КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Административно-правовой статус граждан РФ
Граждане РФ являются наиболее многочисленной категорией субъектов административного права. В соответствии с российским законодательством под гражданством РФ понимается устойчивая правовая связь лица с РФ, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей. По своему правовому положению, в том числе и в сфере государственного управления, гражданин конкретного государства отличается от иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории данного государства. С учетом этого необходимо различать административно-правовые статусы граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства. Административно-правовой статус гражданина РФ является производным от его конституционно-правового статуса и конкретизирован в многочисленных нормативно-правовых актах применительно к сфере государственного управления. Конституция РФ закрепляет наиболее важные права и свободы граждан, устанавливает правовые основы и гарантии их реализации (правам и свободам человека и гражданина посвящена гл. 2 Конституции РФ). Однако реальный механизм реализации прав и свобод граждан, исполнения ими своих обязанностей в сфере государственного управления конкретизируется и устанавливается нормами административного права, лежит в сфере деятельности исполнительной власти. Для формирования административно-правового статуса граждан наиболее важными являются общие конституционные положения о том, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства (ст. 2 Конституции РФ). Каждый гражданин РФ обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией РФ (ст. 6 Конституции РФ). В России признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепринятым принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией РФ. Основные права и свободы неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения. Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать прав и свобод других лиц (ст. 17 Конституции РФ). Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими, определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (ст. 18 Конституции РФ). Административно-правовой статус граждан является комплексным образованием, имеющим несколько относительно обособленных групп прав, и обязанностей граждан в сфере государственного управления: общих для всех лиц, находящихся на территории РФ (право на свободу и личную неприкосновенность, неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, свободу передвижения, выбор места пребывания и места жительства и т.д.); зависящих от принадлежности лица к гражданству РФ (право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги, шествия, пикетирование, обязанность нести военную службу и т.д.); связанных с возможностью занятия каким-либо видом социально-полезной деятельности (например, правовые статусы государственных служащих, военнослужащих, учащихся и т.д.); возникающих для удовлетворения личных потребностей (приобретение права управления транспортными средствами, права охоты и т.д.); зависящих от личностно-психологических качеств гражданина (пола, возраста, состояния здоровья, семейного положения и т.д.), а также иных обстоятельств (например, от места проживания – в закрытом административно-территориальном образовании и т.д.). Административно-правовой статус гражданина необходимо рассматривать в тесной взаимосвязи с экономическими, политическими, организационными и юридическими гарантиями его реализации. При этом юридические гарантии реализации административно-правового статуса являются частью его содержания. Например, граждане имеют право обжаловать как в административном, так и в судебном порядке действия и решения органов исполнительной власти, их должностных лиц, государственных служащих, нарушивших своими действиями (решениями) права и свободы граждан. Будучи правом гражданина, возможность обжалования является одной из важнейших юридических гарантий соблюдения прав граждан в сфере государственного управления. Административно-правовые отношения, участниками которых являются граждане, могут складываться в связи с реализацией ими своих прав и выполнением возложенных на них обязанностей в сфере государственного управления; нарушениями ими установленных правил поведения, влекущими предусмотренную нормами административного права ответственность; нарушениями органами исполнительной власти и их должностными лицами прав и свобод граждан. Граждане РФ имеют право на участие в государственном управлении, равный доступ к государственной службе, свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства, неприкосновенность личности, тайну переписки, телефонных переговоров и телеграфных сообщений, судебное и административное обжалование действий органов управления, должностных лиц и государственных служащих, образование, охрану здоровья и ряд других. В то же время граждане России обязаны соблюдать законность и дисциплину в управлении, соблюдать специальные запреты (например, на занятие определенными видами деятельности), получать разрешения от органа управления на совершение определенных действий (например, на приобретение огнестрельного оружия). Права и свободы человека и гражданина в соответствии с ч. 3 ст. 55 Конституции РФ могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Например, в соответствии со ст. 15 Федерального закона от 18 июля 1996 г. № 114-ФЗ «О порядке выезда из РФ и въезда в Российскую Федерацию» (с поел, изм.) право гражданина РФ на выезд из РФ может быть временно ограничено в случаях, если он: при допуске к сведениям особой важности или совершенно секретным сведениям, отнесенным к государственной тайне, в соответствии с законом РФ о государственной тайне заключил трудовой договор (контракт), предполагающий временное ограничение права на выезд из РФ, при условии, что срок ограничения не может превышать 5 лет со дня последнего ознакомления лица со сведениями особой важности или совершенно секретными сведениями, – до истечения срока ограничения, установленного трудовым договором (контрактом) или в соответствии с настоящим Федеральным законом; в соответствии с законодательством РФ призван на военную службу или направлен на альтернативную гражданскую службу, – до окончания военной службы или альтернативной гражданской службы; задержан по подозрению в совершении преступления либо привлечен в качестве обвиняемого, – до вынесения решения по делу или вступления в законную силу приговора суда; осужден за совершение преступления, – до отбытия (исполнения) наказания или до освобождения от наказания; уклоняется от исполнения обязательств, наложенных на него судом, – до исполнения обязательств либо до достижения согласия сторонами; сообщил о себе заведомо ложные сведения при оформлении документов для выезда из РФ, – до решения вопроса в срок не более 1 месяца органом, оформляющим такие документы. При определенном стечении обстоятельств гражданин РФ в соответствии с законодательством может приобрести правовой статус вынужденного переселенца. Вынужденный переселенец – гражданин РФ, покинувший место жительства вследствие совершенного в отношении него или членов его семьи насилия или преследования в иных формах либо вследствие реальной опасности подвергнуться преследованию по признаку расовой или национальной принадлежности, вероисповедания, языка, а также по признаку принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений, ставших поводами для проведения враждебных кампаний в отношении конкретного лица или группы лиц, массовых нарушений общественного порядка. Основы правового положения вынужденных переселенцев закреплены в Федеральном законе от 20 декабря 1995 г. № 202-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «О вынужденных переселенцах», а также в иных нормативных правовых актах. 