КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Ведение
Развитие межличностных отношений детей с ЗПР Некоторые рекомендации педагогам
Актуальность темы исследования. В настоящее время психология активно изучает особенности личности детей с проблемами в развитии, принципы создания оптимальных условий для формирования и развития личности каждого ребенка, профилактики социально-психологической дезадаптации отстающих в развитии детей к жизни в условиях современного общества. Специалисты давно обратили внимание на проблему неуспеваемости отдельной части учащихся начальной школы. Это явление рассматривалось многими известными психологами и педагогами. Отдельно стоит отметить работы Н.С. Иванова, В.И. Зыковой, Т.Л. Власовой и М.С. Певзнера. Результатом этих исследований стало выделение ряда детей в особую группу, которую нельзя отнести к умственно отсталым. В рамках имеющихся знаний дети этой группы показали достаточную способность к обобщениям. Данная группа детей получила название дети с задержкой психического развития. Исследования педагогов и психологов выявили замедленный темп формирования социальных отношений у данной группы детей, недостаточность знаний о них. Процесс формирования межличностных отношений у таких детей требует отдельного разностороннего исследования. В процессе развития ребенка познавательные функции формируются при общении со взрослыми, поэтому этому следует уделить особое внимание. У детей с 3ПP наблюдается неэффективность межличностного общения, что препятствует его взаимоотношениям с ровесниками и не может негативно не сказываться па его психическом развитии. Существует ряд психологических исследований посвященных коррекционной работе с детьми младшего школьного возраста с ЗПP. Первые отечественные работы относятся ко второй половине 50-х - началу 60-х гг. Институт коррекционной педагогики РАО, проводил дополнительную коррекционную работу с группами таких детей, В конце 60-х появились работы исследовавшие причины возникновения ЗПP у детей. В те же годы аналогичные работы проводились и па Западе. В Англии и США практиковалось обучение таких детей в специализированных школах. В США существовала программа «опережающего обучения», цель которой состояла в предварительной подготовке детей с ЗПP перед их обучением в обычной школе. Большую роль исследователи отвели межличностному общению детей старшего дошкольного возраста, как одному из наиболее важных факторов развития детей с ЗПP. На сегодняшний день проблема детей с ЗПP остается одной из наиболее актуальных в психологии и педагогике не только в России, но и в мире. Цель исследования: изучение формирования межличностных отношений со взрослыми и сверстниками у детей с задержкой психического развития. Задачи исследования: 1. Изучить особенности межличностного общения детей с 3ПP: а) в системе «ребенок-ребенок», б) в системе «ребенок-взрослый». 2. Изучить особенности межличностного общения нормально развивающихся детей. Объект исследования: старшие дошкольники с задержкой психического развития, а также нормально развивающиеся дети. Предмет исследования: развитие межличностных отношений детей с ЗПР с другими детьми и со взрослыми. Гипотеза исследования: социальное окружение оказывает важнейшее значение па формирование межличностных отношений детей с ЗПP в среде сверстников и со взрослыми. Также на развитие межличностного общения влияют и особенности личности детей с ЗПP, их эмоциональная сфера. Методы исследования. В исследовании использовали анамнестический метод, метод экспертных оценок, анкетирование родителей и педагогов исследуемых дошкольников, применяли экспериментально-психологическое изучение детей. Был использован комплекс психологических методик: исследование межличностных отношений по Рене Жилю, методика разработанная С.Р. Пантелеевым.
Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 1448; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |