Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Предмет Политико-правовые теории и их значение для юридического образования




Соединение в рамках единой юридической дисциплины политических и правовых учений обусловлено в конечном счете той тесной внутренней взаимосвязью политических и правовых явлений и соответствующих понятий. Юридическая наука в целом (и это решающим образом сказывается на предмете истории политических и правовых учений как юридической дисциплины) исследует политические явления в их необходимой взаимосвязи и взаимодействии с правом, в рамках определенного правопорядка. Объемы понятий <политическое> и <государственное> не совпадают. Представление об их соотношении различно в разные эпохи, у разных авторов и т. д.

Необходимо уяснить, что такое политико-правовые идеи, учения, доктрины. Идея выражает отдельную мысль, содержащую в свернутом виде объяснение общественного явления, определенную догадку (гипотезу), предпосылку для будущих рассуждений. Учение – это стройное, систематизированное построение идей, аргументов, фактов. Доктрина – системно оформленное, структурированное ядро учения.

При рассмотрении политико-правового учения необходимо, как советует профессор О.Лейст, проанализировать компоненты: 1) мировоззренческую (философскую, религиозную) основу; 2) теоретическое содержание (понятия, методы, типизации); 3) нормативно-правовые проекты, политические программы, декларации, манифесты, основанные на данном учении.

Правовая мысль прошлого освещается в данной дисциплине не в виде истории юриспруденции (со всеми ее отраслями, специальными приемами юридико-догматического анализа и т. д.), а по преимуществу в виде тех теоретических концепций права и законодательства, в которых освещается природа, понятие, сущность, ценность, функции и роль этих специфических явлений общественной жизни. Кроме юристов значительный вклад в историю политических и правовых учений внесли также представители иных гуманитарных наук, и прежде всего философы. Предметное своеобразие различных наук проявляется, в частности, в том, что соответствующие философские концепции государства и права (например, Платона, Канта, Гегеля и других философов) в рамках истории политических и правовых учений (в сравнении с историей философии) освещаются под своеобразным углом зрения, в контексте специфического понятийного аппарата этой науки, в плоскости особых ее познавательных средств, задач и целей, с преимущественным акцентом на собственно политический и правовой смысл рассматриваемых концепций. * Методология

Для исследования и усвоения политико-правовых доктрин применяются: (1) общенаучный метод, требующий единства исторического и логического в подходек исследуемому материалу. Исторический подход фокусируется на возникновении и процессе развития учений, а логический – на выявлении их зрелости, когда они отличаются разработанностью положений, влиянием на мировоззрение различных социальных сил. С логическим связаны подходы: (2) структурный (анализ составных частей учения и их связей), (3) функциональный (рассмотрение роли и влияния учения в обществе), (4) формально-юридический (оформление идей в нормативных документах). Исторический метод предполагает подходы: (5) сравнительный (сравнение с предшествующими, последующими, современными учениями); (6) биографический (изучение фактов жизни мыслителей); (7) классовый подход (особое внимание на роли классовой борьбы в истории).
Данные методы и подходы помогают выделять общее и особенное в учениях мыслителей, понимать преемственность той или иной идеи, выстраивать в памяти периоды развития политико-правовой мысли.

Из др. источника:

· исторический метод, позволяющий понять и оценить учение в историческом контексте, с учетом специфических условий данной эпохи;

· сравнительный метод, позволяющий сравнивать однотипные политико-правовые явления, и при их сравнении можно выявить сходство или различие между ними, дать оценку этим теориям;

· системный анализ, позволяет изучать проблемы политики, государства, права, их отдельных явлений с позиции их системности, взаимосвязи;

· структурный метод позволяет анализировать составные части учения и их связи.

Наряду с этими методами часто выделяют: хронологический, проблемно-теоретический, портретный и страноведческий. В качестве специфического метода называют и контекстный метод исследования. Он ориентирует на рассмотрение каждого учения в контексте обстоятельств личной жизни мыслителя, каждое учение и направление мысли – в контексте социально-политических и иных условий жизни страны в тот или иной период ее развития.

Данные и иные методы помогают выделить общее и особенное в учениях мыслителей, понять преемственность и развитие тех или иных идей.

· Критерии оценки политико-правовых доктрин. (?)

·

По соотношению идеалов и исторической действительности политико-правовые учения делятся на реакционные (призывающие к восстановлению прежних порядков), консервативные (направлен­ные на сохранение и укрепление существующего государства и права) и прогрессивные (зовущие к переменам, положительная оцен­ка которых соответствует мировоззрению исследователя).

Составной частью идеала являются предположения о сроках и способах его достижения. По этому основанию различаются политико-правовые учения радикальные (зовущие к быстрой и всесторонней перестройке государства и права), умеренные (ставящие задачу перестраивать не все и не сразу), революционные (стоя­щие за насильственное преобразование существующего строя), ре­формистские (обосновывающие необходимость изменения общества при помощи реформ, проводимых государственной властью).

Определение идеологической направленности и классового со­держания политико-правового учения дает возможность оценить это учение в связи с государственно-правовыми проблемами определен­ного общества, с тенденциями развития конкретной страны, ее пра­вовой системы и государства. На основе классового подхода обосно­ваны решения ряда проблем истории политических и правовых учений.

Созданные различными мыслителями концепции и формы их изложения (теоретический трактат, философское сочинение, политический памфлет, проект конституции и т. п.) столь же разнообразны, сколь разнообразны вообще результаты индивидуального творчества. Вместе с тем всем этим концепциям присуще нечто общее: они выражают отношение определенных социальных групп к государству и праву (программная, оценочная часть учения), строятся на свойственной данной эпохе идейно-теоретической основе (методологический стержень учения), содержат решения основных проблем теории государства и права (теоретическое содержание учения). Поэтому политико-правовая доктрина включает три компонента: 1) логико-теоретическую, философскую или иную (например, религиозную) основу; 2) выраженные в виде понятийно-категориального аппарата содержательные решения вопросов о происхождении государства и права, закономерностях их развития, о форме, социальном назначении и принципах устройства государства, об основных принципах права, его соотношении с государством, личностью, обществом и др.; 3) программные положения — оценки существующего государства и права, политические цели и задачи.

* Периодизация истории политических и правовых учений. (три варианта как Яч.???-см лекции)
Период Древнего мира (начало ок. 5 тыс. лет назад). Зарождались государства, мифологические идеи, впервые объясняющие миропорядок. Они отличались своеобразием. Например, индийская мысль более религиозна, а китайская – рационалистична, хотя обе содержат патерналистские представления о власти: цель государства – общее благо, царь – отец подданных, ответственный перед богами. Древние греки вели поиски совершенного политического правления, классифицировали источники права. Древний Рим внес выдающийся вклад в области частного права.
Средневековье (V - нач. XVII вв.). В Европе на развитие государства и права значительно повлияло христианство как официальная идеология, с ее принципами человеколюбия, благотворительности, смирения. Важнейшая проблема – соотношение духовной и светской властей. На Востоке наряду с традиционными воззрениями развитие получил аристотелизм (особенно в арабском мире), возник ислам, исходивший из идеи неразделимости религиозной и светской властей, слитности религии и права.
Возрождение и Реформация (XIV-XVI вв.) – период, венчавшийпозднее Средневековье, подготовивший почву для буржуазных революций и идей Просвещения. Интерес к наследию античности помог преодолеть господство религии, развил мировоззрение, названное гуманизмом, т.к. в фокусе внимания оказался естественный человек. Развивается индивидуализм, научный рационализм, усиливается светское государство. Официальная христианская доктрина подверглась протестантской и научной критике.
Эпоха буржуазных революций и свободной конкуренции ( кон. XVI – сер. XIX вв.) открылась освободительным движением в Нидерландах (кон. XVI в.), продолжилась в Англии, США, Франции. Революции были подготовлены идеями мыслителей Возрождения, Реформации, сопровождались идеями Просвещения (XVIII в.) с его убежденностью во всесилии разума, концепциями народного суверенитета и «просвещенных монархов». Либерализм стал одним из определяющих мировоззрений США и Европы. Общественные явления и права граждан рассматриваются с точки зрения свободы и формального равенства перед законом. Одновременно активизируются консервативные, революционные, социалистические учения.
Эпоха империализма, войн и социалистических революций (конец ХIХ - первая пол. XX вв.). В конституционной сфере продолжалось утверждение политического либерализма. Но вера в социальный прогресс на основе капитализма была подорвана кризисами перепроизводства и 1-ой мировой войной 1914 – 1918 гг. В России неспособность властей к своевременным преобразованиям, алчность буржуазии лишили почвы и либеральные, и консервативно-монархические идеи. Среди социалистов произошел раскол, усилилось революционаристское течение. Свершилась социалистическая революция в России, затем сложился тоталитарный режим. В ряде стран победил фашизм. Надежды на эволюционное развитие цивилизации, торжество демократии были серьезно подорваны. В условиях глубокого кризиса правящие режимы привели мир ко 2-ой мировой войне.
Послевоенная эпоха (с 1945 г.) Противостояние социализма и капитализма, «холодная война», угроза ядерного оружия побудили к поискам форм мирного сосуществования. Теории конвергенции мировых систем, политического плюрализма, прав человека, социального государства приблизили кризис и капитализма, и социализма. Усиление государственного регулирования общественных процессов обусловило сближение политико-правовых идеологий. Либералы признали роль государства, а консерваторы – прогресса. Социалисты пришли к реформизму, восприняв некоторые либеральные идеи. Жесткий позитивизм (легизм) смягчается социологическимпозитивизмом. Сторонники естественно-правовой теории придают больше значения государственным установлениям. Национально-освободительная борьба заставила признать права народов, значение традиций, что активизировало юридическую антропологию.
Современная эпоха также аккумулирует интеллектуальный потенциал, осмысливая в новых условиях идеи прошлого. Она открывается с конца 80-х гг. актуализацией вопросов геополитического переустройства мира, Европы, глобальных проблем, прав человека и прав народов. Перестройка и распад СССР, а с ним и системы социализма, процессы в постсоветских республиках, в Восточной Европе привели к переосмыслению проблем демократии, соотношения суверенитета государств и международного права. События 11 сентября 2001 г. в США показали усиление терроризма, раскол мирового сообщества в отношении к проблемам развития и глобализации. Развивались, с одной стороны, концепции о неизбежной вражде цивилизаций, новом переделе сфер влияния, с другой, о торжестве разума и сотрудничества государств и народов. Война США и Великобритании 2003 г. в Ираке раскрыла новые грани существования мировой гегемонии США.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 604; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.056 сек.