Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Практика 2




Вопрос

Вопрос

СОЦИОЛОГИЯ

В России социология начала завоевывать свои позиции с 60-х гг. XIX в., когда научная общественность и читающая публика смогли познакомиться с переводами книг и статей О. Конта. Испытывая влияние со стороны различных течений западной социологии, отечественные социологи создают свои оригинальные концепции, отражающие своеобразие российского общества. В развитии социологической мысли в дореволюционной России можно выделить три этапа: с начала 1860-х гг. до 1890 г.; с 1890-х гг. до начала XX в.: с начала XX в. до 1917 г.

Первый этап развития социологии (1860-е гг. — 1890 г.) связан прежде всего с творчеством видных идеологов народничества П.Л. Лаврова (1823-1900) и Н.K. Михайловского (1842-1904). Развиваемое ими направление получило название «этико-субъективная школа». Эти мыслители считали, что объективное изучение общественных явлений должно сочетаться с их субъективной оценкой, основанной на принципах этики и социальной справедливости. Основным социологическим трудом П.Л. Лаврова являются «Исторические письма», где он разработал основы субъективного метода. По его мнению, ведущей силой, «главным органом прогресса является личность, характеризующаяся критическим сознанием к изменению застывших общественных форм». Согласно Лаврову, исторический процесс имеет направленность и измеряется степенью развития социальной солидарности. Он выделяет три вида солидарности: основанную на привычке; основанную на сходстве аффектов и интересов; сознательную солидарность, основанную на единстве убеждений людей. Отсюда он делает вывод о том, что только те группы и народы могут быть признаны историческими, в среде которых появилась сознательная солидарность. Внешним признаком существования этой формы служит появление интеллигенции, умеющей критически мыслить и сострадающей угнетенным.

Н.К. Михайловский придерживался аналогичных взглядов. Его основные работы: «Что такое прогресс?», «Герои и толпа» и др. По мнению Михайловского, главная задача социологии как науки должна состоять не столько в поиске и обнаружении объективных законов, сколько в том, чтобы раскрыть человеческое, гуманистическое содержание общественного прогресса и соотнести его с потребностями человеческой личности. Субъективным методом он называет такой способ удовлетворения познавательной потребности, когда социолог-наблюдатель ставит себя в положение наблюдаемого. Михайловский был ярко выраженным индивидуалистом, для которого критерий блага реальной личности стал делом всей системы его социологических воззрений. По его мысли, личность и общество взаимно дополняют друг друга, поскольку всякое подавление личности наносит вред обществу, а подавление общественного — вред личности.

Таким образом, в качестве ведущей силы общественного прогресса Лавров и Михайловский рассматривали «критически мыслящую личность». которая, по их мнению, выступала как творец истории и одновременно как носитель нравственно идеала. Сущность прогресса они видели в росте социальной солидарности и сознательности личности.

Наряду с субъективной социологией заметную роль в социологической мысли России того периода играет позитивизм. Наиболее полное развитие позитивистский подход получил в научном творчестве М.М. Ковалевского (1851-1916) — известного историка, этнографа и социолога. Основные его труды - «Социология», «Современные социологи». Он одним из первых применил сравнительно-исторический метод в социологии, с помощью которого исследовал генезис народов разных стран и эпох. Анализ социальных явлений на основе их происхождения Ковалевский называл «генетической социологией», и с этих позиций рассматривал, в частности, происхождение семьи, собственности, государства. Он высоко ценил психологическую школу в социологии, отмечая, подобно Г. Тарду, что для более глубокого понимания духовного состояния народов и проявления их культур необходимо изучать «психологию народов».

Ковалевский в своих социологических воззрениях разделяет положения многих социологических школ и направлений, пытаясь понять и использовать их при анализе различных социальных явлений. Исходя из установок «социологического плюрализма», он разработан теорию общественного прогресса, которую иногда называют ядром его социологии. Основное содержание общественного прогресса Ковалевский видел в «расширении сферы человеческой солидарности».

В русле позитивизма развивалась «натуралистическая» школа, в рамках которой возникло несколько течений и направлений социологической мысли. К их числу относится концепция географического детерминизма. разработанная крупным географом и социологом Л.И. Мечниковым (1838-1888). В работе «Цивилизация и великие исторические реки. Географическая теория развития обществ» он объяснил неравномерность общественного развития влиянием географических условий, главным образом водных ресурсов и путей сообщения. При этом решающая роль в развитии общества отводилась воздействию гидрологического фактора (рек, морей, океанов). Теория Л.И. Мечникова содержала ценные идеи, объясняющие механизмы взаимодействия природы и общества.

Наиболее яркими представителями психологического направления в российской социологии были Е.В. Де Роберти (1843-1915) и Н.И. Кареев (1850-1931). В теоретическом отношении их труды базировались на идеях, высказанных французами Г. Тардом и Г. Лебоном. а также русскими социологами П.Л. Лавровым и Н.К. Михайловским, которые в известной мере были склонны к психологизации в объяснении общественных явлений.

Основные труды Е.В. Де Роберти: «Социология», «Социальная психика», «Новая постановка основных вопросов социологии». Он понимает социологию как теоретическую обобщающую науку, главная задача которой заключается в «открытии законов, управляющих возникновением, образованием и постепенным развитием высшей надорганической или духовной формы мировой энергии...». В своей «психологической социологии» ученый исходил из того, что «все общественные явления в известной мере совпадают с явлениями собственно психическими» [ 13, с. 35]. По мнению Де Роберти, существует четыре группы социальных фактов, которые в конечном счете определяют поведение индивидов в обществе и специфику их психологического взаимодействия: знание, религиозная вера, эстетические чувства и практические, технические действия людей.

Большой вклад в обоснование роли психических факторов в развитие общества внес Н.И. Кареев. Главные его работы: «Основные вопросы философии истории», «Общие основы социологии» и др. Предметом изучения социологии он считал духовное взаимодействие людей как определяющий фактор социальной жизни. Кареев отмечал, что в деятельности и поведении людей, а значит, во всей их общественной жизни, большую роль играют интеллектуальная, эмоциональная и волевая стороны их духовного бытия. По его мнению, психическая жизнь человека вытекает из его «психической природы» и определяется ею. Подобно Де Роберти, Кареев придавал большое значение «коллективной психологии», лежащей в основе развития духовной культуры.

Одновременно с так называемой академической социологией в России большое развитие получили идеологическая и политическая социология.

Религиозная социальная философия (христианский гуманизм) связана с именами таких русских мыслителей, как А. Хомяков, К. Леонтьев, Вл. Соловьев, Н. Бердяев и др. Возникновение этого направления было вызвано в первую очередь нарастанием в конце XIX — начале XX в. кризисных явлений во всех сферах общественной жизни, а также ростом активности народных масс и растерянностью интеллигенции.

Владимир Соловьев (1853-1900) (основная работа — «Чтение о Бого- человечестве») и Николаи Бердяев (1874-1948) (основная работа — «Русская идея») глубоко сознавали, что истинной социологией может быть лишь та, которая но сущности своей является идеологией национального духа. Они считали, что социология должна вырабатывать такие важные интегральные, сплачивающие общество понятия, как «национальная идея», «общественный идеал», «коренной интерес» и другие понятия, относящиеся к категории так называемой ценностной ориентации, как мирового, так и национального масштаба.

Социология марксизма в России была представлена двумя основными теориями: ортодоксальный марксизм (Г.В. Плеханов и В.И. Ленин) и так называемый «легальныймарксизм» (П.Б. Струве, М. Туган-Барановский и Др.,).

Легальный марксизм - это теоретическое и идеологическое направление социальной мысли, признавшее истинность экономического учения К. Маркса о природе и исторической неизбежности капитализма. Наиболее яркими представителями этого течения были П.Б. Струве (1870-1944) (основные работы: «Метафизика и социология», «Критические заметки к вопросу об экономическом развитии России») и М. Туган-Барановский (1865-1919) (основные работы: «Современный социализм в своем историческом развитии», «О кооперативном идеале»).

По мнению П. Струве, экономическое процветание России в перспективе станет возможным на основе капиталистического пути развития. Необходимым условием этого он считал успешное проведение социальных реформ и создание возможностей для свободного развития индивидов. Важную роль Струве отводил деятельности буржуазного государства — «организации порядка», способного наладить экономическую и политическую жизнь общества и предотвратить социальные конфликты.

М. Туган-Барановский, так же как П.Б. Струве, предпочитал социализму цивилизованный капитализм. Будучи крупным экономистом и социологом, он высказывал идеи: частичного и кооперативного предпринимательства; соединения крупного и мелкого производства; общественного самоуправления в общественных организациях, общинах; распределения по труду: «от каждого по способностям, каждой способности по ее труду». Туган-Барановский большое значение придавал свободной сельскохозяйственной кооперации, через которую крестьяне могут прийти к крупному и эффективному производству. К сожалению, многие труды Туган-Барановского, в том числе и по кооперации, были преданы забвению или подвергались необоснованной критике. От этого многое потеряли как теория, так и практика экономических и социальных преобразований в нашей стране.

Главный смысл марксистской теории заключен в раскрытии закономерностей и сущности перехода от частной собственности к общественной.

Анархизм (от греч. anarchia - безначалие, безвластие) — это социально-политическое течение, отрицающее необходимость государственной и иной власти и проповедующее неограниченную свободу личности. непризнание общепризнанных законов и порядка. Виднейшими представителями анархизма в России были русские революционеры М.А. Бакунин (1814-1876) (основная работа - «Бог и государство») и П.А. Кропоткин (1842- 1921) (основные работы: «Записки революционера», «Этика»).

Анархизм XIX в. подразделялся на два течения: анархизм-индивидуализм, представителем которого был Бакунин, и анархизм-коллективизм. Кропоткин представлял второе течение, развив его в анархизм-коммунизм. Суть анархизма, как считал Бакунин, может быть выражена в словах: «предоставьте вещи их естественному течению». Отсюда одна из центральных идей анархизма — идея свободы личности как ее естественного состояния, которое не должно нарушаться никакими государственными институтами. Государство, по мнению Бакунина, — это всегда власть меньшинства, противопоставленная народу сила. Оно остается «законным насильником воли людей, постоянным отрицанием их свободы».

Подобно Бакунину, Кропоткин резко выступал против «государственного социализма», считая, что трудящиеся сами в состоянии «выработать строй, основанный на их личной и коллективной свободе». Этот свободный «анархический коммунизм», по его мнению, должен представлять собой общество равных между собой людей, основанное на самоуправлении и состоящее из множества союзов, организованных для всякого рода производства: земледельческого, промышленного, умственного, художественного и т.п. Кропоткин писал: «Равенство — это справедливость». «Равенство во всем — синоним справедливости. Это и есть анархия». Таковы теоретические и практические установки анархизма, изложенные его российскими вождями.

Видным представителем исторической школы (направления) русской социологии был Н.Я. Данилевский (1822-1885). В своем наиболее известном труде «Европа и Россия» он выделил и проанализировал основные «культурно-исторические типы», или цивилизации. Согласно его теории, каждое общество, каждый народ в своем развитии переживает циклические стадии — рождение, молодость, дряхление и гибель. Цивилизационный подход у Данилевского служил методологической основой поиска особого исторического пути России, обоснованием ее самобытности и возможности для нее не повторять этапов развития западных стран.

Идеи Данилевского оказали сильное влияние на П.А. Сорокина, Ф.М. Достоевского, Л.Н. Толстого. Их отголоски слышны в идеях Л.H. Гумилева и даже в цивилизационной концепции современного американского политолога С. Хантингтона [ 1, с. 57].

На втором этапе (1890-е гг. — начало XX в.) начинается процесс институционализации российской социологии, которая проникает в академическую среду и все больше находит поддержку в научных и общественных кругах.

В этот период возникли новые направления в социологии, наиболее влиятельным из них стала социологическая школа права. Представители этой школы — известные правоведы и социологи Н.Ж. Коркунов (1853-1904), С.А. Муромцев (1850-1910), П.И. Новгородцев (1866-1924) и др. — выступали с резкой критикой позитивизма и стремились дать нормативистское, нравственно-правовое обоснование общественной жизни. Заслуга этих исследователей состояла в том, что им удаюсь глубоко разработать ряд методологических проблем социологического познания.

К концу второго этапа российская социология вышла на международную арену. Российские социологи активно участвовали в рабоге Международного института социологии, а М.М. Ковалевский и П.Ф. Лилиенфельд избирались его президентами. В то же время наметились сдвиги и в процессе институционализации отечественной социологии. Благодаря усилиям М.М. Ковалевского в 1908 г. была открыта первая в России кафедра социологии при частном Психоневрологическом институте в Петербурге.

Третий этап (начало XX в. — 1917 г.) развития российской социологии характеризуется ориентацией на неопозитивизм, наиболее известными представителями, которого были К.М. Тахтарев (1871- 1925) и П.А. Сорокин (1889- 1968).

Среди российских социологов К.М. Тахтарев одним из первых обратил внимание на необходимость применения в социологии эмпирических методов - наблюдения, эксперимента и социально-статистического измерения, поскольку без математики социология не может стать точной и объективной наукой.

Научная и организационная деятельность П.А. Сорокина способствовала ускорению процесса институционализации социологической науки. При его активном участии создается первое в стране социологическое общество, учреждается степень по социологии. В 1920 г. в Петроградском университете был открыт первый в стране социологический факультет, который возглавил П.А. Сорокин. Однако в дальнейшем социология была объявлена буржуазной наукой, и научные исследования в этой области были запрещены на многие десятилетия. В конце 1922 г. Сорокин был вынужден эмигрировать из страны сначала в Германию, затем в Чехословакию, а в конце 1923 г. — в США.

Питирим Сорокин — крупнейший ученый и общественный деятель, внесший огромный вклад в развитие отечественной и мировой социологии. Его основные труды: двухтомная «Система социологии», «Социология революции», «Социальная мобильность», четырехтомная «Социальная и культурная динамика», «Общество, культура. личность».

П. Сорокин различает теоретическую и практическую социологию. Теоретическая социология, по его мнению, лишь наблюдает, анализирует и выстраивает концептуальные модели, а практическая социология должна быть прикладной дисциплиной. Она призвана осуществлять афоризм О. Конта: «знать — чтобы предвидеть, предвидеть — чтобы мочь».

Разделами социологического знания, по П. Сорокину, являются:

  • социальная аналитика, изучающая строение (структуру) социального явления и его основные формы;
  • социальная механика (или социальная физиология), описывающая процессы взаимодействия социальных агрегатов (людей, групп, социальных институтов);
  • социальная генетика, которая изучает развитие социальной жизни, ее отдельных сторон и институтов.

Первичной единицей социологического анализа П. Сорокин считал взаимодействие. Развивая идею понимания общества как особого социшмного пространства, не совпадающего с территориальным, физическим и т.д., П. Сорокин создал две взаимосвязанные концепции: социальной стратификации (социального расслоения) и социальной революции.

Согласно первой теории все общество делится на различные слои - страты, которые различаются между собой по уровню доходов, видам деятельности, политическим взглядам, культурным ориентациям и т.д. К основным формам социальной стратификации Сорокин отнес экономическую, политическую, профессиональную.

Внутренняя динамика систем стратификации выражается в процессах социальной мобильности — перемещении людей по позициям социального пространства.

П. Сорокин был противником всяких социальных потрясений, в том числе революций, и выступал за нормальный, эволюционный путь развития. Он считал, что возникающие в обществе проблемы следует решать на основе разумного управления.

В работе «Социальная и культурная динамика» Сорокин анализирует развитие культуры разных народов, разрабатывает теорию ценностей. Понятие «ценность» выступает как одно из важнейших в его социологии. Он считает, что истинным субъектом исторического развития выступает «социокультурная суперсистема».

Взяв за критерий классификации общефилософские представления о двойственной природе человека, в которой сосуществуют понятия «материального» и «идеального», «возвышенного» и «земного», П. Сорокин выделил три типа культурных суперсистем: чувственный, идеациональный и идеалистический (или интегральный). При доминировании в обществе материальных и утилитарных ценностей мы имеем делос чувственным типом культуры. Если же первичным признается потусторонний мир, а земные блага и нужды — второстепенными, то перед нами идеациональный тип культуры. Интегральный тип культуры - «золотая середина», сочетает в себе эмпирические и свсрхэм- пирические ценности. Причем на разных этапах исторического процесса может преобладать тот или иной тип культуры.

Большое значение П. Сорокин придавал общечеловеческим ценностям, на основе которых возможно сотрудничество. На склоне своих лет он выступил с идеей конвергенции, согласно которой в будущем капиталистический и коммунистический типы общества сольются в некое интегральное общество, которое «объединит большинство позитивных ценностей и освободится от серьезных дефектов каждого типа».

Таким образом, социология в дореволюционной России развивалась как часть общемировой социологической мысли. Испытывая влияние различных течений западной социологии, она вместе с тем смогла выдвинуть немало собственных теорий и концепций, отразивших своеобразие развития российского общества.

