Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Метонимия - переименование по смежности




Виды метонимии:

1. Содержащее на содержимое (съел три тарелки)

2. Материал на изделие (выставка серебра)

-Действие на результат (курсовая работа)

-Действие на средство действия (красивая упаковка)

-Действие на место действия (подземный переход)

-Объект науки на отрасль знания (лексика как наука)

-Явление, признак, качество на обладателя ()

-Имя человека на предмет открытый им (Рентген)

-Имя писателя на произведение (читать Гоголя)

-синекдоха (вид метонимии)

Перенос часть на целое, множество на единичный, родовое на видовое и наоборот («Покупатель выбирает качественные продукты». Слово «Покупатель» заменяет все множество возможных покупателей.)

Виды синекдохи:

1. Множественное число вместо единственного (как ликовал француз)

2. Определенное число вместо неопределенного (тысячеголовая толпа)

-Видовое вместо родового (береги и копи копейку)

-Название атрибута вместо предмета (все флаги будут в гости к нам).

 

6. Мотивировка слова.

Словообразовательная мотивация - это отношение между двумя однокоренными словами, значение одного из которых либо

  • а) определяется через значение другого (дом - домик (маленький дом), победить - победитель (тот, кто победил)), либо
  • б) тождественно значению другого во всех своих компонентах, кроме грамматического значения части речи (бежать - бег, белый - белизна, быстрый - быстро).

Однокоренные слова, лишенные названных свойств (например, домик и домище), не находятся между собой в отношениях мотивации.

Одно из слов, связанных отношениями мотивации, является мотивирующим, а другое - мотивированным. Мотивированным признается слово, обладающее следующими признаками.

  • При различии лексических значений сопоставляемых слов мотивированным является то, основа которого характеризуется большей формальной (фонематической) сложностью:горох - горошина, бежать - выбежать.
  • При различии лексических значений этих слов и равной формальной сложности мотивированным является слово, характеризующееся большей семантической сложностью, т. е. то, значение которого определяется через другое слово: химия - химик (тот, кто занимается химией), художник - художница (женщина-художник).
  • При тождество всех компонентов значений слов, кроме значения части речи: а) в парах "глагол - существительное, обозначающее действие по этому глаголу" (косить - косьба,дуть - дутьё, выходить - выход, атаковать - атака), "прилагательное - существительное, обозначающее тот же признак" (красный - краснота, синий - синь), независимо от количества вычленяемых в основах звуковых отрезков, мотивированным признается существительное, поскольку значения действия и признака являются общими значениями соответственно глагола и прилагательного, но не существительного; б) в паре "прилагательное - наречие" мотивированным признается слово, характеризующееся большей формальной сложностью (см. признак 1): смелый - смело, но вчера - вчерашний.
  • Слово, не являющееся стилистически нейтральным, не может быть мотивирующим, если сопоставляемое с ним слово стилистически нейтрально. Поэтому, например, образования типа гуманитар, корабел (разг.) мотивированы прилагательными гуманитарный, корабельный, а не наоборот, несмотря на большую формальную сложность прилагательных

Мотивирующее слово может быть в свою очередь по отношению к другому слову мотивированным. Например, слово учитель по отношению к слову учительница - мотивирующее, а по отношению к слову учить - мотивированное. Такие слова составляют словообразовательную цепочку: учить а учитель а учительница.

 

7. Лексика как система. Специфика системных отношений в лексике.

 

7. Лексическая система - это лексические единицы, которые связаны друг с другом определенными устойчивыми отношениями.

 

  1. Многомерность (в одно время связаны разными отношениями)

 

Семантическая структура языка включает:

  1. Словарь
  2. Лекс-сем группу
  3. Отдельно взятые слова
  4. Отдельно взятые значения

 

Системность лексики проявляется также в том, что слова могут быть распределены на классы исконных/ заимствованных, активных/ пассивных (ладонь/ лань), общеупотребимых/ ограниченных в употреблении, нейтральных/ стилистически окрашенных и т.д.

 

Лексико-семантическая группа – группа слов, объединенных по парадигматическому принципу. Единицы – лексемы, которые принадлежат одной части речи и объединены общей категориальной семой. Основаны на функциональных связях (изба – дом – хата – юрта – иглу).

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 893; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.