Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Мифологизация социальных тревог в массовой коммуникации




Одним из важнейших свойств массовой коммуникации принято считать ее способность уменьшать неопределенность. Способность массовой коммуникации удовлетворять информационные потребности может быть использована для того, чтобы манипулировать сознанием и поведением человека путем мифологизации действительности. Далеко не последняя роль в этом процессе отводится социальным тревогам и страхам населения.

Результаты экспериментальных исследований показывают, что cтрах побуждает искать в другом человеке того, кто может помочь преодолеть и устранить угрозу путем информирования о том, как следует воспринимать ситуацию или действовать [10; 375-376]. Именно на этом пути открывается возможность умышленного манипулирования массовым сознанием, чувствами населения, его страхами и тревогами посредством СМИ, манипулирования с помощью трансляции разного рода мифов, истинной целью которой может быть реализация вполне прагматических намерений.

Исследования влияния на реципиента устрашающих сообщений свидетельствуют о том, что высокий уровень страха, присутствующий в коммуникации, оказывается эффективным в том случае, если после возбуждения тревоги и страха следуют рекомендации о том, как устранить появившуюся угрозу. Действие принципа <страх-затем-облегчение> в коммуникации ведет к большей уступчивости реципиента, ибо простые и легко выполнимые рекомендации могут оказаться как раз именно тем, что хотел бы внушить сделать реципиенту коммуникатор [9; 230-231]. Иными словами, состояние тревоги или страха, внушенное СМИ, выступает основой для внедрения в сознание нужных коммуникатору моделей объяснения реальности и образцов поведения. А одним из наилучших средств для этого являются мифы, которым издревле был свойственен этиологизм.

Современная мифология, как и древняя, позволяет человеку объяснять и интерпретировать действительность, понимать ее, находить в ней какой-то смысл. Состояние тревоги или страха и создает предпосылки для внедрения в сознание мифологических образов. Более того, в условиях социального кризиса, увеличения тревожных настроений в обществе возникает потребность в лидере, приобретающем черты мифологического героя, одной из характерных особенностей которого является пониженное чувство опасности [14; 172]. В мифологическом герое, не ведающем страха, человек находит то, что отсутствует у него самого - бесстрашие. Именно поэтому мифологический герой превращается в идола и ему передается право действовать [13; 321]. На этом мифологическом приеме основано позиционирование политиков, в имидже которых всегда можно встретить мотив борьбы с внушающим опасность врагом и его ниспровержение бесстрашным лидером.

Вместе с тем немаловажен и тот факт, что мифологизация в СМИ социальных тревог, как, впрочем, и всей социальной реальности в целом, обусловлена природой массовой коммуникации. Проведенный Дж. Уильямсоном семиотический анализ рекламы демонстрирует, что благодаря рекламе создаются новые структуры значения, не существовавшие до этого. Семиотический процесс присвоения рекламируемым объектам новых свойств основан на установлении значимой связи между качествами товара и людским миром. Характеристики рекламируемого объекта наделяются значениями, свойственными этому миру - уверенности в себе, успешности в карьере и личной жизни и т.д. [12; 71-72].

Этот процесс конструирования новых значений и смыслов возможен в силу выполняемой массовой коммуникацией функции присвоения статуса, назначение которой, по мнению П. Лазарсфельда и Р. Мертона состоит в том, чтобы повышать социальную значимость тех или иных индивидов или групп. <Внимание средств массовой коммуникации свидетельствует, что объект сообщения достоин быть выделенным из анонимной массы, его поведение и мнения достаточно важны для всех> [11; 141].

Иными словами, вместе с возвышением информационного статуса неких событий повышается и значение эмоциональных переживаний, сопутствующих этим событиям или пробуждаемых ими, например, социальных тревог и страхов.

Таким образом, мифологизация социальных тревог в СМИ основана на имманентных массовой коммуникации семиотических механизмах перекодировки уже имеющихся значений, присвоения объектам, событиям нового значения. Вследствие этого становится возможным порождение не только истинных, но и ложных, иллюзорных, виртуальных страхов и тревог, что является удобным плацдармом для злоупотреблений и сознательного, умышленного использования инструментов массовой коммуникации в целях манипулирования сознанием и программирования поведения с помощью разного рода социальных или политических мифов.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проблема массового страха и тревоги, хотя и уходит корнями в далекое прошлое, все еще остается актуальной и всегда будет ей оставаться, ведь пока существует человек, вместе с ним, в нем самом будет существовать и страх. Конечно, по мере развития общества и цивилизации он будет приобретать новые формы, а люди будут изобретать новые способы борьбы с ним. И если общество и дальше будет развиваться как авторитарно-механистическое, то страх всегда будет жить в душе человека.

Любой человек, совершенно лишенный чувства страха, лишен и всяческой ответственности и обязанности и не способен сосуществовать с другими человеческими индивидами. Поэтому страх и тревога не только неизбежены, но и необходимы. Как известно, страх положительное качество, когда он мобилизует нас на какое-то действие или останавливает нас. Другое дело, что страх может иметь и отрицательные качества и направлять действия людей в деструктивное русло. Например, одним из самых действенных приемов вытеснения страха является агрессивность. Если человек находит в себе силы из пассивного состояния страха перейти в нападение, то мучительное чувство страха исчезает. Так возникают войны, происходят убийства и т. д. Также, страх, господствующий в обществе, приводит к психологической замкнутости людей, деформации человеческих отношений, деморализации общества. Решение этой проблемы может проявиться и в таких формах, как садизм, мазохизм, нарциссизм и последняя, злокачественная форма - деструктивность, то есть желание уничтожить всех людей. Человечество должно обуздать излишние страхи, нам необходимо посмотреть своим страхам в глаза и научится жить с этим неизбежным спутником любой высокоорганизованной жизни.

С развитием техногенной цивилизации, которая разрушала биологическую основу деятельной личности на протяжении нескольких тысячелетий, нагрузка страха на человека постоянно увеличивается, человек вопреки логике не освобождается от биологических древних страхов, а наоборот, усиливает их и постоянно создает новые. Человеческая цивилизация идет путем страха, а это неизбежно тупиковый путь.

Итак, мы видим, что страх глубоко коренится в биологической структуре человека. Но, тем не менее, эта структура не является врожденной; она сформировалась в процессе исторического развития и в принципе поддается изменению. Человек может любить других людей, но для этого он сам должен быть независимой и творческой личностью. Истинный гуманизм может победить страх, но, к сожалению, пока тенденций к его преодолению не наблюдается. Чтобы изменить общество, нужно изменить цивилизацию, а долгий и трудный процесс, который не всегда осуществим.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 396; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.