Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Место психологии в системе наук




Сравнение житейской и научной психологии

№ п/п Основания разведения Житейская психология Научная психология
  Субъект познания Любой человек, которому необходимо для практических целей знание психологии другого человека или собственной Научное сообщество
  Объект познания Сам человек и его окружение в обыденных ситуациях Самые различные виды деятельности человека (и животных), в том числе в уникальных и не встречающихся в повседневной жизни ситуациях, а также тексты разного рода, представляющие собой результаты прошлой деятельности человека
  Конкретные методы получения психологических знаний Самонаблюдение и наблюдение Наблюдение (в различных его видах), эксперимент, а также иные научные методы получения знаний
  Степень обобщения знаний и формы их репрезентации (представления) Знания конкретны, ситуативны, обобщение минимально, осуществляется на допонятийном уровне Знания представлены в обобщенной и абстрактной форме, в пределе выражено стремление к строгим научным понятиям
  Способы приобретения опыта и степень его субъективности Опыт приобретается чаще всего интуитивным, иррациональным путем, отличается явной субъективностью Отчетливо выражено стремление к рациональному, осознанному, объективному познанию с рефлексией используемых при этом средств
  Способы передачи (трансляции) опыта Передача затруднена и осуществляется в непосредственном контакте с носителем опыта Передача знаний возможна путем присвоения накопленного на протяжении всей истории психологии в различных концепциях научно-психологического опыта

Этой проблемой специально занимались в свое время отечественный философ Б. М. Кедров и крупнейший психолог XX в. швейцарец Жан Пиаже.

Б.М.Кедров представил свою классификацию в виде «треугольника наук». Вершину этого треугольника составляют естественные науки, нижний левый угол — общественные науки, нижний правый угол — философские науки (логика и гносеология). Между науками о природе (естественными науками) и философскими науками расположилась математика, между естественными и общественными находятся технические науки. Психология же занимает центральное место и имеет линии связи, соединяющие ее со всеми тремя группами наук.

Ж. Пиаже, выступивший в свое время с откликом на данную классификацию в своем докладе на XVIII Международном психологическом конгрессе в августе 1966 г. в Москве, в целом положительно оценил данную схему, добавив, однако, следующее важное положение. У Б. М. Кедрова связи психологии с другими науками были односторонними, т.е. философ рассматривал то, как влияют на психологию другие науки (действительно, психология, как отмечал Ж. Пиаже в докладе, является совместным продуктом естественных, общественных и философских наук). Однако, по Ж.Пиаже, связи психологии с другими науками должны быть «двусторонними»: психология, в свою очередь, вносит свой вклад в эпистемологию1 всех вышеперечисленных наук, поскольку пытается раскрыть психологические механизмы познания тех или иных сфер действительности.

По мнению Ж. Пиаже, совокупность наук может быть рассмотрена как некий континуум, в котором к одному из полюсов будут тяготеть науки, которые призваны координировать общую структуру познавательной деятельности человека (философия, математика, логика), а к другому — те, что определяются специфическими особенностями познаваемых объектов (физика, химия, биология). Психология, по словам Пиаже, занимает «ключевую позицию в системе наук», так как именно через нее вся система наук приобретает свою замкнутость и целостность. Психология отвечает на вопрос, как человек познает мир, а все остальные науки — как описывающие абстрактные правила познания, так и распространяющие эти правила на предметный мир — являются конкретным воплощением познания. Другими словами, психология опосредствует понимание деятельности по реализации принципов абстрактных наук на материале наук специальных и процесс ассимиляции данных, полученных в рамках специальных наук, — науками абстрактными.

В настоящее время позиция Ж. Пиаже выглядит предпочтительнее: действительно, современные науковеды пришли к выводу о том, что развитие науки как особой сферы деятельности человека во многом опосредствованно психологией ее представителей, хотя связи здесь очень сложные и непрямые. Взять хотя бы проблему научного открытия. В последние годы появляется все больше работ о психологии научных открытий и о психологии научного творчества вообще, что позволяет рассчитывать именно на взаимодействие психологии и других наук, а не просто на использование ею идей других наук для решения своих задач.

Мы предлагаем свою схему классификации наук и места психологии в ней, не претендуя на ее фундаментальность. Скорее, это учебное средство для облегчения первоначальной ориентации

 

Социология, культурология, история, экономика, юриспруденция, политология
Биология, физиология, медицина

Рис. 3. Система 4х наук и место психологии в ней

 

Общественные науки – дают знания об определенных отношениях между людьми. Технические науки дают сведения о средствах и приемах человеческой деятельности, опосредствующих как отношения людей друг к другу, так и отношения человека и природы. Философские и математические науки, в отличие от иных (конкретных) дисциплин, изучающих тот или иной аспект реальности, дают обобщенные (качественные и количественные) методы познания любой реальности. Психология как наука будет внутри треугольной пирамиды.

Уникальность и ценность психологии как науки заключаются в ее межпредметном характере: она строится и как естественная наука (объективная и экспериментальная), и как гуманитарная, так как в ее проблематику входят вопросы нравственного развития, становления мировоззрения, ценностных ориентаций человека.

Не следует путать понятия «направления» и «отрасли» психологической науки.

Направления психологии - это разные по своим взглядам школы в психологии (бихевиоризм, психоанализ и др.). Каждая из школ имеет свои представления о предмете психологии, методах ее и соответствующих практических приложениях полученных знаний.

Отрасли психологии - решают конкретные психологические задачи, обусловленные запросами, поступающими из разных сфер реальности (это, например, педагогическая психология, психология труда и т.п.). Поэтому представители одного и того же направления могут работать (и работают) в разных отраслях психологии и, напротив, в одной и той же отрасли (например, в детской психологии) могут работать представители разных школ с различными теоретико-методологическими ориентациями (например, бихевиористы, психоаналитики и др.).

 

Общая психология – относится к числу фундаментальных отраслей психологической науки. Предмет общей психологии - закономерности развития психики и личности. Задачи:

- Разработка теоретических принципов и понятий

- Методология и история развития психологического знания

- Создание методов исследования психики

- Выделение категорий психологической науки: психические процессы, состояния, психологические свойства личности.

 

Общая психология включает в себя четыре основных раздела:

1) общетеоретический (вопросы возникновения и функций психики),

2) психологию познавательных процессов (психология ощущения и восприятия, психология памяти, психология мышления и речи, психология воображения, психология внимания),

3) психологию регулятивных процессов (психология эмоций и мотивации, психология воли),

4) психологию личности.

 

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 1769; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.