Возрождение российской социологии началось только в конце 1950-х — начале 1960-х гг. в связи с либерализацией политического режима. В 1960-х гг. социология восстанавливает свой социальный статус. В 1962 г. создается Советская социологическая ассоциация, в 1968 г. — Институт конкретных социальных исследований АН СССР (ныне — Институт социологии). Открываются факультеты и кафедры при вузах страны. С 1974 г. стал издаваться специализированный журнал «Социологические исследования».

Последующее интенсивное развитие социологии связано с коренными изменениями, произошедшими в жизни страны с середины 1980-х гг. В 1987 г. был создан Всесоюзный центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ), а также ряд независимых социологических служб. Опросы населения по самым разным вопросам, практическое использование социологической информации стали достаточно распространенным явлением. Социология обрела свое второе рождение, стала преподаваться в высших и средних специальных учебных заведениях страны в качестве общеобразовательной дисциплины. Значительный вклад в развитие современной социологической мысли внесли известные отечественные социологи: И.В. Бестужев- Лада; А.Г. Здравомыслов; Ю.А. Левада; Т.И. Заславская; Н.А. Аитов; Ж.Т. Тощенко; С.С. Фролов; Г.А. Осипов; В.А. Ядов; В.И. Добреньков и др.

Методология, методика и техника конкретных

социологических исследований

1. Социологические исследования как направление

социологического знания. Классификация социологических

исследований.

2. Программа социологического исследования. Методика, техника и

процедура социологического исследования.

1. Возникновение и развитие социологии неразрывно связано с эмпирическими

исследованиями, которые являются источником новых знаний, необходимых для

обогащения теории, регулирования социальных процессов.

Что мы понимаем под социологическим исследованием? Социологическое

исследование — это система логически последовательных методологических,

методических и организационно-технических процедур, связанных между собой

единой целью — получить объективно-достоверные данные об изучаемом

социальном процессе или явлении для их последующего использования в практике.

Социологические исследования имеют довольно богатую историю.

Уже с XVIII в. в ряде стран стала регулярно проводиться перепись населения. В

Соединенных Штатах, к примеру, она проводилась через каждые 10 лет, начиная с

1790 г. Это позволяло правительству иметь реальную картину демографической

структуры общества, видеть ее динамику и т. д. Перепись населения можно считать

прародительницей социологических исследований. В XIX в. проводились и опросы

населения в целях выяснения уровня жизни, в частности среди жителей Лондона.

Технические приемы, применявшиеся при этом, позднее превратились в широко

распространенный метод выборочного обследования.

Развитие эмпирической социологии связано с XX веком. Это обусловлено как

объективными потребностями усложняющегося общества, требующего решения

конкретных проблем, так и развитием и совершенствованием самой науки, выходом

ее на более высокий уровень. Техническая оснащенность, компьютеризация

позволяли работать с большими контингентами, обрабатывать обширные данные.

Работы социологов по конкретным проблемам открыли новые возможности

социологии как науки.

Общество обращается к социологии, если оно заинтересовано в объективном

научном познании самого себя.

Конкретные социологические исследования позволяют

— получить отражение реального состояния социальных явлений и процессов

в обществе, снять «снимок состояния»;

— выявить имеющиеся противоречия и тенденции развития социальных

отношений;

— дать прогноз социальных ситуаций;

— определить оптимальные пути воздействия на тенденции общественного

развития и разрешения противоречий;

— осуществлять действенный контроль за состоянием дел в различных сферах

общественной жизни, осуществлять обратную связь. В качестве научного метода в социологии выступает диалектический метод, т.

е. рассмотрение общества как живого организма в его постоянном развитии, во всех

его связях и взаимоотношениях. При этом следует выделять наиболее существенные

признаки, стороны, свойства и отношения социального явления или процесса.

Для проведения социологического исследования нужна теоретическая основа,

определение проблемы, цели и задач; обязательным является организационное и

материально-техническое обеспечение, его нацеленность на практику.

Одним из главных мотивов обращения к социологическому исследованию

является потребность получения информации, отражающей те стороны жизни и

деятельности общества, которые скрыты от «внешнего глаза», но важны в практике

управления, познания. Это может быть, к примеру, изучение запросов тех или иных

групп, выявление интересов, планов на будущее, объективных представлений о том

или ином социальном явлении или процессе и т. д.

Классификация социологических исследований может быть проведена по ряду

показателей. Выделяются три основных вида исследования в зависимости от

масштабности и сложности поставленных задач: пилотажное (оно также называется

зондажным), описательное и аналитическое.

