Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Предмет и объекты психологии, основные формы психических явлений




Вопрос

Влахно

Психика человека – субъективное отражение объективного мира, являющееся свойством высокоорганизованной материи (мозга).

Психика проявляется во внешнем поведении и практической деятельности людей, поэтому поведение и деятельность человека выступают в качестве основных объектов психологии.

Предметом психологии является изучение закономерностей развития психики, т.е. психического явления.

Психические явления обычно понимаются как факты нашего внутреннего (субъективного) опыта. Их легко обнаружить у самого себя, стоит только обратить взор “внутрь себя”.

Субъективные психические явления, как проявления целостной личности, не являются чем-то самостоятельным и изолированным. Однако в психологии из методологических соображений и для удобства изучения их принято подразделять на три основных группы:

ü Психические процессы – ощущения, восприятие, память, мышление, воображение, эмоции и др.;

ü Психические состояния – активность, бодрость, пассивность, усталость, тревожность, радость и др.;

ü Психические свойства личности – характер, темперамент, способности и др.

Методы объяснительной психологии: общенаучные: наблюдение; эксперимент; конкретно-научные: анализ продуктов деятельности; опрос; тестирование; метанаучные: моделирование; статистический анализ.

Методы практической психологии: диагностики: анкетирование; личностные опросники; тесты способностей; проективные методики; репертуарные методики; тесты достижений; экспертное оценивание; консультирования; обучения (тренинговые): поведенческий тренинг; Т-группы; группы встреч; терапии: гипноз; психосинтез; психоанализ; логотерапия; телесная терапия; клиент-центрированная терапия; психодрама; трансактный анализ; поведенческая терапия; танцевальная терапия; рациональная терапия; терапия искусством; гештальттерапия.

Для решения теоретических и прикладных задач, возникающих перед практическими психологами, используется несколько другая типология методов:

Первая группа -- методы феноменологизации и концептуализации позволяет произвести предварительную работу по выделению и первоначальной категоризации, интересующих нас социально-психологических феноменов и проблем. Вычленение указанных феноменов осуществляется в соответствии с имеющимися социальными потребностями, а предварительная концептуализация -- путем соотнесения с имеющимися моделями и теориями.

Ко второй группе методов -- исследования и диагностики -- можно отнести наблюдение, опрос, эксперимент, анализ продуктов деятельности, моделирование. При организации наблюдения важно ответить на вопросы: что наблюдать? Как фиксировать результаты? В случае опроса большое значение играет желание испытуемых искренне отвечать (мотивация), их осведомленность и интеллектуальный уровень, учет воздействия на опрашиваемых ситуации обследования (экспертиза, платное участие или консультация). В отличие от наблюдения, эксперимент предполагает создание контролируемых условий, в которых вероятно появление интересующего исследователя феномена.

Что-либо выяснить о психологических явлениях, процессах, состояниях и характеристиках также можно, исследуя продукты деятельности отдельных индивидов и групп. В качестве продуктов деятельности могут выступать различные документы, сочинения, контрольные работы и т.п. Эффективность этого метода зависит от объема информации и оптимальности выделения единиц анализа.

Моделирование предполагает конструирование второй реальности (модели), обеспечивающей возможность представить, выяснить соотношения различных сторон объекта, прогнозировать его дальнейшее развитие. Моделирование предполагает анализ моделей явлений на компьютере.

В отличие от методов исследования (где акцент делается на фиксировании или разностороннем рассмотрении какого-либо феномена), методы диагностики ориентированы на измерение, т.е. численное представление интересующей диагноста характеристики (например, общительности человека, сплоченности группы или интенсивности взаимодействия между людьми). Для этой цели используются тесты и экспертные оценки. Выбор методов диагностики определяется целью обследования и ограничениями (по времени, ресурсам, профессиональной компетентности и т.п.), учет которых необходимым для более точного измерения.

