Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Правосудие и его демократические принципы




Введение

Российская Федерация провозгласила в Конституции РФ 1993 г., что права и свободы человека и гражданина определяют смысл, содержание деятельности законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

Важнейшим условием осуществления правовой реформы и совершенствования всей системы законодательства являются деятельность правоохранительных и судебных органов как способ обеспечения и защиты прав и свобод человека и гражданина.

Вопросам деятельности судебных и правоохранительных органов посвящено большое количество исследований, однако, при изменении самой системы данных органов, изменении законодательства, при влиянии экономических и политических факторов, возникают новые аспекты, которые заслуживают внимательного изучения.

Охрана прав и свобод человека осуществляется широкой системой органов различной компетенции. Вместе с тем, само функционирование судебных и правоохранительных органов на практике порождает много вопросов: начиная от организационных и структурных начал заканчивая толкованием норм права тем или иным образом.

Важно понимать, что деятельность, в частности, судебных органов не должна содержать ошибок, так как зачастую является последним способом защиты прав определенного лица. Именно поэтому необходимо обратиться к принципам правосудия, основополагающим началам, на которых стоится деятельность всей судебной системы.

Изучение деятельности судебных органов опирается на научный и практический материал, имеет собой важное практическое значение.

 


Интенсивность социальной жизни, экономический подъем, развитие деловых контактов и связей влекут за собой большую обращаемость граждан и юридических лиц в суды для регулирования их отношений между собой и с государством. Немалую роль играет и постепенно усиливающаяся правовая защищенность личности, развитие системы права путем включения в него норм, обеспечивающих более широкое обращение граждан за судебной защитой.

Только суд, пользующийся доверием населения, сможет сформировать в обществе убежденность в неотвратимости и справедливости наказания лиц, виновных в нарушении законных прав и свобод граждан.[1]

Статья 118 Конституции РФ предусматривает, что правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом.

Судебная система Российской Федерации устанавливается Конституцией Российской Федерации и федеральным конституционным законом.

Создание чрезвычайных судов не допускается.[2] Практика создания таких судов, ранее имевшая место, несовместима с законностью. Чрезвычайные суды создавались за пределами конституционной судебной системы, игнорировали демократические принципы организации судопроизводства. Их деятельность не имела ничего общего с правосудием. Вместе с тем Конституция не исключает возможности создания судов специальной юрисдикции (специализированных судов), для которых характерно либо рассмотрение дел, судопроизводство по которым имеет свою специфику, либо наличие особенностей в организации.[3]

Российская судебная система представляет собой установленную Конституцией РФ и принятым на ее основе федеральным конституционным законом совокупность судов разных уровней, организованных и действующих в соответствии с их компетенцией, с учетом федеративного и административно-территориального деления страны.

Судебная система России складывается из следующих элементов:

1) Конституционный Суд РФ - судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства;

2) федеральные суды общей юрисдикции;

3) федеральные арбитражные суды;

4) суды субъекта Российской Федерации.[4]

Не следует путать понятия "осуществление правосудия" и "участие в осуществлении правосудия"; последнее применимо к присяжным заседателям, которые лишь способствуют (сопутствуют и помогают) судам в осуществлении их деятельности, но сами правосудие не вершат.

Конституционные основы правосудия имеют непосредственное отношение к проблеме его эффективности. Это связано с тем, что в конституционных целях судопроизводства находят отражение основные и объективно существующие потребности и интересы общества в равной для всех и оптимальной процедуре рассмотрения и разрешения судебных дел.

Судебная власть в России осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.

