Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Профессионально важные качества и их развитие

{ Профессионально важные качества (ПВК) — это качества чело­века, влияющие на эффективность его труда по основным характе­ристикам (производительность, надежность и др.). ПВК являются основной характеристикой человеческих ресурсов, предпосылкой профессиональной деятельности. Кроме того, ПВК сами совершенствуются, шлифуются в ходе деятельности, изменяют его. В качестве ПВК могут выступать психические процессы (мыслительные, сенсорные, речевые, мнемические) и состояния, а также мотивы, отно­шения (к труду, к другим людям). Роль профессионально важных признаков различна по мере перехода от уровня непригодности к профессии до уровня мастерства в этой профессии; значимость не­которых признаков возрастает до определенного уровня, начиная с которого они оказываются безразличными по отношению к проф­пригодности. Профессионально важные качества можно подразделить на группы: 1) мотивы, цели, интересы; 2) профессиональные способности, профессиональное сознание, профессиональное мышление и т. д. Мотивы, цели, интересы как человеческие ресурсы персонала организации. Управление развитием человеческих ресурсов — уп­равление мотивацией человека, его устремлениями, ценностными ориентациями, смыслом труда. Мотивация вызывает активность человека к профессиональной деятельности, потребность в ней; оп­ределяет характер цели, ценностные ориентации, мотивы профес­сиональной деятельности. Как объект управления мотивация к профессиональной деятельности — сложное, постоянно меняющееся соотношение разных побуждений, входящих в мотивационную сферу. Она фиксирует желательное состояние профессиональной деятель­ности, которого еще нет в наличии. Мотивация к профессиональному развитию определяется: • намерениями — осознанное отношение к определенному виду профессиональной деятельности, включающее знания о пред­назначении профессии, стремление ее избрать и принятие ре­шения в получении соответствующего образования и подго­товки; • потребностью в профессиональном труде (готовность к активности человека, вызванная его нуждой в чем-либо). Наряду с потребностью к труду у человека есть и другие — в обеспечении сво­ей жизни, в поиске смысла жизни, в достижении, в самореализации, в творческой деятельности, в присоединении к определенному со­циальному кругу, в признании, в защищенности, в безопасности, в удовлетворенности и т. д; • профессиональной склонностью (природными задатками); • ценностными ориентациями (выработанные и принятые общест­вом основания для оценки назначения труда, системы духовных ценностей, профессиональных менталитетов, правила профес­сиональной этики). В основе мотивов профессиональной деятельности (внутренние побуждения, определяющие направленность активности человека в профессиональном поведении) — потребности и ценностные ориента­ции. Мотивы во многом определяются стимулами (внешние побуж­дения, факторы, которые могут вызвать разные мотивы). От мотивов следует отличать мотивировки, которые выражают осознанные мо­тивы или скрывают истинные. Для успешной профессиональной деятельности в сфере развития человеческих ресурсов необходима мотивация успеха, позитивный настрой на результаты своего труда. Цель в профессиональной деятельности — это направленность на конечные результаты труда. Характер цели зависит от притязаний человека, его стремления достичь определенного уровня профессио­нальной деятельности. Профессиональные притязания связаны с ожиданиями человека — мысленными представлениями о своих воз­можных успехах, об отношениях с коллегами и др. Труд эффективен при наличии смысла профессиональной дея­тельности — основания для оценки человеком ее значимости лично для себя, т. е. пристрастное личностно опосредованное индивидуаль­ным опытом отношение человека к труду. Эмоции — субъективные переживания человеком успеха-неуспеха в профессиональной дея­тельности. Только будучи индивидуально эмоционально окрашен­ными, ценностные ориентации, идеалы (значения) превращаются в смыслы для конкретного человека. Совокупность смыслов (смысла жизни, профессии) образует систему личных духовных ценностей Человека, его личный профессиональный менталитет, индивидуально- профессиональное кредо. Соотношение склонностей, мотивов, целей, смыслов создает оп­ределенные профессиональные установки — стремление овладеть Профессией, получить специальную подготовку, добиться в ней ус­пеха, определенного социального статуса и др. Всякий труд начинается при готовности к профессиональной деятельности — психическое состояние, включающее осознание человеком своих целей, оценку условий, определение наиболее вероятных способов действия; прогнозирование мотивационных, волевых, интеллектуальных усилий, вероятности достижения результата, Мобилизацию сил, самовнушение в достижении целей. Труд человека становится более успешным при наличии профес­сиональных интересов (внешние выражения всего того, что происхо­дит в мотивационной сфере — мотивов, целей, смыслов, эмоций, притязаний и т. д.), которые возникают на стадии выбора профессии, означая избирательную активность в отношении предполагаемой профессии. При действенных профессиональных интересах склады­вается направленность как интегральная характеристика мотивации профессиональной деятельности, определяемая также всеми побуж­дениями в мотивационной сфере и в особой мере выражающаяся в интересах, отношениях, целенаправленных усилиях. Соотношение описанных видов побуждений между собой определяет общую харак­теристику мотивационной сферы труда. Одной из характеристик мотивационной сферы профессиональ­ной деятельности является адаптация. Профессиональная адапта­ция — приспособление человека к новым для него условиям труда. От нее надо отличать социально-психологическую адаптацию как приспособление личности к условиям социальной сферы. В целом человек адаптируется как целостная структура: как организм (физи­ческая адаптация), как индивид (психологическая адаптация), как личность (социальная адаптация), как субъект труда (профессио­нальная адаптация). Профессиональное приспособление, адаптация предполагает овладение человеком ценностными ориентациями в рамках данной профессии, осознание мотивов и целей в ней, сближение ориентиров человека и профессиональной группы, вхождение в ролевую струк­туру этой группы, а также приспособление, принятие для себя всех компонентов профессиональной деятельности (ее задач, предмета, способов, средств, результатов, условий в рамках данной профес­сии). Со временем профессиональная адаптация приобретает актив­ный характер, поскольку человек не только приспосабливается к профессии, но и профессию приспосабливает к себе. Нарушения адаптации или трудности в ней называют дезадапта­цией. Она выражается в уходе из профессии, в производственном браке, в конфликтах, в текучести кадров. Ведущим компонентом и данной сфере является профессиональное самоопределение, которое включает: • принятие роли профессионала; • нахождение источника профессионализма в себе самом; • внутренний локус контроля; • приспособление индивидуальности к профессии; • следование логике индивидуального, личного саморазвития на благо других людей; • принятие себя как профессионала на основании сравнения с эта­лоном; • установка на самовосполнение в ходе активности; • развитие индивидуальности средствами профессии; • учет зоны субъективной ответственности в труде на основе уровня профессиональных притязаний; • смысл профессии для конкретного человека. } Рыжов Сергей   Профессиональные способности, сознание, мышление как чело­веческие ресурсы персонала организации. { Профессиональные спо­собности — индивидуально-психологические свойства личности человека, отличающие его от других, отвечающие требованиям дан­ной профессиональной деятельности и являющиеся условием ее ус­пешного выполнения. Профессиональные способности не сво­дятся к конкретным знаниям, умениям, навыкам, приемам. Они фор­мируются у человека на основе его анатомо-физиологических особенностей, задатков, но в большинстве профессий жестко не опре­деляются ими. Способности разными авторами рассматриваются в связи с деятельностью, психическими процессами и уровнем их функциональных систем как содеятельностные характеристики личности. Успешная деятельность чаще может быть обеспечена не отдель­ной способностью, а их своеобразным сочетанием, характеризую­щим данную личность. Поэтому профессиональные способности определяются успешностью профессиональной деятельности и раз­виваются в ней, но зависят и от зрелости личности, системы отноше­ний в коллективе. Способности, деятельность, личность в ходе жизни человека постоянно меняются местами, выступая то причиной, то следствием. Личность выбирает профессиональную деятельность, соответствующую ее способностям, сложившимся в предыдущем Опыте деятельности и личности. Личность может переходить от Одного вида деятельности к другому, развивая способности, различ­ным образом сочетая их. Деятельность вызывает психические новообразования в личности и ее способностях, стимулируя их дальнейшее развитие (хотя некоторые виды труда могут отвлекать человека от значимых для него способностей). При изменении задач, ужесточении условий могут включаться разные системы способностей. Потенциальные способ­ности — основа новых видов деятельности, ибо она подтягивается до уровня способностей. Таким образом, профессиональные способности являются и условием, и результатом профессиональной деятельности, профессионального типа личности. Целесообразно выделять общечеловеческие способности как не­обходимый компонент для выполнения профессиональной деятель­ности, а также общие профессиональные и специальные способности. Общечеловеческие способности — психологические свойства, необходимые для включения человека в любую трудовую и профес­сиональную деятельность. К ним относятся способности: • к жизни (жизнеспособность); • к труду (трудоспособность); • к активности и саморегуляции (прогнозирование, целеполагание, предвосхищение результата); • к общению, к сотрудничеству с другим человеком и сопережива­нию, к духовному обогащению других средствами своей про­фессии; • к профессиональной этике, к ответственности за социальные ре­зультаты своего труда; • к помехоустойчивости, к преодолению препятствий, к противо­стоянию неблагоприятным воздействиям среды и др. На фоне общечеловеческих возникают специальные способности (технические, гуманитарные, художественные, музыкальные и др.) как индивидуально-психологические характеристики, обеспечивающие успешность выполнения человеком конкретных видов деятельности. Профессиональные способности формируются на основе обще­человеческих и специальных. Внутри профессиональных способнос­тей различают общие профессиональные и специальные, например способность быть учителем (общие профессиональные педагогические способности) и быть учителем математики (специальные профессио­нальные педагогические способности). Общие профессиональные способности — свойства личности, тре­буемые от человека конкретной профессиональной деятельностью, которые определяются предметом труда в профессии (человек, тех­ника, природа и др.). Специальные профессиональные способности — свойства лич­ности, требуемые от человека в рамках данной профессии, но при бо­лее узкой специализации. Они определяются конкретными услови­ями труда, в том числе особыми (дефицит времени, информации, пе­регрузки), и возникают при наличии повышенных требований к специальным качествам человека, которые для других профессий не являются важными. Эти способности могут быть актуальными и по­тенциальными. Актуальные — те, которые уже сегодня реализуются в деятельности, потенциальные проявляются при возникновении проблем, требующих новых решений. Различают также многосторонние, полимодальные специаль­ные способности (например, инженер-поэт, математик-скульптор) и одномодальные. Общим для полимодальных являются пред­расположенность к творчеству, наличию ярких образов, к представ­лению, а также чувство материала, легкость образования ассоциа­ций и др. Профессиональные способности соотносимы с профессиональ­ными знаниями и умениями. Труд требует запаса профессиональных знаний: сведений о разных сторонах профессиональной деятельности, о способах их осуществления; общих знаний — о структуре труда, о способностях, о мышлении. В знаниях специалист берет эталоны для своего профессионального развития. Труд опирается на профес­сиональные умения и навыки, профессиональные действия, дове­денные до определенного уровня автоматизма. При анализе профессий с более жесткими требованиями к про­фессиональным способностям и качествам человека используют по­нятие "профпригодность", характеризующееся как совокупность психических качеств человека, необходимая и достаточная для дос­тижения общественно приемлемой эффективности труда. Профпри­годность определяется не только профессиональными способностями, но зависит также от склонностей и мотиваций, знаний и умений, Черт характера (трудолюбие, самостоятельность и т. п.), психических состояний, удовлетворенности процессом и результатом труда. Абсолютная профпригодность требуется в усложненных условиях деятельности (быстрая смена задач, высокий темп работы, возмож­ность неожиданного возникновения опасных ситуаций). Большинство же видов профессионального труда могут осуществляться при относительной профпригодности, т. е. менее жестком перечне необходимых качеств и свойств. Требования к профпригодности меня­ются в зависимости от обновления содержания профессии. Это не врожденное качество, оно зависит от качеств человека и от характера профессиональной подготовленности. Здесь приобретает особое зна­чение различение роли мотивационнои и операциональной сферы профессиональной деятельности. Готовность к труду — установка на труд, состояние мобилизации всех психологических и психофизиологических систем человека, обеспечивающих эффективное выполнение определенных действий. Подготовленность к труду — наличие характеристик личности, об­щих и специальных способностей, черт характера, вооруженность человека умениями, знаниями, навыками. Следовательно, готовность к труду характеризует состояние мотивационнои сферы, подготов­ленность операциональной сферы. Трудолюбие как черта характера сочетает особенности мотива­ционнои и операциональной сфер труда, состоит в положитель­ном отношении личности к процессу труда, в активности, иници­ативности, добросовестности, удовлетворенности процессом труда, в отношении к труду как смыслу жизни, в понимании значимости результатов. Состояние мотивационнои и операциональной сфер труда у конкретного человека может не совпадать. Человек приго­ден, подготовлен к труду, но не готов мотивационно или, наоборот, личностно и мотивационно готов, но не подготовлен, не вооружен средствами и технологиями. Человек склонен к данному виду труда, а необходимые для этого способности могут отсутство­вать и т. д. Наряду с профессиональными способностями в качестве следую­щего компонента операциональной сферы рассмотрим профессио­нальное сознание и самосознание. Профессиональное самосознание строится на базе общего самосознания личности. Оно представляет комплекс представлений человека о себе как профессионале, систему отношений и установок к себе как профессионалу. Профессиональное самосознание включает: осознание человеком норм, правил, моделей своей профессии как эталонов для осознания своих качеств. Здесь закладываются ос­новы профессионального мировоззрения, позднее — личного профессионального кредо, концепции профессионального труда, из которых будет исходить специалист; • осознание этих качеств у других людей, сравнение себя с неким абстрактным или конкретным коллегой; • учет оценки себя как профессионала со стороны коллег; • самооценивание человеком своих отдельных сторон — понима­ние себя, своего профессионального поведения, а также эмоцио­нальное отношение и оценивание себя. Профессиональное само­сознание опирается здесь на профессиональную самооценку — ретроспективную (Я как профессионал вчера), актуальную (Я как профессионал сегодня), потенциальную (Я как профессионал завтра), идеальную (Я как профессионал в отдаленном будущем). • положительное оценивание себя в целом, определение положитель­ных качеств, перспектив, что приводит к позитивной "Я"-концепции. У профессионала, обладающего таким уровнем самосознания, по­вышается уверенность в себе, удовлетворенность профессией, эф­фективность работы, возрастает стремление к самореализации. По мере роста профессионализма меняется и профессиональное самосознание. Оно всегда существует в динамическом соотношении с подсознанием, с неосознаваемым, что проявляется, например, в им­пульсивных действиях профессионала. Возможны амбивалент­ность, противоречие между профессиональным сознанием, осозна­ваемыми профессиональными ценностями и неосознаваемыми уста­новками. Профессиональное сознание требует специальной работы по его развитию, формированию, между тем оно нередко складыва­ется стихийно. Компонентом операциональной сферы также считают профес­сиональное мышление, состоящее в использовании мыслительных операций как средств осуществления профессиональной деятель­ности. Профессиональное мышление — преобладающее использование принятых именно в данной профессиональной области приемов ре­шения задач и проблем, способов анализа ситуаций, принятия реше­нии — включает: обобщенное и опосредованное отражение челове­ком профессиональной реальности (предмета труда, задач, условий и результатов труда); пути получения человеком новых знаний о разных сторонах труда и способах их преобразований; приемы остановки, формулирования и решения профессиональных задач; этапы принятия и реализации решений в профессиональной деятельности; приемы целеобразования и планообразования в ходе труда, выработку новых стратегий. Формированию профессионального мышления нередко предше­ствует профессиональная направленность ума. Рассмотрим виды мышления и их возможное включение в профессиональную деятель­ность: • теоретическое направлено на выявление отвлеченных законо­мерностей, правил, на системный анализ развития данной области труда; • практическое, прямо включенное в практику человека, связано с целостным видением ситуации в профессиональной деятельности, прогнозированием ее изменений, с постановкой целей, выработ­кой планов, проектов, нередко развертывающееся в условиях жесткого дефицита времени, информации; сопровождающееся "чутьем" ситуации ("чувство станка", "чувство самолета", "чувство класса" и др.; • репродуктивное, воспроизводящее способы, приемы профессио­нальной деятельности по образцу; • продуктивное, творческое, в ходе которого ставятся проблемы, выявляются новые стратегии, обеспечивающие эффективность труда, противостояние экстремальным ситуациям; • наглядно-образное, означающее представление ситуации и изме­нений в ней, которые человек хочет получить в результате своей профессиональной деятельности; • словесно-логическое, где решение профессиональных задач связано с использованием понятий, логических конструкций, знаков; • наглядно-действенное, при котором профессиональные задачи решаются с помощью реального изменения ситуации на основе наблюдаемого двигательного акта; • аналитическое, логическое, включающее развернутые во времени, имеющие выраженные этапы мыслительные операции, представ­ленные в сознании человека; • интуитивное, характеризующееся быстротой протекания, отсут­ствием четко выраженных этапов, минимальной осознанностью. Эти виды мышления могут выступать как характеристики про­фессионального мышления. Вместе с тем их сочетание в зависимости от предмета, средств, условий, результата труда может вызвать специфические виды профессионального мышления — оперативное,управленческое, педагогическое, клиническое и т. д. Совершенство­вание профессионального мышления может состоять, с одной стороны, в его спецификации, а с другой — в выходе в более широкий жизнен­ный контекст из профессии, а также в возрастании целостности, гиб­кости и др. Признаком нового профессионального мышления называют вни­мание к альтернативным точкам зрения, диалогичность, плюрализм, усиление роли не только внешних, но и внутренних, "мыслитель­ных" технологий, которые связаны с развитием рефлексивно-мыс­лительного механизма. В одной жизненной ситуации два разных специалиста соответственно с различными типами профессиональ­ного мышления могут осуществлять разную профессиональную дея­тельность. Операциональная сфера профессиональной деятельности в совре­менных быстро меняющихся условиях труда часто требует разверты­вания творческого профессионального мышления, профессиональ­ного творчества. Профессиональное творчество — это нахождение новых нестандартных способов решения задач, анализа ситуаций, принятия решений. Результатами профессионального творчества могут быть: новое понимание предмета труда (новые идеи, законы, концеп­ции, принципы, парадигмы), новый подход к способам профессио­нальных действий с предметом труда (новые модели, технологии, правила), ориентации на получение принципиально новых результа­тов, привлечение новых групп потребителей своего продукта и т. д. } Умахан Сайпудинов Способности к совместной деятельности. {Деятельность каждого человека всегда "встроена" в деятельность группы, коллектива, со­пряжена с трудом других людей. Совместная деятельность человека согласуется со способами и результатами труда других участников. Уровень сотрудничества и межличностного общения — показатели со­циальной компетентности человека, способности человека к труду в профессиональной общности. Под профессиональной общностью по­нимают разновидность социальных объединений людей для эффек­тивного достижения единых профессиональных задач, реализации об­щих профессиональных менталитетов и ценностей. На конкретном предприятии иногда ее называют производственной общностью. Продуктивным для профессионального сообщества является постоянное, разумное усложнение и обновление общих задач, что поддерживает профессиональную общность в режиме развития. Современные организации труда необходимы для подготовки чело­века к профессии, профессиональный труд — к "подстраиванию" к требованиям развития человека. Профессиональная общность — связующее звено между обществом и человеком. На взаимодействие людей в профессиональной общности и развитие человеческих ре­сурсов существенно влияет профессиональная среда — совокуп­ность предметных и социальных условий труда (предмет, средства труда, необходимые действия и операции, заданные системой иерар­хических отношений и организационной культурой). Социальная подсистема профессиональной среды — это межчеловеческие отно­шения, психологический климат, субъективное восприятие и осо­знание самими участниками разных сторон труда. Следовательно, на профессиональное развитие оказывают влияние профессиональные макросреда (профессия в обществе, требования к ней со стороны об­щества), локальная макросреда (условия и организация работы в уч­реждениях данной отрасли) и микросреда (конкретные условия труда на данном предприятии и в данном коллективе). Работоспособность и трудоспособность. Профессионализм, бе­зусловно, означает эффективность труда, т. е. достижение достаточно высокого социально значимого результата, получение продуктов труда (материальных, духовных), соответствующих требованиям общества. Результативность труда — это результаты, итоги труда, которые могут быть позитивными (запланированными) и негативными (не­ожиданными). Продуктивность — продукт труда, соответствующий стандартам в профессии, например, детали у рабочего, патенты и рацпредложе­ния у инженера, публикации, выступления, цитируемость работ у ученого и т. д. Эффективность — соответствие полученного результата постав­ленным целям и задачам — определяют количеством затрат, необхо­димых для получения определенного результата, либо результатом, полученным при определенных затратах. Оптимальность — достижение наилучшего результата в данных условиях при минимальных затратах времени и усилий участников. Возможны и другие определения слова "оптимальный": наилучший с точки зрения определенных критериев, наилучший для конкрет­ных условий, наилучший из нескольких результатов.   Предметные показатели эффективности чаще характеризуют результат труда, а психологические, личностные обычно относятся к процессу; вместе с тем при оценке результата учитывается и пси­хологическая цена усилий человека. При оценке эффективности труда целесообразно различать показатели эффективности: • объективные, предметно-технологические — производительность (количество продукции, выпущенной в единицу времени); • субъективные, психологические, личностные — активизация не только умственных, когнитивных способностей человека, зре­лость мотивационноволевых компонентов, заинтересованность человека трудом и удовлетворенность его процессом и результа­том, цена результата по величине затрат личностных ресурсов, степень напряженности функций и процессов, необходимых для достижения нужного результата. Повышая производительность труда, человек почти никогда не работает на уровне своих максимальных возможностей. По данным исследований, любая работа оказывается наиболее эффективной при оптимальном темпе, этот оптимум всегда несколько ниже мак­симальных возможностей организма. Соответственно уровни рабо­тоспособности проявляются в комплексе показателей: профессио­нальные — эффективность, производительность, продуктивность, качество профессиональной деятельности и функциональные — ре­акции организма, субъективные состояния человека, что составляет психологическую "цену" результата. Показатели работоспособности различаются и несколько иным образом: объективные (изменения количественных и качественных показателей труда, функциональ­ного состояния нервной системы) и субъективные (ощущения уста­лости, вялости и др.). Важно различать уровень работоспособности на определенный отрезок времени (результат деятельности и психологическая цена деятельности), а также потенциальную работоспособность (динамику профессионального развития, совершенствования профессиональ­ных значимых качеств и функций). Работоспособность в целом зависит от состояния мотивации и направленности личности, от спо­собностей и от умения человека мобилизовать свои возможности, от функциональных состояний и от резервных возможностей, здо­ровья, выносливости человека, от профессионального опыта, уровня развития, пластичности, устойчивости специальных знаний, умений, навыков; от тренируемости, т. е. от возможности выполнять работу при различных функциональных состояниях, как бы невзи­рая на них. } Ленков Федор Развитие ПСК. { Традиционно в психологии труда рассматривают развитие профессионально важных качеств, которые определяют успешность труда, его производительность и т.п. Но спецификой собственно психологического подхода является перенесение акцента на проблему развития самой личности человека-работника. Поэтому рассмотрение ценностно-смысловых, личностных аспектов развивающегося субъекта труда становится достаточно перспективным направлением. При этом важно понять, как происходит формирование ценностно-нравственной, смысловой, личностной структуры его профессионального сознания. Еще А.Н. Леонтьев рассуждал о двух "рождениях личности": первый раз - в дошкольном возрасте, когда выстраивается первая иерархия мотивов и появляется способность от чего-то отказываться; и второй раз - в подростковом возрасте, когда молодой человек по-новому осознает свои мотивы и начинает руководить собственным поведением. Мы считаем, что к этому можно было бы добавить и третье рождение личности, связанное с гражданской зрелостью и согласованием своих мотивов с общественными и даже общечеловеческими... Именно в профессиональной деятельности, когда уже повзрослевший человек максимально реализует свой развивающийся потенциал, полезно поразмышлять о том, ради чего человек не только трудится, но и вообще живет, как собственно профессиональная деятельность позволяет ему передать все лучшее, что у него есть, другим людям. В целом можно условно выделить следующие этапы развития самосознания личности (по Ю.Б. Гиппенрейтер): · усвоение норм, опосредствующих физическое развитие (формирование "физического Я" личности); · формирование "социального слоя личности"; · формирование "духовного центра личности" (ценностно-нравственное самоопределение) (см. Гиппенрейтер, 1988. С. 284-303). Для понимания специфики развития личности специалиста еще предстоит выделить особенности формирования его самосознания с учетом специфики данной профессии и особенностей ситуации развития самого человека. Но центральной проблемой развития личности специалиста остается развитие его ценностно-смысловой сферы, развитие его готовности поставить перед собой и дать ответ на вопрос: ради чего я живу и работаю, зачем я вообще являюсь таким-то и таким-то профессионалом? Наиболее известной в России является периодизация развития человека как субъекта труда Е.А. Климова (1996): 1. Стадия предыгры (от рождения до 3 лет), когда происходит освоение функций восприятия, движения, речи, простейшие правила поведения и моральные оценки, которые становятся основой дальнейшего развития и приобщения человека к труду. 2. Стадия игры (от 3 до 6-8 лет), когда происходит овладение "основными смыслами" человеческой деятельности, а также знакомство с конкретными профессиями (игры в шофера, во врача, в продавца, в учителя...). Заметим, что Д.Б. Эльконин, вслед за Г.В. Плехановым, писал о том, что "игра - это дитя труда", и само возникновение детской сюжетно-ролевой игры произошло тогда, когда ребенок уже не мог непосредственно осваивать труд взрослых, когда произошло историческое разделение и усложнение труда (см. Эльконин, 1978). 3. Стадия овладения учебной деятельностью (от 6-8 до 11-12 лет), когда интенсивно развиваются функции самоконтроля, самоанализа, способности планировать свою деятельность и т.п. Особенно важно, когда ребенок самостоятельно планирует свое время при выполнении домашнего задания, преодолевая свое желание погулять и расслабиться после школы. 4. Стадия "оптации" (optatio - от лат. - желание, выбор) (от 11-12 до 14-18 лет). Это стадия подготовки к жизни, к труду, сознательного и ответственного планирования и выбора профессионального пути; соответственно, человек, находящийся в ситуации профессионального самоопределения называется "оптантом". Парадоксальность этой стадии заключается в том, что в ситуации "оптанта" вполне может оказаться и взрослый человек, например, безработный; как отмечал сам Е.А. Климов, "оптация - это не столько указание на возраст", сколько на ситуацию выбора профессии. 5. Стадия адепта - это профессиональная подготовка, которую проходит большинство выпускников школ. 6. Стадия адаптанта - это вхождение в профессию после завершения профессионального обучения, продолжающаяся от нескольких месяцев до 2-3 лет. 7. Стадия интернала - это вхождение в профессию в качестве полноценного коллеги, способного стабильно работать на нормальном уровне. Это стадия, о которой Е.А. Климов говорит, что работника коллеги воспринимают как "своего среди своих", т.е. работник уже вошел в профессиональное сообщество как полноценный член ("интер" и означает: вошел "внутри профессии). 8. Стадия мастера, когда о работнике можно сказать: "лучший" среди "нормальных", среди "хороших", т.е. работник заметно выделяется на общем фоне. 9. Стадия авторитета означает, что работник стал "лучшим среди мастеров". Естественно, не каждый работник может похвастаться этим. 10. Стадия наставника - высший уровень работы любого специалиста. Эта стадия интересна тем, что работник являет собой не просто великолепного специалиста в своей отрасли, но превращается в Учителя, способного передать лучший свой опыт ученикам и воплотить в них часть своей души (лучшую часть души). Таким образом, высший уровень развития любого специалиста - это педагогический уровень. Заметим, что именно педагогика и образование являются стержнем человеческой культуры, поскольку обеспечивают преемственность и сохранение лучшего опыта человечества. Профессионал, ставший Наставником-Учителем, по-своему тоже является культурным существом в лучшем смысле этого слова. Остается вопрос: многие ли профессионалы стремятся именно к такому уровню своего профессионального развития? Об этапах освоения профессии рассуждает А.К. Маркова (1996. С. 49-54). Она выделяет следующие уровни профессионализма: · допрофессионализм (человек уже работает, но не обладает полным набором качеств настоящего профессионала); · профессионализм (человек - профессионал, т.е. стабильно работает и выполняет все, что от него требуется); · суперпрофессионализм (творчество, личностное развитие, то, что называется "акме" - вершина профессиональных достижений); · непрофессионализм, псевдопрофессионализм (внешне достаточно активная деятельность, но при этом либо он делает много "брака" в работе, либо сам деградирует как личность); · послепрофессионализм (человек может оказаться "профессионалом в прошлом", "экс-профессионалом", а может оказаться советчиком, учителем, наставником для других специалистов). А.К. Маркова выделяет также следующие, более конкретные этапы освоения профессии: 1) адаптация человека к профессии; 2) самоактуализация человека в профессии (приспособление человека к профессии - "выработка индивидуальной профессиональной нормы", "планки" самореализации, которую в дальнейшем работник пытается приподнять); 3) гармонизация человека с профессией (близко к уровню "мастерства" - по Е.А. Климову). Человек работает как бы "играючи", легко выполняя задания по освоенным технологиям; 4) преобразование, обогащение человеком своей профессии. Это уровень творчества, когда, например, некоторые мастера начинают даже переживать и волноваться из-за того, что, освоив какие-то действия, могут успокоиться и остановиться в своем развитии. Настоящее творчество предполагает поиск новых, более совершенных способов достижения желаемого результата. Но при этом творчество предполагает настоящий риск (риск неудачи), поэтому не все хорошие работники готовы к этому и, в итоге, не всегда выходят на уровень настоящего творчества и иногда сильно переживают это (как например, переживают творческие артисты, если им не удается найти новое воплощение какого-то образа на сцене); в немалой степени это связано с проблемой формирования индивидуального стиля деятельности, о которой еще пойдет речь; 5) этап свободного владения несколькими профессиями. Здесь предполагается, что на высоких уровнях освоения профессии специалист выходит за рамки своей формальной деятельности и все больше становится культурным существом (близко к тому, что Е.А. Климов называл стадией "наставника"). Например, хороший учитель химии - это, одновременно и философ, и психолог, и политик… 6) этап творческого самоопределения себя как Личности (!). Это предполагает, что профессионал в своей работе стремится реализовать свою главную жизненную идею и даже находит для этого возможности и силы. При этом А.К. Маркова считает, что этапы четвертый, пятый и шестой - это этапы "суперпрофессионализма". Внутри каждого этапа А.К. Маркова выделяет еще более конкретные подэтапы. Например, на уровне адаптации к профессии выделяются следующие ступени (скорее - желательные характеристики "адаптанта"): стажер, убежденный специалист, гражданин, эрудит, методист, коллега, специалист в экстремальной ситуации; специалист, сотрудничающий с социально-психологическими службами и др. На уровне этапа самоактуализации человека в профессии выделяются следующие ступени (скорее характеристики): самодиагност; осознанная индивидуальность; самоэкспериментатор; целостная личность с Я-концепцией; самопрогнозирующийся специалист; профессионально обучаемый; имеющий внутренний локус профессионального контроля; готовый к дифференцированной оценке своего труда; самореализующий свои индивидуальные возможности; конфликтоустойчивый и т.п. На Западе достаточно хорошо известна периодизация американского психолога Дональда Сьюпера. Он предложил свою периодизацию на основе переосмысления исследований, проведенных еще в 1951 г. Э. Гинзбургом, а также исследований Д. Миллера и В. Форма. Сама периодизация Д. Сьюпера включает следующие этапы: 1. Этап роста, когда происходит развитие основных интересов и способностей (от рождения до 14 лет). При этом представления о будущей профессии выстраиваются на основании сначала фантазии (4-10 лет), затем - осознания собственных интересов (11-12 лет), а позже - и на основании осознания своих способностей (13-14 лет). 2. Этап исследования своих сил и устремлений, этап "разведки". Здесь происходит апробация своих сил в различных видах трудовой и учебной деятельности (от 14 до 25 лет). Здесь возможно даже временное (но не основное) занятие определенной профессией (15-17 лет). В переходный период (18-21 год) молодой человек продолжает активный поиск профессионального учебного заведения в условиях освоения способов самостоятельной жизни, включая и временные подработки. Завершается этот этап апробированием избранной профессии в процессе реальной трудовой деятельности, часто совмещаемой с учебой (примерно 22-24 года). Заметим, что западные системы подготовки специалистов в большей степени ориентированы на практику, поэтому возможность попробовать свои силы в реальной трудовой деятельности, совмещаемой с учебой, гораздо большие, чем в нынешней России. 3. Пробный этап. Здесь человек "пробует" себя в качестве полноценного специалиста, способного "конкурировать" с более опытными работниками (25-30 лет). Как известно, именно конкуренция в стремлении к жизненному успеху (к карьере) является важнейшим смыслом существования в цивилизованном обществе. Поэтому, молодой специалист, прежде всего, осваивает именно эту "науку". При этом предполагается, что стремление к успеху - это важнейший стимул и высокопроизводительного труда, и личностного развития… 4. Этап стабилизации, утверждения себя в качестве надежного и преуспевающего специалиста. Этот этап часто предполагает дальнейшее профессиональное образование и упрочение своих позиций в обществе и в своей фирме (от 30 до 44 лет); 5. Этап поддержания, сохранения достигнутых позиций (в ходе карьерных усилий). Человек на данном этапе стремится создать устойчивое профессиональное и социальное положение. Именно здесь решается вопрос - получится ли построить желаемый образ жизни и добиться успеха, т.е. состоится ли карьера вообще (от 45 до 64 лет). 6. Этап спада, ухода, уменьшения профессиональной и социальной активности (от 65 лет и более). Если сравнивать периодизации разных авторов, то различие в них объясняется не только различием в теоретико-методологических взглядах, но и особенностями социально-экономического и духовного развития общества. Так, например, в периодизации отечественного психолога Е.А. Климова профессиональное самоопределение (стадия "оптации") занимает период от 11-12 до 14-18 лет, а у американского психолога Д. Сьюпера аналогичная стадия (этап "разведки") - от 14 до 25 лет. Вероятно, в американском обществе человеку все-таки предоставляется больше времени на обдумывание выбора и на пробу своих сил в разных видах деятельности... Здесь всего лишь подтверждается известная закономерность: в цивилизованном обществе увеличивается не только продолжительность жизни, но и удлиняются период детства и период подростничества. Общество не торопит подростков поскорее начинать зарабатывать деньги. Общество дает подросткам время для выбора профессии, для получения более серьезного образования и для того, чтобы вообще разобраться со смыслами своей будущей профессиональной деятельности. Если сравнивать периодизации различных авторов, анализирующих взрослые периоды жизни человека, то нередко в качестве главного критерия перехода от одной стадии к другой выступает готовность человека переосмысливать смыслы своей жизни и профессиональной деятельности, а также готовность перестраивать свою систему ценностей. Заметим, что для многих людей взрослые периоды жизни - это периоды максимальной самореализации именно в профессиональной и трудовой деятельности. Ниже представлены некоторые из таких периодизаций. Голландский психолог Б. Ливехуд выделяет три аспекта развития (1994): Биологическое развитие, включающее следующие подпериоды: период роста (происходит более созидание, нежели разрушение); устанавливается равновесие между созиданием и разрушением; период инволюции (все нарастающее разрушение организма). Психическое развитие. Еще в детстве начинается поиск "образа мира", часто это "фантазийный мир": "Эта детская фантазия является основой, на которой в будущей социальной и профессиональной жизни разовьются творческие способности". Духовная биография, которая начинается еще в детстве с осознания своего "образа Я". Б. Ливехуд так обозначает соотношение между этими линиями развития: "Печатью биологического ритма развития более всего отмечен период перед наступлением взрослости. Психическое развитие отчетливее всего проявляется в своем своеобразии в средней фазе жизни. Духовное развитие является решающим для последней фазы жизни" (1994. С. 49). Им выделяются основные фазы жизни после детства: 1. Юность (с 16-17 до 21-24 лет) - это переходная фаза: "…юность является временем, когда нужно упорно работать над неравноценными задачами, в результате чего возникает поведение, на основе которого можно называть себя взрослым". Б. Ливехуд против того, чтобы в 14-15 лет ребенок работал на производстве (это - "преступление"). 2. Годы с 21 до 28 - первая фаза взрослости. "Молодой человек хотел бы проявить себя в различных ситуациях. Чтобы таким образом изучить себя и свои способности…". "Худшее, что может случиться с человеком в этой фазе его жизни, это необходимость в течение десяти лет выполнять одну и ту же работу, не имея возможности изучить при этом что-то новое", - отмечает Б. Ливехуд. Важно место в развитии занимает переход от эроса к любви, многие вступают в брачные отношения. 3. Организационная фаза (с 28 до 35 лет). На первый план все больше выходит профессиональная деятельность: "…люди углубляются в свою работу и, таким образом, сами готовят себе социальную изоляцию. Новых "друзей" больше не находят, есть "знакомые", с которыми общаются, главным образом - "полезные знакомые"… 4. 35-40 лет. Здесь происходит частая смена ценностей, страх перед разрывом между старыми (более романтическими) и новыми (более прагматическими) ценностями. В качестве примера Б. Ливехуд приводит отрывок из разговора с одним 40-летним директором: "Вы знаете, что я построил свое предприятие на деньги, взятые взаймы. Я проработал упорно двенадцать лет, чтобы выплатить долг. Все время я думал, что как только я это сделаю, начнется настоящая жизнь, тогда я стану самостоятельным человеком и отправлюсь в большое путешествие. На прошлой неделе это чуть было не осуществилось. Но мне не до каникул. Я нахожусь в состоянии глубокой депрессии. Я должен еще тридцать лет сидеть за одним и тем же письменным столом, заниматься теми же проблемами, и кроме того, очарование самостоятельности исчезло… Как Вы думаете, не продать ли мне предприятие и не начать ли где-нибудь все сначала? Тогда у меня по крайней мере снова будет что-то, для чего я смогу жить!". "Но все бесполезно - от себя не убежишь. Нельзя еще раз стать девятнадцатилетним, нельзя избавиться от кризиса ценностей, хотя его можно надолго отодвинуть. Ничего не возразишь против того, что кто-то хочет делать что-то иначе, но он сначала должен иметь возможность делать привычное по другому. Тогда в большинстве случаев не будет необходимости менять профессию или место работы", - отмечает далее Б. Ливехуд (1994. С. 74). 5. Возраст от 40 до 50 лет. Наблюдается биологический спад и возможность духовного развития. Главным все больше становится вопрос: "Можно ли найти другие, новые ценности?". "В нашей западной культуре почти неизбежно происходит сопоставление с материальными (ориентированными на рассудок) ценностями, их впитывают почти автоматически…", - пишет Б. Ливехуд. Для многих женщин наблюдается снижение сексуальной активности (часто - ориентация на "рацио", на карьеру). Для многих мужчин - повышение сексуальной активности (женщины часто этого не понимают). Отмечается смена ценностей - это период выбора (один из вариантов выбора - ориентация на внутренний мир, на личностный рост, другой вариант выбора - на карьеру). 6.50-56 лет. Б. Ливехуд отмечает, что если новые ценности не найдены, то возрастает ощущение трагичности (неудачности) жизни и человек все больше уходит в работу. Если новые смыслы найдены, то кроме работы человек находит смыслы (счастье) в иных делах (особенное счастье - в духовном развитии). 7. Время после 56-ти лет (с 56 до 63 лет). Для многих людей будущего больше нет - все в прошлом. У многих есть ощущение того, что самое главное в жизни еще не сделал. Далее Б. Ливехуд приводит примеры людей, которые уже в старости осознали, что "жизнь только начинается". По преданию, известный японский художник Хокусаи сказал, что все, созданное им до 73 лет, ничего не стоит и что его художественная карьера началась только после этого. Тициан написал свои самые захватывающие картины почти в возрасте ста лет. Верди, Сибелиус и другие работали до восьмидесяти лет. Согласно Э. Эриксону, главный критерий развития - психосоциальная идентичность как интегративное свойство личности (Эриксон, 2000). В связи с этим выделяются следующие периоды: 1) Базальное "доверие - или недоверие", в результате может сформироваться либо надежда, чувство "защищенности", либо - безнадежность (многое определяется зависимостью от взрослого; главное - сформировать доверие, чувство "хорошести" жизни) (до 1 года); 2) "Автономия - или сомнение и стыд" (близко к формированию "Я-Сам" в советской психологии) (1-3 г.); 3) "Инициативность - или чувство вины" (усвоение простых общественных норм) (3-6 лет); 4) "Трудолюбие, умелость - или чувство неполноценности" (отношение со сверстниками, соревновательность, самоидентификация) (6-14 лет); 5) "Идентичность - или непризнание"; формирование "ролевой идентичности", профессиональное и личностное самоопределение (близко к стадии "оптации" - по Е.А. Климову) (14-20 лет). Сам Э. Эриксон считал эту стадию наиболее трудной и сложной в жизни человека. При этом Э. Эрикосон отмечал, что "главная проблема подростка - поиск аристократии и идеологии", т.е. поиск лучших образцов для подражания; 6) "Сотрудничество - или отчуждение, изоляция"; развитие интимных отношений, планирование и построение семьи (20-35 лет); 7) "Дружба - или изолированность"; профессиональная деятельность, творчество, самоуважение, статус в обществе (по Э. Эриксону - это одна из важнейших стадий жизни, когда реализуется/ или не реализуется возможность утверждения себя в главном деле своей жизни) (35-65 лет); 8) Оценка прожитого, осознание идентичности, целостности всей жизни или наоборот, неудачности своей жизни... (60-65 и далее). Согласно А. Адлеру, еще в детстве у ребенка формируется "план жизни" (как основное направление своей будущей жизни). Поначалу это очень простой план (скорее - образ жизни). Позже формируется "взгляд на жизнь" (как черновой вариант, который "постепенно оформляется в связную схему"). К 5-6 годам у ребенка формируется "жизненный стиль". Если с ребенком работать "с умом", то и после 5-6 лет он будет способен к изменению и совершенствованию своего жизненного стиля. Но если - не работать, то его представление о будущей жизни может как бы "застрять" в своем развитии (Адлер, 1997, см. также Дрейкурс-Фергюсон, 1995). По Э. Берну, еще в детстве закладываются основы для "жизненных сценариев", которые уже во взрослой жизни бывает довольно сложно преодолевать. Эти сценарии часто не позволяют человеку прожить действительно интересную и неординарную, т.е. свою собственную жизнь, заставляя его "играть" в чужие игры (Берн, 1988). При рассмотрении линий развития человека нередко обнаруживаются перекосы различных линий (составляющих) этого развития. Известно, например, что очень быстро человек созревает как организм (физическая составляющая), довольно быстро он овладевает интеллектуальной составляющей, но гораздо сложнее обстоит дело с нравственной, гражданской составляющей (особенно в современной России). Но безнравственный профессионал (да еще образованный, обученный, владеющей современными средствами) особенно страшен… У профессионалов такие перекосы часто образуют профессиональные кризисы и профессиональные деструкции. В соответствующих разделах данной главы эти проблемы будут рассмотрены подробнее. } Кострюков Александр

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Принципи зовнішньоекономічної діяльності | Участники уголовного процесса со стороны обвинения. Процессуальное положение и полномочия прокурора
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 5851; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.021 сек.