Третья группа психологических методов включает методы обработки и интерпретации данных. Для обработки полученных данных чаще всего используются статистические методы (нахождение средних значений, отклонений от среднего, значения связи между переменными, уровня значимости, достоверности, выявление факторов и т.п.). Такие методы позволяют вскрыть имеющиеся закономерности, представить информацию в обобщенном и наглядном виде. Важную роль играют методы интерпретации, которые позволяют придать содержательно-психологический смысл полученным данным. Другими словами, эти методы позволяют перевести полученные в ходе диагностики и обработки данные (числа, закономерностях) с языка математики на язык психологии, т.е. осуществить переход от чисел и закономерностей к психологическим понятиям и суждениям.

Психологические исследования (в широком смысле) проводятся не только для исключительно научных целей («чистой науки»), но также и для решения каждодневных, практических проблем общностей людей, руководителей или участников группы и т.д. К таким методам можно отнести методы психокоррекции и психотерапии. Эти методы позволяют улучшать различные личностные и групповые характеристики, умения, навыки и т.п., осуществлять лечение психики людей (терапию) средствами взаимодействия между ними (межличностного взаимодействия).

Одними из сложных практических задач, стоящих перед психологией, являются задачи: оптимизации личностных и групповых взаимодействий, направленных на достижение определенных целей (например, учебных, производственных); улучшения планирования, организации, мотивирования и контроля совместной деятельности людей; повышение эффективности обмена информацией (коммуникации) и принятия решений. Для решения подобных задач психологии разрабатывают различные методы мотивирования и управления, позволяющие побуждать субъектов к деятельности и обеспечивать оптимальное функционирование отдельных личностей и групп в процессе достижения определенных целей.

Шестая группа методов включает методы, обучения и развития личности -- они призваны реализовать социально-психологический потенциал межличностного взаимодействия в процессе решения задач повышения эффективности усвоения конкретных знаний, умений, навыков (например, по физике, делопроизводству или управлению людьми). Указанные методы обеспечивают рост уровня межличностной компетентности, развитие личностных особенностей членов группы (уверенное поведение, межличностная коммуникация или нравственный потенциал) или самой группы в целом.

В седьмую группу методов могут быть отнесены методы конструирования и творчества, которые позволяют задействовать потенциал группового взаимодействия для целей алгоритмизированного (по заданной совокупности правил) или полностью спонтанного порождения чего-либо нового: решение конфликтной ситуации, разработка технического устройства, методики обучения и т.п.

Между перечисленными методами психологии нет жестких границ, они взаимосвязаны, взаимопересекаются, дополняют друг друга. Скорее следует говорить об акценте в той или иной группе методов на решение определенного круга задач.

 

2 вопрос

2. Мир психических явлений – это совокупность всех явлений и процессов, которые отражают основное содержание психики человека и которые изучает психология как специфическая отрасль знаний.

3. Психические процессы – это психические явления, обеспечивающие первичное отражение и осознание человеком воздействий окружающей действительности. Как правило, они имеют четкое начало, определенное течение и ярко выраженный конец.

4. Психические процессы делятся на познавательные (ощущение, восприятие, внимание, представление, память, воображение, мышление, речь), эмоциональные и волевые.

5. Психические свойства – это наиболее устойчивые и постоянно проявляющиеся особенности личности, обеспечивающие определенный качественно-количественный уровень поведения и деятельности, типичный для данного человека.

6. К психическим свойствам относятся направленность, темперамент, характер и способности.

7. Психические состояния – это определенный уровень работоспособности и качества функционирования психики человека, характерный для него в каждый данный момент времени.

8. К психическим состояниям относятся активность, пассивность, бодрость, усталость, апатия и пр.

9. Психические образования – это психические явления, формирующиеся в процессе приобретения человеком жизненного и профессионального опыта, в содержание которых входит особое сочетание знаний, навыков и умений.

10. Социально-психологические явления и процессы – это психологические феномены, обусловленные взаимодействием, общением и взаимовлиянием людей друг на друга и их принадлежностью к определенным социальным общностям.

Система «Я» включает в себя и психические процессы личностного самопознания. Однако каждый индивид располагает лишь весьма ограниченным самопознанием, так как сознанию «Я» ведомы только его осознанные психические содержания, но никак не бессознательные.

3 вопрос

3. Роль психологических познавательных процессов в обучении.

Психические познавательные процессы (ощущение, восприятие, память, воображение, мышление и речь) играют важную роль в деятельности, обучении и воспитании студентов. Усвоение знаний, выработка убеждений, практические действия ложатся в основу психических процессов, особенно мышления. Эффективность деятельности специалиста определяется не только свойствами его личности, но и уровнем функционирования психических процессов. Поэтому формирование личности специалиста предусматривает активизацию и совершенствование психических познавательных процессов в соответствии с требованиями специальности и профессиональной деятельности в целом.

Студенческий возраст — возраст достаточно высокого развития познавательных процессов. Даже студенты первого курса обладают, как правило, достаточно высоким вниманием, способностью слушать и наблюдать предметы и явления, которые демонстрируются, умение следить за логично развивающей мнением лектора. Основы воспроизводящей и творческого воображения закладываются еще в общеобразовательной школе. У молодежи студенческого возраста хорошо развита словесно-логическая память, на которую лектор часто ориентируется. Студент склонен к размышлениям, размышлять, к поискам решений научных проблем как в процессе слушания лекций, так и в процессе выполнения самостоятельной работы. Исследования проведены под руководством Б.Г. Ананьева, показали, что лишь у 14,2% людей в возрасте 18-35 лет наблюдаются периоды застоя в психологическом развитии, причем деятельность их не превышает 2-3 лет.

Простейшим познавательным психическим процессом является ощущение отображения отдельных признаков и свойств предметов, явлений, которые непосредственно влияют на органы чувств.

Учитывая познавательное значение ощущений, полезно строить учебный процесс так, чтобы включать в деятельность студентов слуховые, двигательные, зрительные и другие ощущения. Это улучшает запоминания и усвоения учебного материала студентами.

Восприятие в отличие с чувством более сложный психический познавательный процесс. Между ними есть сходство: ощущения и восприятие — это формы отображения предметов и явлений. Отличаются они тем, что в восприятии отражаются предметы в целом, по всей совокупности их свойств и признаков, а ощущениям — отдельные признаки и свойства объектов. Таким образом, восприятие — это отражение предметов, действующие на органы чувств, явлений во всей совокупности их свойств и признаков.

Свойства восприятия: целостность (объект отображается как единое целое), осмысленность (внесение в восприятия знаний и опыта), избирательность (выделение объекта из ряда других), Апперцепция (зависимость восприятия от психического состояния, опыта и качеств человека). Некоторые из этих свойств, например осмысленность, ярко проявляется в процессе обучения. Так, полнее и точнее воспринимается учебный материал, при усвоении которого студенты используют приобретенные знания и практический опыт. Восприятие учебного материала облегчается, если объект, который изучается резко выделяется, подчеркивается преподавателем. Для этого в устном изложении применяется пауза, интонация, с помощью которых выделяется главное. При проверке контрольных работ ошибки подчеркиваются красными чернилами и т.д. Содержание и характер протекания восприятия зависит от опыта студентов, общей направленности их личности, психических состояний. Бывают случаи, когда человек воспринимает не то, что есть, а то, что ей хочется.
Налаживание успешного взаимодействия специалистов предусматривает правильное восприятие ими качеств и действий друг в друга. Такое восприятие формируется в процессе коллективной деятельности.

Также в деятельности студента большую роль играют представ.

 

4 вопрос

4.природа и разновидность ощушений.

Ощущение - процесс отражения отдельных свойств предметов объективного мира, как внешней среды, так и собственного организма, возникающий при непосредственно воздействии их на рецепторы (органы чувств).

Это процесс первичной обработки информации, свойственный и животным, и человеку.

С помощью ощущений субъект отражает свет, цвет, звуки, шумы, тепло, холод, запахи, вкусы. Ощущения являются предпосылкой для создания образов и их познания.

Функции

Сигнальная - уведомление организма о жизненно важных объектах или свойствах окружающего мира.

Отражательная (образная) - построение субъективного образа свойства, необходимого для ориентировки в мире.

Регулятивная - адаптация в окружающем мире, регулирование поведения и деятельности.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 1004; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.022 сек.