Принципами, как правило, называют основные исходные, руководящие положения науки, учения и непосредственно деятельность.[5]

Право как реально существующие принципы объективно складывающейся системы общественных отношений, как идеал должно найти адекватное отражение в законах государства.[6]

Принципы правосудия представляют собой единую систему. Необходимо учитывать, что система принципов не является неизменной. Как законодательство, так и правоприменительная практика постоянно совершенствуются, основываясь на юридической науке, которая создает, как надо понимать, новые принципы, которые формируются и затем закрепляются в тексте закона.[7]

Как все принципы, так и принципы, в частности, судебного права закреплены в правовых актах, обладающих наибольшей юридической силой. Прежде всего, в Конституции Российской Федерации, международно-правовых актах, Федеральном конституционном законе «О судебной системе РФ» и процессуальном законодательстве. Они являются базовыми для всех остальных правовых норм, регулирующих порядок судопроизводства.

Характерными свойствами судебной власти являются: самостоятельность, подзаконность, исключительность и полнота.

В силу принципа самостоятельности (судебная власть осуществляется только судом) суд не делит свои функции с иными государственными органами, являясь автономной и независимой ветвью государственной власти.

Подзаконность судебной власти находит свое выражение, во-первых, в том, что суды (судьи) действуют в точном соответствии с законом, подчиняясь только Конституции и действующим законам, и, во-вторых, они не вправе в своей деятельности отступать от требований закона по мотивам так называемой целесообразности, особых обстоятельств рассматриваемого дела и т.д.

Исключительность судебной власти заключается в том, что, во-первых, никакой другой орган (должностное лицо) не вправе осуществлять функцию правосудия и использовать принудительные полномочия суда. И, во-вторых, не допускается возможность вторичного рассмотрения и разрешения дела кем бы то ни было после вступления в силу судебного акта и применения использованных судом мер принуждения до тех пор, пока ранее принятое решение не отменено судом в установленном порядке.

Принципы судебного права отражают сущность и содержание судебной деятельности, они определяют предмет и метод процессуального регулирования и, конечно же, характеризуют уровень защиты прав и свобод человека, гражданина в судопроизводстве. Другими словами, принципы судебного права есть принципы правосудия. Принципы правосудия - это основополагающие императивные правовые требования к процедуре его осуществления, призванные гарантировать соблюдение прав и свобод личности и вынесение законных обоснованных и справедливых судебных решений.[8]

Признаки принципов правосудия:

- принципы правосудия отражают общий характер организации судебной власти в РФ.

- принципы правосудия являются важнейшими положениями функционирования судебной власти и судебной системы РФ.

- закрепленность принципов правосудия в действующем законодательстве.

- в принципах правосудия получают развития правовые и нравственные идеи и идеологические доктрины.

Система принципов правосудия - это совокупность элементов определяющих основополагающие начала деятельности судебной власти и судебной системы в РФ.

Значение принципов правосудия:

• принципы определяют основные черты правосудия, поэтому вес другие нормы о правосудии должны им соответствовать;

• принципы правосудия обязательны не только для органов и лиц, участвующих в его осуществлении, но также и для законодателей при издании нормативно-правовых актов в сфере правосудия;

• принципы правосудия относительно стабильны и подвержены изменениям намного меньше, чем конкретные нормы, поэтому они определяют стабильность и преемственность в сфере правосудия;

• принципы имеют большое значение для правильного толкования всех других норм о правосудии, поскольку содержат в себе информацию о целях и истинной направленности конкретного правового акта.

Необходимо строго соблюдать требования установленного Конституцией и законами РФ демократического принципа судопроизводства - независимости судей и подчинения их только закону. Несоблюдение этого принципа является нарушением процессуального права, влекущим отмену судебного решения.[9]

Существенное влияние на функционирование механизма защиты субъективных гражданских прав оказывают принципы гражданско-правовой защиты, которые придают механизму индивидуальность, динамичность и делают его более результативным. К таким принципам относятся:

¾ равенство субъектов защиты, чьи права защищаются в установленном законом порядке в рамках охранительных гражданских правоотношений;

¾ диспозитивность;

¾ беспрепятственное осуществление защиты, доступность;

¾ конституционность (законность);

¾ объективность, обоснованность;

¾ справедливость;

¾ добросовестность, недопустимость злоупотребления правом;

¾ разумность;

¾ соразмерность;

¾ гармоничное сочетание публичных и частных интересов;

¾ полнота, всесторонность, системность;

¾ профессионализм;

¾ оперативность;

¾ реальное исполнение, эффективность.

Изложенные принципы базируются на основных началах гражданского законодательства и требованиях и назначении правовой защиты.

Принцип равенства в условиях функционирования гражданско-правового механизма означает возможность любого субъекта гражданского права (физического, юридического лица, публично-правового образования), независимо от вероисповедания, социального положения, национальности, обращаться к средствам защиты в установленном законом порядке на равных условиях с остальными обладателями права на защиту, обладая при этом гражданской правосубъектностью и процессуальной дееспособностью.

Защиту своих прав на стадии правоприменения может осуществлять как сам субъект гражданского права, так и его представитель.

Равенство защиты означает и возможность обязанного субъекта также защищать свои права наравне с управомоченным субъектом права (участником субъектной связи), пользоваться определенным набором предусмотренных законом правовых средств и способов.

Принцип беспрепятственного осуществления защиты возлагает на государственные органы обязанность не препятствовать лицам, нуждающимся в защите, осуществлять защиту своих прав в установленном законом порядке.

Принцип законности - одно из проявлений общего принципа правового демократического государства, выражается в соблюдении законов как управомоченными и обязанными лицами (участниками субъектной связи), так и государственными, иными органами в процессе осуществления правозащитной деятельности. Согласно ч. 2 ст. 15 Конституции РФ органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы.[10]

В тесной связи с принципом законности находится и принцип состязательности. Однако представление о состязательности только как об обязанности каждой стороны доказать обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений, может привести к выводу, что стороны предоставлены сами себе, а суд вправе лишь наблюдать, как они состязаются, констатировать факты и доводы, представленные сторонами, и основывать на них свое решение.

Состязательность в таком понимании невозможна, нельзя полностью освободить суд от поиска доказательств, ограничивать его в исследовании дела и обнаружении истины, вправе предлагать сторонам представить дополнительные доказательства, проявлять в определенных случаях и собственную инициативу. В чистом виде состязательный процесс имеет место только при обжаловании и пересмотре судебных актов, когда судебное разбирательство строго ограничено пределами принесенной жалобы.[11]

Гласность - универсальный политический принцип, обеспечивающий общественный контроль происходящих в государстве и обществе процессов, непременное условие демократии.

Гласность способствует пробуждению общественного сознания, формированию общественного мнения, повышению роли институтов гражданского общества. Гласность относится к числу общих начал отправления правосудия. Принцип гласности (открытости) правосудия создает условия общественного контроля объективности и справедливости рассмотрения судом правовых конфликтов, положительно влияет на формирование правового и нравственного сознания граждан, способствует преодолению негативных явлений в правоохранительной деятельности государства и т.д. Фактически же гласность может и не обеспечивать эти цели при низком уровне культуры правосудия. Более того, возможны и отрицательные последствия «неурезанной гласности». Естественен в этой связи вопрос о реальном значении принципа гласности правосудия, его возможных последствий и приемлемых способах ограничения.

Эти формулировки процессуального закона не всегда исключают споры при их применении. Практика показывает, что ссылки на необходимость ограждения государственной тайны часто являются недостаточно убедительным основанием ограничения гласности. То же нередко можно отметить и относительно многих дел лиц, не достигших шестнадцатилетнего возраста. Создание дополнительных правовых условий ограничения гласности правосудия (наряду с практическим отсутствием мер по привлечению общественного интереса к судебной деятельности) сужает возможности благоприятного влияния государственной правоприменительной практики на правовое и нравственное сознание населения.[12]

Все вышеперечисленные принципы способствуют оперативному, профессиональному и эффективному осуществлению механизма защиты субъективных гражданских прав.[13]

В стадии интенсивного развития находится система универсальных принципов гуманизма и демократии. Уже сегодня многие из них одновременно зафиксированы в ведущих международно-правовых актах и в национальном законодательстве государств.[14] Это принципы:

¾ уважения прав человека;

¾ признания равенства прав каждого;

¾ верховенство права;

¾ свободных, демократичных и справедливых выборов;

¾ доступа к правосудию;

¾ независимости судебной власти; справедливости и многие другие.[15]

Международно-правовых актов следует назвать, прежде всего, Всеобщую декларацию прав человека 1948 г., в которой содержатся многие общепризнанные принципы и нормы международного права, в том числе относящиеся к сфере правосудия. Кроме того, Декларация стала источником для других международных актов, в которых содержатся основополагающие положения, определяющие общепризнанные в демократическом обществе стандарты осуществления правосудия. Среди них центральное место занимают Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г. и Конвенция о защите прав и основных свобод 1950 г. с последующими протоколами к ней. Многие их положения инкорпорированы федеральным законодателем в национальное гражданское и арбитражное процессуальное право, что не лишило их свойства быть одновременно и частью международного права. При этом соответствующие международно-правовые акты в других своих положениях сохраняют и самостоятельное значение.[16]

Социальная ценность правосудия как такового определяется тем, что только оно может служить противодействием против произвола и анархии, давать жизнь закону и тем самым обеспечивать предсказуемость последствий того или иного вида поведения.

Судебная система, если она основана на принципах гласности, состязательности, обеспечения обвиняемому права на защиту и других демократических началах, является наиболее цивилизованной площадкой для выяснения отношений государство - личность. Но если судья принимает решения, подчиняясь оказываемому на него давлению, то все достоинства процедуры превращаются в фикцию.

Становление независимого суда не менее, а может быть, и более сложный процесс создания (точнее, выращивания) других демократических институтов, оно неразрывно связано с общей эволюцией социальной системы, изменением массового и профессионального правосознания, гражданской активностью населения.[17]

Правосудие - это деятельность независимого суда, основанная на соблюдении демократических принципов судопроизводства в рамках установленного законом процессуального порядка и применения на этой основе в необходимых случаях мер государственного воздействия.

Суд является единственным легитимным органом, осуществляющим судебную власть в стране. Создание «параллельных» или «дополняющих» судебную систему России инстанций будет считаться неконституционным.

Именно правосудие обеспечивает выполнение правовой социальной функции судебной власти как эффективного средства правовой защиты. Это согласуется с тем, что права и свободы человека обеспечиваются правосудием и каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод (ст. 18, 46 Конституции РФ). Соответственно названным целям правосудия в ст. 6 Конвенции о защите прав и основных свобод предусмотрено, что каждый имеет право при определении его прав и обязанностей на справедливое разбирательство дела независимым, беспристрастным и созданным на основании закона судом.

Необходимо отметить, что в первый период своей деятельности Конституционный Суд должен был действовать на основе Конституции РСФСР 1978 года, в которую к началу 90-х годов было внесено около 300 поправок, приведших к соединению в ней как бы двух форм политико-правовой системы страны: советской и общедемократической. В таких условиях становление конституционного правосудия было непростым делом. Тем не менее, Конституционный Суд в своей деятельности стремился исходить из демократических правовых начал, нашедших отражение в Конституции, и общеправовых принципов справедливости, юридического равенства, гарантированности государством прав и свобод человека и гражданина и др.[18]

Характерным для нового законодательства является закрепление на уровне федерального конституционного закона действующих норм федеральных законов. Отмеченное обстоятельство касается ряда принципов правосудия, гарантий независимости судей, обеспечения единства их статуса и др. Очевидно, что подобное дублирование объясняется стремлением законодателя выделить главные институты судебной системы, закрепить их именно в федеральном конституционном законе в целях предотвращения их умаления или игнорирования в последующем федеральном законодательстве или законодательстве субъектов Федерации.[19]

Отдельно стоит обратиться к тем принципам, которые закреплены законодательно в отношении различных видов судов.

Принципы деятельности судов общей юрисдикции: правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом, никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде общей юрисдикции и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено настоящим Федеральным конституционным законом и федеральными законами; все равны перед судом; суды общей юрисдикции осуществляют судебную власть независимо от законодательных и исполнительных органов государственной власти; разбирательство дел в судах общей юрисдикции открытое; рассмотрение дел в судах общей юрисдикции очное; рассмотрение дел в судах общей юрисдикции осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.[20]

Основными принципами деятельности Конституционного Суда Российской Федерации являются независимость, коллегиальность, гласность, состязательность и равноправие сторон.[21]

Деятельность арбитражных судов в Российской Федерации строится на основе принципов законности, независимости судей, равенства организаций и граждан перед законом и судом, состязательности и равноправия сторон, гласности разбирательства дел.[22]

Суды осуществляют судебную власть самостоятельно, независимо от чьей бы то ни было воли, подчиняясь только Конституции Российской Федерации и закону. Судьи, присяжные, народные и арбитражные заседатели, участвующие в осуществлении правосудия, независимы и подчиняются только Конституции Российской Федерации и закону. Гарантии их независимости устанавливаются Конституцией Российской Федерации и федеральным законом.[23]

Одним из основных принципов правосудия является обязательность судебных актов. Данный принцип закреплен в ст. 13 Гражданско-процессуального кодекса Российской Федерации, и одним из средств, при помощи которых обеспечивается реальное исполнение вступивших в законную силу судебных актов и достижение основной цели гражданского судопроизводства, состоящей в защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов субъектов гражданского процесса, являются меры по обеспечению иска. Своевременное принятие судом таких мер позволяет гарантировать в будущем исполнение принятого по делу решения лицу, обратившемуся в суд за защитой своих прав и законных интересов.[24]

Весьма редкий случай, когда суд отказывается признать общепризнанный характер нормы или принципа. Так, в Постановлении от 19 апреля 2010 г. N 8-П по делу о проверке конституционности положений УПК РФ Конституционный Суд РФ со ссылками на решения ЕСПЧ и (ранее) Европейской комиссии по правам человека обосновал свое мнение тем, что общепризнанные принципы и нормы МП не включают право обвиняемого на суд присяжных в число обязательных составных элементов права на справедливое правосудие.[25]

 


Заключение

В правовом государстве обеспечивается верховенство закона, незыблемость основных прав и свобод человека, охрана непротивоправных интересов личности, взаимная ответственность государства и граждан, защита общества от произвола властей.

Кризис деятельности исполнительной власти в последние десятилетия отмечен в мировом масштабе, особенно негативные последствия он получил в нашей стране. Вытеснение из законодательства терминов «государственное управление», «орган государственного управления», «государственные функции» породило массу проблем в реализации внутренних и внешних функций и задач государственного управления и, в первую очередь, при решении задач социально-экономической защиты населения и осуществления правоохранительной деятельности. Функциональная нечеткость и нестабильность организационной структуры федеральных органов исполнительной власти, ее частое и необоснованное изменение породили в широких масштабах коррупцию и другие экономические преступления, но, самое главное, негативно повлияли на управляемость в государстве.

Государственное управление в России в период происходящей трансформации общественного строя находится в стадии становления, поиска и апробирования новых форм и методов. Этот чрезвычайно сложный и противоречивый процесс характеризуется практически полным отсутствием системности и последовательности в проведении государственной кадровой политики, что ощущается и в федеральных и в региональных органах государственной власти, от эффективной деятельности которых во многом зависит успех проводимых в России реформ.

Российская Конституция установила приоритет прав личности по отношению к интересам государства. Однако необходимо помнить, что без государства эти права не могут быть реализованы.

Поэтому решающую роль в правоприменении играют органы, призванные обеспечивать защиту прав и свобод граждан.

Тем не менее, необходимо отметить, что коллизии и пробелы законодательства, в частности в области процессуального права, не позволяют в полном объеме использовать предусмотренные законодательством механизмы защиты прав и свобод граждан.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что судебные органы имеют большое значение для обеспечения прав граждан, общества, государства. Однако в настоящее время требуется корректировка законодательства для большей эффективности правоприменения.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 1975; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.062 сек.