3. Административное правонарушение. Административная ответственность: понятие, основные черты. Понятие и виды административных взысканий. Административное правонарушение: признаки, состав Административное правонарушение представляет собой общественно опасное, противоправное, виновное деяние в виде действия или бездействия, за которое установлена административная ответственность. Административные правонарушения обладают рядом признаков. Важнейший из них - противоправность - означает, что проступок представляет собой деяние, запрещенное нормативным правовым актом. Виновность состоит в том, что ответственность за проступок наступает только при наличии вины правонарушителя. Наказуемость проступка означает, что привлечь к ответственности за правонарушение можно только в том случае, если за это деяние нормативными правовыми актами установлена ответственность. Общественная опасность административного проступка состоит в посягательстве на безопасность дорожного движения, пожарную безопасность, правила, связанные с приобретением, хранением и использованием огнестрельного или служебного оружия, взрывчатых веществ, радиоактивных изотопов, сильнодействующих ядов и некоторых других объектов. Состав административного проступка образуют четыре элемента: объект правонарушения, объективная сторона, субъект, субъективная сторона. Объект административного проступка - это урегулированные нормами права и охраняемые мерами административной ответственности общественные отношения, на которые посягает проступок. Причинение ущерба общественным отношениям возможно путем:
О наличии объективной стороны можно говорить только в том случае, если в основе деяния лежит осознанное, волевое поведение. Таким образом, отсутствует деяние в том случае, если вред причинен под влиянием непреодолимой силы, физического воздействия, принуждения. В некоторых случаях необходимо наступление общественно- вредных последствий. О присутствии объективной стороны можно говорить в данном случае лишь при наличии причинно-следственной связи между деянием и последствиями. Иногда законодательство связывает наступление административной ответственности с такими признаками, как неоднократность, повторяемость. Неоднократность - это совершение однородного деяния несколько раз. В данном случае неоднократные деяния составляют не несколько, а одно административное правонарушение. В том случае, если совершается несколько однородных деяний, каждое из которых в отдельности образует состав административного проступка, принято говорить о повторяемости. Повторяемость — это совершение одним и тем же лицом в течение одного года однократного правонарушения, за которое оно уже подвергалось административному взысканию. В зависимости от объекта посягательства, административные правонарушения делятся на виды:
Содержание административной ответственности Административная ответственность представляет собой применение административных взысканий за совершение административного правонарушения. Она выражается в применении государственными органами и их должностными лицами власти мер административного воздействия к гражданам, а в соответствующих случаях -и к организациям за нарушение законности. Административная ответственность имеет специфические особенности: 1. Устанавливать административную ответственность могут только органы законодательной, а в пределах своей компетенции - и органы исполнительной власти. 2. Если при дисциплинарной ответственности между начальником, применяющим м:еры воздействия, и лицом, привлекаемым к ответственности, существуют отношения служебной подчиненности, то при административной ответственности такая подчиненность исключается. Наложение административных взысканий осуществляется специальными органами исполнительной власти и в некоторых случаях судами (судьями). 3. Большинство составов административных проступков можно назвать формальными: административная ответственность наступает, как правило, независимо от того, есть ли непосредственные отрицательные последствия от данного правонарушения или нет, - достаточно самого факта нарушения правил, охраняемых нормами административно-правовых актов. 4. Основанием административной ответственности является совершение административного проступка. Таким проступком признается посягающее на государственный или общественный порядок, собственность, права и свободы граждан, на установленный порядок управления противоправное, виновное деяние, за которое предусмотрена административная ответственность. Правонарушитель должен претерпеть нежелательные последствия морального (предупреждение), материального (штраф) и физического (административный арест) характера. Цель административной ответственности состоит в воспитании нарушителя в духе уважения к закону, предупреждения совершения в дальнейшем административных правонарушений. В результате привлечения к административной ответственности на правонарушителя оказывается воздействие в виде государственного осуждения, осуществляемого уполномоченным органом, возлагающим взыскание. Административной ответственности присущ всеобщий характер, который проявляется в следующем: 1) во всеобщей обязательности правил для всех граждан, несоблюдение которых влечет административную ответственность; 2) ответственность возникает перед государством, которое устанавливает полномочия органов (должностных лиц) по рассмотрению дел об этих правонарушениях и наложению взысканий. Административную ответственность характеризует множественность органов, полномочных ее устанавливать - это и законодательные органы Российской Федерации и ее субъектов, органы исполнительной власти Федерации и субъектов, органы местного самоуправления по вопросам стихийных бедствий и эпидемий. Разнообразны органы, применяющие административную ответственность: административные комиссии; комиссии по делам несовершеннолетних; главы органов местного самоуправления; органы внутренних дел, государственного пожарного надзора, железнодорожного, морского, речного, воздушного транспорта и иные органы исполнительной власти. Административная ответственность не влечет судимости и не является основанием увольнения с работы. Кодекс об административных правонарушениях содержит общие правила наложения взысканий за административные правонарушения. Взыскания налагаются с учетом характера правонарушения, его последствий, личности правонарушителя и других обстоятельств. Взыскание может быть наложено не позднее двух месяцев после совершения административного правонарушения, а при длящемся правонарушении - двух месяцев со дня его обнаружения. Лицо считается не подвергавшимся административному взысканию, если в течение года со дня окончания исполнения взыскания не совершило нового административного правонарушения. С истечением этого срока совершение этим же лицом аналогичного правонарушения исключает возможность его квалификации как повторного.
Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 1060; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |