которая превышает в 5,6 раза рождаемость, смертность в трудоспособном возрасте в России в 4 раза выше, чем в США;

· падение рождаемости: за один 1994 год оно составило 9,7% – беспрецедентный случай в истории нашей страны;

· средняя продолжительность жизни за последние три года снизилась с 70 до 67 лет (по последним данным, в России – 58 лет);

· резкое увеличение числа абортов, которое достигло в России половины количества этих операций, производимых во всём мире;

· распространение алкоголизма, снижение иммунорезистентности, и, как следствие, - учащение эпидемических вспышек опасных инфекционных болезней.

 

Глобальная картина состояния здоровья неуловима. Но наука располагает определёнными данными, характеризующими с разных сторон состояние здоровья в обществе.

 

Общепринятые показатели здоровья:

 

1. Смертность и её причины, хотя эти данные не полностью отражают картину здоровья.

 

2. Продолжительность жизни при рождении. Известны данные о том, что место рождения часто определяет возраст смерти. Детям наименее развитых стран Африки предстоит прожить 40 лет, а продолжительность жизни в развитых странах мира превысила 70 лет (выше всего в Японии – 78 лет).

 

3. Важный показатель – детская смертность. Это более чувствительный показатель социальных условий и состояния здоровья, чем средняя продолжительность жизни. В развитых странах мира смертность детей колеблется от 10 до 25 случаев на 1000 живорождённых детей.

 

Здоровье детей и подростков – это фундамент, на котором формируется здоровье взрослого человека. Перенесённые болезни в детстве подтачивают этот фундамент, т.к. большинство из них не проходит бесследно и заканчивается, как правило, различными нарушениями здоровья: от незаметных невооружённым глазом структурно - функциональных сдвигов до инвалидности.

 

Всё это подтверждает мысль о том, что наиболее гуманными, социально и экономически целесообразными мерами любого государства по формированию здоровья нации являются меры по охране и укреплению здоровья подрастающего поколения. Государство, не делающее этого, не имеет будущего (ООН).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 1192; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.042 сек.