Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Технологическая карта урока

Тема: «Принципы дидактики».

Дата: 23.09.2014

ФИО: Лялина Людмила Андреевна, Малкова Татьяна Александровна, Заровная Марина Николаевна.

Группа: 219

Цель: Актуализировать знания студентов о принципах обучения через включение в активную познавательную деятельность.

Задачи:

1)образовательная задача: актуализировать и углубить знания студентов о принципах и правилах обучения.

2)развивающая задача: совершенствовать умения обобщать, анализировать, сравнивать, делать выводы.

3)воспитательная задача: способствовать сотрудничеству студентов между собой. Методы:

Словесные: рассказ, беседа, объяснение.

Наглядные: работа с презентацией.

Практический метод: показ, проба, упражнения.

Вид урока: урок обобщения и систематизации.

Средства обучения: доска, мел, ноутбук, проектор, раздаточный материал.

Компетенции:

- владеет основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации

- способен последовательно и грамотно формулировать и высказывать свои мысли

- способен к рефлексии способов и результатов своих профессиональных действий

  Содержание урока     Деятельность преподавателя Деятельность студентов
1-2   2-3   1-2   10-12   7-9     8-10   8-10     5-10     5-7     1-2   2-3   1.Организационный момент.       2. Мотивационно - целевой этап.   -Каждый человек в жизни придерживается своих принципов. А каких принципов в жизни придерживаетесь вы?   -Какое бы определение вы дали слову принцип?   -Какие принципы обучения вы применяли в своей педагогической практике?   -скажите, что такое принцип обучения?   А) формулировка темы и цели урока.   - как вы думайте, о чем мы сегодня будем говорить? Обозначьте тему нашего урока.   - какую цель вы поставите перед собой на урок?   3. Обобщение и систематизация знаний. Дидактика стремится открыть объективные законы, отражающие существенные и необходимые связи между явлениями и факторами обучения. Эти законы дают учителям понимание общей картины объективного развития дидактических процессов. Однако они не содержат непосредственных указаний для практической деятельности, а являются лишь теоретической основой для разработки и совершенствования ее технологии. Практические указания по обучению закреплены преимущественно в принципах и правилах их реализации, название дидактических принципов и правил. - посмотрим правильно ли вы дали определение принципам дидактики. Дидактические принципы (принципы дидактики) — это основные положения, определяющие содержание, организационные формы и методы учебного процесса в соответствии с его общими целями и закономерностями. В принципах обучения выражаются нормативные основы обучения, взятого в конкретно историческом виде. Выступая как категории дидактики, принципы обучения характеризуют способы использования законов и закономерностей в соответствии с намеченными целями. -с принципами обучения всегда тесно связаны правила дидактики. Подумайте и скажите, что такое правило дидактики, как вы это понимаете? Правила — это основанные на общих принципах описания педагогической деятельности в определенных условиях для достижения намеченной цели. Чаще всего это руководящие положения, которые раскрывают отдельные стороны применения того или иного принципа обучения. Правила — переходное звено от теории к практике. Они предписывают учителю выполнять в той или иной ситуации определенные действия, ориентируют его на соблюдение определенных требований. Действуя по правилам, учитель не должен задумываться над тем, какие научные положения лежат в их основе. Правила автоматически обеспечивают выполнение принципов обучения. Принципы реализуются через правила. Принцип наглядности -Что вы понимаете под этим принципом? -Как он реализуется на практике? Это один из самых известных и интуитивно понятных принципов обучения, использующийся с древнейших времен. В его основе — строго зафиксированные научные закономерности: органы чувств человека обладают разной чувствительностью к внешним раздражителям, у подавляющего большинства людей наибольшей чувствительностью обладают органы зрения. Органы зрения «пропускают» в мозг почти в 5 раз больше информации, чем органы слуха, и почти в 13 раз больше, чем тактильные органы; информация, поступающая в мозг через органы зрения (по оптическому каналу), не требует значительного перекодирования, она запечатлевается в памяти человека легко, быстро и прочно. Практика обучения выработала большое количество правил, раскрывающих применение принципа наглядности. Вот некоторые из них: · Используйте в обучении тот факт, что запоминание ряда предметов, представленных в натуре (на картинках или моделях), происходит лучше, легче и быстрее, чем того же ряда, представленного в словесной форме, устной или письменной. · Помните: ребенок мыслит формами, красками, звуками, ощущениями вообще, отсюда — необходимость наглядного обучения, которое строится не на отвлеченных понятиях и словах, а на конкретных образах, непосредственно воспринимаемых ребенком. · Золотое правило обучающих: все, что только можно, следует представлять для восприятия чувствами, а именно: видимое — для восприятия зрением, слышимое — слухом, запахи — обонянием, подлежащее вкусу — вкусом, доступное осязанию — путем осязания. · Обучая и воспитывая, не забывайте, что понятия и абстрактные положения доходят до сознания учащихся легче, когда они подкрепляются конкретными фактами, примерами и образами; для раскрытия их необходимо использовать различные виды наглядности. · Следует использовать средства наглядности не только для иллюстрации, но и в качестве самостоятельного источника знаний для создания проблемных ситуаций. Современные виды наглядности позволяют организовать эффективную поисковую и исследовательскую работу учащихся. · Используйте средства наглядности, но не увлекайтесь чрезмерным количеством наглядных пособий: это рассеивает внимание учащихся и мешает воспринимать главное. · Никогда не показывайте того, чего сами хорошо не знаете; старательно готовьте виды наглядности к применению. · Помните, что наглядность — сильнодействующее средство, которое при невнимательном или неумелом использовании может увести учащихся от решения главной задачи, подменить цель ярким средством. Принцип наглядности - Одним из основополагающих принципов обучения является принцип наглядности. Еще Я.А. Коменский выдвинул “золотое правило дидактики”: “Все, что только можно, предоставлять для восприятия чувствами, а именно: видимое – для восприятия зрения, слышимое – слухом, запахи – обонянием, что можно вкусить – вкусом, доступное осязанию – путем осязания. Если какие-либо предметы сразу можно воспринять несколькими чувствами, пусть они сразу схватываются несколькими чувствами”. Наглядность в понимании Коменского связана с восприятием предметов (явлений) органами чувств. Наглядность есть свойство, особенность того психического образа объекта или явления, которое создается человеком в результате процессов восприятия, памяти, мышления и воображения; есть показатель простоты и понятности этого образа, и зависит наглядность образа от особенностей личности, от уровня развития ее познавательных способностей, от ее интересов и склонностей, от потребности и желания увидеть, услышать, ощутить данный объект, создать у себя яркий, понятный образ данного объекта. Функции наглядности:
  • помогает воссоздать форму, сущность явления, его структуру, связи, взаимодействия для подтверждения теоретических положений;
  • помогает привести в состояние активности все анализаторы и связанные с ними психические процессы ощущения, восприятия, представления, в результате чего возникает богатая эмпирическая основа для обобщающе-аналитической мыслительной деятельности детей и педагога;
  • формирует у учащихся визуальную и слуховую культуру;
Виды учебной наглядности
  • Натуральные вещественные модели (реальные предметы, муляжи, геометрические тела, макеты объектов, фотографии и т.д.)
  • Условные графические изображения (чертежи, эскизы, схемы, графики, географические карты, планы, диаграммы и т.д.)
  • Знаковые модели, математические, химические формулы и уравнения и другие интерпретированные модели
  • Динамические наглядные модели (кино и телефильмы, диапозитивы, мультфильмы и др.)
Наглядность в обучении основана на такой закономерности процесса познания, как его движение от чувственного к логическому, от конкретного к абстрактному. -Как вы это понимаете? На ранних этапах развития ребенок больше мыслит образами, чем понятиями. Научные понятия и закономерности легче усваиваются учащимися, если они подкрепляются конкретными фактами в процессе сравнения, проведения аналогий. - Какую наглядность Вы использовали на практике? Наглядность в обучении обеспечивается применением разнообразных иллюстраций, демонстраций, лабораторно-практических работ, использованием ярких примеров и жизненных фактов. Особое место в осуществлении принципа наглядности имеет применение наглядных пособий, слайдов, карт, схем. Наглядность может применяться на всех этапах процесса обучения. Его роль тем выше, чем менее знакомы обучаемые с изучаемыми явлениями и процессами. Однако, использование наглядности должно быть в той мере, в какой она способствует формированию знаний и умений, развитию мышления. Демонстрация и работа с предметами должны вести к очередной ступени развития, стимулировать переход от конкретно-образного и наглядно-действенного мышления к абстрактному, словесно-логическому. Наглядность образа зависит в первую очередь от уровня развития его познавательных способностей, интересов и склонностей, наконец, от потребности и желания увидеть, услышать, ощутить данный объект, понять его, создать у себя яркий, понятный образ этого объекта. Таким образом, использование наглядных средств обучения в современном образовательном процессе обусловлено возможностью показать развитие явлений, их динамику, сообщать учебную информацию определенным объемом и управлять индивидуальным процессом усвоения знаний. Они стимулируют познавательные интересы учащихся, создают при определенных условиях повышенное эмоциональное отношение учащихся к учебной работе, обеспечивают разностороннее формирование образов, способствуют прочному усвоению знаний, пониманию связи научных знаний с жизнью, при этом происходит экономия времени учителя. Принципы доступности, сознательности и активности.   - перед вами листочки с двумя принципами. Предлагаю вам распределить в две группы правила свойственные тому или иному принципу.   -прочитайте, что вы отнесли к принципу доступности? (проверяем на слайде)   -какие правила отнесли в принципу сознательности и активности? (проверка на слайде)   -подумайте, от чего зависит доступность обучения? (от возрастных и индивидуальных особенностей, от организации учебного процесса, применяемых учителем методов, от базы знаний заложенных в учениках и др.)   -от каких условий зависит сознательное усвоение знаний учащимися? (от мотивов обучения, уровня и характера познавательной активности, организации учебно-воспитательного процесса, применяемых учителем методов и средств обучения и др.)   Принцип систематичности и последовательности.   - сформулируйте и запишите правила принципа систематичности и последовательности.   -посмотрите на слайд и допишите, те правила которые считаете важными. 1. Реализация преемственности и установление ассоциаций в процессе обучения с целью реализации данного принципа во многом зависит от планирования учебной работы (например, практические занятия необходимо проводить только после изучения теоретического материала, когда этот материал усвоен в комплексе; при изучении нового материала необходимо опираться на ранее усвоенные знания и т. д.). 2. Учитель не имеет морального права переходить к изучению последующего учебного материала, если он не уверен, что усвоен предыдущий (даже, если учитель ограничен рамками программы, количеством часов на изучение той или иной темы). 3. С целью реализации данного принципа необходимо осуществлять как бы «опережающее обучение». На каждом уроке при изучении любого учебного материала необходимо создавать «почву» для изучения последующего. Для начинающего учителя необходимо каждый раз готовиться не только к очередному уроку, а как бы одновременно к двум или даже нескольким. 4. Принцип систематичности и последовательности требует постоянного повторения изученного материала. Однако повторение не должно сводиться только лишь к воспроизведению пройденного (традиционный репродуктивный характер обучения как раз и ориентирует на такое воспроизведение: повторение после учителя, пересказ о прочитанном в учебнике и т. д.). Необходимо, чтобы при повторении пройденного учащиеся рассматривали его с новых позиций, увязывали со своим личным опытом, с личными наблюдениями, со знаниями по другим учебным дисциплинам и т. п. 5.использовать схемы, планы для усвоения системы знаний. 6. чаще повторяйте и совершенствуйте ранее усвоенное, чтобы обеспечить систематичность и последовательность в обучении.   - у нас остались, не открыты еще 3 принципа. О каких принципах мы сегодня не говорили?   4.Закрепление.   -сейчас мы предлагаем вам тест. 1.что вы понимаете под принципами обучения? Из представленных ответов лишь один правильный. А) принципы обучения – это исходные правила и закономерности, которые указывают на пути организации познавательной деятельности учащихся. Б) принципы обучения — это основные положения, определяющие содержание, организационные формы и методы учебного процесса в соответствии с его общими целями и закономерностями. В) принципы обучения выражают общие закономерности и методы преподавательской работы учителя в соответствии с потребностями общественно-экономической формации. 2. к какому принципу обучения вы отнесете правила: от легкого к трудному, от известного к неизвестному, от простого к сложному? А) наглядности Б) систематичности и последовательности В) доступности Г) прочности   3. к какому принципу обучения вы отнесете правило: «обучайте так, чтобы учащийся понимал, что, почему и как нужно делать, и никогда механически не выполнял учебных действий, предварительно и глубоко не осознав их»? А) сознательности и активности. Б) наглядности В) доступности Г) систематичности и последовательности. 4. основанные на общих принципах описания педагогической деятельности в определенных условиях для достижения намеченной цели – это А) принципы Б) методы В) приемы Г) правила 5. один из самых известных и интуитивно понятных принципов обучения, использующийся с древнейших времен. А) прочности Б) наглядности В) научности Г) доступности -проверим тест.   5.Подведение итогов.   -подведем итог. О чем сегодня шла речь на уроке? Повторим что такое принципы обучения? Правила обучения? Перечислите принципы, которые мы изучили. Дома вспомните правила этих принципов.
Приветствует студентов, настраивает на работу.     Вводит в тему предстоящего урока   Подводит к теме урока.     Рассказывает, задает вопросы, дает определение.     Выводит определение на экран.   Зачитывает, выводит на экран.   Читает, рассказывает.     -задает вопросы.   Рассказывает.     Выводит на экран, читает.   Читает.   Предоставляет в презентации.   Читает.     Ждет ответа.     Интересуется опытом студентов.         Подводит итог по принципу наглядности.     Раздает задание.     Открывает правильный вариант на слайде.   Спрашивает, дополняет.     Предлагает записать правила.   Выводит правила на экран.   Читает вопросы теста, выводит каждый вопрос на экран.   Выводит ключ теста на экран   Готовятся к уроку.     Отвечают на вопросы, формулируют определение.     Формулируют тему и цель урока.   Сотрудничают с педагогом, отвечают на вопросы, слушают.   Сравнивают свое определение, записывают, запоминают.     Дают определение.   Читают.   Внимательно слушают.     Размышляют, говорят свои предположения.   Следят глазами, читают, конспектируют.     Слушают, сравнивают со своими знаниями.   Читают, коротко записывают.     Слушают, осмысляют, вспоминают, что применяли на практике.   Разъясняют.     Рассказы-вают.       Восприни-мают информацию.     Выполняют задание в группах.     Сравнивают, исправляют.   Дают ответы.   Записывают правила.   Работают с презентацией, выбирают важное правило.   Выполняют тест письменно.     Проверяют самостоятельно.

Список литературы.

1.Загвязинский В.И. Теория обучения: Современная интерпретация. – М., 2004.

2.Подласый И.П. Педагогика. Новый курс – М.: Владос, 2000

3. Коджаспирова Г.М. Педагогика в схемах, таблицах, и опорных конспектах / Г.М. Коджаспирова. – М.: Айрис-пресс, 2006.

4. Сластенин В.А., Исаев И.В. Общая педагогика: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Под ред. В.А. Сластенина: М.: Владос, 2003 –Рек. МО РФ

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Ход работы. Задание № варианта Ширина полосы , , кГц Средняя нагрузка, , Эрл Количество секторов для разбиения | 
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 1960; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.