Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Передача буквами фонемного состава слова




 

Это основной раздел орфографии. Он непосредственно связан с графикой, также устанавливающей зависимость между буквами и фонемами. Но графика определяет значения букв в их сочетаниях друг с другом вне зависимости от конкретных слов, а орфография дает правила написания букв в конкретных словах и морфемах. Кроме того, графика устанавливает соответствие букв и фонем в сигнификативно сильных позициях, а область орфографии — сигнификативно слабые позиции фонем.

В отдельных случаях орфография «вмешивается» и в область графики — область сильных позиций. Так, в соответствии с < jо> и с <о> под ударением после парных мягких согласных графика устанавливает написание ё: ё лка, м ё д, а орфография разрешает написание е: е лка, м е д; в соответствии с <о> под ударением после шипящих графика требует написания о: ш о в, ч о порный, а орфография «добавляет» написания с е: ш е л, печ е нка; с точки зрения графики <э> после парных твердых согласных должна передаваться на письме буквой э: м э р, Улан-Уд э, но орфография в большинстве подобных случаев устанавливает написание е: мод е ль, тир е; по законам графики <и> после согласных фонем, полностью отраженных соответствующими буквами, передается на письме буквой и: ц и нк, вакц и на, как и ш и ло, нож и, а орфография вводит правило написания с ы: ц ы катъ, отц ы.

Основное правило правописания безударных гласных: в безударных слогах пишутся те же гласные, что и под ударением в той же морфеме. Мы пишем о в слове вода (хотя произносим [вада]) потому, что под ударением в этом корне слышится [о] и пишется о: воды, водный. Слово, произносящееся [л'иса], мы запишем лиса, если проверим первый гласный родственным словом лис, и запишем леса, если это слово родственно слову лес. Так мы определяем, какой фонеме соответствует звук слабой позиции, и пишем букву, обозначающую эту фонему.

Такое же общее правило действует для глухих и звонких шумных согласных. На конце слова и перед шумными согласными пишется та же согласная, что и перед гласными и сонорными согласными в той же морфеме. Мы пишем п в словах су п, су п чик и б в словах зу б, зу б ки (хотя везде произносим [п]) потому, что перед гласными и сонорными согласными в корне суп- произносится [п] и пишется п (су п а, су п ница), а в корне зуб- произносится [б] и пишется б (зу б ы, зу б ной). Принцип проверки здесь тот же, что и для гласных: звук слабой позиции проверяется сильной позицией. Установив фонему, к которой принадлежит данный звук, ее обозначают соответствующей буквой. Одна и та же буква обозначает фонему в сигнификативно сильных и слабых позициях — это основной, фонематический принцип русской орфографии. Этот принцип осуществляется в тех случаях, когда слабая позиция фонемы может быть однозначно проверена сильной позицией в той же морфеме.

Этот принцип орфографии определяет и передачу на письме мягких согласных: буквой ь обозначается не мягкость звука, а мягкость фонемы, т. е. мягкость, не зависящая от позиции. Так, в слове лезть произносится [с'] перед [т'], но мягкость [с'] в «старшей» норме здесь несамостоятельна, позиционно обусловлена мягким [т']. В сильной по твердости/ мягкости позиции — на конце слова — этой мягкости нет: ле[с] (лез). Здесь твердая фонема <з>, поэтому в слове лезть буква ь после з не пишется. В форме повелительного наклонения лезьте тоже произносится [с'т'], но здесь мягкая фонема <з'>, так как мягкость звука, ее реализующего, на конце слова сохраняется: ле[с'] (лезь). Мягкость фонемы обозначается буквой ь. В слове усни произносится [с'н'], но при замене [н'] на [н] происходит и замена [с'] на [с]: у [сн] у. Поэтому мягкость [с'] здесь несамостоятельна, она и не обозначается на письме. В слове льдина произносится [л'д'], при замене [д'] на [д] мягкость [л'] сохраняется: [л'д]ы. Здесь выступает фонема <л'>, ее мягкость обозначается на письме буквой ь.

Фонематический принцип орфографии определяет написание всех морфем слова: приставок, корней, суффиксов, окончаний. Так, в слове под стаканник приставка произносится [пъц], но мы пишем под-, так как проверка показывает фонемы <под>: п[о]дпол, по[д]водный. В суффиксе слов берёз ов ый, осин ов ый произносится [ъ], но мы пишем о, так как в том же суффиксе под ударением произносится [о]: дуб ов ый. В формах слова от пул и и о пул е конечный гласный — [иэ], но в первом случае он относится к <и> (ср. от зем[л'и]), а во втором — к <э> (ср. о зем[л'э]). После мягких согласных фонема <и> обозначается буквой и, фонема <э> — буквой е.

Фонематический принцип орфографии обеспечивает единообразное написание одной и той же морфемы в формах одного и того же слова и в разных словах. Так, корень город- пишется одинаково в составе разных слов и словоформ, хотя произносится по-разному: [горът], [горъд]а, [гърад]а, [гърат]ки, при[гърът], при[гъръд]ный, ино[гарод']ний, [гърац]ской. Написание город- во всех этих случаях отражает фонемный состав корня <город>-. Одинаковое написание одних и тех же морфем позволяет легко узнавать слова с этими морфемами, а это способствует быстрому пониманию и чтению.

Написание большинства букв-орфограмм определяется фонематическим принципом русской орфографии, поэтому это основной принцип передачи буквами фонемного состава слов.

Фонематический принцип орфографии как особый выделяется представителями Московской фонологической школы. С точки зрения Петербургской (Ленинградской) фонологической школы в корне слов вода, водный разные гласные фонемы — /а/, /о/; в словоформах зуб, зуба разные согласные фонемы — /п/, /б/. Поэтому написание одной и той же буквы в этих и подобных случаях представители П(Л)ФШ объясняют морфематическим (морфологическим) принципом орфографии.

Морфематический (или морфологический) принцип орфографии состоит в требовании единообразного написания одних и тех же морфем. Этот принцип осуществляется в тех случаях, когда одна и та же морфема в разных словах или формах одного слова имеет разный фонемный состав.

Область применения этого принципа по-разному оценивается представителями Петербургской (Ленинградской) и Московской фонологических школ. С точки зрения П(Л)ФШ морфематический принцип русской орфографии проявляется в том, что для сохранения графического единообразия одних и тех же морфем фонетические чередования на письме не передаются: одной и той же буквой обозначается по сильной позиции весь ряд позиционно чередующихся звуков. Так, мы произносим бе[г]ать, бе[к], но пишем бе г атъ, бе г; произносим н[о]сит, н[а]сить, вын[ъ]сить, но пишем носит, носить, выносить. Одни и те же корни передаются на письме одинаково. Представители П(Л)ФШ считают морфематический принцип основным принципом русской орфографии.

С точки зрения МФШ фонетические чередования — это, как правило, чередования звуков, относящихся к одной фонеме. То, что одной и той же буквой обозначается весь ряд позиционно чередующихся звуков, есть проявление фонематического принципа орфографии. На морфематическом принципе построена орфография лишь в редких случаях, когда написание противоречит фонематическому принципу.

Так, после шипящих под ударением в соответствии с фонемой <о> может писаться ё (е), а не о в связи со стремлением к единообразной передаче морфемы, которая в других словах и формах пишется с е: жёны — женский, жена; дешёвый — дешевле, дешеветь; шёпот — шепчет, шептать; чёрточкачертить; щёлкащель. Чередующиеся ударные [о] и [э] отражают чередование фонем <о> и <э>. Фонема <э> представлена здесь и звуком [ыъ] в первом предударном слоге после твердых [ж], [ш]. Чередование это историческое. Стремление одинаково передавать в таких случаях разные фонемы противоречит фонематическому принципу орфографии, по которому разные фонемы и передаваться на письме должны по-разному.

В возвратном постфиксе -ся может выступать не только фонема <с'>, как это следует из написания (умой<с'а>), но и <ц> (боит<ца>) и <с> при произношении твердого [с] (открыл<са>). Исторические чередования и здесь на письме не передаются: умойся, боится, открылся.

Морфематическому принципу орфографии отвечают также написания типа дезинформация, контригра, пединститут, сверхидеальный — с и после согласной, соответствующей твердой фонеме. Здесь сохраняется облик корня (вопреки правилу графики писать ы после таких согласных: безыдейный, предыстория).

Морфематический и фонематический принципы орфографии близки тем, что они позволяют одни и те же морфемы передавать на письме единообразно. Однотипны у них и способы обоснования передачи на письме одних слов или словоформ написанием других слов или словоформ с теми же морфемами. Однако фонематический принцип орфографии проявляет фонемный состав морфемы, а морфематический принцип затемняет его, одинаково передавая на письме разные фонемы.