Пилотажное исследование — наиболее простой вид конкретного

социологического исследования. Оно решает ограниченные по содержанию задачи,

охватывает небольшие обследуемые совокупности. Его отличают упрощенная

программа, методика и сжатый по объему инструментарий.

Разновидностью пилотажного исследования является экспресс-опрос. Он

проводится, как правило, в целях получения оперативной информации о каком-либо

конкретном факте, событии, явлении (например, выявление отношения к какому-

нибудь актуальному событию).

Описательное исследование — более глубокий социологический анализ. Объектом

исследования здесь выступает достаточно большая общность людей, не однородная

по своим характеристикам, что позволяет делать сравнение и сопоставление.

Например, коллектив большого цеха, где можно выделить группы рабочих, занятых

ручным, механизированным и автоматизированным трудом, имеющих разный

уровень образования, различные возрастные характеристики и т. д. Ввиду сложности

программы и масштабности исследования здесь используется машинная обработка

результатов.

Аналитическое исследование — самый сложный и глубокий вид социологического

исследования. В отличие от описательного оно предполагает также выявление

причин, обусловливающих тот или иной характер наблюдаемого явления, его

динамику и т. д. Данное исследование носит комплексный характер как по методам

сбора информации, так и по другим показателям. Оно может охватывать большие

массивы исследуемых, проводиться в рамках города, региона, республики, страны. В

данном виде исследования может использоваться также эксперимент: когда социолог

создает определенные ситуации, помогающие ему более углубленно выяснить

причинно-следственные связи, факторы. Такое исследование можно назвать также

экспериментальным.

Далее, в зависимости от того, как изучается объект (в статике или динамике),

можно выделить такие исследования:

— разовое, или точечное, которое дает как бы моментальный «срез» объекта;

— повторное, позволяющее сделать сравнительный анализ, ибо

осуществляется несколько раз, по одной и той же программе, с

использованием того же инструментария через определенные промежутки

времени.

Особым видом повторного исследования является панельное, его особенность в том, что оно проводится с одной и тойже категорией обследуемых.

2. Проведение социологического исследования состоит из последовательных

этапов:

— подготовка исследования;

— сбор первичной социологической информации;

— подготовка к обработке материалов исследования и обработка на ЭВМ;

— анализ информации, подготовка отчета по итогам социологического

исследования, выводы и рекомендации.

Социологическое исследование начинается с разработки программы,

включающей теоретическое обоснование методологических подходов и

методических приемов изучения конкретного социального явления или процесса.

Программа включает ряд элементов, из которых выделим наиболее значимые.

Это определение проблемы исследования, суть которой составляет реальное

жизненное противоречие как частного, так и общего характера. Далее следует

формирование темы и задач исследования. Важной составляющей является

разработка гипотезы, т. е. предположения об изучаемом явлении, которое в

результате исследования может быть подтверждено, либо опровергнуто. Могут быть

основная и вспомогательные гипотезы. Сама по себе разработка гипотезы —

сложный познавательный акт, требующий подготовки и основывающийся на

предшествующем познании предмета исследования.

Программа включает также характеристику понятийных и эмпирических

индикаторов, выявление объекта исследования, инструментарий.

Объект исследования составляет та или иная общность людей, отражающих

какую-либо социальную проблему. Вся общность, на которую распространяются

исследования, носит название генеральной совокупности.

Но поскольку абсолютное большинство исследований носит не сплошной

характер, а выборочный, то очень важно грамотно, по определенным правилам

отобрать необходимое количество людей для опроса, т. е. провести выборку. В этом

случае микромоделью генеральной совокупности является выборочная совокупность,

т. е. отобранное по строго заданному правилу определенное число элементов

генеральной совокупности, подлежащее непосредственному исследованию.

Выделим основные методы выборки.

— Метод механической выборки. Из генеральной совокупности через равные

промежутки отбирается необходимое количество респондентов (например,

каждый 10-й).

— Метод серийной выборки. Генеральная совокупность разбивается на

однородные части и из каждой части пропорционально отбираются единицы

для обследования (например по 20% респондентов из каждой части).

— Метод гнездовой выборки. В качестве единиц отбора выступают не

отдельные респонденты, а группы с последующим сплошным опросом их.

Данная выборка будет представительна, если состав групп схож между

собой.

— Метод основного массива. Представляет опрос 60—70% генеральной

совокупности.

— Метод квотной выборки. Наиболее сложный метод, применяемый при

большой генеральной совокупности и требующий для отбора респондентов

использования не менее 4-х признаков.

Репрезентативным считается такое исследование, при котором отклонение в

выборочной совокупности по контрольным признакам не превышает 5%. Практика

работы социологов позволяет с достаточной надежностью проводить

репрезентативные опросы, руководствуясь элементарными правилами. При пилотажном опросе небольшой генеральной совокупности (например, в рамках

факультета численностью до 100—250 чел.) репрезентативным будет сплошное

анкетирование. В масштабах вуза достаточно будет опросить 25% от общего числа

студентов.

Наиболее распространенным методом сбора социологической информации

является опрос. Существует несколько видов опроса, прежде всего анкетирование и

интервьюирование.

Анкетирование. Предполагает самостоятельное заполнение анкеты

респондентами. Возможно индивидуальное и групповое анкетирование, очное и

заочное. Примером заочного анкетирования является почтовый опрос или опрос

через газету.

Интервьюирование представляет собой личное общение социолога с

респондентом, когда он задает вопросы и записывает ответы респондента.

Существует несколько разновидностей интервьюирования: прямое (когда

социолог непосредственно беседует с респондентом); опосредованное (беседа по

телефону); формализованное (заранее разрабатывается вопросник); фокусированное

(в центр внимания ставится конкретное явление); свободное интервью (свободная

беседа без заранее заданной темы).

Данный вид опроса требует определенной профессиональной подготовки.

Используется, как правило, журналистами. Положительным моментом является

живое общение. Но вместе с тем при этом утрачивается анонимность, характерная

для анкетирования, что может привести к получению менее искренних ответов. В

настоящее время широкое распространение получило телефонное интервью.

Важным видом сбора информации является социологическое наблюдение. Это

целенаправленное, систематизированное восприятие какого-либо явления с

последующей фиксацией результатов на бланке или в дневнике наблюдения с

помощью кино-, фото- или радиомагнитофонной аппаратуры. Наблюдение позволяет

получить «срез» знаний о наблюдаемом явлении или процессе в его динамике,

позволяет как бы «схватить» живую жизнь. В результате получаются интересные

материалы.

Наблюдение может быть различным: неструктурализованное (когда отсутствует

детальный план наблюдения, определены лишь общие черты ситуации);

структурализован-ное (имеется детальный план наблюдения, инструкция, имеется

достаточная информация об объекте); системное, несистемное.

Интересные результаты можно получить при включенном наблюдении, когда

исследователь работает или живет вместе с изучаемой группой. Это полевая работа,

где исследование проводится в естественных условиях в отличие от лабораторного (с

созданием определенных условий).

Эффективным методом сбора информации является анализ документов. Этот

метод используется при исследовании прошлых явлений, помогает выявлению

тенденций развития. Применяется в сочетании с другими методами, может носить

контрольный характер. Источником анализа служат доклады, протоколы, решения,

публикации, письма, записки, личные дела, отчеты, архивные материалы и пр.

Важным моментом подготовки исследования и сбора информации является

разработка инструментария: анкет, бланков-интервью, учетных карточек, дневников

наблюдений и т. д. Поскольку анкетирование является наиболее распространенным

методом сбора социологической информации, остановимся на нем подробнее. Что

представляет собой анкета и каковы требования к ней?

Социологическая анкета — это объединенная единым исследовательским замыслом

система вопросов, направленных на выявление количественных и качественных

характеристик объекта исследования. Составление анкеты — дело сложное, трудоемкое, требующее наличия определенных профессиональных навыков. Только

соблюдая определенные требования при ее составлении, возможно получать

объективные количественно-качественные характеристики объекта исследования.

Все вопросы в анкете следует четко формулировать, чтобы они были понятны

респондентам, включая и используемые термины.

Вопросы не должны превышать возможности памяти и компетентности

опрашиваемых; вызывать отрицательных эмоций и задевать самолюбие

респондентов; навязывать мнение социолога; быть перегружены вариантами ответов.

Если анкета включает значительное количество вопросов, то они группируются

по тематическим блокам. Можно охарактеризовать несколько групп вопросов.

1. Вопросы по содержанию: о фактах сознания (направленные на выявление

мнений, пожеланий, суждений, планов); о фактах поведения {направленные

на выявление поступков, результатов деятельности, поведения); о личности

респондента (или так называемая «паспортичка», дающая характеристику

личности респондента).

2. Вопросы, различающиеся по форме: вопросы закрытые (к которым дается

перечень вариантов ответов); открытые (к которым не прилагаются

варианты ответов. Респондент должен сформулировать и вписать ответ);

полуоткрытые (в которых сочетается возможность выбора предложенных

вариантов ответа с возможностью также свободно сформулировать и

вписать ответ). Последнее используется исследователем тогда, когда он не

уверен в полноте известных ему вариантов ответов.

Закрытые вопросы могут быть также альтернативными и неальтернативными.

Альтернативные закрытые вопросы предполагают возможность выбора

респондентом только одного варианта ответа. Например: да, участвуют; нет, не

участвуют.

Неальтернативные закрытые вопросы предполагают выбор одного или

нескольких вариантов ответов. Например: «Из каких источников Вы получаете

политическую информацию — телевидение, радио, газеты, коллеги по работе,

друзья?»

Имеют место вопросы прямые и косвенные. Прямые вопросы — это такие,

которые требуют критического отношения к себе, к окружающим.

В косвенных вопросах преодолевается необходимость критического отношения

к себе или близким людям. Пример прямого вопроса: «Что мешает Вам хорошо

учиться?» Пример косвенного вопросов: «Когда я слышу упрек в адрес студента, что

он плохо учится, я думаю, что...»

Вопросы по своим функциям делятся на основные и неосновные. Основные

вопросы направлены на сбор информации о содержании исследуемого явления.

Неосновные вопросы направлены на поиск адресата основных вопросов. К

неосновным относятся вопросы-фильтры и контрольные вопросы.

Вопросы-фильтры используются, когда нужно получить данные,

характеризующие не всю совокупность опрашиваемых, а только ее частью.

Контрольные вопросы используются для проверки искренности ответов.

При проведении анкетирования определенное значение имеет и

композиционное построение анкеты.

В первой части анкеты содержится обращение к респонденту, где ясно

излагаются цели и задачи исследования, объясняется порядок заполнения анкеты.

Если анкетирование анонимное, то об этом сообщается респонденту. Вторая часть

анкеты содержит вопросы. Причем в начале располагаются более простые вопросы,

затем более сложные и в конце опять легкие вопросы. Это обеспечивает лучшую

восприимчивость. В конце анкеты, как правило, имеется «паспортичка» и благодарность

респонденту за его труд по заполнению анкеты.

Кроме названных элементов социологического инструментария, необходимы

другие методические и вспомогательные материалы: инструкции анкетеру,

рекомендации по обработке и выбраковке анкет, кодификаторы и т. д.

В социологическом исследовании используются понятия «индикатор» и «шкала

измерения». Индикаторами называются все факты (показатели), которые

используются для социологического измерения. Эти показатели могут быть

объективными (например, уровень образования) и субъективными (степень

удовлетворенности работой и т. д.) Последовательность расположения их образует

шкалу измерения. Шкалы могут быть номинальные (в качестве показателей

выступают объективные признаки и характеристики: пол, возраст, образование и т.

д.) и ранговые, где показатели перечисляются в порядке значимости.

После завершения социологического опроса проводится прежде всего проверка

анкет и бланков-интервью на точность и полноту заполнения. Если они заполнены

неправильно или не заполнены на 30%, то такие анкеты (бланки) выбраковываются и

не подлежат обработке.

Небольшое количество анкет (до 300 экземпляров) можно обрабатывать

вручную, большое — на персональных компьютерах и ЭВМ. В последнем случае

проводятся такие дополнительные операции, как кодировка информации, подбор

программы обсчета и др.

После получения результатов математического обсчета исследователь может

приступить к анализу социологических данных и их интерпретации. Глубина

анализа, научность, объективность и полнота интерпретации зависят от

компетентности исследователя, уровня его подготовки, умения применять знания к

анализу социальной реальности.

На заключительном этапе исследования его результаты оформляются

документально: в виде отчета, приложения к нему и аналитической справки.

Отчет должен включать обоснование актуальности исследования и его

характеристику (цели, задачи, выборочную совокупность и т. д.); анализ

эмпирического материала; теоретические выводы и практические рекомендации.

В заключение следует сказать, что социологическое исследование является

лишь одним из инструментов познания социальных процессов и явлений, его

результаты при всей значимости нельзя абсолютизировать. Но это важное и в

определенном плане незаменимое средство получения объективной информации,

которое наряду с другими методами расширяет наши возможности познания

общества, повышает эффективность практической деятельности.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 398; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.359 сек.