Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Разовое и повторное исследование




 

В зависимости от того, проводятся они однократно или многократно, социологические исследования подразделяются на разовые и повторные. Первые позволяют получить представление о состоянии, положении, статике какого-либо социального объекта, явления или процесса в данный момент.

Вторые используются для выявления динамики, изменений в их развитии.

Количество повторных социологических исследований и временные интервалы между ними определяются их целями и содержанием. Разновидностью повторного социологического исследования является панельное, когда один и тот же социальный объект изучается по идентичной программе и методике через определенный интервал времени, благодаря чему появляется возможность установить тенденции его развития [1,c. 99].

Наиболее наглядный пример панельного социологического исследования — периодические переписи населения.

Точечное исследование (его еще называют разовым) дает информацию о состоянии и количественных характеристиках какого-либо явления или процесса в момент его изучения.

Эта информация в определенном смысле может быть названа статической, поскольку отражает как бы моментальный «срез» объекта, но не дает ответа на вопрос о тенденциях его изменения во времени.

Такие данные могут быть получены лишь в результате нескольких исследований, проведенных последовательно через определенные промежутки времени. Подобные исследования, основанные на единой программе и инструментарии, называются повторными.

По сути дела они представляют собой средство сравнительного социологического анализа, который направлен на выявление динамики развития объекта [1, c. 105].

В зависимости от выдвигаемых целей повторный сбор информации может проходить в два, три этапа и более.

Длительность временного интервала между первоначальной и повторной стадиями исследования самая различная, ибо общественные процессы обладают неодинаковой динамикой и цикличностью. Часто именно свойства объекта подсказывают временные интервалы повторных исследований. Например, если изучаются тенденции в осуществлении жизненных планов выпускников средних школ и первый раз их опросили перед выпускными экзаменами, то очевидно, что ближайший срок повторного исследования - после завершения приема в вузы или поступления на работу.

Особый вид повторного исследования - панельное. Допустим, в ходе повторного исследования выясняется степень эффективности образования. Обычно она определяется независимо от того, как изменился объект за период между первоначальной и повторной стадиями исследования. Панельное же исследование предусматривает неоднократное изучение одних и тех же лиц через заданные интервалы времени [1, c. 110].

Поэтому для панельных исследований целесообразно соблюдать такие интервалы, которые позволяют максимально сохранять стабильность исследуемой совокупности по ее величине и составу. Эти исследования дают хорошую возможность обновлять и обогащать информацию, отражающую динамику, направленность развития.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Несмотря на то, что каждое социологическое исследование, претендующее на цельность и законченность,единой, унифицированной формы социологического анализа, пригодной для изучения различной сложности проблем, не существует.

Необходимо учитывать исследовательскую этику социологии, которая заключается, прежде всего, в соблюдении общенаучных принципов, которые необходимы для исследования в любой науке:

· объективность;

· научность;

· методичность;

· анализ информации;

· связь с другими науками и т.д.

В каждом из этапов исследования должны соблюдаться правила. К примеру, на уровне сбора и обработки информации, необходимо описание методов сбора информации предполагает обоснова­ние избранных методов, фиксацию основных элемен­тов инструментария и технических приемов работы с ними Описание способов обработки и анализа инфор­мации предполагает указание, каким образом это бу­дет производиться, с использованием каких приклад­ных компьютерных программ. В описательном исследовании может быть применен один или несколько методов сбора эмпири­ческих данных. Сочетание методов повышает досто­верность и полноту информации, позволяет сделать более глубокие выводы и обосновать рекомендации.

Перед окончательным выбором вида социологического исследования нелишним будет реалистично оценить и свои возможности, особенно глубину знаний методики, техники и организации, а также практические навыки.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

1. Гречихин Б.Г. Лекции по методике и технике социологических исследований. М., 1988. 341 с.

2. Зборовский Г.Е, Орлов Г.П. Введение в социологию. 1992. 297 с.

3. Иванов В.Н. Социология сегодня: Опыт и проблемы социологических исследований. М., 1989. 294 с.

4. Лекции по методике конкретных социальных исследований. Под ред. Г.М. Андреевой. М.384 с.

5. Ядов В.А. Социологическое исследование: методология, программа, методы. Самара, 1995. 327 с.

6. Социология. Электронное пособие МГУПИ. Лекция №8




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 4008; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.