В некоторых случаях проверка слабой позиции невозможна, так как в данной морфеме фонема не встречается в сильной позиции: с о бака, т о пор, с а пог, с а рай, разборч и вый, молоды е, во к зал, фу т бол, с тол, з доровье, сиди ш ь, сиди т. В этом случае выступает гиперфонема: с<о/а>бака, с<о/а>пог, фу<т/д>бол и т. п. Фонематический принцип орфографии здесь ограничивает выбор букв, но не дает однозначного решения, так как выбор буквы не мотивирован современными языковыми закономерностями. С точки зрения звуковых соответствий безразлично, о или а писать в предударном слоге в словах собака, сапог, так как в обоих словах выступает одна и та же гиперфонема. Традиция, действующее правило указывают на о в слове собака и на а — в слове сапог. Написание в подобных случаях опирается на два принципа: фонематический и традиционный.

Традиционный принцип русской орфографии заключается в том, что употребляется написание, закрепленное традицией. Традиционные написания надо запоминать. (В школьной практике слова с гиперфонемой в корне называют словарными словами.)

Традиционный принцип орфографии выступает не только в тех случаях, когда фонема не может быть поставлена в сильную позицию, но и тогда, когда существует чередование фонем в сильной позиции одной и той же морфемы. Например, з а рево — з о ри — в безударном положении здесь гиперфонема: з<о/а>ря. Выбор а или о в словах з а ря, з о ревать определяется традицией. Гласные в корне клон-/клан- могут быть ударными: клонится, кланяться. Выбор буквы о для безударных случаев основан на традиции: скл о нить, накл о нение.

Традиционные написания могут соответствовать этимологии слова. Так, в слове с о бака, т о вар, с а пог сохраняется древнейшее, этимологически верное написание. В словах з ав трак, к а лач выделенные буквы также пишутся в соответствии с традиционным принципом. Но современное написание этих слов не соответствует древнему, когда, согласно этимологии, писали заутрок, колач (ср.: утро, колесо). В заимствованных словах м о хер, к о лготки написание предударного о одинаково традиционное, но о в слове м о хер этимологически правильно (< англ. тосhair), а о в слове к о лготки этимологически неверно (< чешск. kalhotky ).

В большинстве случаев традиционный принцип орфографии дополняет фонематический. Но иногда традиционный принцип применяется в противоречии с фонематическим.

В сильной позиции это, например, написание ч в словах коне ч но, ску ч но и др. (в звуке [ш] реализована фонема <ш>); написание г в окончании -ого/-его: красно г о, сине г о (где произносится звук [в], реализующий фонему <в>); написание е вместо ё под ударением: береза, еж; отсутствие ь на конце предлога близ, который всегда произносится с конечным мягким согласным: бли[з'] города. В слабой позиции это, например:

1) правописание корней гор-/гар-, плов-/плав-, в которых под ударением пишется только а: заг а р, пл а вать, а без ударения — и о, и а: заг о реть, выг а рки, пл о вец, пл а вник;

2) правописание корней лож-/лаг-, рос(т)-/рас(т)-, в которых под ударением пишется о: пол о жит, р о ст, р о слый, а без ударения — и о, и а: пол о житъ, пол а гать, р о сла, р а сти;

3) правописание суффикса -инск-/-енск -, в котором под ударением пишется только и: читинский, бакинский, а без ударения — и и, и е: соч и нский, ялт и нский, пенз е нский, пресн е нский.

Фонема <о> после ц передается буквой о под ударением и без ударения по фонематическому принципу орфографии лишь как исключение: ц о кот, ц о котать, ц о котуха. Обычно же после ц под ударением пишется о, а без ударения — е по традиционному принципу: лиц о — сердц е, лиц о м — сердц е м. После ж, ч, ш, щ в некоторых суффиксах и окончаниях под ударением пишется о, а без ударения — е: еж о вый — беж е вый, быч о к — теленоч е к, рубаш о нка — баш е нка, свеч о й — туч е й, плащ о м — товарищ е м.

В приставках бе<з>-, во<з>-, в<з>-, и<з>-, ни<з>-, ра<з>-/ро<з>-, чре<з>-/чере<з>- в соответствии с фонемой <з> в слабой позиции перед шумным согласным произносятся разные звуки: [з] (безбрежный), [ж] (безжизненный), [с] (безвкусный, бесполезный), [ш'] (бесчеловечный), нуль звука (бессч ё тный и т. п.), пишется же, по условному правилу, з перед буквами, обозначающими звонкие согласные (бе зб режный), и с перед буквами, обозначающими глухие согласные (бе сп олезный).

В противоречии с фонематическим принципом орфографии находится также фонетический принцип, который заключается в том, что буква обозначает не фонему, а звук, выступающий в перцептивно слабой позиции. Фонетический принцип орфографии обычно проявляется при передаче на письме фонетических чередований в одной и той же морфеме (по фонематическому принципу фонетические чередования на письме не передаются).

Так, в приставке раз-/рас-/роз-/рос- фонема <о>. Но под ударением, когда произносится [о], пишется о: р о звальни, р о зыск, р о ссыпь, а без ударения, когда произносится [а], пишется а: р а звал, р а зыскивать, р а ссыпать. Здесь фонетический принцип осложнен традиционным; ср.: р а звалить, р а ссыпать, где произносится [ъ].

У существительных I склонения в формах дательного и предложного падежей единственного числа и у существительных II склонения в форме предложного падежа единственного числа выступает окончание -<э>: к земле, о коне, на острие и в соответствии с фонематическим принципом орфографии без ударения пишется : на вол е, о дом е, о счасть е. Но в соответствии с фонетическим принципом в этом окончании без ударения после и пишется и, так как произносится [и]: к арми и, о пролетари и, о здани и.

В форме родительного падежа множественного числа существительных I склонения, а также существительных среднего рода II склонения может быть нулевое окончание; в основе при этом появляется «беглая» гласная <э>: семья <с'эм'j-а> — семей <с'эм'эj-0>, статья — статей, свинья — свиней. В соответствии с фонематическим принципом орфографии при безударности этой «беглой» гласной надо писать е, как это и бывает в отдельных случаях: судей, ружей. Но обычно перед й в этом случае в соответствии со звуком [и] по фонетическому принципу пишется и: оладий, шалуний, ожерелий, увечий.

Замена звонкого согласного глухим перед глухим согласным в соответствии с фонематическим принципом орфографии на письме не передается; ср.: абсор б ировать, абсор б ент — абсор б ция. Но в некоторых заимствованных словах такая замена передается согласно фонетическому принципу: абстра г ировать — абстра к ция, реа г ировать — реа к ция, экстра г ировать — экстра к т, транскри б ировать — транскри п ция.

По фонетическому принципу пишется ы после ц: ц ы ган, огурц ы, куриц ы н, бледнолиц ы й.

Дифференцирующие написания разграничивают на письме словоформы, совпадающие по фонемному составу: ож о г — ож ё г, туш — туш ь, плач — плач ь, рож — рож ь, ко п чик — ко б чик, к о мпания — к а мпания, о рёл — О рёл и т. п. Дифференцирующие написания обычно возникают в результате применения разных принципов графики и орфографии к словам с одним и тем же фонемным составом (о в корне слова ож о г соответствует фонематическому принципу графики, ё в корне слова ож ё г — морфематическому принципу орфографии; ь в слове тушь пишется по традиционному принципу орфографии, отсутствие этого знака в слове туш отвечает фонематическому принципу графики). В соответствии с традиционным принципом орфографии одна и та же гиперфонема может по-разному передаваться на письме: к о мпания и к а мпания.

СЛИТНЫЕ, РАЗДЕЛЬНЫЕ И ДЕФИСНЫЕ НАПИСАНИЯ

Общее правило слитного или раздельного написания простое: части слова пишутся слитно, отдельные слова в словосочетании — раздельно. Но во многих случаях трудно решить, отдельные ли перед нами слова или части слова: наизнанку или на изнанку, неприятель или не приятель, сильнодействующий или сильно действующий, никакой или ни какой.

Для переходных или неясных случаев введены дефисные (полуслитные) написания. Например, морфемы -то, -либо, -нибудь, кое- образуют неопределенные местоимения и наречия: кто-то, какой-либо, где-нибудь, кое-когда. Этим они близки к аффиксам, пишущимся слитно с корнем. Но эти морфемы иногда «ведут себя» как отдельное слово. Например, постфиксы не изменяются при склонении местоимения: кого-то, кому-то; приставки могут быть отделены от местоимения предлогом: кое с кет, кое у кого. Дефис является одновременно знаком и соединительным и разделительным. В противоположность пробелу дефис — соединительный знак (ср.: отчётливо белыйкрасно-белый). В противоположность контакту дефис — разъединительный знак (ср.: красно-белый — краснокожий).

Многие написания этого раздела орфографии противоречивы. Так, наречия пишутся то слитно, то раздельно, то через дефис; ср.: доверху — до отказа, вповалку — в обнимку, исподлобья — из-под мышек, насмерть — до смерти, назло — со зла, врукопашную — в открытую — по-доброму. Существительные и прилагательные одного и того же типа пишутся по-разному; ср.: обер-кондуктор — обертон, блок-пункт — блокпост, народнохозяйственный (<— народное хозяйство) — народно-демократический (<- народная демократия). Здесь правила не всегда согласованы друг с другом. Вследствие этого может оказаться, что по одному правилу слово надо писать, например, слитно, а по другому — раздельно или через дефис. Так, слова индоевропейский, грудобрюшный как термины пишутся слитно. Но по общему правилу написания сложных прилагательных, образованных из двух и более основ, обозначающих равноправные понятия, эти слова надо было бы писать через дефис (ср.: мясо-молочный, садово-огородный). Слово ярко-синий как обозначение оттенка цвета пишется через дефис, но в его основе лежит словосочетание с подчинительной связью яркая синева, а подобные слова пишутся слитно (ср.: железнодорожный <— железная дорога). Наречие в упор пишется раздельно, так как образовано от сочетания предлога на согласную с существительным, начинающимся с гласной. Но по другому правилу это наречие надо было бы писать слитно, так как к существительному не может быть поставлен падежный вопрос (ср.: впору, впрок).

Неупорядоченность правил данного раздела орфографии отчасти объясняется сложностью и нерешенностью проблемы разграничения слова и словосочетания. Неразработанность теории проявляется в нечеткости практических решений. Действующие правила строятся также на разграничении термина и нетермина: термины часто пишутся слитно, а нетермины — раздельно или через дефис. Но определить, является ли слово термином, нередко трудно.

Проблема слитного, раздельного или дефисного написания слов особенно остро встала в последние десятилетия. Объясняется это возникновением десятков тысяч новых слов. Значительная часть этих слов — научно-технические термины, сложные слова.

Основные принципы, на которых строятся правила слитного, раздельного или дефисного написания слов, определяют как лексико-синтаксический и словообразовательно-грамматический.

Лексико-синтаксический принцип связан с разграничением слова и словосочетания: части слова пишутся слитно, отдельные слова в словосочетании — раздельно. На основании этого принципа разграничиваются такие написания, как палата легкораненых — легко раненный вруку; вечнозелёный кустарник — вечно зелёная на альпийских лугах трава; смотреть вдаль — всматриваться в даль; действовать наудачунадеяться на удачу; нигде никог да не быля не знал, ни где он был, ни когда он вернулся; непросохшая одежда — не просохшая за ночь одежда. Орфографические трудности связаны здесь с тем, что пишущему приходится решать, является ли данный отрезок речи отдельным словом или словосочетанием, что часто бывает сделать затруднительно из-за нечеткости границ между этими лингвистическими единицами.

Словообразовательно-грамматический принцип устанавливает слитное или дефисное написание сложных прилагательных и существительных по формальному признаку — наличию либо отсутствию суффикса в первой части сложного прилагательного и соединительной гласной - о- или -е- в сложном существительном. По-разному пишутся прилагательные плодоягодный и плодово-ягодный, картофелеовощной и картофельно-овощной, газонефтяной и газово-нефтяной, водорастворимый и водно-растворимый. Если в первой части сложного прилагательного есть суффикс, слово пишется через дефис, если нет суффикса — слитно. Существительные с соединительной гласной -о- или -е- пишутся слитно: железобетон, лесопарк, земледелец, птицелов. Существительные без соединительной гласной пишутся через дефис: дизель-мотор, диван-кроватъ, сестра-хозяйка, кафе-столовая.

Некоторые написания объясняются традиционным принципом, по которому раздельно пишутся части современного единого слова, восходящего к сочетанию слов. Так, отдельно пишется приставка у наречий, образованных от сочетаний бывшего предлога с бывшим существительным или прилагательным: под мышкой, без оглядки, без просыпу, без у молку, в обтяжку, в обхват, на убой, с натуги, в открытию, на боковую, на попятную и др. В результате действия этого принципа возникает разнобой в правописании наречий. Запомнить сотни наречий практически невозможно, поэтому приходится обращаться к словарям и справочникам.

Этим же принципом обусловлено раздельное написание частей предлогов: в продолжение, в течение, в силу, в целях, по мере, по причине и др.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 1661; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.