КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Методологические основы психологии
Психология как наука о поведении. Й этап. Начало этапа ХХ век –. Период бихевиоризма - Основатель- Джон Уотсон- Предмет изучения – поведение человека Представители Эдвар Торндайк Основной метод- наблюдение за поведением (аргументы: наблюдать нужно не сознание, а то, что доступно наблюдению, то что можно увидеть поведение, поступки реакции человека) Основная формула бихевиоризма S – R. На основании анализа стимула можно предсказать реакцию на него и наоборот (фашизм, сталинизм). Психология – наука о бессознательном Период психоанализа: Основатель- Зигмунд Фрейд. Предмет изучения – неосознаваемые побудители, мотивы поведения и сознательных действий человека (это бихевиористы не изучали) Задача психоанализа- проникнув в бессознательное, понять причины поведения человека. 4-й этап (современный) Психология как наука, изучающая факты, закономерности и механизмы психики. Период гуманистической психологии ….Основатели: А.Маслоу. К.Роджерс Представители: Мюррей, Мерфи, Мей. Предмет изучения – уникальная и неповторимая личность, постоянно созидающая себя, осознающая свое назначение в жизни Период трансперсональной психологии Представители: К.Юнг, Р.Ассаджиоли, С.Грофф. Предмет изучения – психика как взаимодействие сознательного и бессознательного компонентов при непрерывном обмене между ними. Каждая наука для того, чтобы продуктивно развиваться, должна опираться на определенные исходные положения, дающие представления о феноменах, которые она изучает. В роли таких положений выступают теория и методология. Теория – это совокупность взглядов, представляющих собой результат познания и осмысления практики жизни, позволяющих строить конкретные рассуждения об изучаемых явлениях и процессах. Методология – это учение об идейных позициях науки, логике и методах ее исследования. Обычно различают три уровня методологии любой науки. Общая методология – обеспечивает наиболее правильные и точные представления о наиболее общих законах развития объективного мира, его своеобразии и составляющих компонентах, а также месте и роли в нем тех явлений, которые изучает данная наука. Специальная методология позволяет конкретной науке формулировать свои собственные законы и закономерности, относящиеся к своеобразию формирования, развития и функционирования тех феноменов, которые она исследует. Частная методология представляет собой совокупность методов, способов, приемов и методик исследования конкретной наукой различных явлений, которые составляют предмет и объект ее анализа. В качестве общей методологии психологической науки выступает диалектико-материалистический подход к пониманию окружающего мира, роли и места психики и психического в нем. Содержание этого подхода составляют научные представления: 1. о первичности материи и вторичности сознания: 2. о движущих силах развития объективной реальности и психики; 3. о единстве внешней деятельности и внутренней психической; 4. о социальной обусловленности развития психики человека; 5. о сознании как высшем этапе развития психики. В качестве специальной методологии психологии выступают ее методологические принципы: принцип детерминизма, принцип единства сознания и деятельности, принцип развития и принцип системности. Принцип детерминизма: согласно этому принципу, все существующее возникает, видоизменяется и прекращает свое существование закономерно, т.е. все в природе порождается действием материальных причин и законов. Детерминация (причинность, обусловленность)- генетическая связь явлений, порождение предшествующим (причиной) последующего (следствия) Принцип единства сознания и деятельности означает, что сознание и деятельность не противоположны друг другу, но и не тождественны, а создают неразрывное единство. Сознание возникает, развивается и проявляется в деятельности. Деятельность выступает как форма активности сознания, а сознание обеспечивает активный характер деятельности. Принцип развития означает, что психика может быть правильно и адекватно исследована и объяснена, если она рассматривается как продукт развития и в процессе этого развития. Принцип системности: методологический подход к анализу психических явлений, когда соответственное явление рассматривается как система, не сводимая к сумме своих элементов, обладающая структурой, а свойства элемента определяются его местом в структуре. В качестве частной методологии психологической науки выступают ее методы и методики исследования конкретных психологических явлений. Основные методы: - методы наблюдения; (с.28) см. дальше - эксперимент. С.25-27. см. дальше - беседы, интервьюирование; с.28-30 - анкетирование, тестирование, опросники; с.34-37, с.51 - метод экспертной оценки. С.37 - изучение продуктов деятельности (например, анализ сочинений, изложений, контрольных работ, различных поделок, рисунков, стихов); с.37 - анамнез: обобщение независимых данных об испытуемом, полученных от разных людей. - моделирование с.33-34 Основные методы изучения взаимоотношений: - социометрический метод; -референтометрический метод. Существуют экспериментальные и неэкспериментальные методы: Экспериментальные методы - это исследовательская деятельность в целях изучения причинно-следственных связей, которая предполагает следующее: - исследователь сам вызывает изучаемое им явление и активно воздействует на него; - экспериментатор может варьировать, изменять условия, при которых протекает явление; - в эксперименте имеется возможность неоднократного воспроизведения результатов; - в результате эксперимент устанавливает допускающие математическую формулировку количественные закономерности. Эксперимент делится на: констатирующий эксперимент – задача, которого состоит в простой фиксации и описании фактов; формирующий или обучающий эксперимент - заключается в том, чтобы сформировать у человека какое-либо качество или изменить его поведение; естественный эксперимент - проводится без вмешательства экспериментатора, его основная тенденция сочетать экспериментальность исследования с естественностью условий; лабораторный эксперимент - ставит сам экспериментатор, активно вмешиваясь и создавая условия, специально рассчитанные на то, чтобы проверить некоторую научную гипотезу. К неэкспериментальным методам относится прежде всего наблюдение: с.28 Наблюдение заключается в фиксации проявлений поведения и получения суждений о субъективных психических явлениях. Наблюдения бывают: эпизодическое - запись отдельных случайных действий наблюдаемого; систематическое - развернутая запись поведения человека в самых различных обстоятельствах жизни; внешнее - прямое наблюдение со стороны за поведением человека; внутреннее - самонаблюдение за интересующим явлением, которое непосредственно представлено в его сознании; стандартизированное - заранее определено и четко ограничено в плане того, что наблюдается, ведется по определенной, предварительно продуманной программе и строго следует ей, независимо от того, что происходит в процессе наблюдения с объектом или самим наблюдателем; свободное - не имеет заранее установленных рамок программы, процедуры его проведения, оно может менять предмет или объект наблюдения, его характер в ходе самого наблюдения в зависимости от пожелания наблюдателя; включенное - исследователь выступает в качестве непосредственного участника, того процесса, за ходом которого он ведет наблюдение; стороннее - не предполагает личного участия исследователя в том процессе, который он наблюдает.
Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 672; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |