Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Изобразительное искусство




ПРОГРАММА

1- 4 КЛАССЫ»

Пояснительная записка

 

Программа «Изобразительное искусство» в на­чальной школе соответствует образовательной об­ласти «Искусство» Обязательного минимума содер­жания начального общего образования и отражает один из основных видов художественного творчества людей, эстетического осмысления ими действитель­ности — изобразительное искусство. Посредством образного отражения предметов и явлений действи­тельности рисунок, живопись, декоративно-при­кладное искусство, скульптура помогают детям с первых шагов обучения в школе познавать окру­жающий мир, видеть в нем красоту, развивать свои художественные способности. Содержание програм­мы предусматривает как эстетическое восприятие предметов действительности и произведений изобра­зительного искусства, так и непосредственно худо­жественную деятельность.

Основными задачами преподавания изобрази­тельного искусства являются:

• овладение учащимися знаниями элементарных
основ реалистического рисунка, формирование на­
выков рисования с натуры, по памяти, по представлению, ознакомление с особенностями работы в об­ласти декоративно-прикладного и народного искус­ства, лепки и аппликации;

• развитие у детей изобразительных способнос­тей, художест- венного вкуса, творческого воображения, пространственного мышления, эстетического чувства и понимания прекрасного, воспитание инте­реса и любви к искусству.

 

Для выполнения поставленных учебно-воспита­тельных задач программой предусмотрены следую­щие основные виды занятий: рисование с натуры (рисунок, живопись), рисование на темы и иллюст­рирование (композиция), декоративная работа, леп­ка, аппликация с элементами дизайна, беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас.

Основные виды занятий должны быть тесно свя­заны, дополнять друг друга и проводиться в течение всего учебного года с учетом особенностей времен го­да и интересов учащихся.

 

В основу программы положены:

• тематический принцип планирования учебного материала, что отвечает задачам нравственного,трудового и эстетического воспитания школьников, учитывает интересы детей, их возрастные особен­ности;

• единство воспитания и образования, обучения и творческой деятельности учащихся, сочетание практической работы с развитием способности вос­принимать и понимать произведе- ния искусства,прекрасное и безобразное в окружающей дейст-

­тельности и в искусстве;

• яркая выраженность познавательно-эстетической сущности изобразительного искусства, что достигается прежде всего вве- дением самостоятельного раздела «Беседы об изобразительном искусстве икрасоте вокруг нас» за счет тщательного отбора и
систематизации картин, отвечающих принципу до­ступности;

• система учебно-творческих заданий на основе ознакомле-ния с народным декоративно-прикладным искусством как важное средство нравственно­го, трудового и эстетического воспитания;

• система межпредметных связей (чтение, рус­ский язык, музыка, труд, природоведение), что по­зволяет почувствовать практическую направленность уроков изобразительного искусства, их связь сжизнью;

• соблюдение преемственности в изобразительном творчестве
младших школьников и дошкольников;

• направленность содержания программы на активное разви- тие у детей эмоционально-эстетическо­го и нравственно-оценоч- ного отношения к действи­тельности, эмоционального отклика на красоту ок­ружающих предметов, природы и т. д.

 

Для выполнения творческих заданий учащиеся могут выбрать разнообразные художественные мате­риалы: карандаш, акварель, гуашь, сангину или уголь, тушь, фломастеры, цветные мелки, кисть, пе­ро, палочку и др. Выразительные рисунки получа­ются на цветной и тонированной бумаге.

Рисование с натуры (рисунок и живопись) вклю­чает в себя изображение находящихся перед школь­никами объектов действительности, а также рисова­ние их по памяти и по представлению карандашом, акварельными и гуашевыми красками, пером и кистью.

Задания по рисованию с натуры могут быть дли­тельными (1—2 урока) и кратковременными (набро­ски и зарисовки, выполняемые в течение 7— 15 минут). Наброски и зарисовки выполняются в на­чале, в середине или в конце урока (в зависимости от конкретных задач урока). Для развития зрительной памяти, пространственных представлений у уча­щихся важно как можно чаще давать им задания ри­совать по памяти и по представлению.

Предметы для рисования с натуры в 1—2 классах ставятся во

фронтальном (или профильном) положе­нии. Основное внимание учащихся направляется на определение и передачу пространственного положения, пропорций, конструкций, а также цвета изо­бражаемых объектов.

С 4 класса начинается изучение детьми законо­мерностей перспективы, конструкции, светотени. Дети усваивают навыки изображения объемных предметов, находящихся во фронтальной и угловой перспективе (предмет расположен углом к рисующе­му и имеет две точки схода для сокращающихся в перспективе форм).

В 1 классе детей учат определять и называть цве­та, в которые окрашены изображаемые объекты, знакомят с понятиями холодных и теплых цветов, а также цветового тона. Во 2—4 классах учителя про­должают развивать у учащихся умение видеть гар­моничные цветовые сочетания.

Натурные постановки (не менее трех на класс), за небольшим исключением, располагают несколько ниже уровня зрения учащихся. Модели небольшого размера раздаются на парты (опавшие листья, ко­робки, посуда, кубики, пирамиды).

Рисунки с натуры выполняются простым каран­дашом или акварельными красками. Они могут предшествовать выполнению рисунков на темы и де­коративным работам.

В разделе «Живопись» содержание обучения на­правлено на развитие у детей восприятия цветовой гармонии и основано на рисовании с натуры, по па­мяти и по представлению акварельными или гуаше-выми красками.

Давая учащимся возможность почувствовать всю цветовую прелесть окружающего мира через свое личное восприятие, занятия по живописи помогают им становиться духовно богаче, щедрее душой, раз­вивают художественный вкус.

В целом содержание разделов «Рисунок» и «Жи­вопись» знакомит школьников с правилами рисова­ния, обогащает их знаниями конструктивного стро­ения предметов, элементарных законов линейной и воздушной перспективы, светотени, композиции, гармонии цветовой окраски, расширяет их представления о многообразии предметов, явлений действи­тельности, несет в себе ярко выраженную познава­тельную направленность. Занятия по искусству рас­крывают перед детьми эстетическое содержание изображаемых объектов: плавности и изящества их очертаний, гармонию цветовых отношений; сораз­мерности и пропорциональности строения форм, пластичности объемов, логической взаимосвязи группы изображаемых объектов и др. Школьники должны усвоить, что рисунок и живопись - это ос­новы художественного отображения действитель­ности, важнейшие средства передачи мыслей, чувств художника.

Рисование на темы - это рисование композиций на темы окружающей жизни, иллюстрирование сю­жетов литературных произведений, которое ведется по памяти, на основе предварительных целенаправ­ленных наблюдений, по воображению и сопровожда­ется выполнением набросков и зарисовок с натуры. В процессе рисования на темы совершенствуются и закрепляются навыки грамотного изображения про­порций, конструктивного строения, объема, про­странственного положения, освещенности, цвета предметов. Важное значение приобретает выработка у учащихся умения выразительно выполнять рисун­ки.

От учащихся требуется самостоятельно выбрать сюжет из предложенной темы, передать художест­венно-выразительными средствами свое отношение к нему: применять эффекты светотени, пространст­венное расположение предметов, выделять компози­ционный центр с целью повышения выразительнос­ти сюжетного рисунка.

Учащиеся знакомятся с особенностями симмет­ричной и асимметричной композиций и узнают о средствах художественной выразительности, необ­ходимых для передачи состояния покоя или движе­ния в рисунке. Необходимо, чтобы дети использова­ли эти знания в своих тематических композициях.

 

Важнейшим средством выразительности в сюжет­ном рисунке остается цвет.

В связи с предложенной для рисования темой уча­щиеся под руководством учителя могут провести на­блюдения, выполнить наброски и зарисовки до вы­полнения задания или после первого урока по теме.

Большое внимание уделяется развитию вообра­жения и творчества учащихся в сюжетных рисун­ках.

Обучение декоративной работе осуществляется в процессе выполнения учащимися творческих деко­ративных композиций, составления эскизов офор­мительских работ (возможно выполнение упражне­ний на основе образца). Учащиеся знакомятся с про­изведениями народного декоративно-прикладного искусства.

Работы выполняются на основе декоративной пе­реработки формы и цвета реальных объектов - листьев, цветов, бабочек, жуков и т. д., дети начина­ют рисовать карандашом, а затем продолжают рабо­ту кистью, самостоятельно применяя простейшие приемы народной росписи.

В содержании раздела «Декоративная работа» раскрывается значение народного искусства как мощного средства эстетического, трудового и патри­отического воспитания. Простые и красивые худо­жественные изделия народных мастеров помогают прививать детям любовь к родному краю, учить их видеть и любить природу, ценить традиции родных мест, уважать труд взрослых. Произведения декора­тивно-прикладного искусства передают детям пред­ставление народа о красоте, добре.

Понимание ритма, гармоничности цветовых отно­шений, зрительного равновесия форм и цвета, полу­ченное учащимися в процессе декоративной работы, находит затем применение в различных работах на уроках трудового обучения: в аппликациях, плете­ниях, изготовлении игрушек, вышивке и т. д.

Во время практических работ важно использова­ние школьниками самых разнообразных художественных материалов и техник: графические каранда­ши, акварель, гуашь, пастель, цветные мелки, цвет­ная тонированная бумага, ретушь, линогравюра, аппликация и т. д. Следует помнить, что каждый из названных художественных материалов обладает своими выразительными особенностями и самостоя­тельный выбор их школьниками содействует разви­тию художественно-творческих способностей, инди­видуальности, самовыражению ребят.

В системе обучения изобразительному искусству важное место занимает раздел «Лепка». Этот вид ху­дожественного творчества развивает наблюдатель­ность, воображение, эстетическое отношение к пред­метам и явлениям действительности. На занятиях лепкой у школьников формируется объемное виде­ние предметов, осмысливаются пластические осо­бенности формы, развивается чувство цельности композиции.

Основным содержанием этого раздела в началь­ных классах является лепка из пластилина (а где возможно, и из глины) листьев деревьев, фруктов, овощей, предметов быта, птиц и животных с натуры, по памяти и по представлению, лепка фигурок чело­века по памяти и на темы сюжетов быта и труда че­ловека.

Аппликация - это составление изображения на основе склеивания его элементов из разнообразных кусочков бумаги, ткани, засушенных листьев де­ревьев, соломки, фольги и т. п.

В содержание этого раздела входит составление цветных наклеенных рисунков (аппликаций) с нату­ры: овощей, фруктов, цветов, животных, фигуры че­ловека; составление сюжетных композиций и деко­ративных работ.

Большую роль для выработки у детей умения ви­деть и передавать красоту действительности, для формирования интереса к изобразительной деятель­ности играет подбор моделей, тематики композиций и заданий, широко отражающих различные стороны жизни (природу, быт, учебную работу, труд, техни­ку, спорт и т. п.).

Беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас основаны на показе произведений искус­ства. Беседы воспитывают у детей интерес к искусст­ву, любовь к нему, расширяют представления об ок­ружающем мире.

Дети учатся пониманию содержания картин и не­которых средств художественной выразительности (рисунок, цвет, композиция и т. п.), у них воспиты­вается бережное отношение к памятникам старины и произведениям народного художественного твор­чества.

Занятия обогащаются использованием видео-, диафильмов, диапозитивов, показом репродукций и их фрагментов через эпидиаскоп, проведением экс­курсий в художественные галереи, музеи, к памят­никам искусства. Важно, чтобы учащиеся хорошо знали искусство, народное творчество своего края.

На ознакомление с произведениями изобрази­тельного искусства в 1—3 классах отводится 8— 10 минут; в одной беседе показываются, как прави­ло, три-четыре иллюстрации, три-четыре предмета декоративно-прикладного искусства. В 4 классе для бесед выделяются отдельные уроки; в одной беседе можно показывать до пяти произведений живописи, скульптуры, графики, декоративно-прикладного и народного искусства.

Осуществляя связь изобразительного искусства с уроками труда, следует использовать не только учеб­ный материал, изучаемый в то время в классе, но и изделия, поделки учащихся, выполненные ими ра­нее (даже в предыдущих классах).

Программа рассчитана на 1 час в неделю. Но мож­но добавить 1 час из вариативной части Базисного учебного плана.

Учитель может воспользоваться перечисленными примерными заданиями и составить из них свой ва­риант планирования на год или работать по примерному тематическому планированию, которое пред­ложено в программе.

Особенно важно учителю проявить творческий подход к программе, исходя из местных условий, - включать наиболее важный материал, определять оптимальное количество часов для выполнения за­дания, знакомить учащихся с культурой родного края, памятниками архитектуры и декоративно-прикладного искусства, т. е. учитель может само­стоятельно отбирать в каждом разделе наиболее важный материал, опускать некоторые задания и дополнительно включать другие в зависимости от уровня подготовки класса, не нарушая при этом ло­гику изучения курса, ориентируясь на «Знания и умения» учащихся, учитывая особенности наци­ональной культуры.

 

 

Содержание программы

1 КЛАСС (33 ч)

Рисование с натуры (рисунок, живопись)

(9ч)

 

Рисование с натуры простых по очертанию и стро­ению объектов, расположенных фронтально. Пере­дача в рисунках формы, очертания и цвета изобра­жаемых предметов доступными детям средствами. Выполнение набросков по памяти и по представле­нию различных объектов действительности.

Примерные задания Рисование с натуры:

а) флажка, детского мяча, воздушных шариков, яблока, помидора, комнатного растения;

б) простых по форме листьев деревьев (липы, то­поля, березы, яблони) и цветов (тюльпана, садовой ромашки и др.);

в) игрушек на елке (шаров, бус, рыбок), детских
игрушек (грузовика, троллейбуса, автобуса)

 

Рисование на темы (8 ч)

Рисование на основе наблюдений или по представ­лению, иллюстрирование сказок. Передача в рисун­ках смысловой связи между предметами.

Примерные задания:

а) рисунки на темы: «Дождик идет», «Красавица зима», «Новогодняя елка», «Весенний день»,«Праздник 8 Марта», «Праздничный салют», «Ска­зочный дворец», «Солнечный день», «В цирке»,«Как я помогаю маме», «Первый снег», «Пейзаж с радугой», «Поздняя осень», «Наши друзья - животные», «Путешествие на воздушном шаре»;

б) иллюстрирование русских народных сказок «Колобок», «Курочка-ряба», «Волк и семеро коз­лят», «Лиса, заяц и петух».

Декоративная работа (8ч)

Рисование узоров и декоративных элементов по образцам. Самостоятельное выполнение в полосе, круге растительных и геометрических узоров. Фор­мирование элементарных представлений о декора­тивном обобщении форм растительного и животного мира, о ритме в узоре, о красоте народной росписи в украшении одежды, посуды, игрушек.

Примерные задания:

а) рисование в полосе, круге узоров из форм рас­тительного мира, а также из геометрических форм на белой или цветной бумаге по образцам и само­стоятельно;

б) упражнения в приемах рисования кистью про­стейших элементов растительного и геометрических узоров на приме-

рах народной росписи (ягоды, листья, круги, полосы);

в) самостоятельное составление декоративной
росписи «Красивые цепочки», «Чудо-платье», «Ска­зочный букет» (в холодных тонах), «Золотые рыб­ки» (в теплых тонах), «Сказочная птица на ветке с золотыми яблоками» и др.

 

Лепка (3 ч)

Лепка листьев деревьев, фруктов, овощей, пред­метов быта, птиц и животных с натуры, по памяти и по представлению. Знакомство с природными осо­бенностями глины и пластилина, с правилами леп­ки.

Примерные задания:

а) лепка простых по форме листьев деревьев, фруктов, овощей (листьев березы, осины, яблони, сирени; яблока, огурца);

б) лепка птиц и животных (курицы, вороны, собаки, кошки и др.) по памяти и по представлению.

Аппликация (2 ч)

Наклеивание на картоне и цветной бумаге раз­личных элементов изображения из вырезанных ку­сков бумаги. Знакомство учащихся с материалами для выполнения аппликаций, инструментами, по­рядком выполнения аппликации.

Примерные задания:

а) рисование и вырезание из цветной бумаги квадратов, треугольников, ромбов, кругов, простых по форме цветов, снежинок, составление их в простой узор и наклеивание на лист картона или бумаги;

б) составление сюжетной аппликации на темы:
«Узор из кругов и треугольников», «Мой любимый цветок».

Беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас (3 ч)

Основные темы бесед:

• прекрасное в жизни и в произведениях изобразительного искусства;

• виды изобразительного искусства и архитектуры;

• жанры живописи;

• портреты детей в изобразительном искусстве;

• прекрасное вокруг нас (красота вещей);

 

• родная природа в творчестве русских художни­ков (времена года, природа в разное время суток на картинах художников, вечер в рисунке и в живописи и т. п.);

• сказочные сюжеты в изобразительном искусст­ве;

• русское народное творчество в декоративно-прикладном искусстве (городецкая роспись, хохломская роспись, дымковская игрушка).

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 727; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.04 сек.