Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Культура и труд




Культура повседневной жизни

Теоретическая работа А. Хелер на тему повседневности, т.е. повседневной жизни человека в современной социологической литературе стала настоящим вызовом. А. Хелер опиралась на то, как в своей эстетики рассматривал повседневное мышление Г. Лукач, что ознаменовало собой новую степень в е развитии, поставила категорию повседневной жизни в непосредственную связь с возможностью неотчужденной повседневной жизни в современном обществе. По Г. Лукачу повседневное мышление представляет собой продукт эстетического и научного мышления, эстетического и научного поведения в повседневной жизни. Эстетические научные мышления вырастают из повседневного мышления для того, чтобы дифференцироваться и потом в процессе рецепции вернуться туда, откуда они пришли. А. Хелер сформулировала свою философию повседневной жизни в духе Хайдеггера и Гегеля. По философской концепции Гегеля повседневная жизнь, в принципе, находится вне философии, а сам предмет философии это отчуждение и возвращение мирового духа в мировую историю, поэтому отдельный человек не стоит и не может стать предметом философии только в том случае, если он является носителем мирового духа. В отличии от Гегеля у Хайдеггера Существо и время повседневная жизнь стоит в центре анализа, но для него повседневная жизнь это, в принципе, отчужденная жизнь. Теория повседневной жизни А. Хелер, однако, не отрицает отчуждения повседневной жизни, но она выражает убежденность, что неотчужденная повседневная жизнь, по крайней мере возможна. Такую возможность неотчужденной повседневное жизни должен был бы обеспечить отдельному человеку социализм. А. Хелер находит эту возможность в утопических ведениях К. Маркса. По его мнению, возможно отменить отчуждение, присвоение общественного богатства полноты культуры со стороны каждого отдельного индивида. В духе этой утопии социализм это качество жизни, смысл жизни индивида это главная идея, а революционные преобразования общественной культуры это лишь средство. В этом определении содержатся и отличия между взглядами на повседневную жизнь А. Хелер и А. Лефевра, который в работы Критика повседневной жизни положил начало своей социологии повседневной жизни. А. Лефевр понимает под повседневной жизнь то, что происходит каждый день. Но по мнению А. Хелер этому противостоит то, что происходит не каждый день праздник, переживаемое событие.


Культура это результат разделения труда и в ходе истории своего возникновения она была противопоставлена труду. Теоретические интерпретации значения труда и культуры многочисленны, и особо выделяется среди них феноменологическая Е. Блок, Г. Лукач, К. Косок. В ходе исторического развития из однородной и недифференцированной действительности первобытного общества выделилась в качестве особой общественной сферы культура в своих первых формах, таких как язык, мания, религия и мифология. Об этом первоначальном акте создания культуры свидетельствует близость этимологии слов культура и труд. Культура в своей омтропологической обоснованности возникает вместе с первым историческим актом индивида, который отличает его от животных. По К. Марксу, этот первый исторический акт состоялся не вот, что индивиды думали, а в том, что они начали производить необходимые им для жизни средства. Культура возникла вместе с первым производством средств, необходимых для жизни, но только в человеческом обществе она стала экзистенциальной и исторической предпосылкой выживания человека и развития человеческого общества. К. Маркс и Ф. Энгельс по праву считали, что первый и самый значительный этап развития культуры совпадает по времени формировании языка в нынешнем его виде. Развитый язык и способность человека к коммуникатированию, посредством символов, сделали возможным быстрое начальное развитие общественной культуры. Язык позволяет первобытному человеку понять смысл его отношений с природой. С появлением языка и символов человек становится культурным существом. Культура становится видом общественного проявления человека и мерой его развития точно также, как и степень человеческой независимости от природы представляет собой меру развития культуры. В тот момент, когда человек превратил инстинктивную систему знаков в язык, были созданы условия для того, чтобы человечество смогло начать сознательно менять окружающую среду. В первобытных формах разделения труда, в целенаправленном изменении человеком окружающей среды началось отчуждение культуры от труда. Человек является продуктом природы и собственной производственной деятельности, которую следует понимать как отношение человека к природе. А труд это отношение целенаправленного и контролируемого обмена материей между человеком и природой. Первобытный человек, с учетом степени его развития, не мог обмениваться материей с природой, не мог производить больше, чем ему требовалось. История человека, по Карлу Марксу, начинается с племенного общества, с которого начинается эпоха буржуазного общества. Оно возникает и исчезает с появлением и исчезновением разделения труда. На протяжении всей истории человечества разделение труда развивалось историческими эпохами, которые тождественны различным формам собственности. первое основное условие создания истории это удовлетворение потребностей в пище, питье, одежде, жилище продуктами самой материальной жизни. Второе условие это удовлетворение новых потребностей, которые возникают из первых, уже удовлетворенных потребностей. Третье условие люди, создавая каждодневно свою собственную жизнь, начинают создавать и других людей - семью. Четвертое условие это материальная связь между людьми, которая обусловлена потребностями и способом производства, и существует так же давно, как существуют сами люди, постоянно принимая все новые формы. Удовлетворение этих четырех условий первобытных исторических отношений человека, удовлетворил, и пятое приобрел сознание. Это человеческое сознание является общественным сознанием, которое несет на себе то проклятие, что с самого начала объято материей, которая здесь появляется в форме движущихся слов звуков, тонов короче говоря, в форме языка. Язык также стар, как и сознание. Язык, как и сознание, возникает из потребностей, из необходимости общения с другими людьми. Но это первоначальное сознание представляет собой, прежде всего сознание о природе, которая предстает всемогущей, чужой и непонятой и противостоит человеку. Первоначальное сознание человека чисто животное - это сознание природы, а естественная религия - магия и мифология. Различные формы разделения труда знаменуют собой эпохи возникновения сообществ людей и возникновение культуры. а действительное разделение труда, его первая историческая форма это тот момент, когда появляется разделение на материальный и духовный труд. с появлением этой формы разделение труда происходит отделение форм от непосредственной человеческой деятельности и труда. Это тот исторический момент в развитии человека, когда сознание человека эмансипирует от мира практики, создавая теорию, философию, мораль, науку, государство. Несомненно, что этим историческим эпохам принадлежит и начало возникновения общественной культуры, и начало не отчуждения от труда. Для К. Маркса важно не то, что сознание возникает само по себе, а то, что производственные силы состояние общества и сознания вступают между собой в противоречие, и что разделение труда имеет своим результатом то, что духовная и материальная деятельность, удовольствие и труд, производство и потребление начинают принадлежать разным индивидам, поэтому возможность избежать противоречий между ними кроется только в том, чтобы снова отменить разделение труда.

В критике отчужденного труда К. Маркс подчеркивает, что труд это основа культуры, поэтому он с культурой в себе может привести человека к его окончательному освобождению. Труд представляет собой также источник других основополагающих генетической сущности человека сознания, социальности, универсальности, свободы. Из дифференцирования К. Марксом главных форм труда человека и труда животного в Ранних работах, Немецкой идеологии и Капитане, а также из всей его антологии и антропологи труда вытекает антологическая, эвристическая эстетическая определяющая человеческого труда создания культуры. эти свойства труда отсутствуют в труде животного, потому что его труд не выходит за рамки жизни, определяемой лишь инстинктами. В труде человека предметы превращаются в ценности, которыми можно пользоваться. В процессе обмена материей между человеком и природой появляется телеологическая функция труда формируются первоначальные знания труда и цели, которых нужно достичь. Это процесс, в котором человек как сознательное существо располагает целеустремленной волей и мыслью, которые конкретизируются в процессе труда. В этом акте конкретизации содержатся и телеологические положения, суть каковых первый элемент осознания причин связей человека и природы. Между человеком и природой устанавливается, в отличии от отношений животного и природы, историческая диалектика, которая опосредствует то, что представляет собой человеческое сознание и то, что является необходимостью в данных условиях. В труде как контролируемом процессе обмена материей между человеком и природой одновременно проявляется общность, объективизация телеологических положений стремление, чтобы цель, которую ставит перед собой человек, была целью и для других людей. Это тот момент, в который труд проявляется в человеке как мысль, а это ключевой момент в определении и труда и культуры. из общей антологической основы труда вытекает и общественное измерение труда, возможность развиваться для общественного культуры. Телеологические положения, которые выражаются в человеческом труде Г. Лукач совсем необязательно относятся только к природе, т.к. в труде возникает цель установить и другие связи и отношения между людьми, отличающееся от связи человек природа. Как с реализацией общности и телеологической природы труда развиваются общественные связи и отношения, так и в историческом процессе возникает культура с е универсальными ценностями. Поэтому культура имеет столь производственное, столь и духовное культовое происхождение. Поэтому производственные и духовные культовые корни культуры известны в этимологи слова культура и слова труд. Сама этимология этих категорий достаточна для того, чтобы показать не только их близость, но и вскрыть всю комплектность разнообразных форм их взаимодействия и взаимопроникновения в истории человеческого общества.


Глава 3




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 851; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.