КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Принципы обучения в школе для глухих детей
Принципы обучения представляют собой систему обобщенных, устойчивых, существенных, наиболее универсальных требований, определяющих общую направленность компонентов (содержания, методов, форм организации) процесса обучения, характер совместной деятельности учителя и учащихся в учебно-познавательном процессе. Они обусловлены определенными закономерностями и законами процесса обучения, неизменно проявляющимися в педагогической практике, и призваны обеспечить эффективность обучения. Современная общеобразовательная школа для глухих детей руководствуется системой дидактических принципов, обоснованных в общей педагогике: научности, сознательности и активности, доступности, наглядности, прочности, индивидуального подхода, последовательности и систематичности, связи теории и практики и др. При этом предполагается своеобразие их реализации в школе глухих, а также выделяются специфические принципы, учитывающие особенности и закономерности обучения детей с нарушенным слухом: коррекционной направленности обучения, единства обучения основам наук и словесной речи, интенсивного развития слухового восприятия, опоры на предметно-практическую деятельность, интенсификации речевого общения. Принцип научности Принцип научности обусловлен целями школы, призванной вооружать подрастающее поколение подлинно научными знаниями. Принцип научности определяет место научных знаний в учебной деятельности. Он обусловливает включение в содержание школьного образования учебного материала, точно установленного наукой и вооружающего учащегося доступными для его возраста научными понятиями и терминами. В содержании обучения отражаются объективные научные факты, понятия, законы всех основных разделов соответствующих отраслей науки. Знания, которыми вооружает детей специальная школа, могут быть упрощены, но не искажены. Связь теории и практики в процессе обучения глухих школьников Принцип связи теории с практикой предполагает такую организацию познавательной деятельности учащихся, при которой усвоение системы научных знаний связано с приобретением интеллектуальных и практических умений и навыков. Сущность связи теории с практикой состоит в применении глухими учащимися знаний с помощью определенных приемов и средств, переносе их из одних условий в другие. Реализация этого принципа становится надежным средством повышения качества учебной работы, борьбы за сознательное и прочное овладение основами наук. Она способствует развитию творческих способностей глухих учащихся, достижению единства образования, воспитания и трудовой подготовки молодежи, обеспечивает взаимодействие ученика с окружающей средой посредством постановки и решения познавательных и производственных задач, практически готовит глухого ученика к овладению профессией, прежде всего в сфере материального производства. Принцип сознательности и активности Усваивать сознательно — значит разбираться в фактах, вникать в их сущность, выявлять существующие между ними связи и отношения, вскрывать внутренние закономерности. Результат сознательности — формирование знаний, безупречных в научном отношении, отражающих правильные представления и применимых на практике. Принцип сознательности и активности имеет особое значение в обучении глухих детей, которые испытывают значительные трудности в осмыслении материала, представленного в словесной форме. Принцип наглядности Принцип наглядности предполагает опору на чувственный познавательный опыт ребенка (с целью конкретизации усваиваемых понятий, правил, законов) и организацию такого опыта (в целях накопления, систематизации и обобщения чувственных образов как основы формирования новых понятий, выводов, правил) в учебно-воспитательном процессе школы. В обучении глухих принцип наглядности приобретает особую значимость. Лишенный слуха, а значит, и возможности самостоятельно овладеть словесной речью, формировать словесно-логическое мышление, глухой вне специально организованного обучения постигает лишь способы наглядно-действенного, наглядно-образного отражения окружающей жизни. Объем внешних воздействий на глухого ребенка при этом сужен, взаимодействие со средой обеднено, общение с окружающими людьми затруднено. Поэтому одной из важнейших задач начального обучения является обеспечение большего притока информации высокого качества. Наглядность облегчает глухому познание многообразия конкретных явлений, предметов окружающего мира, обеспечивает связь между словом и образом, создает условия для развития наблюдательности, коррекции и развития восприятия и мышления. При этом учитывается, что наглядность сама по себе не гарантирует активного наблюдения, для которого характерно наличие внутренних вопросов, активной мысли ученика. Принцип наглядности требует, чтобы в любом акте наглядного обучения восприятие и абстрактное мышление выступали в единстве. Использование наглядности способствует развитию воображения, яркому запечатлению и длительному сохранению в памяти учебного материала, стимулирует познавательный интерес к изучаемому предмету. Развивающее влияние наглядности зависит от разнообразия наглядных пособий и методических приемов их использования. Наглядные средства, применяемые в обучении глухих, можно условно разделить на три группы: средства предметно-образной наглядности (натуральные средства знаковой (условной) наглядности (схемы, опорные средства динамической наглядности (ТСО в комбинации со Первая группа средств компенсирует бедность чувственного опыта глухих детей. Она призвана