КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Функциональные стили русского языка
Вопросы.
- сфера функционирования; - функции и стилистические особенности текстов; - жанровые разновидности; - языковые особенности (лексические, морфологические, синтаксические) 2. Публицистический стиль: - сфера функционирования; - функции и стилистические особенности текстов; - жанровые разновидности; - языковые особенности (лексические, морфологические, синтаксические). 3. Художественный стиль. Соотношение понятий литературный язык и язык художественной литературы.
4. Особенности разговорного стиля.
Задание 1. 1. На примере предложенного ниже текста охарактеризуйте функции научного стиля, общестилистические, жанровые, лексические, морфологические и синтаксические особенности.
Задание 2. Преобразуйте фрагмент научной речи в публицистику. Культура речи – владение нормами устного и письменного литературного языка (правилами произношения, ударения, грамматики, словоупотребления и др.), а также умение использовать выразительные средства в разных условиях общения в соответствии с целями и содержанием речи. Термин «Культура речи» употребляется в широком смысле (и тогда имеет место синоним «Культура языка»). В этом случае имеются в виду образцовые тексты письменности, а также потенциальные свойства языковой системы. В узком смысле под Культурой речи понимают конкретную реализацию языковых свойств и возможностей в условиях повседневного – устного и письменного общения. Задание 3. Подготовьте небольшой научный текст (10 предложений) на тему «Моя будущая специальность», докажите, что это именно научный стиль.
Литература: 1. Русский язык и культура речи / Под ред. С.Р. Омельченко. Волгоград, 2011. С. 46-58. 2. Введенская Л.А., Павлова Л.Г., Кашаева Е.Ю. Русский язык и культура речи: учеб. пособие для вузов. Ростов н/Д, 2003 (и более поздние издания). 3. Культура русской речи / под ред. Л.К. Граудиной и Е.Н. Ширяева. М., 1998. 4. Винокур Г.О. Язык литературы и литературный язык // Филологические исследования. Лингвистика и поэтика. – М.: Наука, 1990. – С. 14-287. 5. Кожина М.Н. Стилистика русского языка. – М.: Просвещение, 1993. 6. Костомаров В.Г. Языковой вкус эпохи: Из наблюдений над речевой практикой масс-медиа. – М.: Педагогика-пресс, 1994.
Задание 4. Заполните таблицу, используя материал для справок.
Материал для справок. 1. Сфера общения: общественно-политическая, научная, правовая, бытовая. 2. Цель общения: передача информации; убеждение; предписание или указание; соблюдение этикета; эстетическое воздействие. 3. Способ общения: а) массовый, личный; б) контактный, неконтактный, косвенно-контактный. 4. Функция: коммуникативная, воздействия, этикетная, эстетическая. 5. Вид речи: монолог, диалог, полилог. 6. Форма речи: письменная, устная. 7. Способ изложения материала: формально-логический, констатация или утверждение, произвольный (прерывистость и непоследовательность с логической точки зрения), художественно-образная конкретизация. 8-13. Объективность, точность, ясность, экспрессивность, стандартизированность, полнота изложения: «есть» (+), «нет» (–).
Задание 5. Прочитайте текст. Подчеркните языковые средства, характерные для научного стиля. Измените текст так, чтобы он был полностью выдержан а) в разговорном, б) в научном стиле.
– Папа, я хочу на завтрак кукурузных хлопьев. Неужели и сегодня овсянка? – Да. Мама выдвинула предположение, что ввиду похолодания будет полезно повысить температуру твоего тела путем поедания тобою овсянки. Кроме того, ввиду упомянутых температурных условий твои связанные бабушкой перчатки и пальто с теплой подкладкой и капюшоном, несомненно, должны быть надеты. – Можно посыпать овсянку сахаром? – Отсутствие сахара в сахарнице, имеющейся в нашем распоряжении, отмечалось некоторое время тому назад папой. Однако в настоящее время очередная доза этого вещества доставляется мамой из кухни, где оно хранится в специально приспособленном контейнере. – Папа, я не хочу сегодня в школу. Не каждый же день туда ходить! – Несколькими исследователями было независимо показано, что недостаток школьного образования может впоследствии отрицательно повлиять на способность индивидуума зарабатывать деньги. Кроме того, другие папы сообщали, что, в частности и в особенности, та школа, которой папа платит деньги, является очень хорошей. Другим фактором, который необходимо принимать во внимание, является относительная свобода, которой мама пользуется днем в твое отсутствие, в силу чего имеется возможность уделять внимание лишь бэби и себе самой. – Но зачем туда ходить каждый день? – Предыдущее высказывание по данному вопросу игнорируется полностью. Создается впечатление, что в этот момент ты не слушала. Доводы настоящего оратора сводятся к следующему: при отсутствии преимуществ в образовании, которые обеспечиваются регулярным посещением нормальной школы, могут наблюдаться пробелы в знаниях, а этот недостаток, в свою очередь, может привести к бедствиям, проистекающим из недостаточности денежных резервов. – Папа, бэби плачет. Он всегда плачет. – Да. Многие подчеркивали, что наш бэби выделяется в этом отношении. Твое наблюдение находится в согласии с сообщениями как мамы, так и дяди Билла. Некоторые другие посетителя, однако, которым приходилось изучать это явление на других бэби, оспаривали очевидную уникальность этого аспекта бихевиористической характеристики рассматриваемого бэби как кажущуюся. – Я люблю дядю Билла. Когда он придет? – Кажется весьма вероятным, если принять во внимание все имеющиеся отношение к делу факты, что папа войдет в визуальный контакт с дядей Биллом в течение предстоящего дня. Тогда вопрос, который ты подняла, и будет рассмотрен. (Физики продолжают шутить / Сборник переводов. М., 1968)
Русский язык и культура речи
Практическое занятие № 7
Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 960; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |