Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Конфликт в Дарфуре (Судан) (с 2003 г.): общая характеристика




 

Дарфур (араб. – «земля народности фур») – регион на западе Судана, район межэтнического по своему характеру Дарфурского конфликта, вылившегося в вооружённое противостояние между центральным правительством, неформальными проправительственными арабскими вооружёнными отрядами «Джанджавид» и повстанческими группировками местного негроидного населения.

Количество жертв конфликта оценивается уже примерно в 400 тыс. человек. Ещё 2 млн остались без крова. Международный Комитет Красного Креста, одна из немногих гуманитарных организаций, работающих за пределами городских поселений и лагерей для перемещенных лиц, оказывает помощь более чем полумиллиону жителей сельских районов и представителям кочевых сообществ. Операция МККК в этой стране остается второй по масштабам гуманитарной операцией МККК в мире.

Регион Дарфур населяют представители различных народностей, которые в принципе можно объединить в две группы – чернокожие африканцы и арабские племена, населяющие регион примерно с XIII в. И те, и другие исповедуют ислам, однако отношения между двумя этническими группами на протяжении многих веков отличались напряжённостью и приводили к регулярным вооружённым столкновениям. Вплоть до XX в. Дарфур представлял собой центр работорговли, причём чернокожие и арабские работорговцы соперничали друг с другом при осуществлении набегов на соседний Бахр эль Газаль для захвата рабов и последующей перепродажи в прибрежные районы Африки. Этнические группы конфликтовали между собой и в отношении ограниченных земельных и водных ресурсов. В конце ХХ в. пустыня стала поглощать ранее пригодные к обитанию земли, заселенные арабами-кочевниками, и те стали мигрировать на юг, что привело к обострению межэтнических отношений.

Ситуация в одной из провинций Судана, Дарфуре стала результатом длительной гражданской войны, начавшейся в этой стране между Севером и Югом еще в 1955 г., за несколько месяцев до того, как Судан стал независимым государством. В 1972 г., после подписания Аддис-Абебских соглашений военные действия были приостановлены, но в 1983 г. возобновились вновь и с новой силой.

Спустя 22 года, 16 января 2005 г., в Каире было подписано соглашение о мире, которое вновь остановило гражданскую войну в Судане. Однако прошло всего лишь несколько месяцев, и 30 июля 2005 г., после гибели в авиационной катастрофе первого вице-президента Судана Дж. Гаранга (ранее возглавлявшего СНОД/СНОА, Суданское народно-освободительное движение/Суданская народно-освободительная армия) гражданская война в стране опять стала реальностью. Вспыхнувшие в столице волнения продолжались несколько дней. Пришедший на смену Дж. Гарангу Сальва Киир Майардит взял курс на реализацию подписанных ранее соглашений в Каире.

Между тем в 2000-е годы в Судане возник еще один, не менее острый очаг гражданской войны – в провинции Дарфур. Здесь, при численности населения около 5 млн. человек, самым крупным этносом является народность фор (более 1 млн. человек).

Волнения в Дарфуре начались еще в конце 1980-х годов, и толчком к ним послужила засуха 1987 г., которая почти при полном отсутствии в регионе природных источников воды создала взрывоопасную обстановку. Вскоре было создано Суданское освободительное движение/Суданская освободительная армия (СОД/СОА) под руководством Минни Арку Минави, членами которого стали преимущественно представители народности фор. В феврале 2003 г. в Дарфуре произошли серьезные вооруженные столкновения, поводом для которых послужили давно назревавшие противоречия между центральной властью Судана, находящейся в Хартуме, и этническими группами Дарфура.

Кроме того, одной из причин возникшего кризиса явилось непропорциональное разделение доходов от эксплуатации имеющихся в Дарфуре месторождений полезных ископаемых, и в первую очередь нефти. Повстанцы обвинили Хартум в том, что он не уделяет внимания развитию региона и проводит политику в пользу арабов, одновременно осуществляя дискриминацию в отношении африканского населения.

В 2003 г. против правительства Судана выступили две военизированные группировки: «Фронт освобождения Дарфура», позднее переименованное в Суданское освободительное движение (SLM), и «Движение за справедливость и равенство» (JEM). СОД состояло в основном из народностей фур, загава и масалитов и её боевые формирования действовали в основном в районе границы с Чадом. «Движение за справедливость и равенство» состояло в основном из числа бывших сторонников исламистского лидера Хасана аль-Тураби.

25 февраля 2003 г. отряды СОД захватили окружной центр Голо вблизи границы с Чадом, а 4 марта 2003 г. её отряды попытались захватить Эль-Фашер, но были отброшены правительственными войсками. 6 сентября 2003 г. правительство и СОД при посредничестве Чада подписали соглашение о прекращении огня, договорившись начать полномасштабные переговоры по урегулированию конфликта. Однако вскоре руководство СОД обвинило правительство в срыве соглашения. Возрастание и интенсивность конфликта вынудило власти перебросить в Дарфур крупные военные подкрепления, более широко и активно стала подключаться военная авиация.

Характерной особенностью конфликта в Дарфуре стало то, что для борьбы с повстанцами власти широко использовали вооруженные отряды арабов-кочевников «Джанджавад» («дьяволы на конях»), которые регулярно совершали нападения на чернокожих фермеров, сжигая при этом целые деревни и совершая другие виды насилия. Боевики «Джанджавид» изгоняли чёрные племена для освобождения сельскохозяйственных земель, но после открытия месторождений нефти в южном Дарфуре в 2005 г. главной их целью стало создание "санитарных зон" вокруг нефтяных месторождений.

Суданское правительство с самого начала обострения конфликта заняло жесткую позицию в отношении дарфурских повстанцев. В результате длительных военных действий в Дарфуре, в которых помимо СОД/СОА на стороне повстанцев принимали участие также члены «Движения за справедливость и равенство» (ДСР) во главе с Халилем Ибрагимом Мухаммадом, погибли сотни тысяч человек. Почти 3 млн. человек стали беженцами.

В начале 2004 г. наблюдалась эскалация конфликта в Дарфуре. Причем если прежде основную ношу борьбы с повстанцами несли на себе отряды «Джанджавад», то с этого момента к борьбе с ними все более широко стала подключаться армия, в т. ч. военная авиация. Регулярно поступали сообщения о том, что военно-транспортные самолеты Ан-26, приспособленные «умельцами» из суданских ВВС для сброса бомб, наносили удары с воздуха по местам расположения дарфурских партизан и их сторонников. Наиболее часто бомбардировкам подвергались отдаленные деревни, жители которых подозревались в оказании помощи повстанцам. Причем зачастую объектами бомбежек становилось мирное население.

В результате усиление военной активности привело к росту числа жертв среди гражданского населения. В феврале 2004 г., когда вооруженный конфликт разгорелся с новой силой, результатами стали гибель более 30 тыс. человек и вынужденное переселение более 1 млн. человек, в том числе на территорию соседнего Чада. Постепенно конфликт в Дарфуре стал приобретать форму гуманитарной катастрофы.

К этому моменту на ситуацию, сложившуюся в Дарфуре, которая все больше стала напоминать гуманитарную катастрофу, свое внимание обратили представители международного сообщества.

Ещё в 2004 г. Генеральный секретарь ООН Кофи Аннан предупредил мировую общественность о реальной опасности геноцида в Дарфуре. Наблюдатели сравнивали события в Судане с событиями в Руанде, а применяемые боевиками «Джанджавад» методы – с этническими чистками в Югославии. В то же время удалённость зоны конфликта крайне затрудняла возможность доставки гуманитарной помощи сотням тысяч пострадавших.

ООН призвала Судан и его руководство принять срочные меры по прекращению широкомасштабных нарушений прав человека в Дарфуре, а также по предотвращению назревающей здесь гуманитарной катастрофы. Страны Запада усилили давление на руководство Судана с тем, чтобы оно приняло скорейшие меры по наведению порядка в Дарфуре, разоружив, в частности, отряды арабских экстремистов. Рассматривался вопрос о введении в отношении Судана международных санкций, в том числе и запрет на поставки вооружения и военной техники. Не исключалось также направление в район конфликта миротворческих сил под флагом ООН.

Страны Западной Европы и США обвинили руководство Судана в потворстве деятельности арабских вооруженных формирований «Джанджавид», действия которых представляли, по сути, настоящие этнические чистки в отношении негроидного населения Дарфура.

При этом особенно жесткой оказалась американская позиция. США выступили с осуждением действий руководства Судана и лояльных по отношению к нему отрядов «Джанджавид». В адрес руководства Судана со стороны США прозвучали угрозы, вплоть до введения санкций против Судана и отправки в страну воинского контингента. Президент США Дж. Буш-младший даже обвинил власти Судана в том, что они осуществляют по отношению к населению Дарфура геноцид, одновременно с этим объявив о введении в отношении Судана режима санкций. Конгресс США принял резолюцию, в которой ситуация в Дарфуре была квалифицирована как геноцид.

Как и в случае с другими гуманитарными кризисами, в которые в 2000-е годы оказались вовлечены США, сторонником вмешательства в ситуацию, в данном случае – в Дарфуре, являлся государственный секретарь США К. Пауэлл. В июне 2004 г. он предпринял меры к тому, чтобы оказать давление на Судан и его руководство с тем, чтобы создать условия для доставки в эту страну гуманитарной помощи.

В начале июля 2004 г. регион посетили Генеральный секретарь ООН Кофи Аннан и Государственный секретарь США Колин Пауэлл. Африканский союз и Европейский союз направили представителей для наблюдения за прекращением огня, соглашение о котором было подписано в апреле 2004 г.

30 июля 2004 г. Совет Безопасности ООН принял резолюцию № 1556, требующую от правительства Судана прекращения в течение 30 дней насилия в этом районе. В случае невыполнения требования Судан, как указывалось в этой резолюции, мог оказаться под угрозой санкций. Однако, Лига арабских государств (ЛАГ) потребовала предоставить Судану более длительный срок и предупредила, что Судан не должен превратиться в ещё один Ирак. ЛАГ категорически отвергла любое военное вмешательство в зону конфликта.

К решению проблемы Дарфура подключился Африканский Союз (АС). 23 августа 2004 г. в столице Нигерии Абудже начались многосторонние переговоры по урегулированию дарфурского кризиса с участием представителей дарфурских повстанческих группировок («Суданская освободительная армия» и «Движение за справедливость и равенство»), суданского правительства и действующего председателя Африканского Союза президента Нигерии Олусегуна Обасанджо. Встреча проходила под эгидой Африканского Союза при участии Лиги арабских государств, а также Эритреи, Ливии, Уганды, Чада и Мали. Переговоры практических результатов не принесли.

В октябре 2004 г. для закреплении достигнутых договоренностей о прекращении огня Совет мира и безопасности АС принял решение об отправке в Дарфур миссии наблюдателей, а также контингента миротворческих войск.

25 августа 2004 г. Еврокомиссия объявила о выделении Судану гуманитарной помощи на сумму 20 млн. евро для преодоления кризиса в Дарфуре. Около 15 млн евро предоставлено на покупку продовольствия и медикаментов беженцам, остальные 5 млн евро выделялись миротворческим организациям, действующим на территории Дарфура. С января по август 2004 г. Еврокомиссия выделила Судану 104 млн евро гуманитарной помощи.

9 сентября 2004 г. государственный секретарь США К. Пауэлл впервые, на официальном уровне, выступая в Сенате Конгресса США, квалифицировал происходящее в Дарфуре как геноцид.

Фактически, даже несмотря на то, что руководство США изменило характер своих высказываний относительно происходящего в Дарфуре, используя более жесткие выражения, тем не менее это не привело к решительному изменению позиции США. Они по-прежнему отказывались от глубокого вмешательства в ситуацию в Судане, которая продолжала ухудшаться.

18 сентября 2004 г. Совет Безопасности ООН принял резолюцию о событиях в Судане, которая потребовала от властей страны оказать давление на боевиков, убивающих мирное население в Дарфуре. Совет Безопасности ООН потребовал от Судана более активно сотрудничать с Африканским союзом в урегулировании конфликта. В Дарфуре к этому времени находилось 80 инспекторов и 300 военнослужащих из различных африканских стран (в основном из Нигерии). ООН потребовала от Судана значительного увеличения контингента Африканского Союза в Дарфуре.

Обозреватели отмечали неслучайность того, что резолюция увязывала проблему геноцида в Дарфуре с нефтью. Сам кризис разгорелся буквально сразу после того, как в этой части страны были обнаружены колоссальные запасы нефти. Её разработкой занимаются французские и китайские нефтяные компании, поэтому Судан в ООН поддерживают Франция и Китай, тогда как США выступают против него.

Суданское правительство считает обсуждение кризиса в ООН вмешательством в свои внутренние дела и попыткой США развязать агрессию против своей страны.

