Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Эмоции как регулятор поведенческих реакций человека




Физиологический, психогенный и информационный стресс.

Нейроэндокринные механизмы стресса.

ЛЕКЦИЯ № 10 Тема. Стресс и эмоции

 

С момента появления живого существа на свет это существо вынуждено сразу приспосабливаться к новым условиям. На протяжении всей жизни человека главной его проблемой будет адаптация. Цель адаптации - поддержание гомеостаза. Для этого существует два пути: первый - избегать действие стрессора и второй - адаптироваться к нему. Процесс адаптации более эффективен и надежен. Адаптация всегда связана со стрессом.

Стресс это напряжение организма; стрессор - фактор, вызывающий это напряжение. Теорию стресса в виде концепции общего адаптационного синдрома обосновал и сформулировал в 1936 году канадский ученый Г.Селье. Понятие «стресс» характеризует неспецифическую нейрогуморальную реакцию организма на действие стресс-факторов. Стрессом (ОАС) называют реакцию активации гомеостатических механизмов. Ведущую роль в этой активации играет система «гипофиз - кора надпочечников». Эта система контролируется гипоталамусом. Гипоталамус интегрирует информацию от всех систем и органов и запускает гормональный механизм поддержания метаболического гомеостаза (рис. 1).

В первую очередь усиливается секреция катехоламинов, адреналина и норадреналина. Они активируют распад гликогена в печени и жиров, и повышают уровень глюкозы в крови. То есть, эти гормоны мобилизуют энергетические резервы организма и тем самым улучшают энергообеспечение органов и тканей. При возрастании концентрации катехоламинов усиливается синтез АКТГ (адренокортикотропного гормона). Это активирует синтез глюкокортикостероидов (кортизола) в коре надпочечников. Кортизол запускает реакции активного синтеза ферментов, тормозит синтез белков в тканях, что ведет к повышению уровня аминокислот, необходимых для активного синтеза веществ. Все это создает условия для поддержания высокой скорости энергообразования в условиях повышенной потребности тканей в энергии. Адреналин и кортикостероиды при стрессе работают однонаправлено и обеспечивают большую скорость катаболизма (распада) мобилизованных энергетических источников. Поэтому эти гормоны называют адаптивными. Такая гормональная адаптация отражает приспособляемость обмена веществ к экстремальным условиям. Важную роль в интеграции и регуляции этих биохимических процессов играет ЦНС. Она постоянно информирует органы и ткани о влиянии внешних факторов и координирует обмен веществ в них, подготавливая организм к стрессовому влиянию. Вообще, имеет значение лишь продолжительность и сила стрессоров: именно эти факторы обусловливают - может ли человек преодолеть повседневные нагрузки или они станут причиной болезней, обусловленных стрессом.

Процессы, обеспечивающие приспособление организма к продолжительной деятельности в новых условиях за счет морфофункциональных преобразований, называют адаптацией. На любой экстремальный фактор (гипоксия, температура, давление, невесомость, психогенный раздражитель) организм отвечает сложной реакцией. Она состоит из специфического компонента, адекватного данному раздражителю, и общей неспецифической реакции, рассматриваемой как физиологическое проявление общего адаптационного синдрома (например, при ориентировочной реакции: специфический компонент - это повышение чувствительности анализаторов и произвольного внимания, неспецифический — мобилизация вегетативных функций. Второй пример экзаменационный стресс: специфический компонент - повышение уровня психических свойств (памяти, внимания, мышления), неспецифический ~ та же мобилизация вегетативных функций). Общая неспецифическая реакция служит базой для так называемого «перекрестного эффекта», когда длительное действие одного фактора повышает устойчивость к другому. Происходит это за счет совершенствования механизмов «переносимости», т.е. за счет морфофункциональных перестроек организма, и выражается в снижении уровня его реактивности. Например, длительная тренировка аэробных кондиций повышает устойчивость и к теплу, и к психогенному фактору; гипоксия - к мышечным нагрузкам субмаксимальной мощности, и наоборот.

В общем адаптационном синдроме выделяют три стадии реагирования на длительно действующий стрессор: 1) тревоги - генерализованная реакция, мобилизация функций; 2) резистентности - повышенной сопротивляемости на базе морфофункциональных перестроек организма; 3) истощения - срыв механизмов адаптации вследствие чрезмерно длительного или, чаще всего, чрезмерно интенсивного действия стрессора. Следовательно, развитие ОАС определяется двумя факторами: с одной стороны - временем и интенсивностью действия фактора, а с другой - адаптативными возможностями человека. Модальность стрессора в этом плане не имеет принципиального значения. Эта закономерность универсальна для всех биологических систем.

Важное значение имеет информационное содержание стрессора. Оно определяет субъективную оценку его сигнального значения. Поэтому выделяют две категории стрессоров: одни непосредственно действуют на органы и системы (мышечная нагрузка, шум, гипоксия, тепло), другие ействуют психогенно и приводят к психоэмоциональному напряжению организма. Следовательно, эмоциональный (психический) стресс - это разновидность общей системной реакции (ОАС) с характерными, объективно регистрируемыми, симптомами на действие внутренних или внешних факторов информационной природы (например, внутренней - боль; внешней - неприятное известие). Эмоциональный стресс объединяет понятия тревоги, конфликта, переживание угрозы безопасности, неудачи и т.п. Следовательно, решающая роль в развитии стресса принадлежит негативным эмоциям. Сигналами к вовлечению нервных механизмов отрицательных эмоций становится рассогласование между моделью ожидаемого результата и обратной афферентацией.

Таким образом, в развитии предельных психоэмоциональных напряжений ведущей характеристикой стрессора является его информационная компонента. Она и определяет психическую оценку сигнала как негативного. При неподготовленности человека к защите или избеганию стрессора и возникают предельные психоэмоциональные напряжения.

Эти же напряжения возникают и при резком увеличении объема оперативной информации. В этом случае сенсорные системы человека не справляются с потоком информации, что и вызывает психоэмоциональный стресс. Необходима селекция наиболее значимой информации. Природа развития информационного стресса та же, что и под действием стресс-факторов иной модальности.

В принципе, деление стресса на физиологический, психологический и информационный является чисто условным и свидетельствует лишь о природе действующего фактора и степени вовлечения конкретной системы в стресс-реакцию организма. На самом деле в любой стресс-реакции присутствуют физиологические и психические компоненты. Речь может идти только о степени выраженности той или иной компоненты реакции. Поэтому стресс и получил название общего адаптационного синдрома. В этом аспекте, эмоциональный стресс следует рассматривать как общую системную реакцию организма, а эмоции — как особый класс психических состояний, связанных с инстинктами, потребностями и мотивами.

Эмоции сопровождают любую активность человека и служат одним из главных механизмов регуляции психического состояния человека.

Положительные эмоции, вызванные полезными действиями, побуждают субъекта к их достижению и сохранению; отрицательные стимулируют активность, направленную на избегание вредных воздействий.

Таким образом, осуществляя функцию положительного или отрицательного подкрепления, эмоции способствуют приобретению полезных и устранению не оправдавших себя форм поведения. Следовательно, эмоции выступают как биологический регулятор поведенческих реакций человека.

По общепринятой теории, эмоции - эволюционно более старая форма психического проявления стрессового состояния. Эмоции как механизм регуляции поведения возникли значительно раньше, чем интеллект. Поэтому они и выбирают более простые решения жизненных ситуаций. Тому, кто руководствуется их проявлениями, эмоции прибавляют энергии, поскольку они напрямую связаны с физиологическими процессами, в отличие от интеллекта, которому подчинены не все системы организма. Под сильным влиянием эмоций происходит такая мобилизация сил, которую невозможно вызвать интеллектом.

Эмоции представляют собой суммарную оценку внешних и внутренних сигналов в субъективной, невыразительной форме. Как субъективный феномен эмоции, отбирая полезное (или вредное), не только определяют запуск «аварийных» программ выживания, но и представляют собой активную форму взаимодействия со средой, где фиксируются полезные формы

Эмоции, как психические реакции, базируются как на врожденных, так и на приобретенных механизмах. Попытка топографического определения конкретной эмоции |в ределенном участке мозга является ошибочной.

С позиции физиологии, эмоция - это активное состояние специализированных мозговых структур, побуждающее изменить поведение в направлении минимизации или максимализации этого состояния. Регуляторная функция эмоций реализуется за счет активации вегетативной нервной системы и ретикулярной формации. Оба этих механизма, во взаимодействии с лимбическими структурами, составляют центральный нервный субстрат эмоций. При отсутствии своевременных мер профилактики и коррекции, длительный эмоциональный стресс переходит в разнообразные формы неврозов и психосоматических расстройств.

 

 

Курс лекций по "Психофизиологии" для студентов биофака ДонНУ в объеме 18-20 лекций

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 553; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.018 сек.