Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Взаимодействие в группе




Одной из общих форм социального взаимодействия выступает социальная группа, поведение и социальный статус каждого члена которой во многом обусловлены деятельностью и существованием других ее членов.

«Совокупность индивидов, находящихся в психическом взаимодействии, составляет социальную группу, и это взаимодействие сводится к обмену различными представлениями, чувствами, хотениями, психическими переживаниями», — отмечает Питирим Сорокин.

 

Зависимость сторон друг от друга в процессе взаимодействия может быть равной или одна из них способна сильнее влиять на другую. Следовательно, можно выделить одностороннюю и двустороннюю интеракцию. Она охватывает как все сферы человеческой жизнедеятельности (тотальная интеракция), так и какую-либо специфическую форму или «сектор» деятельности. Если такие секторы независимы, то люди могут не оказывать никакого влияния друг на друга.

П. Сорокин выделяет понятие «экстенсивность интеракции». Это соотношение активности и психологического опыта человека, вовлеченного во взаимодействие, и общей суммы деятельности и психологического опыта, составляющих весь жизненный процесс человека.

 

Интенсивность взаимодействия характеризует степень зависимости жизнедеятельности от взаимоотношений: она может колебаться от максимальной до минимальной величины. Чем больше экстенсивны или интенсивны секторы интеракции, тем зависимее жизнь, поведение, психология взаимодействующих сторон.

Началом любой интеракции является возникновение влияния одной стороны на поведение и психологию другой. Интеракция продолжается до тех пор, пока это влияние существует, причем не важно, встречаются индивиды или нет. Только когда сама память или мысль о существовании одной стороны перестает воздействовать на поведение или психологию другой, процесс можно считать законченным.

Весь социальный порядок является системой, которая делает непрерывными огромное число действий интеракции, хотя они уже казались завершенными.

Взаимоотношения бывают солидарными, антагонистичными или смешанными. При солидарной интеракции стремления и усилия сторон совпадают. Если они конфликтны, то это — антагонистическая форма интеракции, когда совпадают отчасти — это смешанный тип.

Можно выделить организованные и неорганизованные взаимодействия: интеракция организована, если отношения сторон и их действия сложились в определенную структуру прав, обязанностей, функций и опираются на некую систему ценностей. Неорганизованные интеракции — когда отношения и ценности находятся в аморфном состоянии, поэтому права, обязанности, функции, социальные позиции не определены.

 

П. Сорокин выделяет следующие типы социального взаимодействия:

♦ организованно-антагонистическая система интеракции, основанная на принуждении;

♦ организованно-солидарная система интеракции, основанная на добровольном членстве;

♦ организованно-смешанная, солидарно-антагонистическая система, которая частично управляется принуждением, а частично — добровольной поддержкой устоявшейся системы взаимоотношений и ценностей.

Большинство организованных социальных систем взаимодействия — от семьи до церкви и государства, отмечает Сорокин, принадлежит к типу организованно-смешанных. Встречаются также неорганизованно-антагонистический; неорганизованно-солидарный; неорганизованно-смешанный тип интеракций.

 

В длительно существующих организованных группах П. Сорокин выделял 3 типа взаимоотношений:

♦ семейный тип (интеракции тотальны, экстенсивны, интенсивны, солидарны по направлению и продолжительны, внутреннее единство членов группы);

♦ договорный тип (ограниченность времени действия сторон, взаимодействующих в рамках договорного сектора; солидарность эгоистична и направлена на получение взаимной выгоды, удовольствия или даже на получение «как можно большего за меньшее», при этом другая сторона рассматривается не как союзник, а как некий «инструмент», который может оказать услугу, принести прибыль и т. п.);

♦ принудительный тип (антагонизм отношений, различные формы принуждения: психологическое, экономическое, физическое, идеологическое, военное).

Переход от одного типа к другому может происходить плавно или непредсказуемо. Часто наблюдаются смешанные типы социальных взаимодействий — частично договорные, семейные, принудительные.

П. Сорокин подчеркивает, что социальные взаимодействия выступают как социокультурные: одновременно протекают три процесса — взаимодействие норм, ценностей, стандартов, содержащихся в сознании человека и группы; конкретных людей и групп; материализованных ценностей общественной жизни. В зависимости от объединяющих ценностей можно выделить:

♦ односторонние группы, построенные на одном ряде основных ценностей (биосоциальные группы: расовые, половые, возрастные; социокультурные группы: род, языковая, религиозная группа, профессиональный, политический или научный союз);

♦ многосторонние группы, построенные вокруг комбинации нескольких ценностей: семья, община, нация, социальный класс.

Мертон определяет группу как совокупность людей, которые определенным образом взаимодействуют друг с другом, осознают свою принадлежность к ней и воспринимаются ее членами с точки зрения других людей. Группа идентична себе с позиции посторонних.

Первичные группы состоят их небольшого числа людей, между которыми устанавливаются устойчивые эмоциональные отношения, личные взаимосвязи, основанные на индивидуальных особенностях. Вторичные образуются из людей, между которыми почти отсутствуют эмоциональные отношения, их взаимодействие обусловлено стремлением к достижению определенных целей, их социальные роли, деловые отношения и способы коммуникации четко определены. В критических и аварийных ситуациях люди отдают предпочтение первичной группе. Люди вступают в группы по ряду причин.

 

Группа выступает:

♦ как средство биологического выживания;

♦ как средство социализации и формирования психики человека;

♦ как способ выполнения определенной работы, которую невозможно выполнить одному человеку (инструментальная функция группы);

♦ как средство удовлетворения потребности человека в общении, в ласковом и доброжелательном отнощении к себе, в получении социального одобрения, уважения, признания, доверия (экспрессивная функция группы);

♦ как средство ослабления неприятных чувств страха, тревоги;

♦ как средство информационного, материального и прочего обмена.

Классификация групп

Общение, взаимодействие людей происходит в разнообразных группах. Под группой понимается совокупность элементов, имеющих нечто общее.

Выделяют несколько разновидностей групп: условные и реальные; постоянные и временные; большие и малые. Условные группы людей объединяются по определенному признаку (пол, возраст, профессия и т. п.). Реальные личности, включенные в такую группу, не имеют прямых отношений между собой, могут ничего не знать друг о друге, даже никогда не встречаться друг с другом.

 

Реальные группы людей, общности в определенном пространстве и времени, характеризуются тем, что их члены связаны между собой объективными взаимоотношениями. Такие группы различаются по величине, внешней и внутренней организации, назначению и общественной роли.

 

Контактная группа объединяет людей, имеющих общие цели и интересы в той или иной области жизни и деятельности.

 

Малая группа — это достаточно устойчивое объединение людей, связанных взаимными контактами. Она немногочисленна — от 3 до 15 человек, которые объединены общей социальной деятельностью, находятся в непосредственном общении, способствуют возникновению эмоциональных отношений, выработке групповых норм и развитию групповых процессов.

 

При большем количестве людей группа, как правило, разбивается на подгруппы. Отличительные признаки малой группы: соприсутствие людей в пространстве и времени. Оно позволяет устанавливать контакты, которые включают интерактивные, информационные, перцептивные аспекты общения и взаимодействия. Перцептивные аспекты помогают человеку воспринимать индивидуальность всех других людей в группе, а только в этом случае можно говорить о наличии малой группы.

 

Рис. 7.11. Классификация групп (по Г. А. Андреевой)

 

В малой группе взаимодействие очень тесное: активность одного из членов — это одновременно стимул для всех остальных участников и реакция того на них.

Важно также наличие постоянной цели совместной деятельности. Реализация ее как некоего предвосхищаемого результата способствует удовлетворению потребностей каждого, соответствуя одновременно общим потребностям. Цель как прообраз результата и начальный момент совместной деятельности определяют динамику функционирования малой группы.

 

Можно выделить три рода целей:

1. Ближние перспективы: цели, которые реализуются быстро во времени и выражают потребности этой группы.

2. Вторичные цели: более длительны во времени и выводят группу на интересы вторичного коллектива (интересы предприятия или школы в целом).

3. Дальние перспективы: объединяют первичную группу с проблемами функционирования социального целого.

Общественно ценное содержание совместной деятельности должно стать личностно значимым для каждого члена группы. Важна не столько объективная групповая цель, сколько ее образ, т. е. как она воспринимается членами группы. Цели, характеристики совместной деятельности цементируют группу в одно целое, определяют внешнюю формально-целевую ее структуру.

 

Для нее особое значение имеет организующее начало. Оно может быть персонифицировано в ком-либо из членов (в лидере, руководителе), а может и не быть таковым, но это вовсе не означает, что оно отсутствует. Просто в этом случае функция руководства распределена между членами группы и лидерство носит ситуативный характер (в определенной ситуации человек, более продвинутый в данной сфере, нежели другие, принимает на себя функции лидера).

Разделение и дифференциация персональных ролей (разделение и кооперация труда, распределение власти) — также одна из особенностей существования группы. Это значит, что активность ее членов не является однородной, они вносят разный вклад в совместную деятельность, играют различные роли.

Между членами группы устанавливаются эмоциональные отношения, которые влияют на активность всей общности, приводят к разделению на подгруппы, формируют внутреннюю структуру межличностных отношений.

 

Для группы обязательна выработка специфической культуры. Это — нормы, правила, стандарты жизни, поведения, определяющие ожидания членов группы по отношению друг к другу и обусловливающие общую динамику. Данные нормы — важнейший признак групповой целостности. О сформировавшейся норме можно говорить, если она детерминирует поведение большинства членов группы, несмотря на все различия между ними. Отклонение от групповых стандартов, норм, как правило, позволяется только лидеру.

Группа имеет следующие психологические характеристики: групповые интересы, групповые потребности, групповые мнения, групповые ценности, групповые нормы, групповые цели.

 

Рис. 7.12. Психологические характеристики группы

в том числе и за счет других групп. Иногда корпоративный дух может иметь место в трудовых или учебных группах, когда возникают черты группового эгоизма.

Коллектив — устойчивая во времени организационная группа взаимодействующих людей со специфическим органами управления, объединенных целями совместной общественно полезной деятельности и сложной динамикой формальных (деловых) и неформальных взаимоотношений.

Таким образом, реальные человеческие группы отличаются по величине, внешней и внутренней организации, назначению и общественному значению. По мере увеличения размера группы возрастает роль ее лидера. Распределение власти тесно связано с характером коммуникации, обмена информацией и идеями.

Можно классифицировать группы, принимая во внимание специфику распространения информации и организации взаимодействия между членами группы.

 

Так, выделяются:

1. Пирамидальная группа, которая является:

системой закрытого типа;

❖ построена иерархически;

❖ информация идет в основном по вертикали, снизу вверх (отчеты) и сверху

вниз (приказы); ❖ каждый человек знает свое определенное место;

❖ в группе ценятся традиции;

❖ руководитель группы должен заботиться о подчиненных, взамен они беспрекословно подчиняются ему; ❖ такие группы встречаются в армии, в налаженном производстве, а также в экстремальных ситуациях.

 

2. Случайная группа, в которой каждый принимает решения самостоятельно, люди относительно независимы, однако все-таки что-то их объединяет (творческие коллективы, а также новые коммерческие структуры в ситуации рыночной неопределенности).

 

3. Открытая группа, в которой каждый имеет право на инициативу, но все вместе открыто обсуждают вопросы; главное общее дело (свободно происходит смена ролей, присуща эмоциональная открытость, усиливается неформальное общение людей).

 

4. Группа синхронного типа, когда люди находятся в разных местах, но идут в одном направлении, так как знают, что надо делать, у всех один образ, одна модель, и хотя каждый продвигается сам, но все поступают синхронно, даже без обсуждения и согласования.

 

 

Если встречается какое-то препятствие, отличительная особенность каждой группы становится более яркой:

♦ пирамидальная усиливает порядок, дисциплину, контроль;

♦ успех случайной зависит от способностей, потенциала каждого из членов группы;

♦ успех открытой обусловлен умениями достигать согласия, вести переговоры, и ее руководитель должен обладать высокими коммуникативными способностями, уметь слушать, понимать, согласовывать;

♦ эффективность синхронной связана с талантом, авторитетом — «пророком», который убедил, повел за собой людей, и люди беспредельно верят и подчиняются ему.

Принято считать, что оптимальная по численности группа должна насчитывать 7 ± 2 (т. е. 5, 7, 9) человек. Известно также, что она хорошо функционирует, когда в ней нечетное количество людей, так как в противном случае могут образоваться две враждующие половины. Коллектив лучше функционирует, если его члены отличаются друг от друга по возрасту и полу.

С другой стороны, некоторые психологи, практикующие в области менеджмента, утверждают, что наиболее эффективно действуют группы, в которых работают 12 человек. Дело в том, что многочисленные коллективы плохо управляемы, а состоящие из 7-8 человек наиболее подвержены конфликтам, так как обычно распадаются на две враждующие неформальные подгруппы; при большем же количестве людей напряжение, как правило, ослабляется.

Конфликтность небольшой группы (если ее не образуют близкие по духу люди) не в последнюю очередь объясняется тем, что в любом трудовом коллективе существуют 8 социальных ролей, и если сотрудников недостаточно, то кому-то приходится играть не только за себя, но и за «того парня», что и создает конфликтную ситуацию.

Руководителю коллектива (менеджеру) необходимо хорошо знать такие роли.

 

Это:

♦ координатор, пользующийся уважением и умеющий работать с людьми;

♦ генератор идей, стремящийся докопаться до истины; воплотить же свои идеи на практике он не в состоянии;

♦ энтузиаст, берущийся сам за новое дело и воодушевляющий других;

♦ контролер-аналитик, способный трезво оценить выдвинутую идею, он исполнителен, но чаще сторонится людей;

♦ искатель выгоды, интересующийся внешней стороной дела, может быть хорошим посредником между людьми, поскольку обычно пользуется большой популярностью в коллективе;

♦ исполнитель, умеющий воплотить идею в жизнь, способен к кропотливой работе, но часто «тонет» в мелочах;

♦ работяга, не стремящийся занять чье-либо место;

♦ шлифовщик необходим, чтобы другие не перешли своих границ.

 

Таким образом, чтобы коллектив успешно справлялся с работой, он должен не только состоять из хороших специалистов — им, как личностям, необходимо в своей совокупности соответствовать необходимому набору ролей. И при распределении официальных должностей следует исходить из пригодности индивидов к выполнению той или иной роли, а не из личных симпатий или антипатий менеджера.

Поделиться…




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 8040; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.052 сек.