Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Дисциплинами




И его соотношение с другими

Накопленный объем знаний в науке и практической деятельности государственных органов по созданию, пост­роению правоохранительных органов и организации де­ятельности государства по охране и защите прав граждан, юридических лиц и общества составляет основу предмета учебной дисциплины «Правоохранительные органы Рос­сии». Понятие предмета учебной дисциплины «Правоохра­нительные органы России» в основном сформировалось в учебной литературе. Однако четких критериев его опреде­ления не выработано.

Но всё же предмет учебного курса «Правоохра­нительные органы России» можно определить как сово­купность учебно-научной, законодательно-нормативной, исторической и ознакомительной информации о системе правоохранительных органов и их построении.

Учебный курс «Правоохранительные органы России» является основной вводной обзорной юридической дис­циплиной при подготовке юристов. Входящая в предмет курса информация об организации и построении системы: правоохранительных органов России, отдельных видов ор­ганов по осуществлению правоохранительной деятельности составляет основу в изучении данного курса. Нормативно-правовая информация об организации и деятельности пра­воохранительных органов делает его общеобязательным юридическим курсом ввузе. Большой объем учебного и нормативного материала о различных государственных ор­ганах, включенный в этот курс, предполагает системность его изложения и небольшую глубину изучения вопросов. Хотя знания о судоустройстве, организации и основных направлениях деятельности прокуратуры, органов МВД, адвокатуры, нотариата составляют базовую подготовку бу­дущих юристов.

Более глубокое познание правового регулирования де­ятельности правоохранительных органов предполагается в других основных и специальных юридических дисципли­нах. К числу таких учебных курсов относятся «Уголовный процесс», «Гражданский процесс», «Прокурорский надзор» и другие, в рамках которых изучается функциональный ас­пект деятельности органов следствия и дознания, суда пли прокуратуры. В специальных курсах «Арбитражное су­допроизводство», «Конституционное судопроизводство», «Организация предварительного расследования», «Адвока­тура» и других познаются процессуальные основы работы судов, органов расследования, прокуратуры, адвокатской деятельности. Основное отличие предметов этих курсов заключается в том, что они изучают деятельность тех правоохранительных органов, с наличием и организацией которых студенты знакомятся при изучении курса «Пра­воохранительные органы России». При этом в будущем предстоит глубже изучать порядок практической деятель­ности, ее содержание, последовательность выполнения про­цессуальных действий специальными должностными лица­ми в соответствии с положениями законов.

Исходной базовой юридической дисциплиной является «Теория государства и права», которая разрабатывает общие для многих отраслей права понятия, используемые и при изучении курса «Правоохранительные органы России». Например, такие понятия, как «законодательство», «закон», «государственные органы», «правоохранительная деятель­ность» и другие, составляют содержательную основу и учеб­ного курса «Правоохранительные органы России».

Учебные курсы «Административное право» и «Кон­ституционное право» также связаны с данным учебным курсом, предметы их изучения частично совпадают пли аналогичны по изучаемому материалу. Познание организа­ции органов законодательно и исполнительной власти и основных их функций аналогично по методологической и учебно-методической схеме усвоения информации о право­охранительных органах. Однако в этих дисциплинах глубо­ко изучается организация и деятельность Президента РФ, Правительства РФ, Министерств, служб, агентств.

Курс «Правоохранительные органы» связан с такими дисциплинами, как уголовное право, гражданское право, криминалистика, криминология и др. Эти связи разнооб­разны и многообразны.

2. Правоохранительная деятельность: понятие, признаки. Правоохранительные функции.

В законодательстве РФ не содержится формулировки по­нятия «правоохранительные органы», нет также и перечня тех органов, которые относятся к правоохранительным. Хотя в некоторых правовых актах это понятие используется.

В юридической литературе понятие «правоохранитель­ные органы» является до сих пор дискуссионным. Нет единства мнений среди ученых относительно круга, перечня или системы правоохранительных органов. Большинство авторов учебников и учебных пособий определяют понятие «правоохранительные органы» через категорию «правоох­ранительная деятельность». Такой подход представляется вполне обоснованным, так как органы, осуществляющие пра­воохранительную деятельность, являются правоохранитель­ными. Однако в таком случае понятие «правоохранительная деятельность» требует дополнительного раскрытия.

Перечислим основные черты правоохранительной де­ятельности.

1. Назначение правоохранительной деятельности — ох­рана и защита прав и законных интересов граждан, юриди­ческих лиц и государства и обеспечение выполнения ими своих обязанностей.

2. Начало правоохранительной деятельности, как прави­ло, связано с наличием повода, в качестве которого чаще всего выступает сообщение о правонарушении либо необ­ходимости его предупреждения.

3. Правоохранительная деятельность осуществляется только на основании закона и в соответствии с законом (т.е. определенный вид правоохранительной деятельности должен быть предусмотрен действующим законодательст­вом), а в некоторых случаях — исключительно в установ­ленной процессуальной форме. Произвольные действия государственных органов и должностных лиц недопусти­мы. Нарушение требования закона, допущенное в процессе правоохранительной деятельности, может само оказаться правонарушением, влекущим дисциплинарную, админис­тративную иди уголовную ответственность. Под процес­суальной формой понимается установленный процессу­альным законом порядок производства по делу в целом, а также условия, последовательность, порядок совершения отдельных действий,

4.Правоохранительная деятельность осуществляется спе­циально уполномоченными законом субъектами, наделен­ными для этого определенными правами и обязанностями. Лица, осуществляющие правоохранительную деятельность, как правило, должны иметь юридическое образование.

5. В ряде случаев правоохранительная деятельность свя­зана с применением законных мер государственного при­нуждения к лицам, допустившим правонарушение. Эти меры различаются в зависимости от компетенции органа и тяжести совершенного правонарушения.

6. Законные и обоснованные решения, принятые субъ­ектами правоохранительной деятельности, подлежат обяза­тельному исполнению должностными лицами и гражданами. Неисполнение этих решений образует самостоятельное пра­вонарушение, влекущее дополнительную ответственность.

Таким образом, правоохранительная деятельность - это предусмотренная действующим законодательством государственная пли санкционированная государством де­ятельность, направленная на охрану и защиту прав граждан, юридических лиц и государства и обеспечение выполнения ими своих обязанностей, осуществляемая, как правило, в определенном процессуальном порядке специально упол­номоченными на то липами и связанная с применением за­конных мер государственного принуждения.

В юридической литературе выделяют следующие виды правоохранительной деятельности: осуществление пра­восудия; прокурорский надзор; расследование преступ­лений; оперативно-розыскная деятельность, выявление и раскрытие преступлений, обеспечение государственной безопасности; исполнение судебных решений; охранная деятельность и предупреждение преступлений и иных пра­вонарушений; оказание квалифицированной юридической помощи; конституционный контроль.

3. Система субъектов правоохранительной деятельности: общая характеристика

Правоохранительная деятельность- это гос деятельность, осуществляемая с целью охраны права спец уполномоченными органами гос-ва путем применения юридических мер воздействия в строгом соответствии с законом и при неуклонном соблюдении установленного им порядка.

  • федеральные суды общей юрисдикции и федеральные арбитражные суды, мировые судьи;
  • Конституционный Суд Российской Федерации и конституционные суды субъектов Российской Федерации;
  • органы, осуществляющие организационное обеспечение деятельности судов: Служба судебных приставов Министерства юстиции РФ, иные службы Министерства юстиции РФ, Судебный департамент при Верховном Суде РФ и т. п.;
  • прокуратура;
  • органы дознания и предварительного следствия (милиция, следователи органов внутренних дел и т. п.);
  • органы, оказывающие юридическую помощь (адвокатура, нотариат).

 

5 Правосудие: понятия, общая характеристика.

Правосудие — вид правоохранительной и правоприменительной государственной деятельности, в которой реализуется судебная власть. В соответствии с Конституцией РФ (ст. 118) правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом. Органы правосудия играют важную роль в осуществлении функций охраны и укрепления законности в борьбе с преступностью и правонарушениями. Их деятельность направлена на охрану прав и свобод человека и гражданина, собственности, окружающей среды, конституционного строя страны. В системе властных государственных структур они являются важнейшим инструментом реализации принципов законности, справедливости, гуманизма. Создание сильной и независимой судебной власти - одна из основных задач проводимой в России судебной реформы.

 

Свойства:

  1. Осуществляется только судом (специальными государственными органами в лице судей).
  2. Судьи и присяжные заседатели обладают особым правовым статусом, обеспечивающим их независимость и самостоятельность при принятии решений.
  3. Правосудие осуществляется путём рассмотрения гражданских, конституционных, уголовных, административных и арбитражных дел.
  4. Правосудие реализуется через гражданское, конституционное, уголовное, административное и арбитражное судопроизводство.
  5. Акты реализации правосудия носят общеобязательный характер.

6 Принципы правосудия: понятие, система.

Принципы правосудия — общие руководящие начала, определяющие организацию и деятельность судебной власти.

  1. Законность — деятельность по реализации правосудия основана на соблюдении Конституции и законов.
  2. Единство судебной системы — судебная система оформляется в Конституции РФ, все федеральные и мировые судьи соблюдают установленные ФЗ правила судопроизводства, на всей территории РФ признаётся обязательность, вступивших в законную силу судебных постановлений. Единство статуса судей (закрепляется в Законе).
  3. Принцип независимости судей.
  4. Принцип презумпции невиновности.
  5. Принцип обеспечения подозреваемому и обвиняемому права на защиту.
  6. Равенство всех перед законом и судом.
  7. Правосудие осуществляется только судом — гражданские, арбитражные и уголовные дела рассматриваются единолично или коллегиально, а административные дела рассматриваются судьёй единолично.
  8. Гласность разбирательства дела в суде.
  9. Охрана прав и свобод граждан при осуществлении правосудия.
  10. Неприкосновенность личности — ограничение личной свободы возможно только по определённым основаниям.
  11. Состязательность и равноправие сторон — стороны наделены равными правами, ни одна из сторон не имеет преимущества перед судом.
  12. Язык судопроизводства — уголовное и административное судопроизводство осуществляется на только русском языке или на языках республик в составе РФ, судопроизводство в Конституционном суде РФ, арбитражных и военных судах ведётся только на русском языке.
  13. Принцип охраны чести и достоинства личности.
  14. Непосредственность и устность судебного разбирательства.
  15. Обеспечение судебной защиты прав и свобод личности.
  16. Участие граждан в осуществлении правосудия.



Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 354; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.