18 октября 2004 г. в Триполи (Ливия) состоялся саммит с участием делегаций Ливии, Судана, Чада, Египта и Нигерии, а также представителей двух повстанческих группировок Дарфура, где была предпринята попытка урегулировать кризис силами самих африканцев и избежать применения к Судану международных санкций. Судан выступил здесь с рядом инициатив – предложено, например, провести децентрализацию власти в провинции, создав органы местного самоуправления. Судан также объявил о согласии значительно увеличить военный контингент Африканского Союза в Дарфуре – с 465 до 4,5 тыс. человек. Однако, как заявил позднее председатель Африканского Союза Олусегун Обасанджо, количество войск будет увеличено лишь до 3,3 тыс. человек и не ранее начала ноября 2004 г. Для содержания военного контингента в Дарфуре ЕС выделил 220 млн долларов. На саммите в Ливии участники договорились, что проблему Дарфура нужно решать своими силами, без вмешательства международного сообщества.

Несмотря на все попытки международного сообщества остановить конфликт в Дарфуре, военные действия продолжались. Тогда 29 марта 2005 г. Совет Безопасности ООН принял резолюцию № 1591, в соответствии с которой было введено эмбарго на поставки оружия и военных материалов в Судан, а 31 марта 2005 г. была принята еще одна резолюция – № 1593, по которой в Международный уголовный суд в Гааге были переданы дела о нарушении прав человека в Дарфуре. 5 июля 2005 г. было подписано еще одно соглашение о прекращении военных действий, которое, однако, вскоре было нарушено и в Дарфуре с новой силой разгорелись бои.

В январе 2006 г. было получено согласие от Африканского Союза на то, чтобы его миссия в Судане действовала под «зонтиком» ООН. В феврале 2006 г. Совет Безопасности ООН принял подготовленное представителем США заявление Председателя Совета Безопасности ООН, в котором содержалось поручение К. Аннана незамедлительно приступить к планированию операции ООН в Судане.

15 мая 2006 г. Совет мира и безопасности Африканского Союза согласился на перевод своей миссии в Судане под «зонтик» ООН, а 16 мая 2006 г. Совет Безопасности ООН принял резолюцию № 1679, в соответствии с которой началось развертывание операции ООН в Дарфуре. 31 августа 2006 г. после длительных дискуссий Совет Безопасности ООН принял резолюцию № 1706, которая предусматривала поэтапное развертывание сил ООН в Дарфуре. США предложили направить туда контингент общей численностью 22,6 тыс. человек.

Ранее, 5 мая 2006 г. в Абудже (Нигерия) между правительством Судана и Суданским освободительным движением было подписано мирное соглашение.

Главный итог развития ситуации в Дарфуре в течение 2006 г. заключался, однако, в том, что масштабы гуманитарной катастрофы в этой части Судана продолжали расти, невзирая на все предпринимаемые международным сообществом в лице ООН, а также ряда других организаций меры.

Камнем преткновения» на пути начала реального, подкрепленного вооруженными силами ООН процесса мирного урегулирования оказался решительный отказ руководства Судана допустить на свою территорию какие-либо другие миротворческие подразделения, кроме контингента миротворцев Африканского Союза. Его войска целиком и полностью устраивали суданские власти, так как в силу низкой квалификации, недостаточной вооруженности, а главное, из-за отсутствия решительной политической воли правительств стран, отправивших эти силы в Дарфур, они на практике никак не вмешивались в военно-политическое противостояние в Дарфуре.

Руководство Судана упорно сопротивлялось попыткам размещения «голубых касок» ООН в Дарфуре с конца августа 2006 г., когда в Совете Безопасности ООН была принята резолюция № 1706, в соответствии с которой на западе Судана должны были быть размещены миротворцы ООН (при этом в тексте резолюции делалась оговорка, что «голубые каски» ООН могут войти на территорию Судана лишь с согласия официального Хартума. Руководство Судана во главе с президентом О. аль-Баширом заняло в отношении указанных действий резко отрицательную позицию, полагая что тем самым страны Запада и в первую очередь США осуществляют свою экспансию, стремясь к отторжению от Судана богатых нефтью регионов – Юга и Дарфура, превращению их в независимые государства. В свою очередь, это вызвало усиление критицизма со стороны США. В октябре 2006 г. Президент США Дж. Буш-младший подписал закон, в соответствии с которым санкции, введенные ранее в отношении Судана, ужесточались. При этом указывалось, что руководство Судана своими действиями «создает угрозу национальной безопасности США».

Что касается администрации Дж. Буша-младшего, то дальше ужесточения риторики дело не шло. Руководство США с каждым разом действительно делало свои высказывания относительно происходящего в Дарфуре все более жесткими, вплоть до проведения параллелей с Холокостом, но идти на осуществление практических действий не решалось.

Все ограничилось ужесточением введенных еще в 1997 г. в отношении Судана санкций. 29 мая 2007 г. Президент США Дж. Буш-младший объявил о введении в отношении Судана новых экономических санкций – американская блокада страны еще более ужесточалась. Предполагалось, что санкции будут вводиться в четыре этапа. Во-первых, усиливаются санкции против 100 суданских компаний, уже числящихся в «черном списке». Во-вторых, в список включается еще несколько десятков суданских компаний, работающих в области нефтедобычи. Санкции прежде всего означают, что указанным компаниям запрещаются любые операции в рамках американской финансовой системы. Третий шаг – замораживание счетов ключевых участников конфликта в Дарфуре, в том числе одного из лидеров дарфурских повстанцев (руководителя Движения за равенство и справедливость Халиля Ибрагима). Четвертый шаг – достижение резолюции ООН о введении в отношении Судана полномасштабных экономических санкций и установлении над территорией Дарфура зоны, запрещенной для полетов.

В результате только 12 июня 2007 г. руководство Судана пошло на компромисс и дало свое согласие на размещение в Дарфуре миротворческих сил общей численностью более чем 25000 человек, составленных из контингентов стран-членов ООН и Африканского Союза.

2 июля 2007 г. по вопросу ситуации в Дарфуре высказался Генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун. На пресс-конференции в Женеве он заявил, что «в течение последних шести месяцев мы медленно, но уверенно и серьезно продвинулись вперед в оказании помощи для разрешении кризиса в Дарфуре. …Народ Дарфура слишком много страдал, а международное сообщество слишком долго бездействовало. Сейчас для нас самое время предпринять необходимые действия, и я надеюсь, суданское правительство будет последовательно выполнять те обязательства, которые оно взяло на себя».

31 июля 2007 г. Совет Безопасности ООН после нескольких переработок проектов принял Резолюцию № 1769, санкционировавшую «создание на первоначальный период в 12 месяцев смешанной операции Африканского Союза/Организации Объединенных Наций в Дарфуре (ЮНАМИД)». К этому моменту в стране уже находится 7-тысячный корпус военнослужащих Объединённой африканской миссии в Судане. Желание принять участие в миротворческой операции высказали РФ и КНР.

ЮНАМИД (United Nations African Union Mission in Darfur, UNAUMID) – совместная миротворческая миссия Африканского Союза и Организации Объединённых Наций утверждённая резолюцией № 1768 Совета Безопасности ООН 31 июля 2007 г. с целью стабилизации ситуации в регионе Судана Дарфур.

Участники миссии (26000 чел.) начали прибывать в регион в октябре 2007 г. 9000 членов миротворческой миссии Африканского Союза в Судане (АМИС), ответственные за миротворческую деятельность, присоеденились к этим силам 31 декабря 2008 г.

19555 чел. военного персонала и 3772 чел. полицейского персонала были усилены 19-ю полицейскими подразделениями, включающими до 140 человек каждое. Миротворцы могли применять силу для защиты гражданских лиц и проведения гуманитарных операций.

ЮНАМИД стала первой совместной миссией Африканского Союза и Организации Объединённых Наций, а также – самой крупной миротворческой операцией.

12 августа 2007 г. Альфа Умар Конаре, председатель Африканского Союза, предложил комплектовать ЮНАМИД только африканскими войсками. Однако все следующие страны заявили о желании принимать участие в миссии: Бангладеш, Буркина-Фасо, Великобритания, Гана, Дания, Джибути, Египет, Индонезия, Иордания, Ирландия, Камерун, Китай, Малайзия, Непал, Нигерия, Нидерланды, Норвегия, Пакистан, Руанда, Сенегал, Таиланд, Танзания, Уганда, Франция, Швеция, Эфиопия.

В последующие годы проблема Дарфура все еще продолжала оставаться в центре внимания представителей международного сообщества, учитывая, что по-прежнему в этой части Судана сохранялась напряженность.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-07; Просмотров: 674; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.037 сек.