обеспечить формирование четких образов новых предметов и явлений, актуализацию образов, сложившихся в прошлом опыте школьников. С помощью второй группы средств наглядности облегчается процесс преобразования мышления глухого (переход с наглядного уровня на уровень конкретно- и абстрактно-понятийный). Средства динамической наглядности позволяют глухим учащимся увидеть предмет в действии, процесс в развитии. В зависимости от типа сочетания слова и наглядности различают несколько способов использования наглядности: иллюстрационный (наглядность подтверждает, конкретизирует информацию учителя), демонстрационный (наглядность выступает как источник знаний, учитель руководит восприятием, побуждает к наблюдениям), действенный (наглядный материал служит исходным материалом для конструирования и переконструирования) и т. д. Принцип доступности Принцип доступности предполагает оптимальное соответствие уровня сложности учебного материала и темпа обучения реальным учебным возможностям учащихся в зоне их ближайшего развития. Педагогический смысл принципа доступности заключается в том, чтобы объединить возможные пути связи нового учебного материала с ранее накопленными учеником знаниями. При этом полнее реализуется возможность умственного развития учащихся. Принцип прочности Дидактический принцип прочности предполагает осмысленное запоминание, длительное сохранение и на основе этого оперативное использование усвоенных знаний в целях их дальнейшего обогащения. Принцип прочности ориентирует учителя на тщательный отбор материала, подлежащего усвоению на уроке и в процессе выполнения домашних заданий, на выделение в нем главного, существенного, что должно стать достоянием словесно-логической памяти, развитие которой у глухих (по данным И. М. Соловьева, Т. В. Розановой и др.) отличается своеобразием, обусловленным рядом причин: меньшей эффективностью их словесного, зрительно-артикуляционного кодирования запоминаемого материала по сравнению более медленным образованием у глухих разветвленной системы соподчиненных и сопоставимых друг с другом значений, которые запечатлеваются в структурах долговременной памяти, и отставанием в формировании приемов опосредствованного В связи с этим настоятельно необходимо стимулирование произвольного и непроизвольного запоминания детьми образцов речевых высказываний при многократных, лучше всего рассредоточенных во времени и обусловленных различными ситуациями повторениях. Важно формировать у детей приемы опосредствованного запоминания (использование картинок-опор, классификация, группировка материала), приемы мыслительной деятельности (сравнение, обобщение, конкретизация, отвлечение и др.). Добиваясь прочности усвоения знаний, учитель ориентирует учащихся на целесообразное использование всех сохранных анализаторов для восприятия учебного материала, а также развивающегося речевого слуха. Принцип последовательности и систематичности Принцип последовательности и систематичности предполагает обеспечение взаимосвязи и взаимообусловленности содержания учебной информации и методов его изложения. Проявлением этого принципа в обучении является установление межпредметных и внутрипредметных связей, которое способствует формированию систематичности в знаниях, усвоенных ранее и вновь приобретаемых либо в рамках одного учебного предмета, либо в связи с овладением материалом другого предмета. Последовательность проявляется в том, что в подборе и изложении программного материала, в использовании методов и форм организации обучения соблюдается принцип перехода от известного к неизвестному, от простого к сложному. Принцип индивидуального подхода Принцип индивидуального подхода требует учета индивидуальных особенностей учащихся в обучении на основе их изучения и определения соответствующей степени трудности заданий и характера воспитательных воздействий. Принцип индивидуального подхода направлен на создание благоприятных условий для реализации каждым учеником ближайших (формирование понятий, способов деятельности) и отдаленных (формирование личностных качеств) целей обучения и развития. Принцип коррекционной направленности Принцип коррекционной направленности предполагает равнение на здоровые силы ребенка (С. А. Зыков, А. И. Дьячков), обеспечение компенсаторного пути развития глухого. Обладая полноценным мозгом, глухой ребенок способен к осознанию окружающего мира, отражая его на доступном наглядно-действенном и наглядно-образном уровне. Овладевая системой выразительных движений — имитаций, знаков (жестовой речью), он удовлетворяет потребность в общении. Утраченную, нарушенную слуховую функцию у глухого частично замещает деятельность зрительного, кинестетического и других анализаторов. Опора на сохранное зрительное восприятие обеспечивает формирование у глухих специфического способа восприятия устной речи по видимым движениям речевых органов — чтения с губ, качество которого зависит от встречной активности слушающего. Эта встречная активность проявляется прежде всего в прогнозировании ожидаемого сообщения, в отраженном проговаривании слов, в переработке всей поступающей информации. На сохранную функцию зрительного, кожного и двигательного анализаторов сурдопедагог опирается при формировании произношения у глухих детей, выработке навыков самоконтроля за речью. Сохранные двигательный и зрительный анализаторы позволяют глухим детям овладеть дактилологией (ручной азбукой). Дактильная речь служит средством для передачи мыслей в тот период, когда устная речь детей находится в стадии формирования и не может служить надежным средством общения. В мышечных кинестезиях рук, развивающихся в процессе дактилирования, находится мощный фактор компенсации. Овладевая дактильным словом, глухой воспроизводит и воспринимает единую динамическую структуру (образуется своеобразная двигательная цепь), что создает основу быстрого и прочного овладения словом. Компенсаторное значение дактильной речи состоит в том, что она облегчает процесс речевого общения и содействует развитию мышления учащихся. Сохранный двигательный анализатор играет компенсаторную роль при организации предметно-практической деятельности детей, которая способствует повышению интенсивности учебного процесса, воспитанию самостоятельности и активности учащихся. Принцип единства процесса обучения основам наук и словесной речи Если учащиеся массовой школы овладевают основами наук с помощью речи, сформировавшейся у них в дошкольном возрасте в общении со взрослыми и сверстниками на основе сохранного слуха, то у глухих учащихся процессы овладения основами наук и словесной речью сосуществуют, взаимодействуют. Обогащение словаря и грамматических структур облегчает глухому процесс овладения основами наук, и наоборот, обучение основам наук обеспечивает дальнейшее обогащение словаря учащихся основной терминологией, расширяет базу совершенствования словесной речи в целом. Успеху в реализации данного принципа способствуют: а) разнообразие словарной работы, упражнений в развитии б) интенсификация активного пользования словарем на внутрипредметной и межпредметной основе; в) развитие словесно-логического мышления в процессе поисковой деятельности, решения познавательных задач. Развивая речь учащихся, учитель создает необходимую базу для совершенствования познавательной деятельности глухого и особенно развития его словесно-логического мышления. Принцип интенсивного развития слухового восприятия глухих в обучении Принцип интенсивного развития слухового восприятия в обучении предполагает развитие в максимально возможных пределах остаточной слуховой функции глухих детей с целью более точного и полного восприятия речи окружающих людей на слухо-зрительной основе с помощью индивидуального аппарата. Принцип опоры на предметно-практическую деятельность Принцип опоры на предметно-практическую деятельность предполагает широкое использование различных видов предметно-практической деятельности как специфического средства коррекции и обеспечения компенсаторного развития всех сторон психики глухого ребенка, пропедевтики общего образования и трудовой подготовки учащихся. Принцип интенсификации речевого общения Овладение языком, речевое общение выступают для глухих в качестве важнейшего средства коррекции и компенсации дефекта. Принцип интенсификации речевого общения обусловливает необходимость реализации коммуникативной функции языка, формирования у глухих детей потребности в общении на словесной основе, обеспечения во всех звеньях учебно-воспитательного процесса широкой речевой практики учащихся, стимулирующей накопление словарного запаса, овладение фонетическими и грамматическими нормами языка. Принцип интенсификации речевого общения предполагает формирование словесной речи в дактильной, устной и письменной форме. Дактильная речь как начальная форма обеспечивает глухому ребенку возможность воспроизводить слова с помощью дактильных знаков по подражанию в условиях, когда устное и письменное изображение слова еще не усвоено. Она позволяет руководствоваться при отборе языкового материала не доступностью его произношения, а актуальностью для общения, развития познавательной деятельности, общего развития глухих учащихся. Дактильная речь — средство, ускоряющее овладение речью в письменной и устной форме. Обучение письменной речи служит целям интенсификации речевого общения. При этом особое значение придается таким формам речевой коммуникации, как отчет, заявление, письмо и др. Устная речь формируется одновременно с дактильной. Овладев основными звуками (сокращенная система фонем), дети оказываются в состоянии использовать актуальный речевой материал, усвоенный в дактильной форме, для общения с окружающими. Овладение языком как средством общения невозможно без правильного восприятия устной речи, внятного произношения. Совершенствованию их качества содействует опора на развивающийся слух ребенка. Работа по развитию речевого слуха — обязательный компонент всех учебных и внеклассных занятий — выступает как важнейшее условие интенсификации речевого общения. Реализация принципа интенсификации речевого общения выражается в формировании у глухих учащихся комплекса речевых умений. К ним относятся развиваемые на всех уроках по всем учебным предметам умения отвечать на вопросы, формулировать вопрос, сообщать о своем желании, отношении, состоянии, деятельности, о выполнении поручения, обратиться с просьбой, поручением к товарищу, учителю и др. Практически речь идет об овладении словесными средствами побуждения к действию — ответной реакцией является выполнение задания. Практика специальной школы для глухих детей подтверждает, что принципы дидактики взаимосвязаны и активно взаимодействуют друг с другом, если они одновременно реализуются в учебной работе как целостная система при сохранении относительной самостоятельности и статуса каждого из них. Без системного подхода к пониманию и использованию дидактических принципов нельзя высококачественно и эффективно осуществить комплекс требований развивающего обучения, решить образовательные и воспитательные задачи обучения.
Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 2319; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |