КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
ДисциплинамиИ его соотношение с другими Накопленный объем знаний в науке и практической деятельности государственных органов по созданию, построению правоохранительных органов и организации деятельности государства по охране и защите прав граждан, юридических лиц и общества составляет основу предмета учебной дисциплины «Правоохранительные органы России». Понятие предмета учебной дисциплины «Правоохранительные органы России» в основном сформировалось в учебной литературе. Однако четких критериев его определения не выработано. Но всё же предмет учебного курса «Правоохранительные органы России» можно определить как совокупность учебно-научной, законодательно-нормативной, исторической и ознакомительной информации о системе правоохранительных органов и их построении. Учебный курс «Правоохранительные органы России» является основной вводной обзорной юридической дисциплиной при подготовке юристов. Входящая в предмет курса информация об организации и построении системы: правоохранительных органов России, отдельных видов органов по осуществлению правоохранительной деятельности составляет основу в изучении данного курса. Нормативно-правовая информация об организации и деятельности правоохранительных органов делает его общеобязательным юридическим курсом ввузе. Большой объем учебного и нормативного материала о различных государственных органах, включенный в этот курс, предполагает системность его изложения и небольшую глубину изучения вопросов. Хотя знания о судоустройстве, организации и основных направлениях деятельности прокуратуры, органов МВД, адвокатуры, нотариата составляют базовую подготовку будущих юристов. Более глубокое познание правового регулирования деятельности правоохранительных органов предполагается в других основных и специальных юридических дисциплинах. К числу таких учебных курсов относятся «Уголовный процесс», «Гражданский процесс», «Прокурорский надзор» и другие, в рамках которых изучается функциональный аспект деятельности органов следствия и дознания, суда пли прокуратуры. В специальных курсах «Арбитражное судопроизводство», «Конституционное судопроизводство», «Организация предварительного расследования», «Адвокатура» и других познаются процессуальные основы работы судов, органов расследования, прокуратуры, адвокатской деятельности. Основное отличие предметов этих курсов заключается в том, что они изучают деятельность тех правоохранительных органов, с наличием и организацией которых студенты знакомятся при изучении курса «Правоохранительные органы России». При этом в будущем предстоит глубже изучать порядок практической деятельности, ее содержание, последовательность выполнения процессуальных действий специальными должностными лицами в соответствии с положениями законов. Исходной базовой юридической дисциплиной является «Теория государства и права», которая разрабатывает общие для многих отраслей права понятия, используемые и при изучении курса «Правоохранительные органы России». Например, такие понятия, как «законодательство», «закон», «государственные органы», «правоохранительная деятельность» и другие, составляют содержательную основу и учебного курса «Правоохранительные органы России». Учебные курсы «Административное право» и «Конституционное право» также связаны с данным учебным курсом, предметы их изучения частично совпадают пли аналогичны по изучаемому материалу. Познание организации органов законодательно и исполнительной власти и основных их функций аналогично по методологической и учебно-методической схеме усвоения информации о правоохранительных органах. Однако в этих дисциплинах глубоко изучается организация и деятельность Президента РФ, Правительства РФ, Министерств, служб, агентств. Курс «Правоохранительные органы» связан с такими дисциплинами, как уголовное право, гражданское право, криминалистика, криминология и др. Эти связи разнообразны и многообразны. 2. Правоохранительная деятельность: понятие, признаки. Правоохранительные функции. В законодательстве РФ не содержится формулировки понятия «правоохранительные органы», нет также и перечня тех органов, которые относятся к правоохранительным. Хотя в некоторых правовых актах это понятие используется. В юридической литературе понятие «правоохранительные органы» является до сих пор дискуссионным. Нет единства мнений среди ученых относительно круга, перечня или системы правоохранительных органов. Большинство авторов учебников и учебных пособий определяют понятие «правоохранительные органы» через категорию «правоохранительная деятельность». Такой подход представляется вполне обоснованным, так как органы, осуществляющие правоохранительную деятельность, являются правоохранительными. Однако в таком случае понятие «правоохранительная деятельность» требует дополнительного раскрытия. Перечислим основные черты правоохранительной деятельности. 1. Назначение правоохранительной деятельности — охрана и защита прав и законных интересов граждан, юридических лиц и государства и обеспечение выполнения ими своих обязанностей. 2. Начало правоохранительной деятельности, как правило, связано с наличием повода, в качестве которого чаще всего выступает сообщение о правонарушении либо необходимости его предупреждения. 3. Правоохранительная деятельность осуществляется только на основании закона и в соответствии с законом (т.е. определенный вид правоохранительной деятельности должен быть предусмотрен действующим законодательством), а в некоторых случаях — исключительно в установленной процессуальной форме. Произвольные действия государственных органов и должностных лиц недопустимы. Нарушение требования закона, допущенное в процессе правоохранительной деятельности, может само оказаться правонарушением, влекущим дисциплинарную, административную иди уголовную ответственность. Под процессуальной формой понимается установленный процессуальным законом порядок производства по делу в целом, а также условия, последовательность, порядок совершения отдельных действий, 4.Правоохранительная деятельность осуществляется специально уполномоченными законом субъектами, наделенными для этого определенными правами и обязанностями. Лица, осуществляющие правоохранительную деятельность, как правило, должны иметь юридическое образование. 5. В ряде случаев правоохранительная деятельность связана с применением законных мер государственного принуждения к лицам, допустившим правонарушение. Эти меры различаются в зависимости от компетенции органа и тяжести совершенного правонарушения. 6. Законные и обоснованные решения, принятые субъектами правоохранительной деятельности, подлежат обязательному исполнению должностными лицами и гражданами. Неисполнение этих решений образует самостоятельное правонарушение, влекущее дополнительную ответственность. Таким образом, правоохранительная деятельность - это предусмотренная действующим законодательством государственная пли санкционированная государством деятельность, направленная на охрану и защиту прав граждан, юридических лиц и государства и обеспечение выполнения ими своих обязанностей, осуществляемая, как правило, в определенном процессуальном порядке специально уполномоченными на то липами и связанная с применением законных мер государственного принуждения. В юридической литературе выделяют следующие виды правоохранительной деятельности: осуществление правосудия; прокурорский надзор; расследование преступлений; оперативно-розыскная деятельность, выявление и раскрытие преступлений, обеспечение государственной безопасности; исполнение судебных решений; охранная деятельность и предупреждение преступлений и иных правонарушений; оказание квалифицированной юридической помощи; конституционный контроль. 3. Система субъектов правоохранительной деятельности: общая характеристика Правоохранительная деятельность- это гос деятельность, осуществляемая с целью охраны права спец уполномоченными органами гос-ва путем применения юридических мер воздействия в строгом соответствии с законом и при неуклонном соблюдении установленного им порядка.
5 Правосудие: понятия, общая характеристика. Правосудие — вид правоохранительной и правоприменительной государственной деятельности, в которой реализуется судебная власть. В соответствии с Конституцией РФ (ст. 118) правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом. Органы правосудия играют важную роль в осуществлении функций охраны и укрепления законности в борьбе с преступностью и правонарушениями. Их деятельность направлена на охрану прав и свобод человека и гражданина, собственности, окружающей среды, конституционного строя страны. В системе властных государственных структур они являются важнейшим инструментом реализации принципов законности, справедливости, гуманизма. Создание сильной и независимой судебной власти - одна из основных задач проводимой в России судебной реформы.
Свойства:
6 Принципы правосудия: понятие, система. Принципы правосудия — общие руководящие начала, определяющие организацию и деятельность судебной власти.
Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 354; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |