Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Информационная культура человека в 21 веке




Исследования показывают, что одной из важнейших задач развития цивилизации в 21-м веке является формирование новой информационной культуры общества, которая была бы адекватной достижениям научно-технического прогресса в области средств информатики и информационных технологий. История человеческого общества убедительно свидетельствует о том, что лишь те изобретения, открытия и новшества, которые были восприняты культурой общества и стали ее неотъемлемой частью, довольно быстро находили свое практическое применение. Внедрение же других нововведений нередко откладывалось на длительное время. Поэтому именно информационная культура общества является ключевым фактором его успешного информационного развития, которое в современном мире рассматривается как важнейшее условие социально-экономического развития и обеспечения национальной безопасности той или иной страны. В связи с переходом к информационному обществу к общей культуре человека добавилась еще одна категория - информационная культура. Информационная культура - это умение целенаправленно работать с информацией и использовать для ее получения, обработки и передачи компьютерную информационную технологию, современные технические средства и методы. Информационная культура человека 21 века проявляется в следующем:

- в умении использовать различные технические устройства

- от телефона до персонального компьютера и компьютерных сетей

- в способности владеть информационными технологиями

- в умении поиска информации из газет, из компьютерных коммуникаций

- в знании различных методов обработки информации

- в умении представлять информацию в понятном виде (добавить к фигуре человека рекламу чего либо

- в умении работать с различными видами информации: графической, текстовой, табличной, видео-, аудио – информацией

 

9. Становление информационного общества: информационное общество культура

Информационное общество - общество, уровень которого в решающей степени определяется количеством и качеством накопленной и используемой информации, ее свободой и доступностью. С этим термином приято связывать постиндустриальное состояние человеческой цивилизации. По сравнению с индустриальным обществом, где все направлено на производство и потребление товаров, в информационном обществе производятся и потребляются интеллект, знания, что приводит к увеличению доли умственного труда. От человека требуется способность к творчеству, возрастает спрос на знания. Уменьшается доля физического труда и сокращается объем рутинного умственного труда. В результате растет значение творческой составляющей в любом виде профессиональной деятельности и осуществляется принцип «человеку - человеческое, машине – машинное». Движущей силой развития общества становится производство информационного, а не материального продукта. Материальный же продукт становится более информационно емким, что означает увеличение доли инноваций, дизайна и маркетинга в его стоимости. Отличительной особенностью информационного общества ХХI века, по мнению специалистов, будет ориентация на использование знаний и сетевых технологий.

 


 

Заключение

 

Идея информационного образования и повышения информационной культуры личности в настоящее время переросла национальные границы и приобрела глобальный характер, знаменующий вхождение человечества в информационное общество и общество знаний. В связи с этим особое значение приобретает целенаправленная работа по организации информационной подготовки граждан. Выполнение этой грандиозной задачи возлагается, прежде всего, на такие социальные институты, как образовательные учреждения и библиотеки. Их новая миссия предполагает профессиональную готовность как учителей, преподавателей, так и библиотекарей к деятельности по формированию информационной культуры личности.

Мы глубоко убеждены, что результативность этой деятельности возрастет, если энтузиазм отдельных инициативных педагогов, библиотекарей будет подкреплен наличием четких целей и ориентиров, опорой на научно обоснованные педагогические и информационные технологии, систему рациональных методов и средств информационной подготовки. Одним из таких средств может служить предлагаемая в данной книге концепция формирования информационной культуры личности и разработанный на ее основе комплекс учебных программ для различных категорий обучаемых: учащихся 1—11х классов общеобразовательной школы, учителей, студентов и аспирантов вузов культуры и искусств.

Впервые в отечественной практике содержание информационной подготовки различных категорий обучаемых определено с позиций системного и деятельностного подхода, с учетом их психофизиологических особенностей. Содержание информационной подготовки нашло отражение в разработанной универсальной модели формирования информационной культуры личности. В качестве такой модели выступает учебная программа курса «Основы информационной культуры личности», включающая четыре основных раздела: «Информационные ресурсы и информационная культура общества», «Основные типы информационнопоисковых задач и алгоритмы их решения», «Аналитикосинтетическая переработка источников информации», «Технологии подготовки и оформления результатов самостоятельной учебной или профессиональной (учебнометодической, научноисследовательской) деятельности потребителей информации». Отличительной особенностью разработанной модели формирования информационной культуры личности является ее универсальность и возможность варьирования применительно к специфике различных категорий обучаемых, определяемой возрастом, ступенью образования, профилем учебного заведения или профессиональной деятельности.

К числу научных направлений, требующих своей глубокой проработки в целях обеспечения целостности и продуктивности формирования информационной культуры, на наш взгляд, следует отнести теорию чтения (применительно к различным видам текстов и формам их представления, в частности, электронным, экранным; теорию восприятия различных видов информации; теорию медиаобразования.

Отдельную проблему представляет как ограниченность информационных ресурсов, выступающих в качестве основных, важнейших средств обучения в курсе «Основы информационной культуры личности», так и дефицит учебнометодического обеспечения курса, в частности, методических разработок, отражающих операциональные, технологические знания в сфере работы с информацией, в частности, связанных с созданием разнообразных информационных продуктов.

Определяя перспективы дальнейших исследований, подчеркнем, что развитие прикладных исследований в области информационной культуры, с нашей точки зрения, должно быть направлено на подготовку комплектов учебнометодических материалов для изучения курса «Основы информационной культуры личности» различными категориями обучаемых. Этот комплект должен включать: учебное пособие для изучения содержательной (теоретической) части входящих в программу модулей; комплекс заданий, упражнений, практикумов, тренингов, деловых игр и т. п., выполнение которых предполагает углубление теоретических знаний, выработку практических умений и навыков по изучаемым темам; средства компьютерной поддержки изучения теоретической и практической частей учебного материала; комплекс тестов, позволяющих диагностировать уровень информационной подготовки обучаемых.

Масштабность этой задачи предполагает объединение усилий теоретиков и практиков, педагогов и библиотекарей, специалистов других областей знания, изучающих феномен информационной культуры

 


 

Список литературы

1. Василенко, Л.А.; Рыбакова, И. Информационная культура в системе государственного управления / Рос. акад. гос. службы при Президенте Рос. Федерации. - М.: Изд-во РАГС, 2004. - 147 с.

2. Гайдарева И. Н. Социокультурная среда как фактор формирования информационной культуры личности - Майкоп: Аякс, 2002

3. Жожиков А.В. Теоретические основы формирования региональной информационной культурно-образовательной среды в сети Интернет: (на примере Республики Саха (Якутия) / Рос. акад. образования, Ин-т информатизации образования - М.: Образование и Информатика, 2004

4. Зыков В.В. Основы информационной культуры / М-во общ. и проф. образования Рос. Федерации - Тюмень: Изд-во Тюм. гос. ун-та, 1999

5. Негодаев И.А. Информатизация культуры. М., 2007

6. Огольцова Н.Н., Вострикова Е.А Формирование информационной культуры средствами компьютерной графики / Ин-т повышения квалификации – Новокузнецк: Изд-во ИПК, 2003

7. Скворцов Л.В. Информационная культура и цельное знание. - М., 2001. - 288 с.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 2951; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.